Конспект урока МХК в 9 классе: "Тайны художественного образа".
план-конспект урока по мхк (8 класс) на тему

=

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мировая художественная культура, 9 класс

«ТАЙНЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА»

 Цель: Формирование у учащихся ключевых компетенций, в т.ч.  понимания мировой художественной культуры как эстетической ценности, обладание которой является составляющей современной модели выпускника школы.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятием «художественный образ».

2. Раскрыть природу художественного образа.

3. Воспитывать творческое отношение к пониманию произведений различных видов искусства.

 Форма урока: урок-дискуссия.

 Ход урока.

Слайд 1.

Учитель: В каждом произведении искусства заложена идея, выраженная в конкретном объекте, изображаемом автором произведения, будь-то музыкант или художник, скульптор или поэт. Художественное произведение не может считаться искусством, если оно не несёт в себе какой-то иносказательный смысл, даже если мы видим и понимаем то, что изобразил нам его автор. Искусство на то и искусство, что заложенный в нём смысловой фон несёт в себе  нечто большее.

Любое изображение связано с субъективным авторским замыслом, который воссоздаётся и находит воплощение в том или ином образе. Сегодняшний урок позволит нам познакомиться с тайнами художественного образа.

Послушайте ребята отрывок из одной античной легенды.

Слайд 2.

Ученик: В старинной античной легенде рассказывается о состязании двух живописцев – Зевксиса и Паррасия. Заспорили они о том, кто из них более талантлив, и каждый задумал поразить людей чем-то необыкновенным, из ряда вон выходящим. Один так нарисовал кисть винограда, что птицы, ничего не подозревая, слетались клевать ягоды. Другой поверх картины изобразил занавес, да так искусно, что соперник, пришедший посмотреть его труд, попытался сдернуть нарисованный покров.

Учитель: Как вы думаете, ребята, кому была присуждена победа?

(Ответы учащихся)

– Да, победа была присуждена второму живописцу, так как «обмануть» художника гораздо труднее, чем птиц.

С давних времен люди по-разному измеряли степень совершенства художественных произведений. Самый упрощенный способ призывал выяснить, насколько произведение искусства похоже на жизнь. Казалось бы, все ясно. Если похоже – хорошо. Если очень похоже – талантливо. А если так похоже на жизнь, что невозможно отличить, – гениально. Давайте и мы попробуем дать оценку нескольким работам.

Слайд 3.

– Перед вами работы, где изображено одно и тоже время года – осень.  Какое из них вам кажется более совершенным, а какое менее? Почему?

(Ответы учащихся с пояснением своей точки зрения).

Слайд 4.

– Многие философы, например Аристотель, считали, что от художника нельзя требовать абсолютной правды в «подражании» природе. Аристотель справедливо говорил, что «искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать». Посмотрите на репродукцию картины Леонардо да Винчи «Джаконда» и попробуйте доказать правоту слов Аристотеля.

(Ответы учащихся)

Слайд 5.

– В более поздние времена немецкий поэт И. В. Гёте в статье «О правде и правдоподобии в произведениях искусства» писал: «Художник, признательный природе... приносит ей... обратно некую вторую природу, но природу, рожденную из чувства и мысли, природу человечески завершенную». Таким образом, художник ни в коем случае не должен стремиться к абсолютно точному воспроизведению действительности. В подтверждение этого мы видим на слайде работу Клода Моне. Можно ли утверждать, что море, изображённое живописцем правдиво и реалистично?

(Ответы учащихся.)

Слайд 6.

– На слайде вы видите архитектурные сооружения. Что они вам напоминают? (Ответы учащихся). 

– Сегодня часто говорят, что художник мыслит образами, само же искусство определяют ставшей уже классической фразой В.Г.Белинского: «Искусство – это мышление в образах». Но в чем особенность художественного мышления? Где секрет творческой фантазии, порождающей мир, в котором живут герои произведений, разворачиваются драматические события, решаются судьбы людей? Секрет кроется в нашем познании окружающего мира и отношении к нему.

В повседневной жизни нас окружает множество вещей, перед нашими глазами разворачиваются различные события и явления. Все это необходимые предпосылки для создания произведений искусства. Но таковыми они становятся лишь в преломлении мыслей и выражении чувств человека. Ярко выразить свои переживания способен не каждый. Это подвластно лишь художникам.

  Слайд 7.

В произведении искусства воедино слиты явления действительности и творческая фантазия художника. Он видит мир «сквозь магический кристалл» художественного восприятия. В его сознании рождается художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется собственный мир чувств и переживаний художника.

Художественный образ только поначалу кажется «снимком» действительности. На самом деле – это окно в безбрежный мир мыслей, чувств и представлений художника. Без его индивидуального отношения к жизни, личного настроения нет и художественного образа. Копия, даже очень точная, безжизненна и неинтересна. В отличие от нее художественный образ всегда немножко загадка, тайна. Перед вами несколько изображений одного и того человека – Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

(Ученикам даётся письменное задание описать образ композитора, выбрав одно из изображений. Звучит музыка А. Моцарта).

– Каким пред вами предстаёт образ великого гения? (Блиц-опрос).

– Каким должно быть соотношение вымысла и действительности в художественном произведении? Обратимся к комедии древнегреческого драматурга Аристофана «Лягушки».

Слайд 8.

(Ученики инсценируют отрывок из комедии.)

 (В ней приводится спор двух великих трагиков – Эсхила и Еврипида. На вопрос Эсхила: «За что следует восхищаться поэтом?» – Еврипид отвечает: «За искусство его и за наставления, – за то, что мы (т.е. поэты) делаем лучшими людей в государстве». Еврипид упрекает Эсхила в том, что он выводит на сцену «страшилищ невозможных, неведомых и зрителю», показывает людей такими, какими они должны быть, а не такими, какие они есть на самом деле. Сам же Еврипид предстает здесь грубым натуралистом, так объясняющим свои взгляды на искусство:

Я вывел в драме нашу жизнь, обычаи, привычки,

Меня любой проверить мог.

Все понимая, зритель

Мог уличить меня, но я не хвастался напрасно.

 Ведь разберется зритель сам, и не пугал его я...)Ребята, на чьей же стороне Аристофан? Кто же из них более прав?  

(Ответы учащихся).

Автор пьесы отдает предпочтение Эсхилу, который воспитывает нравственного человека, а «безнравственные вещи скрывает». От его «речей правдивых» город наполнился «своднями», «бродягами», «писаришками и шутами», «неверными женами». Относительно Еврипида Аристофан восклицает: «Каких только бед не причинил он!» Вывод таков:

Видит Зевс, это верно, но надо скрывать все позорные вещи поэтам

И на сцену не следует их выводить; уделять им вниманья не надо,

Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых – поэты.

Лишь полезное должен поэт прославлять.

Как видим, одна лишь неприкрытая правда не может быть главным критерием художественности. Но до каких пределов позволителен вымысел в искусстве? Интересна в этом отношении мысль, высказанная китайским художником Ци Байши: «Писать надо так, чтобы изображение было где-то между похожим и непохожим. Чересчур похоже – передразнивание природы, мало похоже – отсутствие уважения к ней».

Слайд 9.

– В связи с этим нам необходимо познакомиться с таким понятием, как условность в искусстве, без которого невозможно понять сущность художественного образа. Условность в искусстве – это изменение привычных форм предметов и явлений по воле художника. Условность – это то, что не встречается в окружающем мире. Условно, например, деление пьесы на акты и действия. В жизни занавес не падает на самом интересном месте и смерть героя не дожидается конца спектакля. Давняя театральная шутка: «Отчего он умер? – От пятого акта». На балетном представлении нам не кажется странным, что перед лицом смерти или при объяснении в любви персонажи проделывают определенные ритмические движения, создают сложный хореографический рисунок. «Немота» танцовщиков позволяет лишь сильнее оттенить красноречивость их жестов.

А сколько увлекательных происшествий придумано писателями-фантастами! Полеты на другие планеты, встречи с несуществующими марсианами, войны с ними... Вспомните «Аэлиту» А.Н.Толстого или «Войну миров» Г.Уэллса. Реализм ли это? Конечно, нет. Но так ли далеки от жизни эти произведения? И в фантастике, и в сказках неправдоподобное искусно смешано с реальным. Вспомните слова А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек!..» Иначе говоря, произведение искусства в деталях, в частностях может позволить себе вымысел, но в главном – в рассказе о людях оно должно быть правдиво.

Слайд 10.

– Приходилось ли вам видеть картину П. Брейгеля «Страна лентяев»? Поначалу она кажется далекой от реальности, но ее условный язык надо уметь расшифровать. Попробуйте сами сделать это.

(Примерные ответы: Наш взгляд привлекают фигуры трех лежащих на земле ленивцев: солдата, крестьянина и писателя (возможно, странствующего студента). В картине множество занятных подробностей, которые замечаешь не сразу. Частокол, сплетенный из колбас, гора сладкой каши окружают страну изобилия. Бегает по лугу жареный поросенок с ножом в боку, будто предлагает нарезать себя на куски, сросшиеся лепешки, напоминающие кактус, яйцо на ножках... А крыша, служащая укрытием от солнца в виде круглой столешницы, продета сквозь ствол дерева и уставлена всевозможными яствами... Все эти художественные детали еще в большей степени усиливают зрелище «всемирной лени» и в то же время аллегорически воплощают вечную мечту об изобилии, благоденствии, мирной и беззаботной жизни).  

– «Шкала условностей» в искусстве может расширяться или сужаться. Если она расширяется, встает резонный вопрос: «А не слишком ли нарушено правдоподобие?» Если, наоборот, сужается, возникает опасность скатывания к натурализму. Условность никогда не является самоцелью для художника, она лишь средство для передачи мыслей автора. Художник не должен терять чувство меры в использовании условности, иначе оно может разрушить художественный образ.

Слайд 11 (на фоне музыки Сен-Санса «Лебедь»). 

 - Следующий видеоряд поможет увидеть и услышать художественные образы в различных произведениях искусства и ещё раз подтвердить, что художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется не только собственный мир чувств и переживаний художника, но и мир чувств всех тех, кто это видит, слышит и понимает.

Слайд 12.

Домашнее задание (вариативное): 

1. Можно ли согласиться с утверждением Платона, что искусство, воспроизводящее предметный мир, является только «тенью тени», «копией копии» мира реального? Поясните свой ответ.

2. У английского поэта У. Блейка есть такие стихи:

В одном мгновеньи видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.

Какое отношение эти слова поэта могут иметь к природе художественного образа? Поясните свой ответ.
3.  Подготовьте реферат «Правда и вымысел в произведениях фантастики или народных сказках».

[1] При подготовке разработки урока использован материал учебника: Данилова Г.И., Мельник-Пашаев А.А. и др.  Мировая художественная культура. 10 кл. – М,: «Интербук», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Конспект урока литературы в 5 классе "Художественно-выразительные средства языка. Эпитет" с мультимедийной презентацией

Личностно-ориентированный  урок по теме «Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет». Тип урока – комбинированный, форма урока – творческая мастерская. Включает изучение нового, закреп...

Конспект урока по теме""Нищий". Тематика, художественное своеобразие стихотворения в прозе"

конспект урока, который может быть проведен как в рамках программы, так и в качестве урока внеклассного чтения....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Конспект мастер-класса по теме «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»

Мастер-класс проводился по предмету общее фортепиано для учащихся 7-11 лет....

Презентация к уроку ИЗО и МХК "Восприятие художественного образа"

Презентация к уроку ИЗО и МХК "Восприятие художественного образа", 7-11 классы...

Открытый урок по теме: "Работа над художественным образом".

научить ученика играть образно, передовая замысел композитора; уметь использовать туше и различные приемы исполнения в соответ...