«Авторская песня"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
Урок музыки 6 класса.
Цель урока:
Продолжить рассмотрение темы года обучения на уроках музыки в 6 – м классе по программе «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина «Мир вокальной и инструментальной музыки» на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня. Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки. Раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен.
Задачи урока:
1. Познакомить и учащихся с выдающимися представителями авторской песни:
Б.Окуджава, Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким, О.Митяев.
2. Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.
3. Определит грани воздействия авторской песни на человека .
4. Расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем.
5.Сформировать представление и значимость идей авторской песни: дружба, единство, братство.
6. Побудить детей к выразительному исполнению песен, путём осмысления музыкальной и литературной речи в авторских песнях.
Содержание:
1. Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской песней. Авторская песня – это то - чудо, которое открывается только чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов. И несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов.
2. Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными.
3. Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.
4. Авторские песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_kopiya.doc | 75.5 КБ |
urok_-_kopiya.doc | 75.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКОУ «Конезаводская СОШ»
Конспект урока по музыке
в 6 классе
«Авторская песня»
Подготовила
учитель музыки
Халецкая Олеся Николаевна
Омск 2014 г.
Тема урока: Авторская песня - прошлое и настоящее.
Цель урока:
Продолжить рассмотрение темы года обучения на уроках музыки в 6 – м классе по программе «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина «Мир вокальной и инструментальной музыки» на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня. Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки. Раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен.
Задачи урока:
1. Познакомить и учащихся с выдающимися представителями авторской песни:
Б.Окуджава, Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким, О.Митяев.
2. Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.
3. Определит грани воздействия авторской песни на человека .
4. Расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем.
5.Сформировать представление и значимость идей авторской песни: дружба, единство, братство.
6. Побудить детей к выразительному исполнению песен, путём осмысления музыкальной и литературной речи в авторских песнях.
Оборудование:
Экран, проектор, ноутбук, презентация, музыкальный центр, доска, фотографии композиторов, авторских песен, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», записи авторских песен на СД дисках, лента урока.
ХОД УРОКА
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Учитель:
-Здравствуйте ребята!
-Садитесь
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, скажите друг другу приятные слова.
-Спасибо! Я рада ,что вы в хорошем настроении!
-Чтоб водить корабли,
-Чтобы летчиком стать,
-Надо много уметь,
-Надо многое знать!
- Я вам предлагаю вспомнить наши правила, которыми мы пользуемся на уроках! Давайте их прочтём хором.
- Я умею дружить.
- Я вежлив и доброжелателен.
- Я умею слушать других.
- Я умею задавать вопросы.
- Я полон хороших идей.
- Я верю в себя и других.
- Мои успехи-успехи моих друзей.
- Спасибо!
- Ребята вашему вниманию я предлагаю вам прослушать отрывок из песни Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов»
( звучит песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов»)
Учитель:
- Мы продолжаем изучать большую и интересную тему «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».
- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
Ответ: говорили о воздействие музыки на человека, звучали песни Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», о силе музыки Чайковского и Баха, музыке Бетховена…
- Верно! На прошлых уроках мы говорили о воздействие музыки на человека.
-Помните, как вы печалились во время звучания песни Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», и, как изменилось ваше настроение от веселой танцевальной песни.
-Мы говорили с вами о вдохновляющей силе музыки Чайковского и Баха, мы говорили с вами о музыке Бетховена, как о помощнике в борьбе за свободу.
- Сегодня мы познакомимся с одной из составляющей нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека.
- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня звучала в самом начале урока?
-Ответ: это очень знакомая песня
- Урок открыла знаменитая песня «Гаудеамус», которая получила широкую популярность, прославляющая академию и преподавателей-профессоров, и уже несколько сотен лет является международным студенческим гимном, а написал её Давид Федорович Тухманов.
- Ребята как называют такие песни?
-Ответ: Собственного сочинения, авторскими.
- Совершенно верно авторскими!
- Как вы думаете как называется сегодняшний урок?
-Ответ: Авторские песни
- Правильно тема нашего урока «Авторская песня – прошлое и настоящее»,
- Какую же цель мы с вами поставим на уроке?
-Ответ -узнать о авторах, узнать о авторской песни,
- Цель урока «Познакомиться с жанром авторской песни»
1 этап урока звучит так: «Общее понятие об авторской песне»
-Какую задачу мы поставим на этом этапе?
-Ответ: узнать, что такое «Авторская песня»
(задача – раскрыть понятие «Авторская песня»)
Учитель:
1.- Ребята, что вы понимаете под авторской песней?
(ответы детей)
- Откройте учебники «Музыка» на стр.82, найдите и прочитайте определение «Авторская песня».
2.- Кто готов прочесть вслух?
3.-Ребята оцените, справился, ли с заданием?
(ответы детей)
4.- Ребята, что такое чудо в вашем понимании?
(ответы детей)
- Да, это явление, которое очень трудно объяснить.
5.- Вы часто встречаетесь с чудесами?
(ответы детей)
- Почему мы сегодня говорим об этом? Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской песней. Авторская песня – это то чудо, которое открывается только чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов. И несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов. Я приглашаю вас сегодня убедиться в этом самим.
6.- Ребята давайте вспомним задачу нашего первого этапа.
(ответы детей: раскрыть понятие «Авторская песня»)
7.- Оцените себя, на этом этапе в индивидуальных листах самооценки.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2 этап урока «История развития авторской песни»
1.-Какую задачу мы поставим на этом этапе?
-Ответ: узнать, как авторская песня развивалась
(задача – изучить этапы развития авторской песни)
Учитель:
- Русь славилась авторами - исполнителями еще с давних времен, по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Таких людей называли БАЯНЫ
- На ваших партах находится печатный материал, с текстом которого я предлагаю вам по парам поработать, найдите и прочитайте определение кто такие баяны.
2.- Кто готов прочесть вслух?
3.-Ребята оцените, справились, ли ребята с заданием?
(ответы детей)
А- Баяны- так звали на Руси этих певцов, они несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты.
-Послушайте фрагмент (звучит ария из оперы «Садко»)
Б- В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали ВАГАНТЫ или их ещё называли (шутники)
3. - Ребята вспомните, на каком предмете вы изучали вагантов?
Ответ: «История средних веков»,
- Правильно по предмету «История средних веков», это доказывает, что предмет музыки тесно связан с другими школьными предметами.
- Я вам предлагаю в печатном материале по парам найти, вспомнить и прочесть кто такие ваганты.
4.- Кто готов прочесть вслух?
5.-Ребята оцените, справились, ли ребята с заданием?
(ответы детей)
- Песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов», которая и открыла наш с вами урок, рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра.
В- В 60-е годы прошлого века в России зародилась новая волна это- БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ
- Я вам предлагаю в печатном материале по парам найти и прочесть кто такие барды.
4.- Кто готов прочесть вслух?
5.-Ребята оцените, справились, ли ребята с заданием?
(ответы детей)
- Барды являются и авторами и исполнителями своих песен.
- В середине 20 века в нашей стране зародился новый жанр – АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ,
- Я вам предлагаю в печатном материале индивидуально найти, и прочесть про авторскую песню.
6.- Кто готов прочесть вслух?
7.-Ребята оцените, справились, ли ребята с заданием?
(ответы детей)
-Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными. Разумеется, попадали эти песни и в города и поселки , где в то время только начиналось развитие бардовского движения.
-Начало организации бардовского движения в Сибири было положено в 1967 году, с тех пор в Сибирь стали приезжать известные барды страны и появились свои сибирские барды.
8.- Знаете ли вы кого то из сибирских бардов?
(ответы детей Шеверда)
9. - Ребята давайте вспомним задачу нашего второго этапа.
(ответы детей: изучить этапы развития авторской песни)
10. - Оцените себя, на этом этапе в индивидуальных листах самооценки
3 этап урока «Выдающиеся представители авторской песни»
1.-Какую задачу мы поставим на этом этапе?
-Ответ: познакомиться с авторами авторской песни
(задача – познакомиться с выдающимися представителями авторской песни).
2.- Кто же авторы-исполнители этих песен?
-Ответ: Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Розенбаум, Владимир Высотский, Андрей Макаревич, Александр Галич, Александр Городницкий, Олег Митяев, Дольский, Михаил Светлов и т.д.
- Сейчас их имена знают все: Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Розенбаум, Владимир Высотский, Андрей Макаревич, Александр Галич, Александр Городницкий, Олег Митяев, Дольский, Михаил Светлов и т.д.
3. - Какова тематика авторских песен?
Ответ: война, любовь, дружба, природа, юмор и т.д.
- Ребята я вам предлагаю сыграть в викторину, которая называется «Угадай барда». Делимся рядам на команды, сейчас прозвучит фрагмент из песни «Мы за ценой не постоим», а вы должны отгадать автора этой песни, подпевайте вместе с исполнителем
(звучит отрывок из песни «Мы за ценой не постоим»)
-Ответ - Булат Окуджава)
-Совершенно верно! - Булат Окуджава
- Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава. На странице 86 учебника вы сможете ознакомиться с биографией Булата Окуджавы, а пока нам про него расскажет Алёна.
4.-Ребята оцените, справилась, ли с заданием?
(ответы детей)
- Продолжаем нашу викторину
- звучит отрывок из песни «Гимнастика»
-Ответы: Владимир Высоцкий
- Вы правы, это: Владимир Высоцкий
- В 2008 году на телеканале «Россия» шёл проект «Имя Россия», единственный певец долгое время имел высокий рейтинг – это Высоцкий именно он претендовал на звание «Имя России».
- Про Владимира Высоцкого нам расскажет Юлия.
5.-Ребята оцените, справился, ли с заданием?
6.-Ребята как вы считаете какой ряд победил в викторине?
-Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.
7.- Ребята давайте вспомним задачу нашего третьего этапа.
-Ответ: познакомиться с выдающимися представителями авторской песни
- Оцените себя, на этом этапе в индивидуальных листах самооценки.
- Оцените в общем свою работу за весь урок.
ИТОГ УРОКА
1.- Ребята, повторите, пожалуйста, о чём мы сегодня с вами говорили?
-Ответы - о авторской песни, о известных бардах и т.д.
2.- В чём же ценность авторской песни?
-Ответы
- Авторская песня оказывает огромное воздействие на слушателя, она обогащает духовный мир человека, оказывает влияние на его отношение к миру, к людям, на его жизненное поведение. И мы с вами учимся понимать музыку, дающую пищу уму и сердцу.
3.- Для чего нужны авторские песни и нужны ли они?
-Ответы
- Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище.
4.- Ребята давайте вспомним цель нашего урока!
-Ответы детей - «Познакомиться с жанром авторской песни»
5.- Как вы считаете, мы достигли её сегодня?
6.Ребята продолжите , пожалуйста предложения……
-Ответы :
Сегодня мы изучали……авторские песни, авторов исполнителей….
Мы теперь знаем, кто такие…. баяны, ваганты, авторская песня
Мы умеем правильно….отличить авторскую песню от других жанров
Полученные знания нам помогут…быть более образованными, разбираться в музыкальных жанрах….
7. -Выберите для себя утверждения, которое подходит именно вам.
-Мне сегодня на уроке было всё понятно, у меня всё получалось.
-Я иногда испытывал затруднения при(в)……..
-Я не совсем доволен собой.
8.- Заинтересовались ли вы авторской песней?
-Надеюсь, что вы продолжите изучение этой темы самостоятельно.
- Домашнее задание.
9.-Ребята вам понравился урок?
- Мне очень понравился наш сегодняшний урок! Вы были активны, искренне и заинтересованы.
- А в заключение урока я хочу познакомить вас еще с одной авторской песней. Ее знает, мне кажется все. Я предлагаю закончить урок замечательной авторской песней «Как здорово», написанной, известным в нашей стране бардом Олегом Митяевым, давайте споём все вместе.
-Звучит песня «Как здорово»
- Урок закончен, спасибо вам за искренность, до свидания!
Список использованной литературы
1. Антология авторской песни. Составитель Дмитрий Сухарев. — Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://www.terle.ru/article/toccata/bard/razvitie.htm
2. http://music.privet.ru/tags/?tag_id=1493976
3. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина
Список дисков используемых для проведения урока:
1.Караоке 2004 Авторская песня.
2.Лучшие барды XXвека.
3.Владимир Высоцкий. Полное мультимедийное собрание. 60-е годы.
4.Энциклопедия музыки.
Предварительный просмотр:
МКОУ «Конезаводская СОШ»
Конспект урока по музыке
в 6 классе
«Авторская песня»
Подготовила
учитель музыки
Халецкая Олеся Николаевна
Омск 2014 г.
Тема урока: Авторская песня - прошлое и настоящее.
Цель урока:
Продолжить рассмотрение темы года обучения на уроках музыки в 6 – м классе по программе «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина «Мир вокальной и инструментальной музыки» на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня. Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки. Раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен.
Задачи урока:
1. Познакомить и учащихся с выдающимися представителями авторской песни:
Б.Окуджава, Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким, О.Митяев.
2. Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.
3. Определит грани воздействия авторской песни на человека .
4. Расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем.
5.Сформировать представление и значимость идей авторской песни: дружба, единство, братство.
6. Побудить детей к выразительному исполнению песен, путём осмысления музыкальной и литературной речи в авторских песнях.
Оборудование:
Экран, проектор, ноутбук, презентация, музыкальный центр, доска, фотографии композиторов, авторских песен, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», записи авторских песен на СД дисках, лента урока.
ХОД УРОКА
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Учитель:
-Здравствуйте ребята!
-Садитесь
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, скажите друг другу приятные слова.
-Спасибо! Я рада ,что вы в хорошем настроении!
-Чтоб водить корабли,
-Чтобы летчиком стать,
-Надо много уметь,
-Надо многое знать!
- Я вам предлагаю вспомнить наши правила, которыми мы пользуемся на уроках! Давайте их прочтём хором.
- Я умею дружить.
- Я вежлив и доброжелателен.
- Я умею слушать других.
- Я умею задавать вопросы.
- Я полон хороших идей.
- Я верю в себя и других.
- Мои успехи-успехи моих друзей.
- Спасибо!
- Ребята вашему вниманию я предлагаю вам прослушать отрывок из песни Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов»
( звучит песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов»)
Учитель:
- Мы продолжаем изучать большую и интересную тему «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».
- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
Ответ: говорили о воздействие музыки на человека, звучали песни Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», о силе музыки Чайковского и Баха, музыке Бетховена…
- Верно! На прошлых уроках мы говорили о воздействие музыки на человека.
-Помните, как вы печалились во время звучания песни Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», и, как изменилось ваше настроение от веселой танцевальной песни.
-Мы говорили с вами о вдохновляющей силе музыки Чайковского и Баха, мы говорили с вами о музыке Бетховена, как о помощнике в борьбе за свободу.
- Сегодня мы познакомимся с одной из составляющей нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека.
- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня звучала в самом начале урока?
-Ответ: это очень знакомая песня
- Урок открыла знаменитая песня «Гаудеамус», которая получила широкую популярность, прославляющая академию и преподавателей-профессоров, и уже несколько сотен лет является международным студенческим гимном, а написал её Давид Федорович Тухманов.
- Ребята как называют такие песни?
-Ответ: Собственного сочинения, авторскими.
- Совершенно верно авторскими!
- Как вы думаете как называется сегодняшний урок?
-Ответ: Авторские песни
- Правильно тема нашего урока «Авторская песня – прошлое и настоящее»,
- Какую же цель мы с вами поставим на уроке?
-Ответ -узнать о авторах, узнать о авторской песни,
- Цель урока «Познакомиться с жанром авторской песни»
1 этап урока звучит так: «Общее понятие об авторской песне»
-Какую задачу мы поставим на этом этапе?
-Ответ: узнать, что такое «Авторская песня»
(задача – раскрыть понятие «Авторская песня»)
Учитель:
1.- Ребята, что вы понимаете под авторской песней?
(ответы детей)
- Откройте учебники «Музыка» на стр.82, найдите и прочитайте определение «Авторская песня».
2.- Кто готов прочесть вслух?
3.-Ребята оцените, справился, ли с заданием?
(ответы детей)
4.- Ребята, что такое чудо в вашем понимании?
(ответы детей)
- Да, это явление, которое очень трудно объяснить.
5.- Вы часто встречаетесь с чудесами?
(ответы детей)
- Почему мы сегодня говорим об этом? Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской песней. Авторская песня – это то чудо, которое открывается только чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов. И несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов. Я приглашаю вас сегодня убедиться в этом самим.
6.- Ребята давайте вспомним задачу нашего первого этапа.
(ответы детей: раскрыть понятие «Авторская песня»)
7.- Оцените себя, на этом этапе в индивидуальных листах самооценки.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2 этап урока «История развития авторской песни»
1.-Какую задачу мы поставим на этом этапе?
-Ответ: узнать, как авторская песня развивалась
(задача – изучить этапы развития авторской песни)
Учитель:
- Русь славилась авторами - исполнителями еще с давних времен, по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Таких людей называли БАЯНЫ
- На ваших партах находится печатный материал, с текстом которого я предлагаю вам по парам поработать, найдите и прочитайте определение кто такие баяны.
2.- Кто готов прочесть вслух?
3.-Ребята оцените, справились, ли ребята с заданием?
(ответы детей)
А- Баяны- так звали на Руси этих певцов, они несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты.
-Послушайте фрагмент (звучит ария из оперы «Садко»)
Б- В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали ВАГАНТЫ или их ещё называли (шутники)
3. - Ребята вспомните, на каком предмете вы изучали вагантов?
Ответ: «История средних веков»,
- Правильно по предмету «История средних веков», это доказывает, что предмет музыки тесно связан с другими школьными предметами.
- Я вам предлагаю в печатном материале по парам найти, вспомнить и прочесть кто такие ваганты.
4.- Кто готов прочесть вслух?
5.-Ребята оцените, справились, ли ребята с заданием?
(ответы детей)
- Песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов», которая и открыла наш с вами урок, рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра.
В- В 60-е годы прошлого века в России зародилась новая волна это- БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ
- Я вам предлагаю в печатном материале по парам найти и прочесть кто такие барды.
4.- Кто готов прочесть вслух?
5.-Ребята оцените, справились, ли ребята с заданием?
(ответы детей)
- Барды являются и авторами и исполнителями своих песен.
- В середине 20 века в нашей стране зародился новый жанр – АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ,
- Я вам предлагаю в печатном материале индивидуально найти, и прочесть про авторскую песню.
6.- Кто готов прочесть вслух?
7.-Ребята оцените, справились, ли ребята с заданием?
(ответы детей)
-Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными. Разумеется, попадали эти песни и в города и поселки , где в то время только начиналось развитие бардовского движения.
-Начало организации бардовского движения в Сибири было положено в 1967 году, с тех пор в Сибирь стали приезжать известные барды страны и появились свои сибирские барды.
8.- Знаете ли вы кого то из сибирских бардов?
(ответы детей Шеверда)
9. - Ребята давайте вспомним задачу нашего второго этапа.
(ответы детей: изучить этапы развития авторской песни)
10. - Оцените себя, на этом этапе в индивидуальных листах самооценки
3 этап урока «Выдающиеся представители авторской песни»
1.-Какую задачу мы поставим на этом этапе?
-Ответ: познакомиться с авторами авторской песни
(задача – познакомиться с выдающимися представителями авторской песни).
2.- Кто же авторы-исполнители этих песен?
-Ответ: Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Розенбаум, Владимир Высотский, Андрей Макаревич, Александр Галич, Александр Городницкий, Олег Митяев, Дольский, Михаил Светлов и т.д.
- Сейчас их имена знают все: Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Розенбаум, Владимир Высотский, Андрей Макаревич, Александр Галич, Александр Городницкий, Олег Митяев, Дольский, Михаил Светлов и т.д.
3. - Какова тематика авторских песен?
Ответ: война, любовь, дружба, природа, юмор и т.д.
- Ребята я вам предлагаю сыграть в викторину, которая называется «Угадай барда». Делимся рядам на команды, сейчас прозвучит фрагмент из песни «Мы за ценой не постоим», а вы должны отгадать автора этой песни, подпевайте вместе с исполнителем
(звучит отрывок из песни «Мы за ценой не постоим»)
-Ответ - Булат Окуджава)
-Совершенно верно! - Булат Окуджава
- Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава. На странице 86 учебника вы сможете ознакомиться с биографией Булата Окуджавы, а пока нам про него расскажет Алёна.
4.-Ребята оцените, справилась, ли с заданием?
(ответы детей)
- Продолжаем нашу викторину
- звучит отрывок из песни «Гимнастика»
-Ответы: Владимир Высоцкий
- Вы правы, это: Владимир Высоцкий
- В 2008 году на телеканале «Россия» шёл проект «Имя Россия», единственный певец долгое время имел высокий рейтинг – это Высоцкий именно он претендовал на звание «Имя России».
- Про Владимира Высоцкого нам расскажет Юлия.
5.-Ребята оцените, справился, ли с заданием?
6.-Ребята как вы считаете какой ряд победил в викторине?
-Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.
7.- Ребята давайте вспомним задачу нашего третьего этапа.
-Ответ: познакомиться с выдающимися представителями авторской песни
- Оцените себя, на этом этапе в индивидуальных листах самооценки.
- Оцените в общем свою работу за весь урок.
ИТОГ УРОКА
1.- Ребята, повторите, пожалуйста, о чём мы сегодня с вами говорили?
-Ответы - о авторской песни, о известных бардах и т.д.
2.- В чём же ценность авторской песни?
-Ответы
- Авторская песня оказывает огромное воздействие на слушателя, она обогащает духовный мир человека, оказывает влияние на его отношение к миру, к людям, на его жизненное поведение. И мы с вами учимся понимать музыку, дающую пищу уму и сердцу.
3.- Для чего нужны авторские песни и нужны ли они?
-Ответы
- Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище.
4.- Ребята давайте вспомним цель нашего урока!
-Ответы детей - «Познакомиться с жанром авторской песни»
5.- Как вы считаете, мы достигли её сегодня?
6.Ребята продолжите , пожалуйста предложения……
-Ответы :
Сегодня мы изучали……авторские песни, авторов исполнителей….
Мы теперь знаем, кто такие…. баяны, ваганты, авторская песня
Мы умеем правильно….отличить авторскую песню от других жанров
Полученные знания нам помогут…быть более образованными, разбираться в музыкальных жанрах….
7. -Выберите для себя утверждения, которое подходит именно вам.
-Мне сегодня на уроке было всё понятно, у меня всё получалось.
-Я иногда испытывал затруднения при(в)……..
-Я не совсем доволен собой.
8.- Заинтересовались ли вы авторской песней?
-Надеюсь, что вы продолжите изучение этой темы самостоятельно.
- Домашнее задание.
9.-Ребята вам понравился урок?
- Мне очень понравился наш сегодняшний урок! Вы были активны, искренне и заинтересованы.
- А в заключение урока я хочу познакомить вас еще с одной авторской песней. Ее знает, мне кажется все. Я предлагаю закончить урок замечательной авторской песней «Как здорово», написанной, известным в нашей стране бардом Олегом Митяевым, давайте споём все вместе.
-Звучит песня «Как здорово»
- Урок закончен, спасибо вам за искренность, до свидания!
Список использованной литературы
1. Антология авторской песни. Составитель Дмитрий Сухарев. — Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://www.terle.ru/article/toccata/bard/razvitie.htm
2. http://music.privet.ru/tags/?tag_id=1493976
3. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина
Список дисков используемых для проведения урока:
1.Караоке 2004 Авторская песня.
2.Лучшие барды XXвека.
3.Владимир Высоцкий. Полное мультимедийное собрание. 60-е годы.
4.Энциклопедия музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Авторская песня. Барды"
Исследовательская работа "Авторская песня. Барды". Цель работы: поближе познакомить с жанром авторской песни, раскрыть тематику бардовской песни, показать её огромный воспитательный потенциал....
Авторская песня. Барды. презентация
презентация к исследовательской работе "авторская песня. барды"....
Показательный (открытый) урок в 11 классе по теме: «Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности, мелодическое богатство)»
1. Познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в нашей литературе и культуре 2. Развитие навыко...
Презентация к урокам музыки по авторской песне
Авторская песня широко изучается на уроках музыки в разных параллелях. данную презентацию можно использовать как полностью, так и частично в разных классах. данная презентация может быть полезной и уч...
Внеклассное мероприятие авторской песни для старшеклассников «Песни XX века»
План: 1.Что такое «авторская песня»? 2.Из истории бардовской песни. 3.Современные барды - кт...
Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии,воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня"
Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии - 9 лет, воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня" МКОУ ДОД Дом детского творчества г. Кушва, Свердловской области.Эта пе...
Авторский факультативный курс «Негромкая мелодия души». Авторская песня как средство эстетического и духовного воспитания учащихся
Авторская программа факультативного курса по литературе для 10 класса...