Интегрированный урок в 3 классе музыка и окружающий мир
план-конспект урока по музыке на тему

Бойчук Лариса Георгиевна

«Экосистема поле. Звуковые картинки».

ЦЕЛЬ: 

            - на фоне музыки познакомиться с обитателями полей и причиной малой устойчивости этой экосистемы;

            - уметь объяснять значение круговорота веществ в природе; приводить примеры разных «профессий», называть из чего состоит экосистема;

            - расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления;

            - уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

ОБОРУДОВАНИЕ:

            - иллюстрации с изображениями экосистем: озеро, болото, луг, лес, поле;

            - слайды фотографий полей;

            - гербарий культурных растений и сорняков;

            - компьютер;

            - мультимедиа;

            - музыкальный синтезатор;

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ  СОШ»

Открытыйурок в 3 классе

Окружающий  мир  и  музыка

По  теме:

«Экосистема  поля. Звуковые  картинки.»

Провели учитель начальных классов

 высшей категории Баранкова Н.А.

учитель  музыки 1 категории Бойчук Л.Г.

Станица Преображенская

2012-2013гг.

ТЕМАУРОКА  в 3 классе :

«Экосистема поле. Звуковые картинки».

ЦЕЛЬ:  

        - на фоне музыки познакомиться с обитателями полей и причиной малой устойчивости этой экосистемы;

        - уметь объяснять значение круговорота веществ в природе; приводить примеры разных «профессий», называть из чего состоит экосистема;

        - расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления;

        - уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

ОБОРУДОВАНИЕ:

        - иллюстрации с изображениями экосистем: озеро, болото, луг, лес, поле;

        - слайды фотографий полей;

        - гербарий культурных растений и сорняков;

        - компьютер;

        - мультимедиа;

        - музыкальный синтезатор;

        

ЭТАПЫ

Учитель

Ученики

1.

Организационный момент.

Психологический настрой.

(звучит музыкальная пьеса)

- Вслушайтесь в эту чудесную музыку. Вот тёплый солнечный лучик коснулся вас, вам легко дышится.

Свет солнца в ладони возьму

И к сердцу я приложу

И станет вокруг всё добрее,

Нежнее, светлее, милее…

Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём урок. На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими? У каждого они будут свои.

2.

Актуализация знаний.

Блиц-опрос.

- Что такое экосистема?

ЭКОСИСТЕМА- единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

- Из каких частей состоит экосистема?

Воздух, вода, почва, производители, потребители, разрушители.

- Что мы знаем про экосистему леса?

Лес – устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом.

3.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

4. Совместное открытие новых знаний.

Учитель музыки:

- Вспомните, на прошлых уроках мы с вами изучали Музыкальные картинки. Дети, ваша задача – слушая музыку, определить ,какие из них подходят к изученным вами экосистемам.

(звучит музыка, дети соотносят муз.картинки с иллюстрациями изученных систем)

- Тогда попробуйте догадаться, о какой экосистеме речь пойдёт сегодня. Отгадайте загадку.

Меня бьют, колотят,

Режут, ворочают,

А я всё терплю

И всем добром плачу.

- А где она встречается? Тако какой экосистеме сегодня пойдёт речь?

- Тему эту мы рассмотрим совместно с уроком музыки.

-Как вы думаете, какова задача наших уроков?

(звучит фон «Русское поле»)???

Это земля пахотная.

Наверное, об экосистеме поля.

Узнать, чем отличается экосистема поля от других экосистем. Кто заботится об этой системе, и какие музыкальные картинки можно  к этой теме подобрать.

Сценка-диалог.

Лена: Все экосистемы существуют сами по себе. Почему же человеку  приходится заботится о полях?

Миша: Обитатели природных экосистем все, что им нужно, получают друг от друга. На поле человек выращивает только один вид растений. Кто же поможет полю?

( фон музыки)(слайд 1)

3.

Поиск решения проблемы.

(слайд 2)

Вопросы на слайде:

- Какую роль играет круговорот веществ в экосистеме?

- Что будет со временем происходить с экосистемой, если круговорот в системе не замкнут?

- Что бы не случилось этого, Анин папа за этим следит в нашем районе. И сегодня, присутствуя на уроке, он нам скажет, верно ли мы решаем эту проблему?

(слайды  3,4,5,6)

-Что выращивает человек на полях?

-А что нужно, что бы её вырастить?

- Выполните самостоятельно задание из рабочей тетради  (стр. 33 №2). Найдите ещё отличия поля от других экосистем.

Составьте цепи питания в экосистеме поле.

Если не ухаживать за полем, то оно со временем превратится в природную экосистему.

(музыка резкая, тревожная)

На каждом поле выращивается одна культура.

Человек сначала поле вспахивает, Вносит удобрения, поливает, пропалывает (удаляет сорняки), собирает урожай.

В экосистеме поле роль потребителя и разрушителя берёт на себя человек.

Круговорот веществ будет замкнутым, только если человек ухаживает за полем.

4. Самостоятельная работа.

Учитель музыки:

Физминутка.

-Отправимся на прогулку по полю и отдохнём. Послушайте музыку и определите какое пластическое движение вы можете выполнить под это музыкальное произведение.

(звучит музыка, выполняется пластическое интонирование под муз.Произведение Стравинский «Рождение Земли….»).

Правильно… зернышко в земле прорастает, стебелёк тянется к солнышку, листочки распрямляются, бутон цветка раскрывается и улыбается лучикам солнца. Представьте подсолнух. (дети крутят головками).

Учитель:

- Чем для поля является этот цветок?

Учитель музыки:

А теперь вы одуванчики. Покажите, как вы разбрасываете семена?

Учитель:

-В какой экосистеме они являются красотой и лекарственным растением?

Учитель музыки:

Я готовлю……………………

Учитель:

- Кто и что может помешать полевым растениям? Кто и что им поможет?

(выслушиваются ответы детей)

Проверим ваши предположения.

(звучит песня «Выходил на поля молодой агроном»)

(гул самолёта)

(фон музыки под каждого защитника урожая)

-Выскажите своё отношение к каждому способу борьбы с непрошенными потребителями.

ТЕСТ «ЭКОСИСТЕМА ПОЛЕ»

(работа в парах)

  1. Поле – это…

а) природная экосистема;

б) искусственная экосистема;

2. Культурные растения – это ….

а) одуванчик, вьюнок, осот;

б) подсолнечник, лён, рис;

3. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля – это…

а) сорняки;

б) яркие цветы;

Экосистема луга.

(на фоне музыки выходят дети)

1-ый: -Я, как агроном, буду пременять для борьбы с сорняками и непрошенными потребителями урожая, ядохимикаты.

2-ой: - А я буду использовать живых помощников .

(показывает картинки божьей коровки, наездника, жужелицы).

Этот способ называется биологическая борьба с вредителями культурных растений.

5. Рефлексия.

Что вы узнали об экосистеме поля, вслушиваясь в музыкальные картины природы?

Слово начальнику сельскохозяйственного отдела.

Учитель

- Мы надеемся, что среди вас будет много желающих возвратиться на свою маленькую Родину в роли агрономов, механизаторов, трактористов, начальников и т. д

(звучит гимн Киквидзенского района)

( учитель заостряет внимание на гербе, флаге Киквидзенского района).

Мы надеемся, что вы будете любить свой край и преумножать его богатства.

Оцените свою работу по окружающему миру и музыке на уроке.

Экосистема поля – это искусственная экосистема и круговорот веществ на полях замыкается только с помощью человека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Методы и приёмы  активного слушания

на уроке музыки в начальных классах

(на примере музыкального произведения Э.Грига «Утро»)

учитель музыки 1 категории Бойчук Л. Г.

Общее музыкальное образование школьников всегда было и остаётся неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения.

Современный взгляд на урок музыки все больше отстаивает то положение, что урок музыки, прежде всего, должен быть уроком искусства.

Какая музыка была,

Какая музыка звучала!

Она совсем не поучала,

 А лишь тихонечко звала.

Звала добро считать добром,

И хлеб считать благодеяньем,

Страданье вылечить страданьем,

А душу – дружеским теплом…

В этих словах Ю.Визбора заключён и методический смысл: воспитывать музыкой, пробуждая в человеке всё самое человечное, доброе, вечное.

Процесс обучения  на уроке музыки  направлен на обогащение  и пополнение музыкального опыта учащихся, а так же на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

 В основу моей работы  положена методика действия, т.е. активной музыкальной деятельности ученика в процессе слушания и исполнения музыки.

Методы и приёмы активного слушания

  • Метод моделирования художественно – творческого процесса.
  • Иллюстрирование музыкального произведения
  • Метод «пластическое интонирование»
  • Инструментальное музицирование
  • Графическое изображение
  • Вокализация  мелодии
  • Метод «синквейн»

Метод моделирования художественно – творческого процесса.

Школьник ставится в позицию творца – композитора,  как бы заново создающего произведение.

Это прохождение и проживание пути рождения музыки, воссоздание её как бы «изнутри».

       - Представьте, что вы композиторы и вам надо сочинить музыку утра.

   Какой характер музыки вы выберете: песенный, танцевальный, маршевый? Почему?  Лад. Темп. Тембр. Динамика. Регистр.

Данный метод направлен на повышение активного, деятельностного освоения произведения искусства в противовес словесно-информативным методам, которые, к сожалению, главенствуют на музыкальных занятиях. Совсем отрицать эти методы бессмысленно но, так как их мобильность заключается в возможности сокращения времени на передачу информации. Иногда очень важно за короткий отрезок времени (его так мало на уроке) именно самому учителю рассказать, показать, спеть, объяснить и т.д. В практической работе многие учителя отдают немало времени поиску таких вопросов, которые бы побуждали, направляли, заставляли задуматься учащихся. Для учителя необходимо знать, о чем и как спросить, поскольку в вопросе скрыта суть поставленной задачи.

Какой характер музыки? Какой темп? Это песня или танец? Народная музыка или композиторская? Какая форма? Поднимите руки те, кто со мной согласен. Покажите красные карточки, если услышите повторение темы. Закройте глаза и поднимите руку, когда услышите знакомую мелодию. Вспомните композитора... Эти традиционные вопросы и задания всегда требуют точного однозначного ответа или действия. И даже те вопросы, которые начинаются со слова «почему», обычно подразумевают нахождение ответа в привычном для детей музыкальном и житейском опыте и для детей сами собой разумеются, не требуют особой умственной работы. Естественно, что учащиеся охотно отвечают, и учитель доволен их активностью. Но парадокс заключается в том, что эти вопросы... не имеют никакого смысла, ибо современные дети, в том числе и дошкольники и даже дети с отклонениями и развитии, совершенно свободно различают и характер, и темп, жанровую основу музыки, потому что эта способность у них уже есть с рождения и развита их повседневным (эмпирическим) опытом.

Более сложные задания (например, назовите признаки, по которым можно определить разновидности марша; назовите характерные особенности того или иного музыкального явления и пр.). будучи сформулированными таким же образом, также сводят все размышления учащихся к нахождению общих признаков и различий, их классификации по уже известным образцам и т. д. В результате у школьников развивается мышление, которое В.В.Давыдов назвал «эмпирико-классифицирующим». Оно заключается именно в нахождении у явления частных признаков, которые являются общими с другими явлениями, и в отнесении на этом основать данного явления к тому или иному классу, виду, роду и т.д. Bсё «мыслительное творчество» при этом протекает на уровне манипулирования уже известными музыкальными средствами, терминами, понятиями и никак не является творческим преобразованием музыкального материала. Потому что нет задачи в ее обучающе-развивающем смысле!

Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися. В каждом таком собеседовании должны наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента: первый

-- четко сформулированная учителем задача; второй -- постепенное, совместно сучащимися, решение этой задачи; третий -- окончательный вывод, сделать который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся».

В то время, когда на уроках пения (именно пения) господствовал объяснительно-иллюстративный метод, это была новая, прогрессивная педагогическая технология. Сегодня это уже традиционное ведение урока. Однако проблемный метод на уроках музыки стал всего лишь воплощением одного из принципов общей дидактики (самостоятельное усвоение знаний), а по сути он совершен но не затрагивал уровня мышления и качества самого знания, т. с. не стал развивающим.

Метод моделирования художественно-творческого процесса углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Именно постановка задачи, решение которой требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу -- это то, что отвечает подлинному смыслу учебной или творческой задачи.

Этот универсальный и общий для искусства метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка), творчества (когда школьник, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.), развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.

Иллюстрирование музыкального произведения
(перевод музыки на язык другого вида искусств)

После прослушивания и анализа музыки «Утро» Э.Грига «перевести» его на язык красок и линий.    Передать в рисунке динамические нюансы, тембры инструментов.

- Создаётся план рисунка, обсуждаются  краски будущей картины.

1. «Нежный свет».  Музыка тихая.

     Один инструмент - один цвет: мягкий, тёплый,  не яркий, нежный.

2. «Пробуждение». Музыка становится громче,  больше инструментов, больше тембров – цвета более яркие.

3. «Восход солнца». Музыка громкая, играет целый оркестр. Краски яркие, насыщенные.

4. «Утренняя песнь». Музыка становится тише. Краски становятся мягче.

- На следующем уроке   учащиеся рассматривают  иллюстрации и обсуждают  «созвучие»  музыки и красок, их выразительность.
Каждая картина несёт в себе отпечаток личности, оригинальности ребёнка.

Метод «пластического интонирования» или экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния.

«Пластическое интонирование»- выражение музыки в жесте.

    Взять в свою руку звук и вести его, строго следуя за движением главной мысли произведения - приём «слушание рукой». Дети «рисуют» рукой движение музыки.

  • Восходящая и нисходящая мелодия - поднимающиеся и опускающиеся руки;
  • Завершение музыкального развития- руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова наклонена вниз;
  • Кульминационные точки- руки вытянуты над головой и т.д.

“Пластическое интонирование”- это один из способов, одна из возможностей “ проживания ” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания . Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние . Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько “заразить” детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки… Если бы мы с ранних лет развивали в детях способность “внутреннего проигрывания” музыки, “пластического пропевания” ее каждой клеточкой своего тела, своей души, насколько осмысленнее, действеннее было бы освоение детьми музыки, прочувствованнее было бы ее исполнение!..

Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки (“Веселый музыкант” А.Филиппенко); от покачивания корпусом (запев песни “Дружат дети всей земли” Д.Львова-Компанейца) до радостного танца (ее припева); от легкого шага до хоровода (р.н.п. “Во поле береза стояла”).

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества .

На своих уроках я часто пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом - “пластическим интонированием”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Так во втором классе ребята, прослушав фрагмент из “Утра” Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая как восходит солнце). Обращаю внимание насколько выразительны жесты ребят, отвечают ли они характеру музыки.

Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Движение -это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.

Творческое воображение первоклассникам, в процессе моделирования образа танцевальной музыки “Вальса-шутки” Д.Шостаковича, подсказывает характер движений. При помощи музыки и пластики мы совместно создаем настоящую танцевальную миниатюру, в которой передаем свое чувствование и видение танцевальной музыки.

Самостоятельная творческая деятельность детей связана с пластическим интонированием контрастных музыкальных образов балета С.Прокофьева “Золушка” (“Вальс и Полночь”) в первом классе через свободное дирижирование, поиск линий жеста, движения в передачи бездушного звучания часов, имитации однообразных ударов маятника-робота.

Звучит “Арагонская хота” М.Глинки. Дети очень любят эту музыку. Но более эмоционально почувствовать атмосферу праздничного веселья поможет им и пластическое интонирование хоты, поиск выразительных жестов, поз, движений, изобразительных моментов.

Человек многому учится через движение, соединенное с музыкой.

Музыка и движение в совокупности всегда заставляли обращаться к этой теме специалистов их разных областей искусства и педагогики. Б.В.Асафьев утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает на себе воздействие «немой интонации» пластики и движений человека (включая язык руки). Музыкальная интонация, по его мнению, никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) человеческого тела. Наивысшей точкой взаимодействия музыки и движения является балетный спектакль. Именно в балете содержание музыки, все средства музыкальной речи обретают тесную связь с пластическими образами, ритмом и рисунком танца.

 

Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка – движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак-Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги – Д.Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.

 

Возвращаясь к системе пластического интонирования В.Коэн, к сожалению, приходится констатировать, что огромное количество интереснейших методик неприемлемы к нашим условиям работы. Ограниченность во времени, большая наполняемость классов, неприспособленные к подобным занятиям помещения – всё это тормозит активное внедрение пластического интонирования на наших уроках, хотя система уже обозначена приоритетным направлением в программе 12-летнего образования.

 

Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

При этом решается целый ряд проблем:

 

1. Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие,

    мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.

2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания:

    секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение   

    эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где

    все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок.

 

Особенно заинтересовала меня методика «Зеркала». Объясняя суть новой игры ребятам, В.Коэн говорит: «Мои руки – это зеркала, в которых отражается музыка». И с этого момента в классе начинаются чудеса, ведь руки учителя, а затем и ребят, рассказывают гораздо больше, чем обычные слова. Всё ярче проявляется мудрость «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются».

 

Забегая вперёд, хочется отметить, что в независимости от того, сколько человек в классе – 20 или 40 – с удовольствием работают все. Причём одновременно, не создавая шума, и не требуя особых приспособленных помещений. Методика «Зеркала» - это воплощение звучащей музыки в жесте.

 

Однако, сначала возникают некоторые трудности и для ребят и для учителя. Одна из них – уход от традиционного дирижирования в так называемое свободное. Очень часто мы просим ребят показать рукой движение мелодии, кульминации фраз, настроение музыки, звуковедение, но всего этого не достаточно для того, чтобы «рассказать» руками – зеркалами то, о чём идёт речь в музыке. Жестов катастрофически не хватает.

 

Поэтому первый этап пластического интонирования – этап накопления жестов.

 

Не всегда программный материал для слушания возможно полноценно переложить на язык жестов, но есть очень удачные варианты, которые мы, например, с удовольствием возвели в ранг музыкальных переменок. Главное правило при исполнении пластических этюдов – «одинаковая музыка – одинаковый жест». В.Коэн отмечает: «Учитель здесь навязывает своё слышание, поэтому должен быть в жестах очень точен». Приведу два собственных примера:

 

1. К.Сен – Санс «Аквариум» (из сюиты «Карнавал животных»).

 

Основные жесты:

1. плывущая рыбка: ладонь правой руки, выполняющая волнообразные движения;

2. медуза, опускающиеся на дно: на 1,2 – отталкивающиеся от воды (собранная кисть на стаккато), на 3-4 – летящие и

    опускающие щупальца (свободная кисть);

3. водоросли: левая рука ладонью вверх пассивно, правая над ней быстро покачивается и увеличивает расстояние по

    вертикали, как будто по ней ударяются пузырьки воздуха, скользящие по водорослям между ладонями. Движение

    завершается коротким всплеском.

4. пузырьки воздуха на водорослях – жест «стаккато» собранной кистью (работают поочерёдно обе руки);

5. подводная пещера – домик (в неё спрячется рыбка в финале) – это вторая рука, бережно закрывающая «рыбку».

 

Предлагаемая ситуация: большой аквариум, который для маленькой рыбки похож на море; ей всё здесь знакомо,

                                           поэтому она будет сопровождать нас в подводном путешествии.

 

[1 - 8 такты] – скользящая по волнам рыбка

[9 – 12 такты] – медуза (7 секвенций постепенно опускается сверху вниз, на последних долях 12 такта качается у

                           самого дна)

[13 – 20 такты] – рыбка, плывущая по волнам (жест крупнее, например, потому, что рядом проплыла крупная хищная

                             рыба)

[21 – 24 такты] – медуза (так же, можно сменить руку)

[25 – 28 такты] – рыбка

[29 – 30 такты] – водоросли справа и слева (на раз, два, три – скольжение пузырьков, на четыре – всплеск)

[31 такт] – пузырьки на листьях (поочерёдно собранной кистью слева и справа 2+2)

[32 – 33 такты] – водоросли (так же)

[34 такт] – пузырьки (так же)

[35 – 38 такты] – рыбка

[39 такт] – рыбка исчезает в домике


 

2. С.Рахманинов «Итальянская полька»

Основные жесты:

1. собираем росинки (по одной справа и слева, и складываем в ладошку)

2. бросок (подбрасываем капли ладошками вверх – «салют из росинок»)

3. порхающая бабочка (перекрещенные кисти свободных рук – крылья)

4. нападение – удивление («подкрадываемся» к бабочке во время затакта, на сильную долю накрываем цветок с

    бабочкой руками, на вторую долю разворачиваем ладони, а там никого нет).

 

Предлагаемая ситуация:

Мальчик Петя рано утром отправляется на луг собирать росинки, чтобы сделать из них салют. Там он знакомится с бабочкой, и они затевают игру.

 

[1 – 2 такты] – вступление 1 часть.

[3 – 4 такты] – собираем росинки (на раз, два – капли, на три – бросок вверх)

[5 – 6 такты] – четыре росинки + бросок

[7 – 8 такты] – 2 росинки + бросок (как в 3 – 4 тактах)

[9 – 10 такты] – 4 росинки + бросок (как в 5 – 6 тактах) 

[11 – 18 такты] – порхающая бабочка (в конце 18 такта садится на цветок)

 

2 часть.

Затакт ко 2 части – крадёмся к бабочке

[1 такт] – бросок (1 доля), пустые ладошки (2 доля), снова крадёмся (3, 4 доли)

[2 такт] – бросок (1 доля), пустые ладошки (2 доля), порхающая бабочка

[3 такт] – порхающая бабочка [4 такт] – бабочка, крадёмся

[5 – 8 такты] – повторение движений [1 – 4 тактов], но в конце 8 такта бабочка садится на плечо Пети.

Реприза. Повторение 1 части, но более бережное («чтобы не спугнуть бабочку»).

Последние росинки бросаем друг на друга.

 

Второй этап пластического интонирования - создание собственных «зеркал».

 

Удобнее начинать с ярких образных мелодий. Не следует забывать о том, что это не только продолжающийся процесс накопления жестов, но обогащение эмоционального слухового опыта ребёнка. Не стоит требовать от ребят запоминания авторов фрагментов, но озвучивать их нужно хотя бы для того, чтобы пополнялся багаж знаний.

 

Путешествие 1 - 2. Оранжерея.

 

Сегодня мы на время музыкальной переменки отправляемся в оранжерею. Оранжерея – это место, где собрано огромное количество самых разных растений. Представьте, что каждая мелодия – это цветок. Обратите внимание на то, какие у них разные стебельки, листики, лепестки. Нам нужно будет собрать букет для самого близкого человека, но не любые цветы для этого годятся. На плакате множество цветущих растений (вьюнок, кактус, колокольчик, незабудка, водяные лилии, роза и т.д.). Нужно услышать в «зеркалах» их мелодии, нарисовать их в воздухе или даже превратиться в цветы – кому как удобнее.

Мелодия - колокольчик:       Ф.Шопен «Ноктюрн» № 1 Си-бемоль минор (1 часть)

Мелодия – вьюнок:              И.С.Бах «Шутка» из сюиты № 2 Л.Бетховен «К Элизе»

Мелодия – кактус:               М.Равель «Благородные сентиментальные вальсы» Modere – tres frank

                                              Т.Хренников – Сюита из балета «Любовь за любовь» Месть

Мелодия – водяная лилия: М.Равель «Благородные сентиментальные вальсы» Assez lent

Мелодия – роза:                   Н.А.Римский – Корсаков – симфоническая сюита «Шехерезада» тема Шехерезады

 

Путешествие 3. Море.

 

Сегодня путешествие морское. О море издавна слагались легенды и стихи. Вот послушайте, как описывает его М.Ю.Лермонтов в своём стихотворении «Парус» (зачитать стихотворение). Пусть ваша рука превратиться в кораблик с белыми парусами! Будьте осторожны: море не всегда тихое и спокойное...

1. К.Дебюсси «Море»

2. Н.А.Римский – Корсаков «Корабль Синдбада» из симф.сюиты «Шехерезада»

Путешествие 4 - 5. Зоосад.


 

Приглашу своих ребят я сегодня в зоосад!

Угадайте, рассмотрите повнимательней зверят!

И ни к чему нам здесь слова,

Ведь наши руки – зеркала!

 

На доске плакат с изображением различных животных. Среди них есть и те, о которых сочиняем пластические этюды.

 

1. К.Сен – Санс «Карнавал животных» Королевский марш Льва

2. К.Сен – Санс «Карнавал животных» Кенгуру

3. К.Сен – Санс «Карнавал животных» Слон

4. К.Сен – Санс «Карнавал животных» Лебедь


 

Путешествие 6. На природу!

 

А сегодня в Зазеркалье

Лес шумит, ручей журчит,

И на каждой ветке птички,

И под каждой кочкой гриб!

1. М.П.Мусоргский – «Картинки с выставки» Балет невылупившихся птенцов

2. Н.Римский – Корсаков – опера «Сказка о царе Салтане» Полёт шмеля

3. П.И.Чайковский – «Песня жаворонка» из «Детского альбома»

4. С. Прокофьев – «Шествие кузнечиков» из сюиты «Детская музыка»
_________________________

 

Результат подобных включений в урок даст о себе знать очень скоро. Уже через несколько занятий вы начнёте замечать, как непроизвольно во время слушания ребята будут пытаться «читать» музыку жестом, реагируя на малейшие изменения музыкальной речи. Музыка становится ближе и осязаемее. Это важно, ведь она – одна из форм познания мира

Инструментальное музицирование

Прослушав произведение, графически изобразить его форму, движение мелодии, динамику, регистр и другие элементы музыкальной речи.

Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний, стремлением к активному, творческому труду, корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы.

Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном отношении учащихся к делу, их непосредственном участии в “создании” музыки пробуждается интерес к искусству.

Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в кабинете музыки различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей учеников и их возраста.

Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.

Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:

ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;

учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;

учитель помогает ученику найти прием исполнения.

Примером использования этого на моих уроках может служить “Семеро козлят” из оперы М.Коваля “Волк и семеро козлят”. Детское творчество начинается с “обследования” звуковых возможностей инструментов, которые я им предлагаю. Выбор сделан - бубен и треугольник. Сначала мы вспоминаем (знакомство состоялось раньше), как нужно бережно брать в руки инструмент и исполнять на нем свое настроение (инструментальная импровизация). В течении нескольких уроков шла вокально-хоровая работа над исполнением хора, и ребята накапливали эмоции и чувства. И вот итог - я играю на фортепиано в ансамбле с одним из учеников, а ребята помогают мне аккомпанировать своим маленьким оркестром. Наше исполнение должно украсить музыку М.Коваля.

Известный и благодатный пример музицирования на детских инструментах песня “Веселый музыкант” А.Филиппенко, р.н.п. “Дон-дон”, “Камаринская”, б.н.п. “Перепелочка”, “Арагонская хота” М.Глинки, “Кузнец” И.Арсеева, “Скворушка прощается” Т.Попатенко. В третьем классе знакомимся и музицируем на инструментах русского народного оркестра (в основном с ударными) в произведениях: р.н.п. “Светит месяц”, “Озорные частушки” Р.Щедрина, “Воронежские частушки” и др.

Все чаще и чаще звучит музыка великих классиков в исполнении детей, учащихся в музыкальной школе. Они проявляют желание выступить перед ребятами своего класса прямо на уроке, заинтересовать одноклассников, подарить им частичку своей души. В классе тихо-тихо. Словно завороженные дети слушают маленьких музыкантов.

В 7-8 классах учащиеся берут в руки гитару. И звучат песни бардов, свои песни, пробуждая в ребятах интерес, активность, а главное желание творить.

Я думаю, что игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

Наблюдая, что инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у моих учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность для общего музыкального и творческого развития.

Пропевание мелодии со словами или  мелодекламация

          Солнышко всходит,

         И небо светлеет,

         Природа проснулась,

         И солнце взошло.

Приём «синквейна»
(в переводе с французского «пять строк»)

1 строка – заголовок.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, передающая собственное отношение,  настроение, чувства.
5 строка – вывод, одним словом или фразой.

   Синквейн  использую как индивидуальное  задание и для работы в парах. Освоение всех шагов может быть постепенным. Обычно применяю на стадии рефлексии.

Например:

1. Утро

2. Ранее, солнечное, летнее.

3. Начинается, встаёт, расцветает, сияет.

4. Радость, нежность, теплота.

5.Природа просыпается. Красота!

Данные методы и приёмы  позволяют  создавать урок для детей, чтобы он воспринимался ими как урок искусства.

Позволяют непосредственно вовлечь самого ребёнка в процесс творчества, раскрыть его неповторимость и индивидуальность.

Помогают сохранять здоровье.

Использование на уроках музыки приемов пластического интонирования, движений, инсценировок сюжетов песен и инструментальных сочинений программного характера, «разыгрывания» фольклорных образцов музыки совершенствует координацию простых движений  детей под музыку (маршировка, применение элементов танцев), улучшает осанку младших школьников, пластичность и образность движений, ориентацию детей в пространстве в процессе движений под музыку.  Пластические этюды и  музыкально-двигательные импровизации позволяют детям проявлять выдумку, фантазию,  свободу интерпретации музыкальных произведений.

        Музицирование детей на музыкальных инструментах (сигудöк, ) также способствует развитию тембрового слуха и развивает мелкую пластику пальцев, что особенно важно для совершенствования навыков письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Презентация к интегрированному уроку литературное чтение+ музыка в 3кл "Образ няни в лирике А.С.Пушкина и музыке"

Данная презентация сделает урок интереснее и ярче. Из-за большого размера пришлось разделить её на 2 части :"obraz niani 1"и "obraz niani 2"...

Интегрированный урок 8 класс (литература-музыка) "Лев Николаевич Толстой и музыка"

Интегрированный урок  (литература - музыка) для обучающихся 8 класса. Тема: "Лев Николаевич Толстой и музыка".  Цели и задачи урока: -расширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н....

Конспект интегрированного урока по физической культуре и окружающей среде во 2 классе «Русские народные игры как средство повышения двигательной активности»

Цель урока: способствовать повышению двигательной активности учащихся через применение русских народных игр.Задачи урока:развитие основных двигательных способностей (скоростных, скоростно-силовых, коо...

Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"

Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".

Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...

Интегрированный урок математики и музыки "Диалог музыки и математики"

Размещаемый материал:1. План-конспект урока2. Презентация к уроку3. Список музыкальных композиции (5)Цель урока: закрепить изученный материал по теме «Арифметические действия с обыкновенными дро...