Исследовательская работа ученицы " Богородица"
опыты и эксперименты по мхк (7, 8, 9 класс) на тему

Долгополова Ольга Владимировна

Целью данной работы является исследование особенностей жизни Девы Марии и иконописания образа Богоматери  как феномена культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №1 им. Г.С. Титова

Городского округа Краснознаменск

Московской области

Тема: « Богородица: житие и иконопись»

Выполнила: Черноштан Марина,

Ученица 7а класса

Руководитель проекта:

Долгополова О.В.,

учитель истории и обществознания

Краснознаменск

 2016г.

Содержание

         Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Иконопись – особый вид  русского искусства

  1.1. Становление и развитие иконописи на Руси…………………………….4

  1.2.Особенности русской иконописи………………………………………….4-5

Глава 2. Богородица: житие и в иконописи

  2.1. Житие Девы Марии……………………………….………………………5-6

  2.2. Списки икон Богородицы…………………………………………………6-8

Заключение……………………………………………………………………….8

  Список использованной литературы…………………………………………..9

Введение

«Икона — столько же памятник искусства и старины, сколько и еще больше памятник народной веры и народного религиозного сознания»

Дурылин С. 1913 г.

      Актуальность исследования:  

Уже почти столетие русская икона привлекает к себе внимание не только богословов и искусствоведов, но также бесчисленное множество любителей живописи, писателей, философов и даже физиков и математиков, пытающихся «дешифровать» художественный язык древнерусской иконописи.

Взаимоотношение религии и искусства в определенные эпохи анализируется в ряде трудов ученых по истории искусства. Например, в работах Н.А. Бердяева, Б.А. Рыбакова, и других. Различные аспекты проблемы искусства и религии рассматривали такие историки и философы, как А.В. Горский, А.В. Карташев, П.А. Флоренский.

Взрыв общественного интереса к этой теме в настоящее время не случаен: именно в наше время происходит возрождение духовности. Создание новых храмов, возрождение монастырей и духовных школ Русской Православной Церкви в последнее десятилетие 20 столетия вызвало к жизни и возрождение иконописного искусства.

      Икона - это не просто церковный предмет, это еще и целая история целого народа. Поэтому она уже является частью культуры, как бы история дальше не сложилась.

Ико́на (от ср.- греч. εiκόνα "рисунок", "икона"; тж. др.- греч. εiκών "образ", "изображение. То есть икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых, религиозных праздников. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать. Поэтому актуальностью данной работы является еще и  то, что эта тема интересна с точки зрения истории, смысла, символики и значения икон, как с точки зрения прошлого, так и настоящего.

      Целью данной работы является исследование особенностей жизни Девы Марии и иконописания образа Богоматери  как феномена культуры.

      Задачи исследования:

Рассмотреть историю жизни девы Марии.

Определить особенности икон с образом Богородицы на Руси

Исследовать технику создания иконы

      Объект исследования: иконы Богородицы

     Предмет исследования: особенности иконописи Богородицы как особого вида искусства.

      Гипотеза: в житии  и разнообразных списках  иконы Богородицы выражается мировоззрение, психология и история народа.

 Глава 1. Особенности иконописного искусства

  1. Становление и развитие иконописи на Руси

С принятием христианства на Русь пришли и новые для нее виды монументальной живописи – мозаика и фреска, а также станковая живопись – иконопись. Эта живопись была призвана не только украсить храм, но еще просто и лаконично раскрыть перед людьми основные положения христианского вероучения церкви.

      Икона – переделанное на русский лад греческое слово «эйкен», что значит изображение, образ, подражание. Происхождение свое иконопись ведет от эллинистической портретной живописи. В частности, большую роль здесь сыграли так называемые Фаюмские портреты I – III вв. н.э. Свое название они получили по оазису Фаюм в Нижнем Египте, где были найдены. Фаюмские портреты были написаны на досках восковыми красками (энкаустика). В этой же технике были выполнены древнейшие из дошедших до нас икон, коптские и византийские.

      В качестве культового изобразительного образа икона начала формироваться в раннехристианский и ранневизантийский периоды (IV-VI вв.) и приобрела свои классические формы в Византии IX-XI вв., а затем — на Руси в XIV-XV вв.

Самые древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде (Софийский собор),Юрьевом монастыре. К началу XIII века наивысший расцвет русской иконописи достигает художественный центр Владимиро-Суздальского княжества.      Но с конца XIV столетия  в Москве сосредотачивается вся художественная жизнь Руси. Здесь работают многочисленные мастера: русские, сербы, греки. В Москве работает Феофан Грек, Андрей Рублев. Огромное значение русские мастера предавали цветовой гамме, краскам. Древняя русская иконопись - большое и сложное искусство.

     Вторая половина XVII в. подарила миру иконы "фряжского письма". Один из известных представителей этого направления – это Симон Ушаков (XVII в.).

1.2.Особенности русской иконописи

Православная церковь никогда не допускала писания икон с живых людей и требовала четкого соблюдения канона, закреплявшего те особенности иконописных изображений, которые отделяли «горний» (божественный) мир от «дольнего» (земного).

      Условность письма должна была подчеркивать в облике изображаемых на иконе лиц их неизменную сущность, духовность. Поэтому фигуры писались плоскими, неподвижными. Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет. Все изображение пронизано этим цветом, фигуры не отбрасывают теней, так как в Царствии Божием теней нет. Православные теологи называли иконы «богословием в красках» и видели в них средство направить помыслы и чувства верующих к «горнему».Иконы украшали окладами и ризами. Риза, или оклад — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук — так называемого личного письма), для которых сделаны прорези.

Бывали металлические: золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.

Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале XV в.; в 1656-57 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате)».С начала XX века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начала приходить в упадок.

      На протяжении веков икона на Руси была окружена ореолом огромного нравственного авторитета, она выступала носителем высоких этических идей. Условность языка иконописного искусства объясняется стремлением выразить необычное, сверхъестественное восприятие явлений.

     Другой особенностью иконописных изображений является их символизм, каждая деталь – это символ, пропустив который можно утерять смысл целой фразы.

     История иконописи Древней Руси сохранила сравнительно мало имен художников. Оставаясь неизвестным,  художник придерживался своеобразной этики: важно не имя мастера, написавшего икону, а предмет его изображения. Наряду с этим анонимность иконописного искусства была связана с коллективной работой над иконой. Не только подготовка доски, грунта, красок, но и сама живопись часто исполнялась не одним человеком.

            Икона «Владимирская Богоматерь», вывезенная из Константинополя в Киев в начале XII в., произведение византийского искусства. Название «Владимирская» возникло после того, как в 1155 г. князь Андрей Боголюбский ушел из Киева во Владимир. Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса–Умиление (Умиление - Нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

Тип  «Умиление» стал излюбленным на Руси. С возвышением Москвы как центра Русского государства икону перевезли в новую столицу, и, она стала государственной святыней, особенно почитаемой народом. Как же жила Богородица?

Глава 2 Богородица: житие и в иконописи

Богородица, Богоматерь, ДеваМария, ПресвятаяДева, Мадонна— в христианстве земная мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианскихсвятых. В исторических церквях и ряде других почитается как Богородица, Царица Небесная.

Согласно Евангелию она была галилеянской  девушкой из Назарета, обручённой Иосифу, которая, будучи девственницей, зачала своего единственного Сына Иисуса чудесным образом, посредством Святого Духа.

2.1 Житие Девы Марии

Родителями Марии были святой Иоаким и святая Анна. Местом рождения считают Иерусалим; так утверждал святой Софроний и с ним соглашался святой Иоанн Дамаскин. По другой версии, Мария родилась в Сепфорисе близ Назарета, в Галилее.

Согласно апокрифическому рассказу, ставшему частью Священного Предания, у благочестивой немолодой семейной пары — Иоакима и Анны долгое время не было детей. Однако,им обоим было видение ангела, возвестившего: «О потомстве твоем будут говорить во всем мире». И вскоре у них родилась девочка,которую назвали Мария.

До трёх лет Мария жила вместе со своими родителями. Девочку воспитывали в обстановке ритуальной чистоты: «Анна устроила особое место в спальне дочери, куда не допускалось ничто нечистое, и призвала непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за младенцем».

Когда Марии было 3 года ее ввели во храм. В Храме Марию встретил первосвященник со множеством священников.

…когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении.

Во время пребывания в Иерусалимском храме Мария воспитывалась вместе с другими благочестивыми девами, изучала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась.

По достижении совершеннолетия для неё традиционным обрядом был избран супруг, престарелый Иосиф Обручник. Иосиф был избран из числа прочих женихов, так как его посох чудесным образом расцвёл.

Благовещение

Однажды Дева Мария читала священную книгу пророка Исаии и, дойдя до слов «Се Дева прииметво чреве и родит Сына…», воскликнула, как была бы она счастлива, если бы она сподобилась увидеть эту Божию избранницу и быть хотя бы служанкой у неё. Тогда и произошло Благовещение — посланный с небес Богом архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем рождении от неё Спасителя. По Евангелию от Луки Мария в это время жила в Назарете. Это первое упоминание о Марии в Евангелиях.

Рождество Христово

По требованию римской администрации при переписи населения Мария и Иосиф, как представители рода Давидова, отправились в давидов город Вифлеем, где и родился Иисус. Спасаясь от избиения младенцев, устроенного Иродом, Святое семейство покинуло Израиль.

Затем Мария упоминается при описании случая, когда в возрасте 12 лет Иисус при поездке в Иерусалим отправился в Иерусалимский храм и общался со священниками.

На Голгофе Богородица стояла возле креста. Умирающий Христос поручил свою мать апостолу Иоанну. Только в этих двух евангельских эпизодах приводится личное обращение Иисуса к Марии.

Считается, что умерла Богородица в Иерусалиме или Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа. Христиане верят, что за смертью Марии последовали её Вознесение (по православной традиции на третий день), а за её душой в момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил. Католики считают, что после вознесения Девы Марии совершилась её коронация.

2.2. Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно «являть» Младенца всему миру, может нежно прижимать  Сына к Себе или легко поддерживать Его – Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко  смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветлённость и отрешённость – вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах. Как замужняя женщина, Пречистая имеет на голове покрывало, которое называется мафорий. На челе и плечах Богородицы изображены три золотые звезды.

Существует 5 типов изображения в иконах Пресвятой Богородицы:

«Молящаяся»;

«Путеводительница»;

«Умиление»;

«Всемилостивая»;

«Заступница».

Я расскажу вам обо всех  типах Её изображения.

«Оранта»

Оранта в переводе с латинского языка означает молящаяся. Божия Матерь изображена на иконе обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведёнными в сторону и согнутыми в локтях. (С древних времён этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Её лоне, на фоне круглой сферы – Спас Эммануил. По-другому этот образ называется «Знамение».

«Одигитрия»

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный – это путь к Христу. На этой иконе Она предстаёт путеводительницей к Богу и вечному спасению.

«Умиление»

На иконе «Умиление» мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает нам всю полноту любви между Богом и человеком. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое.

«Всемилостивая»

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях Она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.

«Заступница»

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращённой вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте – слева от иконы «Спас на силах», главного изображения в иконостасе.

Наравне с Владимирской иконой Божией Матери очень почитаемая -

КазанскаяиконаБожиейМатери —чудотворная иконаБогородицы, явившаяся в Казани в 1579 году.

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому огрудному варианту Одигитрии.

Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.

Обретение иконы.

История появления иконы Казанской Богоматери овеяна тайной. По древнему пророчеству она должна была появиться из огня и в огне же исчезнуть. Так это и случилось. Ночью  23 июня 1579 года в жилище  стрельца Данилы Онучина неожиданно начался пожар, да такой силы, что потушить его не было никакой возможности. Пожар распространился и на соседние дома. Пламя пожирало все вокруг, да так, что чуть было вся Казань не сгорела.

По прошествии некоторого времени десятилетней   дочери Данилы  Матрене во время сна  явилась Богородица. Она  рассказывала девочке о том, что на месте их сгоревшего дома  до времени бал спрятан ее Чудотворный Образ, запечатленный в виде иконы с изображением Святой Божьей матери с младенцем на руках. Поначалу девочке никто не верил, слишком уж чудным был ее рассказ.  Но чудный сон продолжал сниться Матрене. После того, как он  приснился ей еще дважды, девочка стала уговаривать мать пойти и поискать чудотворную икону в их сгоревшем доме. Мать поверила своей десятилетней дочери.  Вместе они начала поиски самостоятельно. И вот на месте печи, на глубине всего двух вершков они нашли образ Богоматери, завернутый в старый красный  рукав. И хотя был пожар, уничтоживший весь дом,  и все, что в нем было, чудотворная икона Богоматери не пострадала, икона выглядела, как только что написанная.  Теперь в вещий сон девочки поверили все. Посмотреть на явленное чудо явилась вся Казань. Икону Казанской Богоматери перенесли с большими почестями в храм Николы Тульского. Вскоре после этого стала проявляться чудесная сила вновь обретенной иконы.

В скором времени был сделан список с чудотворной иконы и выслан  Ивану Грозному  в Москву . Узнав о творимых ею чудесах, Грозный повелел построить на месте явления иконы Казанской Богоматери  церковь. При церкви было решено устроить девичий монастырь.   И тогда Матрена первая  постриглась в монахини, приняв монашеское имя Марфа.  

В последствие она  стала его настоятельницей. “Явленная”, подлинник иконы решено было оставить  в  Казани. В Москве же остался список с нее. Но даже он имел чудотворную силу. Так Казанская Богоматерь помогала в тяжелое время, когда на Москву шли войска самозванца. Казалось, что спасения нет. Все надеялись на чудо, обращая свои молитвы к иконе Казанской Божьей матери. По всей земле русской был объявлен строгий пост. В течение трех дней  даже маленькие дети  и домашние животные  не вкушали пищи. И на третий день архиепископу Московскому  Арсению во сне явился образ  преподобного Сергия Радонежского и предрек , что “уже на следующий день  Москва будет в руках Пожарского”. Так и случилось, закончилась эпоха великой смуты.

При Петре I список иконы был перевезен в Санкт – Петербург, где хранился Казанском соборе, построенном специально для нее. Многократно икона  спасала нашу державу. Это  случалось и при Полтавской  битве, и в  войне с Наполеоном… Особо следует отметить роль Казанской иконы  в Великую Отечественную войну. В блокадном Ленинграде, когда надежда угасала с каждым днем, было решено провести  крестный ход.  И опять  сбылось древнее  пророчество, высказанное еще при Петре I священником Митрофаном,  о том, что «пока икона находится в городе, вражья нога не ступит в него». Защищала икона  русских воинов  ив Сталинграде, и под Москвой и многих других больших и малых боях Великой Отечественной войны.

Чудотворная икона, находящаяся в Казани, сотворив много чудес, была похищена в 1810 году. И хотя вора нашли и он признался в том, что польстился на богатый оклад иконы, выполненный из золота, жемчуга и драгоценных камней. Признался он и в том, что саму икону сжег, но настоятельница монастыря часто говорила сестрам удивительные слова: «Верьте мне сестры, Божья Матерь с нами». Сегодня довольно трудно сказать, сколько в этом предании правды, а сколько вымысла. 

Семистрельная икона Божией Матери — почитаемая в Православной церквииконаБогородицы. Празднование иконе совершается 13 августа (по юлианскому календарю).

Первообраз иконы происходит из ТошенскойИоанно-Богословской церкви в окрестностях Вологды на берегу реки Тошни. По преданию, икона была обретена крестьянином Кадниковского уезда, который нашёл её на колокольне церкви, где по ней ходили, принимая за доску. Особенно икона прославилась в 1830 году когда в Вологде свирепствовала холера. После 1917 года икона исчезла из Иоанно-Богословской церкви и местонахождение её неизвестно.

Икона имеет древнее происхождение (в изданиях XIX века указывается, что ей не менее 500 лет). Чтимый образ был написан на холсте, наклеенном на доску, что позволяет датировать его XVIII веком (возможно он был сделан с неизвестного образа XVII века). Богородица изображена пронзённой семью стрелами.

Верующие просят перед образом о примирении враждующих и избавления от жестокосердия.

Трилетствующая икона.

Некоторые люди думают, что икона Трилетствующей Богородицы - католическая.

Что же касается иконы «Трилетственная», то она иллюстрирует эпитет из православной службы праздника Введения во храм Пресв. Богородицы. Католическая служба этому празднику не содержит такого эпитета. Так что наименование данной иконы католической несколько поспешно, хотя католику она безусловно бы понравилась. 

Заключение

     Подводя итог данному исследованию, следует отметить, что на протяжении всей истории христианства, иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев.

      Икона - это не просто «картина» с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

      Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.

        Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.

 У иконы есть своя история - были моменты расцвета, упадка, забвения и вновь возрождения. Икона самобытна, потому что неразрывно связано с культурой русского народа, с его религией, верой. Она воплощает в себе величие русской души, ее многогранность и духовность.

      Именно эта самобытность иконописи, ее принадлежность к православию, ее святость тесно переплелись с русской историей, культурой. Именно русская икона стала эталоном, который воплощает в себе духовность народа, его веру.

          Можно сказать, что активно провозглашаемое понятие о светлых духовных началах  человечества является  основным  внутренним  смыслом  древнерусской иконы  на  всём  протяжении  её  существования. Думается, что в первую очередь именно поэтому столь, казалось бы, удалённое от нас по времени  искусство  иконописи и ныне не оставляет равнодушным современного зрителя не только в России, но и далеко за её пределами.

Список использованных источников

Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.– М.: «Просвещение», 1993.

Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 6 : Живопись. Т. 1. До-Петровская эпоха. — [1913]. — 536 с

Замятина Н.А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000 - 272 с.

Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. Икона в Церкви, в государственной, общественной и личной жизни — по богословским, искусствоведческим, историческим, этнографическим и литературно-художественным источникам / В.В. Лепахин. - М.: "Паломникъ", - 2003. - 512 с. ISBN 5-87468-188-4

Мосин И.И. Все о стилях и течениях в современном искусстве. – Вильнюс.: «Бестиари», 2012.

Порфиридов Н.Г. Два сюжета древнерусской живописи в их отношении к литературной основе / Н.Г Порфиридов // ТОДРЛ. Т.22. - М.-Л., - 1966. - С. 63.

Рябцев Ю.С. История русской культуры: Книги для чтения. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.        

Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. - М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.

Слово иконописца монахини Иулиании (Соколовой) Смысл и содержание иконы. - М.: Московская Православная Духовная Академия, - 2005.

Таперо М.И. Образы православных святых в духовной культуре Русского Севера. Петербург.: РГПУ им.Герцена, 2009

Использованные интернет-источники:

http://www.istorya.ru/

http://www.icon-favor.ru

http://ru.wikipedia.org

http://www.vvvasilyev.ru/hist-isk/ru/Semiotik.htm

http://www.russianedu.ru/russia/about/ikon.html

http://pravznak.msk.ru/group_discussion_view.php

http://icons-art.ru/Shkoli

http://culture.pskov.ru/ru/culture/fine_arts/iconart


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу выполнила: Ученица 7А класса МБОУ Лицей №1 им. Г. С. Титова Черноштан Марина Руководитель: Учитель истории Долгополова О. В. Пресвятая Богородица: житие и в иконописи.

Слайд 2

Рождество Богоматери. Родители Девы Марии, святые Иоаким и Анна были в возрасте, но до сих пор не имели детей. Они долго молились Богу и, наконец, святая Анна зачала Деву Марию.

Слайд 3

Детство Богородицы. До 3-х лет Богородица жила с ро - дителями .

Слайд 4

Введение во храм.

Слайд 5

Обручение с Иосифом. По достижении 18 лет Дева Мария не могла остаться в храме и для неё традиционным обрядом был избран супруг, охранявший её и уважавший её обет.

Слайд 6

Благовещение Богородицы. В доме Иосифа Мария работала над пурпурной церковной занавесой .

Слайд 7

Рождество Христово.

Слайд 8

Успение Пресвятой Богородицы.

Слайд 9

Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно «являть » Младенца всему миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его – Она всегда полна благоговения , поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветлённость и отрешённость – вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах. Как замужняя женщина , Пречистая имеет на голове покрывало, которое называется мафорий. На челе и плечах Богородицы изображены три золотые звезды.

Слайд 10

Типы изображения на иконах Богородицы: «Оранта» «Одигитрия» «Умиление» «Всемилостивая» «Заступница»

Слайд 11

Оранта в переводе с латинского языка означает молящаяся. Божия Матерь изображена на иконе обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведёнными в сторону и согнутыми в локтях . (С древних времён этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Её лоне, на фоне круглой сферы – Спас Эммануил . По-другому этот образ называется « Знамение». «Оранта» («Молящаяся»)

Слайд 12

«Одигитрия» («Путеводительница») На этой иконе мы видим Божию Матерь , правая рука которой указывает на Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные , головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду , что путь истинный – это путь к Христу. На этой иконе Она предстаёт путеводительницей к Богу и вечному спасению.

Слайд 13

«Всемилостивая» Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле . На коленях Она держит Младенца Христа . Престол символизирует царственную славу Богородицы , совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.

Слайд 14

«Заступница» На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост , без Младенца, обращённой вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте – слева от иконы «Спас на силах», главного изображения в иконостасе.

Слайд 15

«Умиление» На иконе «Умиление» мы видим Младенца-Христа , припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает нам всю полноту любви между Богом и человеком. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое .

Слайд 16

Владимирская икона Божьей матери.

Слайд 17

Владимирская икона Божьей матери.

Слайд 18

Казанская икона Божьей матери.

Слайд 19

Казанская икона Божьей матери.

Слайд 20

Казанская икона Божьей матери.

Слайд 21

Икона Божьей матери семистрельная .

Слайд 22

Икона Божьей матери семистрельная .

Слайд 23

Трилетствующая икона Богоматери.

Слайд 24

Трилетствующая икона Богоматери.

Слайд 25

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.

Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и  разных видах заимствований из английского языка в немецкий , список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....

исследовательская работа ученицы 10 класса "Домодедовская земля в 1812 году"

Представленная работа выполнена в рамках гражданско-патриотического воспитания молодежи. Это – исследовательская работа, посвященная изучению истории родного края, будущему 200-летию Отечественной вой...

Исследовательская работа ученицы 4 класса

ХеллоуинХеллоуин праздновать или нет?...

Исследовательская работа ученицы 6 класса

Работа ученицы посвящена исследованию родового древа, истории семьи...

Костыря Виктория. Символическое значение цветов в иконографии «Благовещения» в середине XV века в творчестве художников Западной Европы на примере «Благовещения из Экса» Бартелеми Д’Эйка. Исследовательская работа ученицы.

Работа удостоена диплома 1 степени на Всероссийской конференции "Университетская гимназия", проводимой на базе СПбГУ, диплома 3 степени Всероссийской конференции "Интеллектуальное Возрождение", провод...

Исследовательская работа ученицы 9 класса на тему "Одежда в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Исследовательская работа на тему "Одежда в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" рассказывает о моде времен Пушкина, о видах одежды в произведении. На основаниии данного исследования был создан словарь ...