Влияние классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения
методическая разработка по музыке по теме

 

1. Восприятие классической музыки, как главный  фактор  духовно-нравственного  воспитания.

2. Музыкальное  искусство  в  воспитании  личности.

3. Современные  методы  в  духовно-нравственном  развитии  школьников.

4. Воспитание  учащихся  в  современном  обществе.

5. Роль  классических  произведений  в  воспитании учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vosp._novoe.docx43.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования

Московский областной музыкально-педагогический колледж

Методическая работа на тему:

 «Влияние классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения»

концертмейстера Пруцковой Н.С.

Егорьевск 2011г.

         

ПЛАН

                                

Пояснительная записка

1. Восприятие классической музыки, как главный  фактор  духовно-нравственного  воспитания.

2. Музыкальное  искусство  в  воспитании  личности.

3. Современные  методы  в  духовно-нравственном  развитии  школьников.

4. Воспитание  учащихся  в  современном  обществе.

5. Роль  классических  произведений  в  воспитании учащихся.

 Заключение

Пояснительная записка

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание» И. Ильин http://www.gumer.info/authors.Однако, как отмечал Л. Выготский; Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 - 1984., музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного - главная задача учителя музыки. Содержание певческого репертуара нацелено на развитие позитивного отношения к окружающему миру через постижения эмоционально-нравственного смысла классического музыкального произведения, формирование личностной оценки музыки. Расширение жизненного и музыкального кругозора студентов, формирование положительного отношения к музыкальному искусству. Произведения композиторов-классиков (русских – М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, А. Гречанинова и др.; зарубежных–И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Э. Грига, Ф. Шопена и др.), адаптированные для детского хорового исполнительства темы инструментальных или хоровых сочинений (к которым сочинены русские тексты), развивают культуру пения, формируют основные певческие навыки и умения – строй, ансамбль, дикцию, артикуляцию, расширяют объем дыхания, формируют выразительность звучания детских голосов, способствуют освоению основных закономерностей музыкального искусства (стиль, жанр, язык).

«Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча: и не все равно, какая «встреча», не «какая-нибудь», а художественная, т.е. такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что горел и светил автору…» И. Ильин http://www.gumer.info/authors.:. Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

1. Восприятие  музыки,  главный  фактор  духовно-нравственного  воспитания.

Восприятие музыки - одна из сложнейших проблем, встающих перед учителем музыки. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей.

Восприятие музыки способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного. Для этого хорошо использовать контрастные музыкальные произведения (марш-танец-колыбельная).

Не представляется духовно-нравственное воспитание без слушания музыки, без того, чтобы уже в детские годы у человека не было любимых мелодий таких как: "Песня жаворонка", "Подснежник" П. Чайковского, "Колыбельная" В. Моцарта, "Смелый всадник" Р. Шумана и т.д.

Главное заботиться, о том, чтобы в духовную жизнь детей вошло все лучшее из музыкальных сокровищ человечества (прежде всего украинского и русского народов), чтобы слушание одного и того же произведения давало эстетическое наслаждение, накладывало отпечаток на мышление и эмоциональную жизнь.

Перед слушанием музыки нужен рассказ о той реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Рассказу придаётся большое значение: он как бы настраивает детей на восприятие произведения. Так, перед слушанием "Танца феи Драже" можно рассказать детям старинную сказку Э. Гофмана, сюжетную канву которой композитор положил в основу балета. Яркими, выразительными словами нужно стремиться создать в представлении детей образ доброй феи - легкой, грациозной. Дети слушают музыку, потом рассказывают о том, как они представляют дворец феи. Воображение рисует пруды, фонтаны, тенистые рощи и таинственные пещеры. Фантастические образы пробуждают желание еще раз послушать музыку. Толкование музыкального произведения, особенно неизвестного детям, требует большого такта и высокой педагогической культуры. Никогда нельзя забывать, что язык музыки - это язык чувств: даже народная песня с бесхитростными, порой элементарно простыми словами воспринимается как художественное произведение только благодаря мелодии. Чтобы разъяснить сущность художественных образов музыкального произведения, учитель должен понимать специфику изобразительных средств композитора. Объяснение должно быть своеобразным законченным художественным рассказом, услышанным ребенком из уст учителя. Уже сам по себе этот рассказ должен пробудить чувства, вызвать переживания, создать в воображении яркие картины, ведь красота музыки - могучий источник мысли. Яркие образы, рождающиеся в представлении ребенка под влиянием музыкальной мелодии, оживляют мысль, как бы направляя ее многочисленные ручейки в единое русло. Дети стремятся словами нарисовать то, что создало воображение, что они чувствуют.

Однако стоит отметить, что наивысшее наслаждение от произведения искусства возникает тогда, когда человек постигает смысл художественного произведения, выходит на ступень переживания - понимания. Любой вид деятельности на уроке музыки должен активизировать чувства и разум, подталкивать к творческому постижению и сердцем, и умом сущности музыкального произведения.

Нравственное воспитание является средством активизации духовного потенциала личности, компенсирующим недостаток его проявления в других областях социально - духовной жизни; это универсальное средство духовного развития человеческой личности, в определенной мере способствующее гармонизации ее общественного бытия.

Практические рекомендации для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музыки:

1. Использовать на уроках музыки художественное творчество, сочинение стихотворений или рассказов на ту или иную музыку;

2. Проводить музыкальные спектакли, праздники.

3. Регулярно заниматься музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением.

4. Проводить музыкально-обрядовые игры.

5. Регулярно слушать народные песни, классические музыкальные произведения.

Музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию. Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной и эстетической культуры ребенка - актуальная задача сегодняшнего дня.

Таким образом, ведущими признаками, определяющими духовно-нравственное развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.

             2. Музыкальное  искусство  в  воспитании  личности.

В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодёжи. Это не что иное, как результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании подрастающих поколений. В начале XX века эту проблему решили путём введения музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной школы. В начале XXI века эта проблема вновь актуальна.

На русской почве идеи целенаправленного воспитания детей стали зарождаться в начале 18 века. Независимо от взглядов и предпочитаемых методов, большая часть педагогов считала, что музыкальному воспитанию принадлежит значительная часть в духовном формировании личности.

У педагогов было стремление воспитать и образовать детей на народном материале, который они подбирали сами. Русская народная песня и сказка, эпизоды из жизни народа, его труды, картины окружающей природы - вот материал, который определял содержание игр и занятий с детьми, воспитывая в них духовно-нравственное начало.

В России интерес к вопросам духовно-нравственного воспитания средствами музыкальной выразительности детей родился примерно в последние десятилетие 18 века. В дальнейшем этот интерес углублялся и рос в среде прогрессивной русской интеллигенции. Музыкальное воспитание связывалось с общими культурными и нравственными вопросами.

Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал Н. Новиков - просветитель, педагог и писатель- сатирик конца 18 века. Он считал, что без помощи искусства невозможно «воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами»Н. И. Новиков. О воспитании и наставлении детей. Москва - Ленинград, 1954 год. Государственное издательство художественной литературы..

В высказываниях Белинского четко выражено его отношение к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания:

« Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами; чью душу не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине только галерейную вещь, годную для украшения комнаты и дивиться в ней одной отделке; кто не любит стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки - тот не человек» Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. действ. чл. АПН Е.Н. Медынского. -- М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. -- 280 с.: портр.. А как полюбить все это? Белинский отвечает определенно:

« В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше» Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. действ. чл. АПН Е.Н. Медынского. -- М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. -- 280 с.: портр..

Отдавая должное формирующему влиянию окружающей среды, русские мыслители вместе с тем признавали существенное значение природных задатков и наклонностей. Считали, что необходимо их чутко распознавать и бережно выращивать.

Одним из первых в России предпринял практические шаги в деле музыкального просвещения и образования Владимир Федотович Одоевский - выдающийся русский музыкальный ученый и публицист, и общественный деятель. В многочисленных, талантливо написанных статьях, Одоевский выступал активным популяризатором и пропагандистом выдающихся достижений русской музыкальной классики духовного направления.

Одоевским же были высказаны важнейшие мысли о роли окружающей среды, с первых лет жизни воздействующей на формирование ребенка:

«Занимайтесь ребенком, или не занимайтесь, но с четырех лет он уже воспитывается, то сам с собой и всем окружающим: словами, которые вы произносите, не думая, что они им были замечены, вашими поступками, даже неодушевленными предметами, которые случайно находятся вокруг него. Все на него действует и оставляет неизгладимое впечатление в его душе - правильное это зависит от случая и обстоятельств, в которые ребенок поставлен» В. Одоевский.

Замечательное высказывание Одоевского можно в полной мере отнести к музыкальному развитию детей, которому Одоевский придавал чрезвычайно большое значение. Он считал музыку «Важнейшим элементом как в человеке, так, следовательно, и в общественном организме» В. Одоевский http://az.lib.ru/o/odoewskij_w_f/.

Огромное значение придавал духовно-нравственному воспитанию основоположник русской педагогической науки, талантливейший педагог - практик К. Ушинский. В школе определяется лицо будущей России - эта мысль нашла выражение в известных словах К. Ушинского: « Запоет школа - запоет вся страна» К. Ушинский "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии" (2 т., Санкт-Петербург, 1868 - 1869).

Начало 20 века приносит интересный и ценный опыт в практической музыкальной педагогике. Появляются первые методисты- практики школьного музыкального воспитания.

ШАЦКАЯ Валентина Николаевна- советский педагог, пианистка и деятель в области музыкально-эстетического воспитания. Заложила основы советской системы музыкально-эстетического воспитания, включающей дошкольное, школьное, внешкольное воспитание. Определяла понятие эстетического воспитания как часть гармоничного воспитания личности.

В. Шацкая одной из первых в России поставила вопрос о комплексном использовании различных видов искусства в воспитании детей и юношества, о необходимости участия в эстетическом развитии детей всех учебных заведений, дошкольных, внешкольных, культурно-просветительских учреждений, театров, музеев и др. Она рассматривала музыкальное воспитание как средство формирования нравственности учащихся. По мнению В. Шацкой, способности слушать и слышать музыку не являются природными, а поддаются воспитанию и развитию в процессе обучения. Большое значение имеет её положение о том, что полноценное восприятие музыки и развитие художественного вкуса достигаются при условии целенаправленного педагогического руководства. Учитель должен не только осуществлять музыкальную работу с учащимися, но и быть организатором эстетической жизни школы.

В. Шацкая была одним из инициаторов создания в стране детского музыкального радиовещания. Проводила научные исследования с привлечением данных физиологии, социологии, психологии. Обобщение их результатов отразилось в книгах и статьях В.Н. Шацкой: «Музыка в детском саду», «Музыкальная работа и быт детей», «Песни и быт деревни», «Художественное воспитание в школе», «Музыка в школе и учитель» и др. С 1923 г. В. Шацкая сотрудничала в художественно-педагогической комиссии Государственного Учебного Совета (ГУС), где при ее непосредственном участии создавались школьные программы по музыке.

Главную задачу общего музыкального воспитания В. Шацкая видела в том, что с помощью самого искусства вырастить людей, понимающих музыку, получающие истинную радость и духовно-нравственное развитие от общения с ней.

С 1913 года Общество начинает издавать литературу, основанную на результатах практического опыта.

В советский период издаются целевые сборники для школьно пения, учебные пособия и методические руководства.

Более двух веков бились прогрессивные деятели русской культуры над решением проблемы общего музыкального воспитания детей. Издавались статьи, брошюры, книги, журналы, адресованные семье и школе

Борьба за общее музыкальное воспитание детей в России долгое время оставалось борьбой идей. И только в Советском государстве, а позже в Российской федерации возникли принципиально новые возможности реализации всех прогрессивных устремлений, накопленной в этой области человечеством.

      3. Современные  методы  духовно-нравственного  развития  школьников.

Работа большинства общеобразовательных школ основана на программе Д.Б. Кабалевского. Он внес величайший вклад в развитие методики музыкального воспитания школьников, создав систему и концепцию музыкального воспитания, выраженную в программе, которая была весьма актуальной и востребованной в свое время. Но не следует забывать, что многое, наработанное в советские годы, потеряло свою актуальность.

Сегодня появилась необходимость переплавить некоторые методические принципы и подходы к вопросам музыкального развития школьников. Программу Д.Б. Кабалевского, с методической точки зрения, можно назвать фундаментальной, основополагающей, ведь она содержит множество положительных принципов: тематизм, последовательность, принцип взаимосвязи жизни и искусства, связь с другими предметами. И ни для кого не секрет, что принципиально нового в методике музыкального воспитания еще никто не придумал.

Но, особый интерес сегодня представляют положения ведущих ученых - педагогов в области методики преподавания музыки, прежде всего Алексеевой Л.Н., ее программа обобщает лучшие достижения А. Апраксиной, Ю. Алиева, Н. Терентьевой, Н. Ветлугиной, развивает их связи с особенностями социальной ситуации сегодняшнего дня. Ярким реализатором идей концепции Д.Б.Кабалевского стала Г.П.Сергеева, которая разработала современную программу педагогики под названием «музыка» и наполнила идеи Д.Б.Кабалевского новыми смыслами и значениями.

В связи с этим ею предлагаемый курс может служить дополнением к программе Д.Б. Кабалевского, ориентируя нас на проблемы современности, обновляя духовно - нравственными акцентами.

В своей работе Л.Н. Алексеева доказывает целесообразность привлечения при слушании музыки произведения художественной литературы, живописи. Это создает необходимое настроение слушательской установки на адекватное замыслу восприятие, способствует более глубокому пониманию на уровне ассоциативных связей. Она рекомендует включать элементы музыкального движения (пластики), способствовать выражению впечатлений от музыки в детских рисунках.

Школа как отражение социальной среды является сферой активнейшего влияния на духовный мир ребенка, что ставит учителя перед необходимостью систематически и целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного развития на любом уроке, особенно на уроках музыки. Однако целенаправленность формирования духовного мира личности школьника средствами музыки не должна стать синонимом насильственности. Современная педагогика и психология утверждают, что всякая личность самоценна и имеет свою индивидуальность, неповторимость. Учитывая сказанное, школа должна формировать личность не только как носителя духовно-нравственной культуры, но и как активного ее преобразователя. Педагогические концепции последних лет подчеркивают необходимость учета в учебно-воспитательном процессе не столько возрастных особенностей школьника (хотя и это необходимо), сколько индивидуальных. Глубокие исследования в области духовно-нравственного развития школьников средствами музыки сделаны такими учеными, как Э.Б. Абдуллн, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова и др.

Проблема преподавания музыки в школе, как носителя духовно-нравственного воспитания, всегда стояла остро перед педагогами. Несмотря на общие тенденции каждый преподаватель решал ее в большинстве индивидуально. Видный деятель музыкального просвещения Н.М. Ковин считает, что для того чтобы музыкальное образование было полным и отражалось на духовно-нравственном развития детей, необходимы:

1) развитие способности воспринимать музыку и возможно интенсивнее переживать возбуждаемые ею эмоции;

2) развитие необходимых как для этого так и для воспроизведения в той или иной форме музыкальных произведений способностей и умения;

3) усвоение нужных для этого знаний.

Эти три стороны музыкального образования неразрывно слиты между собой. Исполнение или преобладание какой либо из них делают само музыкальное образование неполным, односторонним. Программа Д. Кабалевского предусматривает равномерное воздействие на все три стороны в продолжении всего учебного курса школы.

Часть программы на развитие духовно-нравственного начала, может быть построена так:

1) слушание образцовых произведений;

2) усвоение их на слух;

3) исполнение с листа и духовно-эстетический анализ.

Музыкальный композитор, дирижер и педагог А.А. Шенщин акцентирует внимание на реализации в преподавании музыки трех общепедагогических принципов наглядности, самодеятельности и жизненности. Значительный интерес представляет мнение автора об «одновременности» и «параллельности» восприятия произведений искусств (и их эстетического усвоения) и творческого восприятия или творческого создания чего либо нового на основе «внутреннего мира переживаний». Он пишет: «Первое требование вытеснение из принципа наглядности -- постоянного, неразрывного художественного воздействия, т.е. учащийся все время должен иметь дело исключительно с произведениями безукоризненной художественной ценности».

     

       4. Воспитание  учащихся  в  современном  обществе.

Первоочередная задача учителя музыки - это донести до учеников нравственное восприятие, духовное созерцание произведения, его прочувствование и эмоциональная реакция на него. Поэтому прослушивание или просмотр музыкально-драматических, вокальных или инструментальных произведений и есть воспитание музыкальной культуры и привитие интереса к искусству. Именно к этому и должен стремиться учитель музыки.

Все начинается с детства: первые шаги, первые слова, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. В воспоминаниях учеников школьные годы навсегда должны остаться светлыми, добрыми, яркими. Ведь, поистине, это время беззаботное, веселое, счастливое.

Педагог - профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя, непродажная - вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на учителя широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен.

Профессия педагога особая, связанная со сложным, хрупким миром ребенка. И задача учителя музыки - не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.

Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника.

Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечеству. Он должен найти основу духовно-нравственного развития детей на уроках музыки.

Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:

1.Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно - нравственное воспитание музыкой.

2.Активизация познавательной деятельности учащихся.

3.Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.

4.Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально - теоретических знаний и навыков.

Для решения поставленных задач необходимо задуматься над следующими проблемами.

Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему его миру. Одним из факторов успешного развития личности детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции при организации образовательного процесса, создание у школьников целостного представления об окружающем мире. Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связь отдельных частей мира как системы, в которой все элементы взаимосвязаны.

В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость учителя музыки как учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте. Как считает Э.Б. Абдуллин, «из усердного исполнителя государственной программы он (учитель) должен превратиться в специалиста-творца, в личность, обладающую новым педагогическим мышлением, необходимой творческой свободой, гибкостью и самостоятельностью» Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.. Учитель музыки должен в первую очередь осознавать стратегические цели своей деятельности, видеть конечный и промежуточный результаты образования школьников, обобщая свою позицию на философском и методологическом уровнях.

Как считает И. Чич-Головина, нужно «профессию развернуть до размеров жизни» Чич-Головина И. Об искусстве педагогики и педагогике искусства 2007. Учитель музыки должен любить музыкальное искусство, зажигать этой любовью детей, обладать особой направленностью на соучастие и сотворчество. Учитель должен хорошо владеть психологией общения с детьми, уметь проникаться состоянием детей в целом и каждого ребенка в частности. В этом - будущее уроков музыки, и поэтому знать технологию музыкально-психологического процесса, хотя и очень сложно, но нужно каждому педагогу. На уроке учитель должен видеть себя как личность, как музыканта, а потом как педагога.

Русская культура, русский человек, русская поэзия и литература, русская живопись, русские герои, русские святые, русская история, русская природа, русское слово, русский народ, русская вера, русская музыка, русские композиторы- все это объединено одним словом - Русь! Это и есть основная идея, которая должна стать фундаментом содержания современного музыкального образования в России. Эта идея проверена на прочность веками, вокруг этой идеи должно строиться все наше образование.

       5. Роль  классических  произведений  в  воспитании  учащихся.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.

Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее развитие духовно-нравственное.

Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления.

Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать.

Целенаправленное духовное формирование личности происходит в младших классах образовательных учреждений. Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. По результатам исследований дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.

Слушая  классическую музыку ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.

Дети в младшем школьном возрасте предпочитают классическую музыку, потому что в начальных классах на уроках звучит много музыкальной классики (Бетховен, Шуман, Чайковский, Прокофьев, Кабалевский и др.). Сколько композиторов классиков внесли свой вклад в мировую копилку духовно-нравственного развития детей своими произведениями. П. Чайковский - «Детский альбом». Его произведения заставляют детей переживать все эмоции: «Болезнь куклы» - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба.

«Утренняя молитва» - пьеса - образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия соткана из живых как бы говорящих интонаций. Светотени гармонического развития помогают почувствовать в музыке оттенки душеных волнений, следовать за тончайшими нюансами в сменах настроений.

«Зимнее утро» - призрачно-просветленная музыка рисует туманное морозное утро.

Музыка, как всегда у Чайковского, развивается очень естественно, потому она легко воспринимается и запоминается - все эти произведения высоко-духовного содержания, раскрывающие перед ребёнком мир прекрасного, нравственного.

Песня открывает перед ребенком красоту мира. В начальных классах дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Слушая музыку природы, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно добиться того, чтобы они различали в природе музыку, созвучную песне, которую мы будем петь. Представьте, если недалеко от школы есть прекрасный уголок, где вечернее небо отражается в зеркальной глади пруда, с луга доносится пение птиц; звонкой песней кузнечики встречают вечернюю прохладу.

Давая слушать детям классическую музыку мы формируем основы музыкальной культуры. Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, духовно-нравственно становления личности.

Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию слушать классические музыкальные произведения, рождает творческую активность.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его духовно-нравственного сознания и музыкальной культуры в целом.

Из всего выше сказанного следует, что классическая музыка оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности.

Поэтому необходимо давать слушать классическую музыку не только на музыкальных занятиях, но и во время других видов деятельности ребенка.

Рекомендуется слушать классические произведения разного времени - старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки и других композиторов - классиков, тем самым формировать у детей эталоны красоты.

       

Заключение

Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.

Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Было бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития. Поэтому школа не должна откладывать начало музыкальных занятий и обязана предоставить всем детям равные возможности для изучения музыки, которая обогатит их разум и душу.

Для правильной организации духовно-нравственного воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания, а для достижения этих целей, надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания направленные на духовно-нравственное развитие в процессе занятий в школе и после ее окончания.

Именно на ранней стадии развития закладывается фундамент, в это время надо знакомить детей с самым широким музыкальным репертуаром, включающим музыку всех стилей, направлений и периодов. Весьма важно использовать как классические произведения, так и современные, как высоко-духовные, так и народные.

Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.

В задачи уроков музыки, как в специфические задачи духовно-нравственного воспитания должно входить: продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий; развитие способности целостного, гармоничного восприятия действительности, нравственного, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы; обеспечение психологической адаптации к музыке как виду искусства и предмету обучения; развитие практических умений общения с музыкой; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации.

Воспитание способности активно сопереживать - важнейшее условие для формирования духовно развитой личности.

Один из путей интенсификации музыкального образования - это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т.п.
             Один из известных специалистов по эстетике М. Каган, подвергший глубокому анализу закономерности целостного развития художественной культуры, отмечает, что "музыка будет играть все большую роль как в художественной культуре, так и за ее пределами, ибо дальнейшее возрастание роли в человеческой жизни науки, абстрактного мышления, познания законов бытия будет порождать все более острую потребность в уравновешивании этого направления человеческого развития активизацией его эмоциональной сферы, его духовных чувств, его способности не только мыслить, но и переживать..." Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. - Л., 1989..

В современном обществе Разрабатываются новые концепции общего образования и воспитания школьников. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития.

Развивающаяся социализация личности ребенка требует углубления содержания музыкально-эстетического воспитания, призванного стимулировать духовные потребности личности с опорой на нравственно-смысловой контекст музыкального содержания. Одухотворение и очеловечивание музыки должно быть не только внутренне осмысленным как жизненно целесообразное явление. Необходима ее взаимосвязь с другими областями познания, в первую очередь с историей, литературой, изобразительным искусством.

В современной педагогической науке нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны, утверждается значимость эстетического воспитания в становлении общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. С другой, отмечая “огромное воздействие музыкального искусства на ребенка, способность его без лишней дидактичности ввести детскую душу в огромный мир общечеловеческих ценностей, через развитие фантазии, воображения, творчества повлиять становление духовного мира личности, подвергают сомнению исторически сложившееся отношение к искусству как средству нравственного воспитания. Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.

Список используемой литературы:

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.

    –М.:ВЛАДОС,2000.

  1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. –М.: Академия, 2002.
  2. Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути её исследования // Н.А. Ветлугина.
  3. Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки – урок искусства. Кн. Для учителя. –М., 1989.
  4. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. –М.:1984.
  5. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. –М., 1986
  6. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе// Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв.ред Н.А.Яковлева. – Л., 1989.
  7. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы / Под рук. Кабалевского Д.Б. – М., 2004,2006.
  8. Музыка. 1-8 классы. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений / Под общ. Ред. Ю.Б. Алиева.-М.: Просвещение, 1993.
  9. Музыка. Программа для ООУ. Начальные классы / Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. –М.: Просвещение, 2005,2006.
  10. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитанеи средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»).-2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

Влияние традиций кубанского песенного творчества на воспитание подрастающего поколения.

Доклад о народном кубанском песенном творчестве и о песенном творчестве кубанских композиторов....

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения

В основе педагогического управления процессами духовно-нравственного развития личности обучающегося лежит убеждение педагогов в том, что школа - это не только место, где можно полу...

Статья: Возрождение святынь и его влияние на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

В данной статье рассматриваются взгляды представителей Православной церкви, ученых на значимость возрождения православных объектов. О влиянии церковной жизни на духовно-нравственное воспитание подраст...

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...