Главные вкладки

    Конспект урока по классу фортепиано с учащимся 1 класса
    методическая разработка по музыке по теме

    Пучкова Светлана Геннадиевна

    Введение учащегося в мир музыкального искусства. Ознакомление с фортепиано. Выявление музыкальных способностей с учетом психо-физических особенностей учащегося.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок по классу фортепиано с учащимся первого класса.

    Тема урока: «Введение учащегося в мир музыкального искусства. Ознакомление с фортепиано. Выявление музыкальных способностей с учетом психо-физических особенностей учащегося».

    Цель урока: Создать необходимую атмосферу и условия на уроке для того, чтобы вовлечь учащегося в область музыкально-художественного творчества.

    Задачи:

    1. Раскрыть музыкальные способности учащегося.
    2. Смативировать интерес у учащегося к дальнейшей творческой работе по овладению инструментом через пластическое интонирование и музыкально-игровые элементы на уроке.

    Оборудование:

    1. Фортепиано.
    2. Нотная литература.
    3. Наглядный материал.
    4. Ноутбук.

    Художественный материал урока.

    1.Мягкие игрушки: мышка, птичка, заяц, лиса, медведь, кошка.

    2.Детские песенки: «Ку-ку», «Огород», «Жук», «Егорка», «Село солнышко давно».

    3.Марш С.Прокофьев; Марш А.Тиличеева.

    4.Вальс А.Гречанинов;

    5.Ах, вы сени — русская народная песня.

    6.Баю-баю — колыбельная песня.

    7.Зрительный ряд: детские рисунки с изображением марширующих солдат, иллюстрации с изображением детей на параде;

    иллюстрации с изображением танцующих девочек и мальчиков;

    рисунки с изображением мамы, укачивающей своего малыша.

    План урока:

    1.Организационный момент.

    2. Знакомство с инструментом.

    2.1. Знакомство с клавиатурой (название нот), регистрами. Использование игровых технологий.

    3. Выявление музыкально-ритмических способностей учащегося.

    3.1. Разучивание и исполнение детских песенок «Жук», «Огород», «Мышка», «Село солнышко».

    4. Ознакомление учащегося с музыкальными жанрами: марш, танец, песня.

    4.1. Раскрытие творческих способностей учащегося.

    4.2. Здоровьесберегающие технологии на уроке: смена видов деятельности  (движения и пластическое интонирование под музыку).

    5. Подведение итогов урока.

    Ученик входит в класс.

    Учитель: Здравствуй, Кирилл.

    Ученик: Здравствуйте, Светлана Геннадиевна

    Учитель: Подходи поближе к нашему инструменту, будем с ним знакомиться. Его зовут фортепиано. А знаешь ли ты, что в его имени спрятано два слова — слово форте—что значит громко, и слово пиано — что значит тихо. А теперь давай подойдем поближе к фортепиано и внимательно рассмотрим его.

    1. Клавиатура.

    Множество звуков таится в удивительном инструменте фортепиано и «оживает» при опускании пальца на клавишу; сколько клавиш, столько разных голосов, из которых можно сложить любую мелодию. Чтобы клавиши стройно звучали, сначала нужно подружиться с ними, запомнить их голоса и имена. Вправо эти голоса звучат всё тоньше, выше, а влево — все ниже и ниже.(Преподаватель показывает как звучат эти голоса).

    1. Регистры.

    А как ты думаешь, голоса каких зверей и птиц (по высоте их звучания) будут соответствовать звукам звучащим в верхнем регистре?

    Ученик: птички, мышки, мотыльки, бабочки (выбирает одну из названных игрушек  и сажает на клавиатуру в верхнем регистре).

    Учитель: А кто из зверей может жить в нижнем регистре? А в среднем?

    Ученик: В нижнем регистре могут жить медведи, волки, в среднем—зайки, лисички(выбирает игрушки и рассаживает их по клавиатуре).

    Учитель: Белые клавиши имеют всего семь имен: до, ре, ми, фа, соль, ля, си—на каждой восьмой белой клавише они снова повторяются. (Преподаватель играет с учеником несколько раз гамму домажор в разных регистрах вверх и вниз называя клавиши). А теперь попробуй отгадать загадки. Я буду тебе говорить слова, в которых спрятаны названия нот, а ты их будешь отгадывать.

    ДОМ, ПОМИДОР, МИР, ЛИСИЦА, АЛФАВИТ, СТРЕКОЗА, БЕРЕГ, ЛЯГУШКА, ФАСОЛЬ,СИРОП, ЧЕРЕПАХА, ЗЕМЛЯНИКА.

    А теперь ты придумай слова, а я попробую найти спрятанную нотку.

    Клавиши отличаются друг от друга расположением и цветом: между белыми есть еще и черные, которые чередуются— две-три, снова две-три и т.д.

    (преподаватель предлагает ученику поискать на инструменте две и три черные клавиши, сначала глядя на клавиатуру, затем с закрытыми глазами).

    Ты уже, наверное, заметил, что слева от двух черных клавиш находится нота до, а справа нота ми. Слева от трех черных клавиш находится нота фа, а справа нота си, и так по всей клавиатуре.

    Поем и играем попевку « Ку-ку» по всей клавиатуре.

    1. Ритм.

    Учитель: А теперь давай прохлопаем со словами детские песенки: «Огород», «Жук», «Егорка», «Село солнышко давно».

    1.Огород, огород,

    В огороде лук растет.

    2.Жук, жук где твой дом?

    Мой дом под кустом.

    3.На полянке у пригорка,

    Собирал грибы Егорка.

    4.Село солнышко давно,

    На дворе темным-темно.

    (затем играем их вместе с преподавателем).

    4.Музыкальные жанры.

    Учитель:Всё музыкальное искусство строится на трёх основных музыкальных жанрах: марш, танец, песня.А теперь давай подойдем к ноутбуку, шагнем в картинку и постараемся ощутить себя среди детей, изображённых на ней, определить какая по характеру музыка будет созвучна с данной картинкой. Что изображено на картинке?

    Ученик: На картинке дети идут на парад. У них в руках флажки, воздушные шарики, у мальчика — барабан.

    Учитель: Как ты думаешь, какая должна звучать музыка?

    Ученик: Громкая, энергичная, торжественная. Это марш.

    Учитель: Молодец! Послушай, как об этом говорится в стихотворении:

    Мимо зданий и оград,

    Мы шагаем на парад

    Трубы празднично трубят,

    Мы шагаем на парад.

    Я сыграю тебе марш, а ты маршируй вместе с героями. (Звучит «Марш», ученик марширует).

    Давай рассмотрим следующую картинку. Что изображено на ней?

    Ученик: Здесь танцуют девочки, а на этой картинке танцуют мальчики.

    Учитель:Как ты думаешь, под какую музыку танцуют девочки?

    Ученик: Мне кажется музыка должна быть нежная, плавная.

    Учитель: Покажи рукой плавность этой мелодии. (Звучит «Вальс», ученик выполняет плавные, дугообразные движения рукой – пластическое интонирование).

    А под какую музыку танцуют мальчики?

    Ученик: В их танце музыка веселая, быстрая, громкая.

    Учитель: Потанцуй, а я сыграю веселую музыку. (Ученик танцует).

    А теперь давай рассмотрим последнюю картинку. Что происходит здесь?

    Ученик: Здесь мама укачивает своего сыночка спать и напевает ему песню. А здесь девочка укачивает свою любимую игрушку, медвежонка, спать и поет песню.

    Учитель: Совершенно верно. Какая по характеру музыка должна звучать в этой картинке?

    Ученик: Музыка должна звучать тихая, напевная, спокойная.

    Учитель: Вот такая? (Звучит колыбельная.Учитель предлагает ученику выбрать понравившуюся игрушку и покачать ее).А какие слова могут быть в этой песне?

    Ученик: Баю-баю…

     Молодец, ведь это колыбельная песня. Давай придумаем слова к ней и споем ее.

    Баю-баю заиньку качаю,

    Баю-баю глазки закрывай.

    А теперь давай закрепим те музыкальные жанры, с которыми сегодня познакомились.

    Ученик: Это марш, танец и песня.

    Проводится игра «Отгадай музыкальный жанр».

    Учитель: Молодец, ты правильно определил все жанры. Ну, а теперь давай еще раз вспомним все, о чем мы говорили и что узнали нового сегодня на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Применение Интернет–ресурсов для изучения и пополнения репертуара учащихся класса фортепиано"

    Обращение педагога к интернет – ресурсам помогает ему пополнить и расширить рамки фортепианного репертуара для учащихся младших и средних классов отделения общего фортепиано в детской музыкальной школ...

    Конспект урока по классу фортепиано с учащимся 7 класса

    Поиск новых интонационных красок в работе над музыкальным произведением....

    Концертная деятельность учащихся класса фортепиано

    Данная статья является отражением наблюдений, сделанных педагогом дополнительного образования Смельско Л.Р. в течение её тридцатилетней работы в должности преподавателя фортепиано....

    Игра в ансамбле как средство раскрытия и развития коммуникативных качеств и способностей у учащихся класса фортепиано

    В предлагаемом докладе рассказывается о психологии общения,затрагиваются возрастные тенденции и потребности. Понятие "ансамбль",история развития,формирование и специфика ансамбля. Его влияние и возмож...

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе коррекционной школы (4 класс массовой школы)

                Конспект урока по русскому языку в 6 классе коррекционной школы по учеьнику Т.Г. Рамзаевой  «Русский язык» для 4 кл. Тема урока: ...