Конспект урока "Художественная культура России пореформенной эпохи"
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему

Козлова Ирина Юрьевна

Второй урок темы, в которую вошли музыка и архитектура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_poreformennaya_epoha_otkrytyy_urk.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ

ПОРЕФОРМЕННОЙ ЭПОХИ» Урок 2.

Цель: сформировать представление обучающихся о России пореформенной эпохи через призму различных видов искусства.

Задачи:

- развитие критического мышления, умения работать с разными источниками информации, способности аргументировать свою точку зрения;

- развитие способности использовать основные интеллектуальные операции: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей;

- получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений;

- воспитание чувства патриотизма, индивидуального художественного вкуса, становление духовной культуры, формирование устойчивой потребности в общении с искусством;

- формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству в целом и к культуре своего народа в частности;

- формирование исследовательских умений, развитие творческих способностей обучающихся.

Ход урока

1.  Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень надеюсь, что наша совместная деятельность на уроке будет плодотворной, и мы достигнем желаемой цели.Тема нашего урока «Художественная культура России пореформенной эпохи» На предыдущем уроке мы уже начали изучение этой темы, а именно живопись и литературу, поэтому вы без проблем  должны ответить мне на вопросы.

Вопрос: Что стало точкой отсчета пореформенной эпохи?

Какое слово стало ключевым в творчестве русских мастеров?

Кто был главным действующим лицом в русской культуре пореформенной эпохи?

Каким предстает образ народа в творчестве Некрасова?

Функция живописи изменилась, если раньше она служила для украшения жизни и была призвана радовать глаз, то какова ее функция стала сейчас?

Какие жанры живописи преобладали в это время? Слайд 3,4.

Что такое «бунт 14»?

Ваше отношение к творчеству передвижников.

Ну что,  молодцы, а сейчас обратите внимание на экран, вы видите 5 изображений, которые имеют непосредственное отношение к нашей сегодняшней теме. На том уроке мы уже начали изучение данной темы, поэтому вас не затруднить выполнить мое задание. Слайд 1.

Помимо изображений на экране, у меня  на столе находятся символические предметы ( юбилейная монета в честь отмены крепостного права, сборник стихов, нотный сборник, рисунок макета дома советов, кисть и часы).

Я попрошу помочь мне распределить предметы-символы и найти им «пару». Кроме того, в наборе есть предмет, который объединит эти знаменитые личности. Попрошу вас найти его и дать соответствующее объяснение своему выбору.

Обучающиеся выполняют задание, делают пояснения.

Учитель: Часы – это олицетворение времени. Всех этих людей объединяет одно время, одна эпоха. Все они жили в эпоху пореформенной России. Поэтому сегодня мы говорим о художественной культуре России пореформенной эпохи (слайд 2).

Сегодня мы продолжим тему пореформенной эпохи. Начнем с музыки. Во второй половине XIX века появилась целая плеяда композиторов, в центре внимания которых оказались человек с его сложным душевным миром и народ, угнетенный, страдающий, но обладающий огромной нравственной силой.

Особую роль в музыкальной культуре сыграл кружок петербургских композиторов,  вошедший в историю под названием «Могучая кучка» (слайды 5, 6). Они свято верили, что национальное русское искусство произрастает из одного корня – народного творчества, и путь русского композитора связан, прежде всего, с претворением в музыке образа народа, его истории.

Учитель: Сейчас мы посмотрим фрагмент произведения Александра Порфирьевича Бородина , а вы попробуйте определить по мотивам какого литературного произведения данная композиция.  (А.П. Бородин.Ария Ярославны. Опера «Князь Игорь»). Ответы детей.

Учитель: М.П. Мусоргский  подобно многим мастерам пореформенной эпохи мечтал коренным образом изменить жизнь русского народа. Он мечтал воплотить в звуках «всю правду жизни», показать средствами музыки духовную суть человека, оценить беспристрастным взглядом российскую историю. «Прошлое в настоящем – вот моя задача».

Вопрос: С творчеством какого художника  можно сравнить работы Мусоргского и Бородина?

Учитель: Изучая культуру пореформенной эпохи, нельзя не сказать о творчестве еще одного великого композитора. Это П.И. Чайковский.(Слайд 7

Еще при жизни музыка композитора ассоциировалась с величайшими достижениями русской и мировой культуры. Она вместила всю информацию о душе человека, психологии его чувств, динамики страстей, стремление к счастью и невозможность его достижения в силу трагичности и конечности земного бытия. Чайковский оставил много произведений, в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса. Вершиной его оперного искусства является опера «Пиковая дама». Сейчас я предлагаю вам прослушать отрывок (звучит ария Германа).

Учитель: Культурные веяния пореформенного периода ярко и своеобразно воплотила архитектура.(Слайд8) В архитектуре того времени смешались мотивы европейского и древнерусского зодчества. Выдающееся архитектурное творение – Храм Христа Спасителя (Слайды 9,10). Автор проекта Константин Андреевич Тон придал сооружению облик традиционной для русской культуры пятикупольной соборной церкви, прекрасной в своем грандиозном величии. История храма трагична. Начинается она в 1812 году, когда на месте Москвы осталось грандиозное пепелище. Один из очевидцев этого страшного зрелища написал: «Москвы больше нет!» Но древняя столица была возрождена буквально из пепла. В кругах, близких к императорскому двору, родилась идея увековечивания подвига русского народа в Отечественной войне. Строили храм всем миром на добровольные пожертвования. Освещение собора состоялось в 1883 году, а в 1931 – он был взорван и разобран. 7 января 1995 года состоялась церемония закладки нового собора. (слайд 11) Сегодня он гордо парит над Москвой, вселяя надежду на возрождение традиционных духовных ценностей России.

2. И завершить сегодняшний урок хочется стихотворением Ф.И. Тютчева,«Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать, В Россию можно только верить».

На протяжении всей истории наша страна находится в поступательном движении. Движение вперед российского народа непоколебимо, и примером тому множество. Даже сегодня наш народ верит в лучшее будущее России.

3. Оценивание.

4. Домашнее задание: Тема № 7. Подобрать односюжетные произведения в музыке, живописи и литературе, записать в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по истории. Конспекты по культуре России

Культура России для большенства учащихся западающее звено. Краткие сведения сопровождаются иллюстрациями...

Развитие культуры и просвещения в России в эпоху Петра I

Текст, посвящённый развитию культуры и образования в России в эпоху правления Петра I...

План-конспект урока в 10 классе "Россия в эпоху Петра Великого"

Урок истории в 10 классе естественно-научного  профиля. Базовый уровень....

Конспект урока в 7 классе "Мир и Россия в эпоху великих географических открытий"

Конспект урока в 7 классе "Мир и Россия в эпоху великих географических открытий"...

План-конспект урока по теме: "Петр 1. Россия в эпоху петровских реформ"

План-конспект урока, проведенный в 8 классе по истории России для повторения и закрепления материала...

План-конспект урока истории России на тему "Эпоха дворцовых переворотов" 8 класс.

Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС. На уроке использованы технологии: проблемного обучения и беседа, анализ визуального материала, работа с источниками, информационно-коммуникационные техноло...

конспект учебного занятия по теме "Россия в эпоху петровских преобразований"

конспект учебного занятия с применением интерактивных технологий...