Конспект урока по предмету ОРКиСЭ (модуль ОПК) на тему: «Православная молитва»
план-конспект по мхк

Ефименко Валентина Ивановна

Цель: формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Задачи:

* познакомить с понятием «молитва», видами православных молитв и их содержанием;

* развивать интерес к православной культуре;

* воспитывать уважение к чувствам верующих людей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_opk_pravoslavnaya_molitva.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Лицей №14 имени Ю.А. Гагарина

Конспект урока по предмету ОРКиСЭ (модуль ОПК) на тему:

«Православная молитва».

                                                                                                     Учитель музыки и ОПК

        Высшей   категории

                                                                                                       Ефименко Валентина

                                                                                                       Ивановна

                                                                                           

2016 г.

Цель: формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Задачи:

  • познакомить с понятием «молитва», видами православных молитв и их содержанием;
  • развивать интерес к  православной культуре;
  • воспитывать уважение к  чувствам верующих людей;

Оборудование: 

1.Учебник А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры».М., Просвещение,2012 г.

2.Христианская литература: «Молитвослов»,  «Библия».

3.Мультимедийная презентация.

Ход урока

1.Вход под музыку « Любовь святая» Г Свиридова.

              - Где может звучать эта музыка?

              - Какой образ мы представляем?    

               - Почему она красивая?

   

Сравните этот “невидимый” образ с персонажами известного кинофильма.

            2.Просмотр фрагмента кинофильма «Снежная королева».

            - Снежная королева красивая?

            - Почему она злая?

            - Зачем ей Кей?

            - Почему Герда не боится Снежную королеву?

            - Что делает Герда?

            - Почему она так сосредоточена?

Оказывается, Герда молится. Она с Богом. Ханс Кристиан Андерсен рассказывает о чтении Евангелия и молитве. Мы читаем произведения в сокращенном виде, все упоминания о молитве вырезаны.

            - Что же такое молитва? (слайд №1)

3.Сообщение темы и задач урока. (Слайд 2)

Тема сегодняшнего урока: «Православная молитва».

Разбираем слово «православная» - правильно славить.

Подберем однокоренные слова к слову «молитва» (умолять, молвить, молва. Корень –мол- происходит от латинского слова «смягчать»)

             - А вы знаете молитвы?(слайд №3).

1).Самые простые молитвы – просьбы: «Подай, Господи», «Спаси, Господи».(Слайд №4, №5,№6)

Сначала люди просят о здоровье, блага, а позже – избавить от трусости, лени, уныния, прибавления ума.

2)Часто люди забывают поблагодарить. Молитва – благодарение. (Слайд №7, №8)

(слайд №7) Спасибо – спаси, Бог. Многие заменяют это слово на «благодарю», чтобы не сокращать молитву.

3)Самая редка молитва – славословие. «Аллилуя!» (Слава Богу). (Слайд №9)

Человек испытывает радость от вида радуги, от встречи с мамой… Точно так же он радуется ощущению существования Бога.

4. Знакомство с понятием «Благодать».

Если человек молится искренне, с горячим сердцем, то, как говорит опыт православной культуры – он сердцем приближается (прикасается) к Богу и внутренне меняется.

Действие Бога, меняющее человека, называется благодать (добрый дар). Люди, которые  изменились под действием благодати так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь, называются святыми.  Человек через общение с Богом, молитву осеняется благодатью.

5.Знакомство с молитвой «Отче наш!..» (Слайды №14 – 17)

-Самая известная православная молитва –  «Отче наш!» Её название образовано от первых слов. Полностью она звучит так. (Слайд 13)

(Прослушивание аудиозаписи молитвы. Церковное песнопение.)

-Так молитва звучит на старинном церковнославянском языке, который и сегодня принят в православном мире.

-В молитве много незнакомых слов. Выясним смысл молитвы. (Чтение текста молитвы по фразам и обсуждение.) (Слайды 14-22)

Отче наш, иже еси на небесех!

Да святится имя  Твое, да приидет Царствие Твое,

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим,

И не введи нас во искушение,

Но избави нас от лукавого.

Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим,

И не введи нас в искушение,

Но избавь нас от лукавого.

Первое слово этой молитвы – «Отче». Это хорошо нам знакомое слово «отец». Но в древнем церковном славянском языке был звательный падеж. Так слово отец в звательном падеже становилось «отче». В русском языке только слова «Бог» и «Господь» сохранили эти старые формы звательного падежа («Боже!» и «Господи!»). Бог именуется Отцом потому, что Он – Создатель людей. Слово «иже» означает «который». «Еси» - значит  «ты есть».  «На Небесех», то есть на «Небесах». Это не то небо, по которому плывут облака и на котором видны звезды. В молитвах Небо – это указание на Бога или на тех самых ангелов, которые пришли на помощь Герде. «Да святится имя Твое». Здесь человек говорит, что имя Бога для него свято, то есть чрезвычайно дорого. «Да приидет Царствие Твое». Человек говорит Богу: «Пусть Твоя любовь и Твой мир царят в моем сердце, я готов исполнять Твою волю».  «Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». Человек доверяет Богу: «Ты, Боже, знающий все лучше меня, исполни Свой замысел обо мне и мире!». «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Днесь – «сегодня». Хлеб это еда. Но в слове насущный приставка «на» означает «сверх» и указывает, что молитва просит о чем-то большем. На-сущный хлеб – то, что поддерживает не только тело, но и душу. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Это не о денежных долгах. Человек просит простить его, и для этого сам прощает тех, кто был виноват перед ним. «И не введи нас во искушение». Искушение – когда тебе хочется сделать что-нибудь плохое. Это выбор в ситуации, когда не совпадают легкое и правильное, доброе и выгодное, честное и удобное. Значит, молящийся просит, чтобы таких случаев, когда он может ошибиться и выбрать зло, было поменьше в его жизни. «Избави нас от лукаваго».  Лукавый значит «лживый»; здесь это обозначение зла и злого духа («тролли» в сказке Андерсена). Это просьба о защите от зла. Зло надо отталкивать от себя, не позволять себе даже в мысли и в мечте согласиться с ним.

-Молитву «Отче наш!» называют Господней. Кто знает почему?(Её дал  Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. В этой молитве  христиане обращаются к Богу Отцу, первому лицу Святой Троицы.

              - Как вы думаете, к какой молитве М. Ю. Лермонтов сочинил стихи «Молитва»?

Ученики по учебнику следят за текстом стихотворения. Ученица декламирует стихотворение.

          7. Работа с пословицами.

Расставьте правильно слова из пословицы:

молящегосянеслушаетБогназло.

     - Какая пословица вам больше по душе?:

  • Свет в храме – от свечи, а в душе – от молитвы.
  • Не торопись, сперва Богу помолись!
  • Молись, а злых дел берегись.
  • Сердцем Богу молись, а руками работать не ленись.

   

            8. Занятие на тренажере. (Электронное приложение к учебнику А. В. Кураева. Урок 4 . Православная молитва.)

            9. Рефлексия.

-К каким видам относятся молитвы, изображенные на слайдах № 10 – 13?

 -Какая самая известная?

-Почему её ещё называют Господней молитвой?

-Что вам понравилось на уроке, показалось особенно интересным?

-О чём хотели бы узнать больше?

           

            10. Домашнее задание. (Слайд №18)

Подумайте и нарисуйте в тетрадях, что способствует молитвенному настроению.

            11. Исполнение песни «Дорогою добра».

            12. Итог. (Слайд №19)

На листочке поставьте звездочку определенного цвета.

Использованные источники:

  1. http://kuraev.ru
  2. http://lib.rus.ec/a/87524

 

http://new-ico

  1. n.org.ru/text_OtcheNasch.html
  2. Толковый молитвослов для детей.
  3. А. Мороз, Т. А. Берсенева  «Добрые уроки – наставления.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс

Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...

План-конспект урока к предмету «Родной язык 2класс» на тему «Имя существительное»

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: среднее (полное) общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 2 класс Предмет(ы...

Конспект урока по предмету "Стимуляция обонятельной чувствительности" на тему "Упражнения по привлечению внимания к источнику запаха".

Конспект урока составлен на основе программы "Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умтсвенной отсталостью" и предназначен для учащихся с глубокой умственной отсталостью....

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета"

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета" .Целью урока является формирование у учащихся умения определять слова, обозначающие предм...

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир " на тему: «Школьные принадлежности» 2 класс

Урок предназначен для детей со сложной структурой дефекта . Целью урока является  уточнение  и закрепление с детьми названия школьных принадлежностей....

Конспект урока по предмету: Технология, 7 класс по теме: «Предметы искусства и коллекции в интерьере»

Цели и задачи урока:Актуализация знаний о предметах искусства и коллекциях.Формирование знаний об оформлении и размещении картин, коллекций.Создание условий для развития эстетического вкуса.Воспитание...

Конспект урока по предмету "Чтение(литературное чтение)" по теме "А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)"" (8 класс, программа вариант 9.1)

Методический материал поможет учителю в формировании у обучающихся читательского интереса к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов....