Презентация "Первобытное искусство"
презентация к уроку по мхк (10 класс) на тему

Никифорова Светлана Геннадьевна

Первобытное искусство, наскальная живопись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pervobytnoe_iskusstvo.ppt1.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Палеолит и древний мир в целом ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

Слайд 2

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО Первобытное искусство - это современное, давно укоренившееся название различных видов изобразительного творчества, возникшего в каменном веке и продолжавшегося около 500 тыс. лет. В палеолите - древнем каменном веке, оно было представлено первобытной музыкой, танцами, песнями и обрядами, а также геоглифами - изображениями на поверхности земли, дендрографами - изображениями на коре деревьев и изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов, например бус, популярных и в настоящее время. Первые, из обнаруженных при раскопках произведений первобытного творчества, были великолепными, реалистичными, гравированными изображениями животных на поверхностях костей, давно вымерших животных эпохи плейстоцена и сотен крошечных бусин из природных материалов (окаменевших кальцитовых губок).

Слайд 3

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Во времена нижнего палеолита, изобразительное искусство неандертальцев было очень примитивным - повторяющиеся знаки на камнях, весьма несовершенный орнамент. Одним из первых проявлений искусства человека как на европейском, так и на американском континентах было изображение рук на стенах пещер. Вероятно, они были первым выражением концепции формы и способствовали появлению идеи о том, что нечто вымышленное, несуществующее, может быть похожим на реальное, существующее.

Слайд 4

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В период верхнего палеолита уже появлялись наскальные изображения в пещерах. Материалом для создания изображений служила, прежде всего, — краска. Используя природные красители, извлеченные из почвы или глины, и их закрепители, такие, как кровь или жир животных, авторам удалось добиться достаточно широкого цветового спектра, несмотря на то, что они никогда не использовали синие и зеленые цвета. Их цветовая гамма включает в себя коричневые, желтые, красные, черные тона. Особенно бросается в глаза обилие белой краски. Также использовался древесный уголь (как правило, пещерная живопись и рисунки древесным углём выполнялись с учётом объёма, перспективы, цвета скальной поверхности и пропорции фигур, учитывая передачу движений изображённых животных). На наскальных рисунках изображались , также, сцены поединков животных и человека. Вся первобытная живопись предположительно создавалась в соответствии с культами.

Слайд 5

СКУЛЬПТУРНОЕ ИСКУССТВО Одними из главных скульптурных произведений первобытных людей можно считать тотемы и каменные скульптуры животных , которым первобытные люди оказывали специальное поклонение, с которыми считали себя родственно связанными и по имени которых себя называли. Помимо тотемов, было найдено множество статуэток, изображавших женщин. В основном это были ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела. Культурная ценность «Палеолитических Венер» неизвестна, однако вид фигурок связывают с детородной функцией женского организма.

Слайд 6

АРХИТЕКТУРА Первобытные люди создавали мегалитические сооружения ( доисторические сооружения из больших блоков) . Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.

Слайд 7

ПРЕДМЕТЫ БЫТА К искусству из предметов быта относят игрушки для детей, украшения, различные ритуальные статуэтки. Как правило украшения выполнялись из бронзы. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям — они были крупного размера и сразу бросались в глаза. Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.

Слайд 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В эпоху Верхнего палеолита появились первые наскальные изображения на темы, связанные с обилием четвероногих животных. Этот тип рисунков не преследовал чисто декоративных целей. На них изображались, главным образом, сцены охоты, в том числе и предположительно связанные со священными ритуалами, имеющими отношение к симпатической магии. Чаще всего встречаются изображения бизонов, лошадей, косуль и диких кабанов; немного реже — изображения лосей, слонов, носорогов и медведей; и совсем редко — рыб, змей и птиц. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Способы их изображения весьма различны: от простого незаконченного силуэта с прорисовкой только головы и хребта, до полностью завершенного изображения с внутренней полихромией. Исключительная экспрессивность поз и движения изображенных животных свидетельствует о высоком мастерстве рисовальщиков.

Слайд 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ При создании изображений в некоторых случаях для выделения деталей контура изображаемой фигуры использовались особенности скальных образований, как на рисунке в пещере Коваланас (Кантабрия, Испания). На ней естественный карниз скалы был использован для изображения изгиба спины животного. Живот, в свою очередь, четко очерчен двойной красной линией, которая теряется при прорисовывании головы животного, где можно угадать схематичное направление рогов. Судя по всему, это изображение оленя. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким.

Слайд 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 – НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Техника исполнения наскальной живописи и большинства мелких произведений искусства не отличается разнообразием. Прежде всего — краски. Используя природные красители, извлеченные из почвы или глины, и их закрепители, такие, как кровь или жир животных, авторам удалось добиться достаточно широкого цветового спектра, несмотря на то, что они никогда не использовали синие и зеленые цвета. Их цветовая гамма включает в себя коричневые, желтые, красные, черные тона. Особенно бросается в глаза обилие белой краски. Кроме того, широко использовалась резьба. Чаще всего она встречается на небольших изделиях, а на наскальных изображениях ее можно видеть, как правило, близ выхода из пещер. В фигурах животных часто можно встретить так называемую «искривленную перспективу». Суть ее состоит в том, что корпус животного виден в профиль, но отдельные его детали, такие, к примеру, как рога или ноги, изображены в фас.

Слайд 11

ОРНАМЕНТ

Слайд 12

РУКА

Слайд 13

РУКИ

Слайд 14

РИСУНКИ

Слайд 15

ПРИМЕРЫ ТОТЕМОВ (СОВР.)

Слайд 16

ПАЛЕОЛИТИЧЕСКАЯ ВЕНЕРА

Слайд 17

АВТОР : НИКИФОРОВА С.Г. , УЧИТЕЛЬ МХК ГИМНАЗИИ№71 Источники: http://crossmoda.narod.ru/Index.html http://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

Тема :" Воздействующая сила  искусства.  Искусство и  власть." В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  законо...

Презентация по предмету "Искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

 Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на бо...

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Воспитательные функции искусства. Личное, национальное и общечеловеческое в искусстве.

Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер, то искусство воздействует на ум и сердце, формирует целостну...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.

Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....