Прорамма по классу "Фортепианный ансамбль на хоровом отделении" 1-5 классы
рабочая программа по музыке по теме

Лебедева Ирина Валентиновна

Уважаемые коллеги! Представляю Вам прорамму по "Фортепианному ансамблю" для учащихся хоровых отделений. Данный курс расчитан на 5 лет обуечния- 1-5 классы. Этот предмет очень интересен маленьким музыкантам -исполнителям. Мы проводим контрольные(зачетные мероприятия) в виде открытых тематических концертов, наши учащиеся принимают участие в отчетных концертах отдела и школы; принимают участие и городских конкурсах и фестивалях.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Санкт – Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Санкт – Петербургская детская музыкальная школа № 37»

ПРОГРАММА

«Фортепианный ансамбль

на хоровом отделении»

(I –V классы)

Составитель: Лебедева Ирина Валентиновна

Старший преподаватель «фортепиано» на хоровом отделении

Санкт – Петербург

2010 год


Программа по классу фортепианного ансамблю

1. Пояснительная записка

А.Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространеннее учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов.

Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени. А воспитывать профессионалами – музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень немногих.

Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться этой интересной игре – играть на рояле.

Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является Игра в ансамбле.

Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся  композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.

В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей. Радио, телевидение, кино, звукозапись постоянно воздействуют на слуховое развитие детей. С самого раннего возраста дети привыкают к музыке, естественно и легко ее воспринимают и стараются понять с таким же любопытством, как и другие явления окружающего мира.

С первого года обучения на фортепиано ученик знакомится с азами ансамблевого музицирования. Еще на стадии донотного периода, подбор и исполнение мелодий на слух происходит в сопровождении преподавателя, играющего вторую партию. Или ученику поручается несложная вторая партия на сочетании одинаковых черных клавиш при изучении басового ключа, например, из сборника Л. Баренбойма «Путь к музыке»: русская народная песня «Калинка-малинка», Е. Крылатов «Крылатые качели», Г. Галынин «Медведь». Далее, уже по нотам, ученик исполняет 1 партию в несложных пьесах, где более сложную партию – вторую, играет педагог. Цель игры в ансамбле на этом этапе – привить навык игры в ансамбле, научить слышать гармонически окрашенную мелодию, помогает ученику организовать ритм, сделать обучение более интересным.

Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями.

Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким и многообразным.

С 3 класса ансамбль становится отдельным предметом. В программе

 используются учебные часы, рекомендуемые учебными планами для занятий ансамблем. При составлении ансамбля учитывается возраст, психология, способности учеников, возможность посещать занятия. Особое внимание в программе акцентируется на следующих методических и организационных принципах:

 взаимосвязь предметов «Инструмент» и «Класс ансамбля»;

 преемственность репертуара и методов работы;

 творческое музицирование;

 гибкость в подборе репертуара и методах работы;

 реализацию творческих возможностей ученика;

 воспитание чувства товарищества, уважения друг к другу;

 сознательную творческую дисциплину.

Программа стремится уйти от единообразия и усредненности в построении образовательного процесса. При этом отмечается, что для учащихся средних способностей, игра в ансамбле становится, нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении, что, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению. В ансамбле у детей быстрее развивается мышление и воображение, понятие звукового баланса, формируется  находчивость и сообразительность. Необходимость считаться с партнером тренирует быстроту реакции. Более слабый ученик подтягивается, более сильный – облагораживает игру в ансамбле, порой в ущерб своим музыкальным амбициям, учится подчиняться единому замыслу и оба ученика становятся единым целым.

         Цели программы: Обучение в классе «ансамбля» преследует те же цели, что и обучение в классе «фортепиано на хоровом отделении»  – развитие интереса и любви к своему инструменту, к музыке и музицированию через популяризацию лучших образцов классической и современной музыки, расширение музыкального кругозора, музыкальной памяти. Развитие творческих способностей, формировании практических умений, воспитание у ученика эмоционального отношения к исполняемому, воспитание чувства стиля, художественного вкуса.  

Задачи программы: Вести совместно с учеником поиск различных музицирование, способствовать интенсивному развитию всех видов музыкального слуха: мелодического, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического;

тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов, пытаясь передать на фортепиано насыщенность полнозвучных tutti, тембральную специфику звучания отдельных оркестровых групп. Ведь ансамблевая игра обладает широкими возможностями в развитии тембро - динамического слуха, благодаря обогащению фактуры, поскольку в ансамблевом репертуаре значительное место занимают переложения. Итак, через ансамблевое             Вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм - один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача музыкальной педагогики. Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, художественно-смысловая. Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более органичным.

  Овладение ансамблевой техникой, а именно: особенности посадки и педализации при четырехручном исполнении на одном фортепиано; способы достижения синхронности при взятии и снятии звука; равновесие звучания в удвоениях и аккордах разделенных между партнерами; согласование приемов звукоизвлечения; передача голоса от партнера к партнеру; соразмерность в сочетании нескольких голосов  исполняемых разными партнерами; соблюдение общности ритмического пульса. По мере усложнения художественных задач расширяются и технические задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии, использование особых тембральных возможностей фортепианного дуэта,  педализация на двух фортепиано и т д.

  Четырехручная игра за одним роялем, в отличие от сольного исполнительства, начинается с самой посадки, так как каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Научить партнеров «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающимся голосоведении (один локоть под другим), Кто из партнеров четырехручного исполнения должен педализировать? Следует объяснить, что педализирует произведение исполнитель партии secondo, так как обычно она служит фундаментом (бас  гармония) мелодии чаще всего проходящей в верхних регистрах. При этом ему необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать своего товарища и учитывать его исполнительские «интересы». Это умение слушать не только то, что сам играешь, а одновременно и то, что играет партнер - общее звучание обеих партий сливающихся в органически единое целое - основа совместного исполнительства во всех его видах.  

           Возраст детей участвующих в реализации программы: 7 -12лет.  

Срок реализации: В классе ансамбля программа обучения рассчитана на 5 лет.

 Форма занятий: индивидуальный урок.

Продолжительность урока : В 1 и во 2 классах  - это 0,5 учебного часа в неделю и 1, 5 часа в неделю занятия по «фортепиано». В 3 и в 4 классах учащиеся имеют отдельно 0,5 учебного часа в неделю. В 5 классе – 1 учебный час (45 минут) в неделю.

Ожидаемые результаты:

 Уметь слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;

 Уметь исполнять свою  партию грамотно, следуя замыслу композитора;

 Уметь аккомпанировать;

 Иметь навыки самостоятельного разбора новых произведений, навыки чтения с листа;

 Уметь применять и совершенствовать исполнительские навыки и теоретические знания, полученные на уроках по инструменту и других предметах;

 Уметь рассказать об исполняемом.

       2.   Формы контроля успеваемости и подведение итогов: На контрольном уроке в I полугодии исполнятся 1 произведение и на академическом концерте во II полугодии наизусть исполняются  1-2 произведения. Участники ансамбля меняются местами таким образом, чтобы каждый ученик поиграл и сольную первую партию, и партию аккомпанирующую – вторую.  

Оценка, полученная на экзамене в 5 классе, становится итоговой и выставляется в свидетельство об окончании школы. При спорных моментах, в диплом выставляется средний балл по предмету «Ансамбль»,  полученную за обучение в 5 классе.

                                         

3. Примерный перечень произведений по классам

Первый и второй классы

Рекомендуемые сборники.

«В музыку с радостью». Составитель О.Геталова, И. Визная. Изд-во «Композитор». С-П., 1999 г.

«Маленькому пианисту». Составитель Б.Милич.

«Музыкальные жемчужинки». Сборник пьес и ансамблей для начальных классов детских музыкальных школ. Составитель  Н.Шелухина

«Один плюс один». Сборник ансамблей для начинающих пианистов. Изд-во «Союз художников». С-П., 2005 г.

«Фортепиано» для учащихся 1 класса. Изд-во «Кефара». М., 2000 г.

«Музыкальный калейдоскоп». 20 пьес для фортепиано в 4 руки для младших и средних классов ДМШ. С-П., 1997 г.

Ж.Металлиди «Иду, гляжу по сторонам. Изд-во «Союз художников». С-П., 2002 г.

Е.Юдина «Детский сборник». Легкие переложения произведений 18 и 19 века для фортепиано в 4 руки. М., 1940 г.

С.Майкапар «Первые шаги». Л., 1952 г.

Третий класс

Т.Назарова «Немецкая народная шуточная песня»

И.Брамс «Песня»

С.Покрасс «Красная Армия всех сильней»

Т.Хренников «Песня Листрата»

М.Глинка «Песня Ильиничны»

Ромберг «Тихо, как при восходе луны»

Прима «Пой, пой!»

Л.Бетховен «Марш «Афинские развалины»

Б. Баснер «Щенок по имени Пес»

А.Гречанинов  сборник «На зеленом лугу» 10 легких пьес в 4 руки для одного фортепиано

Ц.Кюи «Десять пятиклавишных пьес» в 4 руки для одного фортепиано(более трудные пьесы по выбору)

П.Чайковский «50 русских народных песен» в 4 руки для одного фортепиано (легкие пьесы по выбору)

Рекомендуемые сборники.

«Фортепианная музыка» Ансамбли. Выпуск 6 . Составитель В.Павлов. Изд-во «Советский композитор». 1982 г.

«Юный пианист». Выпуск 1. Составитель Л.Ройзман. Изд-во «Советский композитор». 1990 г.

«Вместе весело играть». Фортепианные ансамбли и  ансамблики. Изд-во «Союз художников». С-П., 2002 г.

«Один плюс один». Сборник ансамблей для начинающих. Изд-во «Союз художников». С-П., 2005 г.

Роджерс «Звуки музыки»

Лев  «Пьесы для фортепиано» в 4 уроки.

«Танцуем и поем». Тетрадь 3. Составитель Т.Смирнова. Изд-во «Криптологос». М., 1992 г.

Четвертый класс

 Для учащихся 4 класса репертуар подбирается средней степени сложности, с более распространенным аккомпанементом (бас – аккорд), простым ритмическим рисунком, гибкой мелодической линией, понятным для детей этого возраста художественным содержанием.

А.Дворжак «Славянский танец».

 М. Шмитц «Оранжевые буги».

 М. Шмитц «Принцесса танцует вальс».

 С.Прокофьев «Гавот» из Классической симфонии.

 Л.Рид, Б. Мейсон «Прощальный вальс».

 Ж.Бизе «Цыганская пляска» из оперы «Кармен».

 Б.Савельев «Карусельные лошадки».

 А.Глазунов «Отрывок» из балета «Барышня – служанка».

 Н.Римский – Корсаков «Отрывок» из симфонической сюиты «Шехеразада».

 Ж.Бизе «Менуэт».

 В.Моцарт «Ария Тамино» из оперы «Волшебная флейта».

 Р.Шуман «Венецианская песня».

 П.Чайковский «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик».

 С.Слонимский «Полька» из музыки к спектаклю «Ревизор».

 В. Шелиговский «В цирке».

 Г. Доницетти «Баркарола».

Рекомендуемые сборники.

«Ансамбли для средних и старших классов». Изд-во «Полифото- пресс». С-П., 1996 г.

«Фортепианная музыка». Ансамбли. Выпуск 6. Составитель В.Павлов. Изд-во «Советский композитор». 1982 г.

«Рождественские песни для детей». Для фортепиано в 4 руки. Изд-во «Союз художников». С-П., 2003 г.

«Пьесы, сонатины, вариации, ансамбли». Выпуски 1-3. Изд-во «Феникс». Р-Д., 2003 г.

«Юный пианист». Выпуск 1. Составитль Л.Ройзман. Изд-во «Советский композитор». 1990 г.

«Играем джаз». Составители Козулин, Платонова. С-П., 1997 г.

«Брат и сестра». Изд-во «Северный олень». С-П.

Р.Роджерс «Звуки музыки»

«Музыкальный салон». Пособие по общему крсу фортепиано для учащихся 3-4 классов. Изд-во «Союз художников». С-П., 1998 г.

«Музыкальный салон!. Пособие по общем курс фортепиано для учащихся 5-7 классов. Изд-во «Союз художников». С-П., 1999 г.

Пятый класс

Примерный перечень произведений для 5 класса:

      В 5 классе ученикам, имеющим уже опыт игры в ансамбле, предлагается репертуар с более сложными  ритмическими, гармоническими, техническими  задачами, требующий достижения особой синхронности и музыкального единства.

М.Балакирев «На Волге»

«Эй, ухнем», обр. ММ.Балакирева

А.Варламов «Красный сарафан»  

 А.Глазунов «Венгерский танец» № 4.

 Л.Бетховен «Полонез».

 Г.Свиридов «Романс», «Вальс», из музыки к драме «Метель».

 Г.Фрид «Чешская полька».

 Э.Григ «Норвежский танец».

 И.Хр. Бах «Рондо» из концерта соль мажор для ф-п. с оркестром.

 Н.Агафонников «Веселая мелодия».

 Дж. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс».

 Л.Бетховен «Три немецких танца».

 Ю.Преображенский «Парадный марш игрушек», «Ноктюрн».

 Р.Глиэр «Бравурная мазурка».

 И.С.Бах «Сарабанда» из французской сюиты ре минор.

 В.Блок «Московская полька».

 Г.Свиридов «Военный марш», «Пастораль» из музыки к драме «Метель».

 В.А.Моцарт «Марш».

 Э.Вила Лобос «Разбитая гитара».

                              4.  Список рекомендуемой литературы

Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. Вып.2 М.Музыка 1994г.

 Ансамбли для ф-п. Средние классы. М. «Советский композитор» 1987г

 Играем вдвоём. Композитор С-П. 1998г.

 В.Соловьёв Школьный бал. Сб. пьес для ф-п. в 4 руки. Л.Музыка 1998г.

 Юный пианист. Вып.2  М. Советский композитор. 1986г.

 По сказкам Ш. Перро. Альбом для ф-п. в 4 руки. Мл. и ср. классы ДМШ. Ред. Л. Десятникова.

 Мой Пушкин. Популярные фрагменты муз. произведений на стихи и сюжеты А.С.Пушкина в лёгком переложении для ф-п. в 4 руки. Композитор С-П 1998г. Ред. Ж. Металлиди.

 Мой Верди. Оперы. Популярные фрагменты в лёгком переложении для ф-п. в 4 руки. Композитор С-П. 1998г.

 А.Аренский. 6 детских пьес соч.34. М.Музыка 1988г.

 Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей под. ред. С. Ляховицкой ч.1 и 2. Музыка Ленинград. 1987г.

 Э.Григ Норвежские танцы для ф-п. в 4 руки. М.Музыка 1991г.

 Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып.3. Младшие классы ДМШ. М.Музыка 1987г.

 Играем вдвоём. Композитор Л.Музыка 1990г.

 

5.  Методическое обеспечение:

 Е.Сорокина «Фортепианный дуэт» М.Музыка 1988г.

 А.Стоянов «Искусство пианиста» Муз. Гиз.1958г.

 Музыкальный инструмент (фортепиано). Примерная программа для ДМШ и музыкальных отделений детских школ искусств. Москва-2006г.

 Примерные требования к программам дополнительного образования детей.

 Приложение к письму Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06 – 1844

 

 

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                   стр. 3-7

  1. Формы контроля и подведения итогов                         стр. 7

  1. Репертуарные списки произведений   по классам:
  1. Первый и Второй классы                                            стр. 7
  2. Третий класс                                                                  стр. 8-9
  3. Четвертый класс                                                           стр. 9-10
  4. Пятый класс                                                                   стр. 10-11

  1. Список рекомендуемой литературы                               стр. 11-12

  1. Методическое обеспечение                                                стр. 12                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-лекция "Что такое ансамбль? "для учащихся младших классов.

Рассказ о происхождении ансамблевой игры на музыкальных инструментах. Репертуар концерта ансамблей учащихся моего класса....

Программа учебного предмета "Ансамбль (фортепиано)" 1-3 класс

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музык...

Программа учебного предмета "Ансамбль (фортепиано)" 4-9 класс

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музык...

Приемы формирования народной манеры пения на начальном этапе работы младшего состава ансамбля (Открытый урок в классе фольклорного ансамбля)

Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом слысле фольклор - школа общения, красоты поведения,быта, одежды,труда. Это бесценный дар памяти поколений,...

Рабочая прорамма по физической культуре для 5-9 классов

Аннотация к рабочей  программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов   Целью  предмета «Физическая культура»   в основной  школе является...

Рабочая прорамма по предмету "Вероятность и статистика" 7 класс на 2022-2023 учебный год/Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА   "ВЕРОЯТНОСТЬ и СТАТИСТИКА"Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 7 клас...

Рабочая прорамма по предмету "Вероятность и статистика" 8 класс на 2022-2023 учебный год/Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА  "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА"Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 8 классов р...