Конспект урока по музыке в 4 классе (по ФГОС) «Патетическая соната».
план-конспект урока по музыке на тему

Шевцова Татьяна Петровна

 На уроке применяются современные образовательные технологии:      

          Технология развивающего обучения (ТРО).

·         Технология педагогики сотрудничества,

          Технология диалогического обучения (ТПС).                                        В конспекте

·         Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).                   обозначено

·         Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).                                            применение

·         Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).                          технологий  аббревиатурами.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shevtsova_t.p._pateticheskaya_sonata_-_konspekt_uroka.docx41.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

. Шевцова Т.П.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин

Конспект урока по музыке
в 4 классе (по ФГОС)
«Патетическая соната»

 

подготовила

учитель музыки

Шевцова Татьяна Петровна.

г. Кропоткин
2015

Урок  музыки в 4  классе

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Раздел: «В концертном зале»

Тип урока: открытие нового знания

Жанр урока: тематический

Цель: раскрыть содержание I части «Патетической» сонаты Л.Бетховена.

Задачи: включить учащихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать коммуникативные взаимодействия; развивать  умение  учащихся  воспринимать  музыкальные   произведения с ярко выраженным  жизненным  содержанием, определение их  характера  и настроения; оценить собственную деятельность на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные результаты.  Научатся: воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;  использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности. 

Метапредметные результаты: умение понимать учебную задачу урока;  умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение,  обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; осознание жизненного смысла музыкальных образов; усвоение жизненного содержания «Патетической сонаты».

Познавательные: опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией; действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки;  извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем; учиться давать оценку результатам деятельности.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора  на имеющийся жизненный и музыкальный опыт); использовать речь для регуляции своего действия; постановка и выполнение целей; оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя; способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать; оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные  выводы.

Виды деятельности учащихся:

слушание музыки, участие в размышлениях о музыке, пение, цветорелаксация.

Методы: проблемные (подводящий к теме диалог, побуждающий диалог от проблемной ситуации), деятельностный подход, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия, ассоциативные связи,  звуковая и зрительная наглядность, сравнение.

Технологии:

  • Технология развивающего обучения (ТРО).
  • Технология педагогики сотрудничества,

технология диалогического обучения (ТПС).                                В конспекте

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).                обозначено
  • Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).                                применение
  • Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).                        технологий

аббревиатурами.

Дидактическое обеспечение урока: плакатик с названием «Патетическая соната», плакат эмоциональных терминов, портреты композиторов, видеоролики для цветорелаксации.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Музыкальный материал:

  • «Патетическая соната» I часть,
  • Песня О.Поляковой «Безымянный солдат».

Ход урока.

  I.  Организационный момент.

 1.Эмоциональный настрой и  физиологическое воздействие  музыкального звука.

  • Муз. приветствие «С музыкой встретиться мы спешим скорей»
  • Пропевание  звука «ля».                                                                        ЗДСТ

II. Актуализация знаний

  1. Исходная мотивация.  

Вступительная беседа.

У.: Ребята, на наших уроках мы учимся быть кем?                                                (ИОТ).

Д.: Слушателями.                                                                                        (ТПС).

У.: Да, вы уже научились хорошо вслушиваться  в музыку и понимать интонации многих музыкальных произведений. Сегодня я хочу вам дать очень сложное задание! Справиться с ним смогут только самые внимательные слушатели!

2.Формулировка основной учебной задачи. 

У.: Задание такое: во время звучания фрагмента произведения (это «взрослая» музыка, то есть музыка о тех чувствах, которые способны переживать взрослые) вы попробуете определить интонации. Задание привычное, только музыка – очень сложная.

3.Рефлексия.

У.: Мы помним, что интонации в музыке бывают…

Д.: (хором) Повествовательные, восклицательные двух видов – восторг и гнев – и вопросительные.

У.: И ещё одно правило повторим все вместе…

Д.: (хором) Чтобы понять, о чём говорит музыка, надо понять, как она говорит.

4. Создание учебно-проблемной ситуации.

У.: Самое время назвать вам произведение.  (Показ плакатика с названием. Прим. автор здесь не обозначен).

Знакомо ли вам такое произведение? (ответ отрицательный)                                          (ТПО).

У.: (огорчённо) Значит, вы не знаете произведение, которое считается мировым хитом.

Может быть, вы хотя бы знаете слова «патетическая» и «соната»?

(ответ отрицательный. Прим. в нашей школе первый год идёт обучение в 4-м классе по ФГОС. Потому «копилка» ответов ещё пуста. Было понятно, даже любознательные, успевшие просмотреть весь учебник «Музыка» вперёд, не помнят информацию)

У.: А я так надеялась, что смогу пригласить ваших родителей в «концертный зал», где будет исполняться это произведение. Вы же помните, что наш «концертный зал» особенный. Исполнители к нам приедут, если узнают, что хотя бы об одном произведении вы рассказали  своим родным.

(Прим. второй год я организую «концертный зал». Приглашаю в гости ДМШ с небольшим концертом, но с одним обязательным произведением. В прошлом году это была «Шутка» Баха. Я составила партитуру вопросов, чтобы было понятно – ребята рассказывали дома об этом произведении. На концерте присутствовали родители и ребята. Партитуру вопросов озвучила организатор концерта).

Д. (сразу стали предлагать познакомиться с этим произведением)

5.Постановка цели и задач урока.

У.: Значит, о каком произведении мы поведём речь?                                                (ИОТ).

Д.:  О «Патетической сонате».                                                                        (ТПС).

У.: А для чего мы будем знакомиться с «Патетической сонатой»?

Д.:  Чтобы узнать самим и рассказать родителям о музыке, которую знают во всём мире.

III этап (основной) – погружение в тему урока.

1.Первичное усвоение новых знаний.

Звучит в записи фрагмент (89 тактов) экспозиции «Патетической сонаты» (1-й раз)   (ИКТ).

2.Первичная проверка понимания.

У.: Какие интонации мы слышали: повествует ли о чём-то музыка? Может быть, она вопросы задаёт нам? Или, может быть, это какое-то восклицание?

 Дети ответили неуверенно и неточно. То есть, с первого раза в интонациях не разобрались.

У.:  Давайте попробуем по-другому: вы сейчас представите эту музыку в виде разговора людей. Сколько людей участвует в разговоре? Как каждый из них говорит?

Звучит в записи фрагмент (89 тактов) экспозиции «Патетической сонаты» (2-й раз) 

У.:  Сколько же людей участвовали в разговоре?  

(По тому, как разнились ответы, было понятно, что и сейчас ребята «не ухватили» характер интонаций).

У.:  Сколько в классе мнений? Почему?                                                         (ТПО).

Д.: Значит,  мы не разобрались в интонациях.

У.: Что нам помогает понять характер интонаций?

Д.: Пластическое интонирование.

Звучит в записи фрагмент (89 тактов) экспозиции «Патетической сонаты» (3-й раз) 

Дети вместе со мною, стоя, дирижируют. Когда наши руки показывают диалог, который очень ясно прослушивается в побочной теме, лица детей озаряются «радостью открытия».

У.:  Так сколько же людей участвовали в разговоре?  

Д.: Двое.

У.:  Как же говорил «первый»? Найдите слова из плаката эмоциональных терминов. Вывешиваю плакат со словами:  

Радостно

Нежно

Светло

Восторженно

Оптимистично

Бурно

Страстно

Взволнованно

Грустно

Печально

Мрачно

Горестно

Пессимистично

Тревожно

Скорбно

Тяжело

У.:  А ещё определите цвет музыки. Это поможет вам понять чувства «первого».

Играю вступление «Патетической сонаты». 

Д.:  (слышат характер интонации, определяют цвет музыки как чёрный и называют слова из 2-го столбика)

У.: Как вы думает, а почему человек так говорит?

Д.:  Может, у него что-то случилось?

У.: Конечно, так (горестно) человек говорит, когда у него случилось…

Д.:  Горе.

У.: А о чём нам может сказать музыка чёрного цвета?

Д.:  Может, у него кто-то умер?

У.: Мы не можем утверждать подобное, но мы можем сказать точно, что у человека большое горе.

У.: Теперь обратим внимание на речь второго участника разговора.  Вы опять выберите слова из плаката эмоциональных терминов и определите цвет музыки.

Звучит в записи главная партая «Патетической сонаты». 

Д. Определяют  характер интонации и называют слова из 1-го столбика. Чаще других прозвучало слово «радостно». Четвероклассникам ещё не совсем понятны слова «страстно», «оптимистично». Цвет музыки для большинства был красный. То есть интуитивно слышат героические интонации.

У.: (останавливаюсь на слове «радостно»). Давайте поставим себя на место этих двух собеседников. Если у вашего друга (подруги) – горе, вы будете с ним разговаривать радостно? Или вам надо найти какие-то другие интонации в голосе, чтобы утешить друга?                   (ТПС).

Д. Понимают, что нужны другие интонации и отвергают слова «светло», «нежно» (они не подходит музыке) и «восторженно» (оно не подходит к ситуации). Мне приходится обыграть эмоции, выраженные в остальных словах. То есть, я проговариваю какие-то фразы или с оптимизмом в голосе, или взволнованно и т.д. И тогда ребята понимают, что музыка звучала взволнованно, страстно, оптимистично. «Наверное, – говорили ребята, – «второй» убеждает (речь звучит убедительно) «первого», что горе пройдёт, что впереди много хорошего.      (ИОТ).

У.: Мы проделали большую работу и теперь надо немного отдохнуть. Оранжевый, жёлтый, красный цвет придадут энергии. Какой видеоролик выбираем?                                       (ИКТ).

3. Динамическая пауза. Цветорелаксация. Демонстрирую ролик, который выбрали дети.  

К просмотру  добавляются несложные движения: хлопки, щёлканье пальцами и т.д.           ЗДСТ                                                                                

4.Первичное усвоение новых знаний.

У.: Вернёмся к «Патетической сонате». Почему автор назвал свою сонату «Патетическая», вы прочитаете в учебниках. Задание по учебнику, как обычно, записано на доске в вашем кабинете (прим. мой кабинет не оборудован доской и потому по моей просьбе классные руководители выписывают д/з в своём кабинете). Что такое «соната» разберёмся сегодня. Но прежде, мне хочется узнать, сумеете ли вы почувствовать автора. Попробуйте, вглядываясь в эти портреты, определить, кто сочинил «Патетическую сонату».                         

(Демонстрирую портреты Бетховена,  Шопена, Щедрина. Многие выбрали Бетховена)

У.: Кто из вас ответил правильно, опять же узнаете из учебников дома.

У.: А теперь о «сонате». Вспомните, музыка звучала в исполнении симфонического оркестра или одного какого-то инструмента?

Д. Определяют звучание фортепиано.                                                                     (ИОТ).

У.: (Для четвероклассников даю только упрощённое понятие) «Соната» – это произведение для одного инструмента, в отличии от симфонии – мы в 3-м классе говорили о симфонии, она сочиняется для симфонического оркестра. Сонату можно сравнить с повестью. В повести есть сюжет и действующие герои. Так и в сонате.

5. Первичная проверка понимания.

У.: Как вы считаете, мы поняли сегодня сюжет «Патетической сонаты» или только познакомились с героями?                                                                        (ТПС).

Д.:  Познакомились с героями.

У.: Правильно, чтобы узнать содержание всей сонаты – а у неё 3 части – надо не один урок посвятить этой прекрасной музыке. Посмотрите на монитор ноутбука, какой маленький фрагмент ещё только I части «Патетической» мы прослушали.

На следующем уроке мы продолжим о ней разговор  (прим. чтобы продолжить работу над пониманием содержания «Патетической», я провожу урок по теме «В интонации спрятан человек».)

1.Организация  вокально- хоровой деятельности.

а) Подготовительная  беседа.

У.: А сейчас у нас осталось немного времени для того, чтобы повторить песню.

Песня ещё недостаточно  впета под минусовую фонограмму, а нам скоро выступать на школьном мероприятии.                                                                                        (ИОТ).

б) Впевание песни.      Песня О.Поляковой «Безымянный солдат».

IV этап – итог урока.

У.: Время оценок. Как оцениваем свою работу?                                                (ТПС).

Самооценка деятельности учащимися.

У. Прощаюсь с ребятами, напоминаю, что д/з выписано на доске в их кабинете. (Д/з – стр.86).

У.:  А пригласительные в «концертный зал» для родителей буду раздавать только на следующем уроке. Как вы думаете, почему?

Д.:… Мы ещё не знаем, о чём говорит музыка «Патетической сонаты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке - 5 класс

Конспект урока - 5 ласс. Героические образы в музыке....

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.  Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

конспект урока по музыке 5 класс: Может ли музыка выразить характер человека

5 клас: Может ли музыка выразить характер человека...

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....

Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс "Вечные темы искусства и жизни"

Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс."Вечные темы искусства и жизни"....

Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"

Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"...