Главные вкладки

    Милий Алексеевич Балакирев — русский композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель.
    презентация к уроку по музыке (5 класс) по теме

    Куличкова Ольга Александровна
    Центральная тема творчества Балакирева – тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Балакирева характерен также интерес к теме Востока и музыкальным культурам других стран (польской, чешской).
    ¨Основная сфера творчества Балакирева – инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Лучшие образцы симфонических поэм Балакирева – «Русь» (по мотивам русских народных песен) и «Тамара» (по произведению М.Ю.Лермонтова).
    ¨С именем Балакирева связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м годам относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть – в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония. Первая– C-dur – грандиозна по своим размерам и широте замысла. Лишь трагические жизненные события не позволили склонному к самопожертвованию Балакиреву стать автором первой русской симфонии (первым является выходец «Новой русской школы» Балакирева – Александр Бородин).
    ¨Балакирев – один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Как пианист, он обладал первоклассной техникой.

     Лучшим фортепианным произведением Балакирева считается восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском. Великий современник Балакирева Ференц Лист очень высоко оценил это произведение, его стараниями фантазию «Исламей» и имя Балакирева узнала вся Европа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл miliy_alekseevich_balakirev.pptx1.97 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Милий Алексеевич Балакирев "Не будь Балакирева , судьбы русской музыки были бы совершенно другие" (В.Стасов )

    Слайд 2

    Композитор из Нижнего Новгорода Милий Алексеевич Балакирев родился 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде в обедневшей дворянской семье, проживавшей на улице Грузинской. После рождения сына семья переехала на улицу Провиантскую (дом №5 сохранился и поныне, но музей композитора в нём до сих пор не создан). Именно здесь прошли детские и отроческие годы Милия, учившегося в нижегородской гимназии. Необычайно сильное музыкальное дарование обнаружилось у мальчика в раннем детстве. Десяти лет от роду Милий был привезен в Москву к А.Н.Дюбюку, оценившему талант юного пианиста и настоятельно рекомендовавшему продолжение музыкальных занятий.

    Слайд 3

    Дом на ул.Провиантской

    Слайд 4

    Первые наставники Наставником маленького Милия был пианист Карл Эйзерих На фото – помещик А.Д.Улыбышев , меценат, первый русский музыкальный критик, автор русской монографии о Моцарте . Первые музыкальные опыты Балакирева , как пианиста , дирижёра и композитора прозвучали именно в доме Улыбышева А.Д.Улыбышев принял большое участие в судьбе молодого Балакирева : впервые представил юного виртуоза Петербургу, познакомил его с М.И.Глинкой, перед смертью завещал значительную часть состояния и уникальную нотную библиотеку.

    Слайд 5

    Юность Балакирева Никакого систематического музыкального курса композитор не проходил, почти все его музыкальные знания – самообразование, собственный талант и усердие В 1853-1855гг. являлся вольнослушателем математического факультета Казанского университета В 1855 г. в Петербурге Улыбышев знакомит Балакирева с М.И.Глинкой, который признаёт его крупный композиторский и исполнительский талант С 1856г. – после успешного дебюта становится столичным жителем

    Слайд 6

    Влияние М.И.Глинки Родоначальник русской национальной музыки в 1855-1856гг. ч асто встречался с М.А.Балакиревым . Уезжая в Берлин в 1856г., Глинка подарил девятнадцатилетнему Милию свой портрет и тему испанского марша («Увертюра на тему испанского марша» окончена Балакиревым в 1857 году). Чуть раньше Глинка отдал младшему своему коллеге другие испанские музыкальные темы, использованные Милием Алексеевичем в 1890-х годах. Глинке, своему любимому композитору, Балакирев будет хранить верность всю жизнь.

    Слайд 7

    Влияние В.В.Стасова (музыкальный критик на картине И.Репина) С самого начала петербургского периода жизни началась дружба Балакирева с Владимиром Стасовым – музыкальным критиком и писателем, который был старше Милия на 13 лет. Отношения их сохранялись вплоть до смерти Стасова в 1906 году. Однако если поначалу это была безоблачная взаимная симпатия и дружба, в результате которой во многом формировалось мировоззрение Балакирева и его идейно-эстетическая позиция, то к 1900-м годам взгляды их совершенно разошлись.

    Слайд 8

    Новая русская музыкальная школа В начале 60-х годов под руководством Балакирева складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», « Балакиревский кружок» или «Могучая кучка». В него входят молодые композиторы Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин и совсем юные А.С.Гуссаковский , Н.А. Римский-Корсаков. Балакирев становится главной движущей силой объединения. В течение нескольких лет Балакирев проводит своеобразный курс обучения со своими младшими коллегами. «Кучкисты» досконально изучают творческое наследие М.И.Глинки, подробно анализируют лучшие сочинения Бетховена, Шумана, а также произведения современников – Берлиоза, Листа. Владимир Стасов в «Новой русской музыкальной школе» играет роль так называемого «генератора идей». Именно ему принадлежит большая часть программных задумок будущих произведений всех без исключения членов « Балакиревского кружка» (« Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Король Лир» самого Балакирева …). Влияние Балакирева на творчество его товарищей-учеников особенно сильно выразилось в первых их работах (« Ратклиф » Кюи, симфонии Римского-Корсакова и Бородина). Но и дальнейшие сочинения «кучкистов» имеют общие черты балакиревской школы. Индивидуальные черты особенно сильных талантов Мусоргского и Римского-Корсакого позже развились в полной мере, и обладатели их пошли каждый своей дорогой.

    Слайд 9

    «…Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов » (В.Стасов) Кюи Ц.А. ( худ.Маковский ) Римский-Корсаков Н.А. ( худ.Серов )

    Слайд 10

    Сделать музыку профессиональных композиторов понятной народу и, в свою очередь, открыть для всех сокровищницу музыки народной… Бородин А.П. ( худ.Репин ) Мусоргский М.П. ( худ.Репин )

    Слайд 11

    Бесплатная музыкальная школа В 1862 Балакирев совместно с дирижёром Г.Я.Ломакиным организует в Петербурге «Бесплатную музыкальную школу», ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки и народности в искусстве. Уже на первых порах школу посещало по воскресеньям до 200 человек. После создания в столице А.Рубинштейном первой консерватории и «Русского музыкального общества» Балакирев и его школа подвергаются травле в печати. На 1860-е годы приходится разгар борьбы двух направлений. Балакирев продолжает самоотверженно отстаивать принципы бесплатности музыкального образования. Бесплатная школа Балакирева терпит крайнюю нужду, и в 1874 году Балакирев её покидает. Обманутый в своих надеждах, Милий Алексеевич был близок к самоубийству. Он перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка и поступает на службу в Управление Варшавской железной дороги, дополнительно зарабатывая на жизнь уроками музыки. Духовный кризис музыканта длится несколько лет. В 1881 году он вновь становится во главе «Бесплатной Музыкальной Школы» и, на этот раз, остается верен своему детищу до последнего года жизни. В 1883 году Балакирев по рекомендации своего друга Т.И.Филиппова занимает пост управляющего придворной певческой капеллой.

    Слайд 12

    Любопытный факт В 1867 году случается метаморфоза: А. Рубинштейн надолго уезжает за границу, и на должность главного дирижёра «Русского музыкального общества» приглашен Балакирев – его главный противник. По личному приглашению Милия Алексеевича для дирижирования несколькими концертами «РМО» в Петербург приезжал Гектор Берлиоз (на снимке). Балакирев недолго пробыл дирижёром «РМО», покинув его из-за интриг врагов в 1869г.

    Слайд 13

    Творчество М.А.Балакирева Центральная тема творчества Балакирева – тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Балакирева характерен также интерес к теме Востока и музыкальным культурам других стран (польской, чешской). Основная сфера творчества Балакирева – инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Лучшие образцы симфонических поэм Балакирева – «Русь» (по мотивам русских народных песен) и «Тамара» (по произведению М.Ю.Лермонтова). С именем Балакирева связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м годам относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть – в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония. Первая– C-dur – грандиозна по своим размерам и широте замысла. Лишь трагические жизненные события не позволили склонному к самопожертвованию Балакиреву стать автором первой русской симфонии (первым является выходец «Новой русской школы» Балакирева – Александр Бородин). Балакирев – один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Как пианист, он обладал первоклассной техникой. Лучшим фортепианным произведением Балакирева считается восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском. Великий современник Балакирева Ференц Лист очень высоко оценил это произведение, его стараниями фантазию «Исламей» и имя Балакирева узнала вся Европа.

    Слайд 14

    Шопен – любимый композитор Балакирева По инициативе Балакирева этот памятник Шопену на его родине в Желязовой Воле был установлен в 1894 году.

    Слайд 15

    Бюст Балакирева на его родине Хоровое сочинение «Гимн Нижнему Новгороду» – потрясающей силы возвышенное произведение. Город, претендующий на звание третьей столицы, официального гимна не имеет и по сей день. А гениальное творение величайшего сына земли нижегородской пребывает в безвестности.

    Слайд 16

    Могила композитора Скончался Милий Алексеевич Балакирев в 1910 году, пережив почти всех членов созданного им кружка (кроме Цезаря Кюи). Похоронен композитор на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

    Слайд 17

    Память о композиторе Балакиревский переулок (Москва) Улица Балакирева (Владимир) Переулок Балакирева (Липецк) Улица и въезд Балакирева (Харьков) Музыкальная школа имени М. А. Балакирева в Тольятти Нижегородский музыкальный колледж имени М. А. Балакирева Самолёт Airbus A320 компании Аэрофлот "М.Балакирев" Детская школа искусств им. Балакирева

    Слайд 18

    Источники информации и изображений http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://arktyzo.com/images/stories/articles/2008.01.02/balakirev1.jpg http://ru.wikipedia.org/ http://www.skill21.ru/index3.htm http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//57/738/57738915_ulybyshev.jpg http://glinka1804.narod.ru/ http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/ce/Chopin_zelazowa_wola.JPG http://allerleiten.livejournal.com/749918.html http://gazeta.aif.ru/online/kids/139/23_01 http://www.liveinternet.ru/users/lynxe/post125641894/ http://belcanto.ru/mussorgsky.html http://www.liveinternet.ru/users/2870220/post123843929/ http://vbgcity.ru/node/3219 http://foto.rambler.ru/users/gregoryh@rambler.ru/albums/13817710/photo/465f5b84-7f5f-0de0-b35b-a6c3cc3cf7b9/ http://www.liveinternet.ru/users/2352988/post133308541/ http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post199364199 /


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока музыки в 6 классе по программе Г.П.Сергеевой. Тема "Молитва в творчестве русских композиторов"

    Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал....

    "Стиль в творчестве русских композиторов"

    Материал подробно раскрывает понятие стиля и раскрывает стили русских композиторов. Каждый композитор имеет свой почерк, свой стиль, по которому его узнают....

    Фольклор в музыке русских композиторов.

    Краткая характеристика произведения А.Лядова "Кикимора"...

    Образы романсов и песен русских композиторов

    Данная презентация  используется при знакомстве с темой "Романсы". Учащиеся знакомятся с историей возникновения этого музыкального искусства, песенного жанра.Они   узнают причину и...

    русские композиторы

    П.И.Чайковский С.В. Рахманинов. С.С. Прокофьев и др....

    Презентации "Русская песня", "Русские композиторы 17-19 в.в.

    Презентация о видах русских народных песен, о композиторах 17-18 веков....