Главные вкладки

    "Патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеклассной работе" 1-7 класс
    учебно-методический материал по музыке (7 класс) по теме

    Прокопенко Лариса Борисовна

     

    В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников и их социокультурной творческой самореализации. Поэтому, я убеждена в том, что  учитель музыки в школе должен стремиться к тому, чтобы уроки музыки стали основой  духовно-нравственного воспитания  личности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx21.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Роль и значение предметов искусства в становлении духовно-нравственной личности…»

    "Патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеклассной работе"

    «Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,-  один раз естественно, а затем духовно…»

    По определению из словаря Ожегова С.И.: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

    Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.  Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

    В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников и их социокультурной творческой самореализации. Поэтому, я убеждена в том, что  учитель музыки в школе должен стремиться к тому, чтобы уроки музыки стали основой  духовно-нравственного воспитания  личности.

     Искусство должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.

    Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему его миру. Одним из факторов успешного развития личности детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации.

    Этому способствует применение методов интеграции при организации образовательного процесса, создание у школьников целостного представ-ления об окружающем мире. Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связь отдельных частей мира как системы, в которой все элементы взаимосвязаны.

    Мне близка и понятна  программа  по музыке Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.  

    В первом классе учащиеся узнают традиции своего народа. Темы: «Родной обычай старины», «Край в котором ты живёшь»   знакомят с народными песнопениями  и обрядовыми праздниками, с музыкой  родного края. Творческие задания: сочинить мелодию, создать инсценировки песен и сказок, позволяют использовать «метод создания композиций» – раскрывать содержания музыкального произведения в сочетании различных видов музыкальной деятельности: игра на народных инструментах, актёрское воплощение роли, исполнение колядок, сочинение «музыкальных пожеланий»…Дети  осваивают бесценный культурный опыт поколений.

    Большое внимание на уроках музыки стараюсь уделять и формированию уважительного отношения к  Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Важные нравственные постулаты на роках музыки закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся.

    В программу 2-4 классов включены очень важные темы: «Россия – Родина моя»,    « О России петь – что стремиться в храм» («Великий колокольный звон», «Святые земли русской») Наряду с музыкальными произведениями (М. Мусоргского, С. Прокофьева, народными песнопениями о Сергии Радонежском)  - дети знакомятся  с картинами великих русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем», П. Корина «Александр Невский», М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского»). Для активизации процесса обучения создаю проблемно – поисковую ситуацию, предложенную в учебниках как разворот «Звучащие картины» (подобрать музыкальный фрагмент, сочинить самому, описать словами).

    Учащиеся 5-7 классов выполняют творческие проекты, которые способствуют активизации познавательной деятельности, развитию креативности, исследовательских умений. Авторы предлагают темы: «Образы  Родины, родного края в музыкальном искусстве»; «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе», «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы», «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего».

    Духовно-нравственное воспитание продолжается не только  в рамках образовательного процесса, но и во внеклассной  работе – это выступления на школьных, районных и городских мероприятиях, посвящённых России, её историческому прошлому и настоящему.

    Ежегодно в школе проходят встречи с ветеранами и подготовка к праздничному концерту («День снятия блокады», «День Победы») На концерте исполняют любимые песни наших гостей, песни военных лет и песни победы. К урокам  готовят презентации об истории их создания.

    В рамках школьного проекта 2013г  «Дети – герои войны», учащиеся 4Б класса создали проект «Дети блокады» и сняли видео интервью с председателем Совета Ветеранов Галашовой Т.А. Считаю, что непосредственное общение даёт детям возможность лучше знать и понимать историю нашей страны и поступки людей, любящих Отечество.

    Сотрудничество с  Муниципальным образованием муниципального округа 70 – это участие в параде и концерте в «День Победы» и конкурсе «День Героя».

    В феврале 2012 г конкурс «День Героя» был посвящён победе 1812 года. Коллектив  выступил с музыкально – литературной композицией на стихи  М.И. Цветаевой; Б.Окуджавы, Ф.Глинки и исполнили песни «Я люблю кровавый бой», «Романс Настеньки» и «Господа Гусары». В композиции приняли участие дети 3 – 11 классов. На мой взгляд,  творческое содружество старших с младшими необходимо и важно. Заняли II место.

    Сегодня много конкурсов и фестивалей проходит на базе районных ДДЮ: «Пою моё Отечество», «Пусть всегда будет солнце!», Я люблю тебя Россия». Участие в таких мероприятиях        формирует и воспитывает художественный вкус, позволяет обратить внимание подрастающего поколения на творчество композиторов песенников: М. Блантера, А.Новикова, А. Пахмутовой, Е. Крылатова, Г.Струве… Верю, что в результате рождается новое отношение  к окружающему его миру,  России и её богатейшей истории.

    Городской конкурс «Будущее выбрало нас» проходит ежегодно, предлагая участникам новые темы к размышлению и творческому воплощению в разных номинациях. Мы принимаем участие в номинации «Зримая песня» с 2008 года. Д.Покрасс, Д.Солодарь  «Казаки»; Д.Тухманов, В. Харитонов «Вальс фронтовой сестры»; В.Соловьёв – Седой, А.Фатьянов «Мы, друзья, перелётные птицы»; О.Фельцман, В.Войнович «заправлены в планшеты, космические карты…»,  композиция «Победе 1812года».

    Участвуя в конкурсах,  своей  целью считаю  стимулирование образовательной, исследовательской, творческой деятельности детей и подростков, направленной на формирование ценностного отношения к отечественной истории и родному краю.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории

    Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...

    Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе

       Это текст моего выступления на конференции "Педмарафон-2015" в  г. Краснодаре 26.02.2015 г. Оно посвящено практике воспитания патриотизма на уроках литературы. К выступлению п...