Конспект урока по музыке в 6 классе (не по ФГОС) «Чтобы русский дух не потух»
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Шевцова Татьяна Петровна

Применение на уроке современных образовательных технологий: 

         Технология развивающего обучения (ТРО).                               В конспекте

·         Технология педагогики сотрудничества,                                      обозначено

          Технология диалогического обучения (ТПС).                            применение

·         Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).       технологий

·         Технология проблемного обучения (ТПО).                                аббревиатурами

·         Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).

·         Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).·      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chtoby_russkiy_duh_ne_potuh.doc76.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шевцова Т.П. Чтобы русский дух не потух                

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин

Конспект урока по музыке
в 6 классе (не по ФГОС)
«Чтобы  русский дух не потух»

 

подготовила

учитель музыки

Шевцова Татьяна Петровна.

г. Кропоткин
2014

Урок №8 из раздела «Я до страсти люблю всё русское».

Класс: 6.

Тема: «Чтобы русский дух не потух».

Цель урока: формирование чувства любви к своей Родине через соприкосновение с искусством.

Тип урока:  расширение, углубление темы.

Жанр урока: тематический.

Вид урока:   урок-размышление.                                                                                                          

Задачи:  

Обучающая: знакомить учащихся с музыкой С.В. Рахманинова, фрагментами его жизни и творчества; раскрывать содержание ««Второго концерта для фортепиано с оркестром».

Воспитательная: воспитывать патриотические чувства учащихся через постижение музыкальных образов высоко духовного смысла и содержания; воспитывать зрителя, слушателя, исполнителя с развитым художественным вкусом.

Развивающая: развивать умение выразить свое отношение к Родине в процессе слушания, исполнения;  развивать умение понимать мысли и чувства другого человека, учить выходить на диалог с автором;

Технологии:

  • Технология развивающего обучения (ТРО).                        В конспекте
  • Технология педагогики сотрудничества,                                 обозначено

технология диалогического обучения (ТПС).                        применение

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).        технологий
  • Технология проблемного обучения (ТПО).                        аббревиатурами
  • Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).
  • Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).

Оборудование урока:

  • ноутбук, экран, слайдовая презентация;
  • текст песни «О русском духе»;
  • нотный материал, музыкальные фонограммы;
  • авторский видеоролик для динамической паузы на музыку «Итальянской польки» С.Рахманинова;
  • фильм «Портрет Рахманинова».

Музыкальный материал:

  •  «Второй концерт для фортепиано с оркестром» С.Рахманинова;                              
  • «Песня о русском духе» Н.Тананко;
  • песня иеродьякона Феофила и монаха Лаврентия «За святую Русь».

Ход урока:

I.Организация урока.                                                                                                                                                      

Задачи: ввести в атмосферу урока, закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.

а). Попевка-приветствие «Дал верный тон».

б). Физиологическое воздействие  музыкального звука. Пропевание звука «ля».         ЗДСТ

в). Проверка домашнего задания.

У.: На предыдущем уроке мы договорились, что дома, вместе с родителями, вы разберётесь в том, какой смысл вложен в каждую строчку песни иеродьякона Феофила «За святую Русь».

Сейчас вновь прозвучит эта песня, чтобы мы снова испытали её эмоциональное воздействие.

Слушаем песню «За святую Русь»

Слайд 1. Текст песни  и фотография иеродьякона Феофила проецируется на экран. (ИКТ).

г). Анализируем содержание песни. Выясняем с ребятами смысл тех строк, которые они разобрали с родителями. Находим, тем самым, ответ на вопрос, чего  желает иеродьякон Феофил  для благополучия и процветания России.

II. Основная часть урока.

Задачи: вывести школьников на проблему урока и обозначить в словесной формулировке, научить различать особенности музыкального стиля композитора; подготовить к восприятию нового материала, сконцентрировать их  внимание на изучаемом вопросе.        

1.Беседа, подготавливающая  тему урока.

У.: Мы и сегодня будем искать ответ на вопрос: как вы, подрастающие граждане нашей страны, можете помочь процветанию и благополучию России? Что надо делать, чтобы русский дух не потух? И вновь обратимся к музыке человека, который тоже многого желал и делал для  благополучия  и  процветания  России.

Слайд 2. На экране название –  «Второй концерт для фортепиано с оркестром» и портрет Рахманинова. 

У.: Сейчас вновь прозвучит «Второй концерт для фортепиано с оркестром» Рахманинова, про главную тему которого мы на прошлом уроке говорили, что (вспомните выбранные вами цитаты)…                                                                                        (ТПС).

Слайд 3. На экран проецируется слайд с цитатами и пейзажами.                                

  • «Русская мелодия расстилается кротко и печально».                                   (ИОТ)
  • «Подобно птице летит она над необъятными просторами родной земли».
  • «Жизнеутверждающая, волевая, полная энергии, она устремляется к радости, к счастью. К тому счастью, которое обретает только душа, закалившаяся в испытаниях».
  • «В ней – восторженное преклонение перед Россией, в ней – красота, величие и душа русского народа».
  • «Стелется как тропа в полях, не придуманная, не навязываемая».
  • «Во весь рост поднимается Россия».                                                        (ИКТ).

Уч-ся вспоминают свои высказывания.

У.: Вот как сказал об этой музыке известный русский композитор, пианист, педагог Николай Метнер:

Слайд 4. На экран проецируется слайд с фотографией и цитатой «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России и только потому, что душа этой темы русская…, каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия».

2. Слушание музыки.

Задачи: подготовить детей к слушанию, проанализировать характер побочной темы, выяснить, какие образы учащиеся представили в своём воображении.

У.: Мы сейчас прослушаем более длительный фрагмент I части Второго концерта, чтобы услышать следующую тему. Вслушиваясь в её звучание, определите:                        (ТПС).

  • какие интонации вы слышите?
  • о каких страничках жизни Рахманинова – о грустных или светлых – напомнит эта музыка?

Ответы уч-ся.

Прослушивание фрагмента «Второго концерта» до окончания побочной.

Уч-ся слышат нежные, мечтательные интонации, считают, что Рахманинов вспоминает что-то светлое из своей жизни или воспевает светлое в образе Родины.                 (ИОТ)

У.: Да, музыка С. В. Рахманинова вызывает у нас зримые образы: бескрайние дали, просторы России…

У.: Чем же подпитала силу  вашего духа музыка Рахманинова?

Среди ответов уч-ся – «…красотой, добром,  любовью  к России».

У.: Вы можете какими-нибудь примерами подтвердить, что, живя в Америке, он был верен России и душой, и делами? 

Уч-ся вспоминают, что Рахманинов весь сбор от своих концертов передал раненым  советским бойцам.   А величие России воспевал своей музыкой.

У.: Что было для Рахманинова символом Родины?

  - Белая сирень.

У.: А что – голосом Родины?

- Колокольные звоны.

У.: Время отдохнуть. И сделаем это тоже под музыку Рахманинова. Вы потом попробуете предположить, о какой черте характера Сергея Васильевича можно подумать, слушая эту музыку.

3. Динамическая пауза.

Задача: снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.                                                                        ЗДСТ

Школьники повторяют движения анимационных фигурок, танцующих под «Итальянскую польку» Рахманинова.

Затем отвечают на вопрос о черте характера Рахманинова.

4. Доучивание песни «О русском духе» Н.Тананко.

Задачи: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества, эмоциональную отзывчивость; развивать музыкальные способности, формировать вокально-хоровые  навыки.                                                                                          (ТРО).

У.: «И напрасно планы строит заграница,  русский дух вовеки ей не истребить…». Это из какой песни?

Ответы уч-ся.

Доучиваем 3-й куплет, работаем над вокально-хоровыми навыками.

5. Видеопросмотр.

Задача: закрепить эмоциональное воздействие, возникшее в процессе общения и слушания музыки.

У.: Мы сегодня посмотрим фильм о Рахманинове.

- Обратите внимание, музыка какого произведения Рахманинова сопровождает показ и почему, на ваш взгляд, именно это произведение звучит?

Смотрим фильм «Портрет Рахманинова».                                (ИКТ).

Уч-ся, отвечая на вопрос, озвученный перед прослушиванием, говорят, что сопровождал  показ фильма «Второй концерт» и  вспоминают высказывания Метнера, что  это  тема его – Рахманинова – жизни.

III. Итог урока.

Задачи: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;  оценить собственную деятельность на уроке;  обсудить  домашнее задание.

У.: Сегодня мы заканчиваем нашу встречу с музыкой Рахманинова. Наблюдая за вами во время прослушивания его произведений, я видела, что равнодушных глаз не было. Это вселяет в мою душу надежду, что музыку Рахманинова вы захотите слушать и вне уроков музыки, и не только сейчас, пока  живы впечатления от того, что узнали и услышали, но и во взрослом возрасте. Мне часто ребята, прощаясь на «Выпускном вечере»  в 11 классе, говорят о полюбившихся композиторах. Рахманинов и его «Второй концерт» –  в этом «списке».

Домашнее задание:

У.: Дома опишите своё отношение к Рахманинову и его музыке. Лучшие рефераты, как всегда, будут демонстрироваться на выставке «Творческих работ по музыке».                        (ТПО).

- А в интернете скачайте полюбившиеся произведения для домашнего прослушивания. Или приобретите диск с музыкой С.В.Рахманинова.

Оценки за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке - 5 класс

Конспект урока - 5 ласс. Героические образы в музыке....

Конспект урока по музыке- 1 класс "Без ритма нет движенья"

Конспект урока по музыке "Без ритма нет движенья"....

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.  Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

конспект урока по музыке 5 класс: Может ли музыка выразить характер человека

5 клас: Может ли музыка выразить характер человека...

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....

Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс "Вечные темы искусства и жизни"

Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс."Вечные темы искусства и жизни"....