Главные вкладки

    Конспект урока музыки в 6 классе на тему "Старинный русский романс"
    план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

    Конспект урока музыки в 6 классе на тему "Старинный русский романс"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Мушковичская основная общеобразовательная школа

    Ярцевского района Смоленской области

    Конспект урока по музыке
    в 6 классе

    «Старинный русский романс»

    подготовила

    учитель музыки

    Овчарова Нина Петровна

    д. Мушковичи

     2013

    Цели урока: 1.Показать возможность возрождения песни в новом жанре «романс»;

                    2.Сформировать понимание специфики жанра романса.

                    3.Раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

    Задачи:  1.познакомить учащихся с жанром романса;

                   2.показать единство поэтического текста  и музыки в романсе;

                   3. возбудить интерес к жанру романса;

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    План урока:

    1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
    2. Подготовка к изучению нового материала, через повторение ранее пройденного.
    3. Ознакомление с новым материалом. Слушание музыки и анализ прослушанных произведений.
    4. Разучивание и исполнение песни.
    5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

    Музыкальный материал:

    «Красный сарафан» - А.Варламов, слова Н.Цыганова

    «Гори, гори, моя звезда» - П.Булахов, слова В.Чуевского.

    « Жаворонок» - М.Глинка, слова Н.Кукольника — разучивание

    Оборудование: магнитофон, кассеты, СD — записи, портреты А.Е.Варламова и М.Глинки, картинка девушки в красном сарафане.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

     Со звонком дети входят в класс под музыку. Учитель сообщает тему урока, цели урока и план работы на уроке.

    2. Подготовка к изучению нового материала, через повторение ранее пройденного.

    Учитель:   Ребята, сегодня мы опять вернемся к жанру  вокальной музыки — романсу, но прежде чем начать, давайте вспомним, какие жанры вокальной музыки вы знаете?

    Дети: Вокализ, песня, романс, серенада.

    Учитель: Правильно, а давайте попробуем вспомнить, что такое вокализ и чем он отличается от песни, что такое серенада и романс?

    Дети: Вокализ исполняется голосом без слов, а песня — это стихи  и музыка.

    Серенада это песня о любви к девушке, она исполняется под окном возлюбленной, а романс  это такое произведение, которое исполняется в небольшом помещении для голоса и инструмента, и выражает  чувства человека к природе, любви.

    Учитель:  Да, песни бывают одноголосные, хоровые, с сопровождением или без него. Если сравнить песню с романсом, то в каждом из них соединяются два обязательных элемента- музыка и слово, но в каждом по-своему. В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе  раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства выразительности. Давайте вспомним , что такое интонация?

    Дети: Интонация это то, как мы говорим — тихо или громко, грубо или ласково

    Учитель: А в музыке, что такое интонация?

    Дети: В музыке это аккомпанемент, мажор или минор, громкость звука, темп, ритм, мелодия.

    3. Ознакомление с новым материалом. Слушание музыки и анализ прослушанных произведений.

    Учитель: Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить и любовь, и гнев, и печаль. Из устного общения людей выросло музыкальное искусство — музыкальная речь. Можно не понимать другого языка, но по интонации мы можем понять смысл сказанного. Вслушиваясь в музыкальную интонацию мы тоже можем почувствовать ее выразительность.

    Слушание романса «Гори, гори, моя звезда», (фрагмент)

    Учитель: мы с вами прослушали романс.  О каких чувствах рассказал нам этот романс?

    Дети: Этот романс задушевный, грустный, печальный. Он вызвал чувство переживания, тоски.

    Учитель: Давайте вспомним, что слово «романс» - испанского происхождения. Так называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента — гитары, фортепиано и других инструментов.

     Старинные русские романсы  воспевают любовь, волнение, восторг, горечь разлуки и надежду на счастье.                                      

    Портрет композитора Александра Егоровича Варламова.

    Учитель: Ребята, сейчас вы видите портрет одного из известных композиторов 19 века Александра Егоровича Варламова. Он написал много прекрасных произведений и среди самых популярных можно назвать песню-романс «Красный сарафан» на стихи Цыганова.

    Картинка девушки в красном сарафане

    Слушание романса «Красный сарафан»

    Учитель:Ну вот, ребята, мы прослушали с вами романс.

    О чем этот романс?

    Дети: В нем рассказывается о девичьей доле, о привольной жизни в родительском доме. И о том, что девушка не хочет выходить замуж, а ее матушка вспоминает о своей молодости.

     Учитель: Какая мелодия у романса?

    Дети: В этом романсе мелодия плавная, широкая, напевная.

    Учитель: Ребята, а как строится беседа дочери с матерью? Как меняются характер звучания, ладовая окраска, тембр?

    Дети: Сначала поет дочь, а затем матушка. Беседа строится в форме диалога.

    Сначала песня поется в мажоре, затем переходит в минор, на заключительных словах  « и я молодешенька была такова» музыка вновь возвращается к мажору и темпу, который был вначале.

    Учитель: Да, тональные отклонения из мажора в минор, ее неторопливое развертывание — все это близко народной бытовой манере.

     Тональные отклонения из мажора в минор, ее неторопливое плавное развертывание- все это близко народной бытовой манере.

    Портрет М.И.Глинки

    4. Разучивание и исполнение песни.

    Разучивание и исполнение романса М.И.Глинки, сл. Н. Кукольника  -  «Жаворонок»

    Прослушивание записи романса М.И.Глинки, сл. Н.Кукольника - «Жаворонок»

    Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов, динамические оттенки.

    Вокально-певческая работа над произведением.

    5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

    Учитель: Ребята, сегодня мы еще раз с вами поговорили о таком прекрасном жанре вокальной музыки, как романс. И еще раз убедились в том, что без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, которые оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.

    Романса голос узнаю

    На самом дальнем расстоянье:

    Стою и мысленно пою,

    И мне приятно с ним слиянье.

    И всех я вспоминаю вас,

    Друзей и родственников дальних,

    Уже ушедших и печальных:

    Напомнил мне о вас — романс

    К глазам я подношу платок,

    Который мне не помогает,

    И только воздуха глоток

    Мне умереть не позволяет.

    О том, что я отстал от вас

    И в этой жизни затерялся,-

    Напомнил старый мне романс,

    Романс, который оборвался...

                                В.Семернин

    Домашнее задание: Написать небольшое сочинение на тему «Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные образы возникают в твоем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов? (на примере романса М.Глинки «Жаворонок»).

    Дети выходят под музыку с урока.

    Список использованной литературы:

    Сергеева Г.П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

    Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

    Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

    Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

    Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

    Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

    Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

    Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

    Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

    Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

    Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"

    Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....

    Конспект урока музыки 2 класс Тема: "Развитие музыки в хороводных песнях и танцах"

    1.     Сформировать представление о «развитии музыки» (темп, вариации, ритм, динамика, тембр);2.     Расширить знания о хороводных песнях и танцах;3....