Конкурс знатоков «Секреты Русского музея»
методическая разработка по мхк

Минина Валентина Владимировна

Методическая разработка по обобщению  и систематизации знаний учащихся об одном из известнейших культурно-исторических музеев мира – Государственном Русском музее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_znatokov.docx28.5 КБ
PDF icon konkurs_znatokov_compressed.pdf2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурс знатоков  «Секреты Русского музея»

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся об одном из известнейших культурно-исторических музеев мира – Государственном Русском музее.

Задачи:

  •  Расширять  интеллектуальный кругозор учащихся через знакомство с историей Русского музея, шедеврами русского искусства, находящимися в музее, в игровой соревновательной форме.
  •  Развивать  ключевые  компетентности обучающихся (познавательные, социальные, коммуникативные).
  •  Способствовать развитию эстетического вкуса через знакомство с творчеством русских художников.
  •  Вызвать эмоциональный отклик на уникальность Русского музея – музея, являющегося культурным лицом страны и нации.
  •   Воспитывать уважение к произведениям искусства и гению человечества через развитие личной позиции обучающихся, опираясь на знание темы.

Оборудование: презентация, карточки с буквами «А», «Б», «В», «Г», описание картин, лист оценивания, жетоны, грамоты.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Приветствие участников. Представление команд-участниц соревнования.

Объявление целей мероприятия.

В 2020-м Русскому музею исполняется 125 лет. В его залах, запасниках  сосредоточена самая крупная в стране коллекция русского изобразительного искусства. В честь этого события проводится декада искусства. За ее время вы смогли познакомиться с выдающимися шедеврами из коллекции Русского музея. И сегодня мы проводим конкурс знатоков, чтобы выявить настоящих  ценителей русского искусства.

Проговаривание правил игры.

  1. В игре участникам предстоит пройти несколько туров. В каждом туре от класса принимает участие определенное количество  учеников.
  2. Учащиеся отвечают на вопросы игры, поднимая карточки с буквами, и  зарабатывают баллы за правильные ответы. В 3 туре они записывают имя художника и название картины на листе.
  3. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, выигрывает конкурс знатоков.

  1. Ход игры.

1 тур «Секреты Русского музея»

Принимает участие  4  человека от класса.

  1. Рассмотрите изображения и найдите Государственный Русский музей.

Ответ:  Перед нами  главное здание музея – Михайловский дворец. А вообще к Русскому музею относятся Михайловский дворец и  корпус Бенуа, где находится основная экспозиция, Мраморный  и Строгановский дворцы,   Михайловский (Инженерный) замок, Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад. Итого 6 зданий и 2 парка. А общая территория музея занимает более 30 гектаров.

  1. Над зданиями Русского музея работали лучшие архитекторы Санкт-Петербурга. Попробуйте догадаться, кто из перечисленных архитекторов  не принимал участия в разработке облика его строений?

Ответ: Главное здание музея располагается в великолепном образце классицизма,  Михайловском дворце,  построенном по проекту Карла Росси. Бартоломео Растрелли  работал над Строгановским дворцом, прекрасным образцом  русского барокко. По проекту Доменико Трезини  был построен  Летний дворец Петра I.  Это все относится к Русскому  музею. А вот Огюст Монферран был архитектором и строителем другого памятника Санкт-Петербурга - Исаакиевского собора. Его вы можете увидеть в нашей экспозиции на картине Василя Сурикова.

  1. А кто же открыл Русский музей?

Ответ: Идея создания музея русского изобразительного искусства принадлежит императору Александру II. Однако открыл музей его сын — Николай II.

  1.  Сегодня собрание Русского музея  насчитывает более  400 тысяч экспонатов. Экспозиции представлены произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства. А сколько картин было в коллекции музея на момент его открытия?

Ответ: К открытию музея собрание уже насчитывало 1800 экспонатов. Главным образом,  это были предметы старины, иконы, а картин было 445.

  1. Какая же картина, приобретённая еще Александром III, положила начало коллекции Русского музея?        

Ответ:  В1889 году вопрос об основании в Петербурге публичного музея национального искусства был, казалось, решен окончательно. Легенда связывает это с приобретением Александром III картины И. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных».

  1. Русский музей стоит в самом центре Санкт-Петербурга, на площади Искусств. В центре площади стоит один из самых любимых горожанами памятник. Он был открыт в день празднования 250-летия города. Его герой стоит с простертой рукой и поднятым вверх лицом и  читает стихи. Кому посвящен этот памятник?

Ответ: Скульптор Аникушин изобразил великого русского поэта Александра Сергеевича  Пушкина.   Владимир Набоков пошутил, что поэт будто бы пробует рукой мелкий петербургский дождичек.

  1. Гранитную лестницу у входа в Михайловский дворец украшают две  копии античных статуй, которые были обнаружены при раскопках в Риме в начале XVI века. Статуи для дворца отлили в 1824 году. Кого изображают они?

Ответ:  стражами Русского музея являются  львы.

  1. Филиал русского музея можно найти даже в Европе. В какой стране он разместился?

Ответ:  Культурно-выставочный центр Русского музея разместился в здании бывшей табачной фабрики  в городе Малага в Испании.

2 тур «Герои с картин Русского музея»

Принимают участие 2   человека от класса.

  1. Выдающийся русский портретист Дмитрий Левицкий  создал целую серию картин, посвященных смолянкам. Лучшей работой данного цикла стал «Портрет двух Катенек – Хованской и Хрущовой». А почему девушки так необычно называются – смолянки? Кто они?

Ответ: Смолянки («Смольнянки») — это юные питомицы Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже — Смольный институт).

  1. Это традиционный персонаж итальянской «комедии масок», слуга-шут, отличающийся остроумием и умением ловко выходить из затруднительных положений. Как зовут героя и на картине какого художника он встречается?

 Ответ: Арлекин - герой картины К.А.Сомова.

  1. Как зовут  русского  военачальника, совершившего  переход через Альпы? Кто из художников смог запечатлеть этот подвиг?

Ответ: генерал Суворов на картине Сурикова

  1. В Русском музее находится двухметровый портрет выдающегося оперного певца, солиста лучших театров России и Европы. Кто позировал для этой картины? Назовите художника.

Ответ: Портрет Федора Шаляпина написал Б.М.Кустодиев

  1. С портретом этого героя связана целая эпопея поисков.  Долгое время считалось, что на нем изображен известный герой-партизан  времен Отечественной войны 1812 года,  «поэт, рубака, весельчак».  Однако по инициалам установили, что это его двоюродный брат. О ком идет речь? Кто автор портрета?

Ответ: Портрет  лейб-гусарского полковника Евграфа Васильевича Давыдова написал О.А. Кипренский.

 Минутка отдыха - «Культурный крокодил»

Предлагается любым желающим подняться на сцену и изобразить происходящее на картине из коллекции Русского музея. Зрители угадывают название картины.

Примеры: «Дети-сироты на кладбище»,

«Портрет Хрущовой и Хованской», «Перед венцом», «Раздолье»

Конкурс капитанов. «Пазлы»

Приглашаются капитаны команд вместе со своими помощниками. Им предлагается на время собрать пазлы из разрезанных репродукций.

3 тур «Шедевры Эрмитажа»

Принимают участие 3 человека от класса.

Угадайте картину по описанию.

  1. Под впечатлением от этой картины Александр Сергеевич Пушкин  написал:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется — с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспалённым прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

О какой картине идет речь?

Ответ: К.П.Брюллов «Последний день Помпеи»

  1. О какой картине идет речь?

Веселый хохот, крики, визги

С картины этой слышим мы.

Летят в лицо нам снега брызги,

Трещат развалины зимы.

Лихим прыжком скакун мятежный

Прорвался к цели на коне

И городок разрушил снежный,

Чтоб не препятствовал весне.

Кипит народное гулянье,

Стряхнув, как снег, заботы с плеч,

И очень скоро на поляне

Уж будут масленицу жечь.

Ответ: В.Суриков «Взятие снежного городка»

  1. В них силищи чрезвычайно много,

А лица загорелы и грубы.

Судьба у них - родная Волга, -

Им просто не дано иной судьбы.

И в зной, и в дождь проклятая работа, -

По рекам судна с грузами тянуть.

Глаза их разъедают струи пота,

И вдавливается камнем лямка в грудь!

Но, `не на что менять им жребий тяжкий, -

Для них на небе лишь одна звезда:

Всю жизнь ходить с ватагою в упряжке.

И умереть от жуткого труда.

Ответ: И.Е. Репин «Бурлаки на Волге»

  1. Всю ночь стихия бушевала,

Свирепо, яростно дыша,

Вздымала волны вал за валом,

Всё на пути своём круша.

Корабль разбила одинокий,

Как кошка с мышкой поиграв,

Так показала свой жестокий,

Неистовый и дикий нрав.

В бушующем кругом просторе

На мачте  -  горстка храбрецов.

Они  -  песчинка в бурном море,

Но всё ж силён в них дух борцов.

Уж смельчаки в изнеможенье,

Борясь с могучею волной,

Со страхом, снова в напряженье

Ждут встречи с водяной стеной.

Ответ: И.К. Айвазовский «Девятый вал»

  1.  Неспешно Марк идет проселочной дорогой,

Над ним летит спокойно Белла птицей.

Лицо ее не опечалено тревогой,

И платья легкий шелк на ней струится.

Полет души и восхищение друг другом

Сюжет передает неповторимый.

И кажется, что это я плыву над лугом,

И держит меня за руку любимый.

Ответ: М.Шагал «Прогулка»

Подведение итогов.

Команды считают набранные баллы. Выявляется победитель.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Конкурс знатоков пословиц и поговорок».

Цель. 1.     Работать над обогащением знаний учащихся русских пословиц.2.     Развитие творческих способностей и интереса к предмету.3.     ...

Конкурс знатоков русского языка и литературы

Игра для учащихся 7 класса. Проводится в начале 2 полугодия. Содержит в себе задания по русскому языку и литературе. После каждого задания на слайде следует ответ. Продолжительность 40 минут. ...

План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов   в рамках недели русского языка и литературы....

"Конкурс знатоков по русскому языку "

Конкурс знатоков  по русскому языку...

"Знай и люби русский язык" (конкурс знатоков русского языка)

В помощь словесникам и классным руководителям при проведении мероприятий, посвященных русскому языку...

Конкурс знатоков русского языка "Люби и знай русский язык"

Данный материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия в рамках Недели русского языка и литературы...