Креативный подход и эвристические методы преподавания уроков музыки
опыты и эксперименты по музыке на тему

Проблема над которой работает учитель на уроках и во внеурочной деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Креативный подход и эвристические методы преподавания уроков музыки

Учитель музыки Чумаченко Е.Р.

Проблема над которой работает учитель


«В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить».

Сократ

«Жизнь – это процесс создания картины, а не стремление поскорее закончить».

Оливер Уиндел Холмс

«Ребенок может научить взрослого трем вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своем».

Пауло Коэльо

«Никогда не теряй терпения – это последний ключ, отпирающий дверь».

Антуан де Сэнт Экзюпери

«Видеть и чувствовать – это быть, размышлять и жить».

Уильям Шекспир

«Основа всякой мудрости – есть терпение».

Платон

«Счастье – это не радость. Счастье – это отсутствие несчастья».

Александр Журба


В связи с последними событиями в нашей стране со всей очевидностью выразился кризис, поразивший страну в целом и культуру в частности. Социологические исследования выявили тенденции вытеснения эстетических потребностей и художественных ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов молодежного сознания.

Но несмотря на сложные социальные перемены начали активно прослеживаться позитивные сдвиги в социально-культурной сфере. Обновление общественных отношений неизбежно повлекло за собой изменения духовно-нравственных ориентиров и идеалов.

В сознании людей периодически происходит переоценка нравственно-эстетических требований, возвращение к историческим духовно-нравственные истокам, расширение интеллектуального кругозора. В настоящее время разрабатываются перспективные проекты возрождения народной художественной культуры в регионах, внедряются художественно-образовательные программы, издаются учебники на основе национальных региональных культурных традиции. Программы ориентированы на внедрение в содержание учебного процесса народного музыкального творчества, фольклора и народной музыкальной культуры, понимаемых, как единое целое музыкально-исполнительской, авторской, слушательской, собирательной, народно-педагогической, обрядовой, праздничной деятельности различных народов России и Крыма в частности.

Разработана целая система, в которой приобщение школьников к искусству осуществляется на фоне общего и глубокого культурно-эстетического развития. И как мы понимаем центр этой системы – школа, а помощники наши различные внешкольные учреждения. Одним из главных критериев нашей работы является – полноценное развитие художественного восприятия и активное творчество школьников при использовании и взаимодействии различных видов искусства, актуализация метапредметных связей, активное внедрение новых методических разработок и лучшего опыта наших коллег и предшественников.


Проблема, над которой я работаю на уроках – креативный подход и эвристические методы преподавания уроков музыки.

«Эвристика с греч. – нахожу

1 – система логических приемов и методических правил теоретического исследования.

2 – система обучения путем наводящих вопросов».

Краткий педагогический словарь

Современное эвристическое обучение основано на методе античного философа Древней Греции Сократа. Своих учеников Сократ приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ задавал следующий - уточняющий вопрос, и так далее до окончательного ответа. Так в беседе рождалось знание.

Целью эвристического обучения является помочь ученику сформировать собственные цели, осознать изучаемый материал, другими словами эвристическое обучение состоит в непрерывном открытии нового.

Несмотря на солидный возраст метода, понятие эвристического обучения в педагогике стало использоваться относительно недавно. Отсюда отсутствие единой трактовки. Эвристическое обучение может подразумевать под собой форму обучения (к примеру, эвристическая беседа). Метод обучения - мозговой штурм, или технология творческого развития учеников.

Формы и методы эвристического обучения.

Формы и методы эвристического обучения – это эвристические уроки, проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Рассмотрим их особенности.

Эвристический урок включает в себя задания на собственное творчество учащихся.

Примеры таких заданий

  1. Изобрести свои ноты, символы, знаки.
  2. Дать определение изучаемому понятию.
  3. Сочинить сказку, стихотворение, песню, очерк.
  4. Составить словарь, кроссворд, игру, программу концерта, свое задание для других учеников.
  5. Придумать образ рисуночный, музыкальный, словесный, нарисовать музыку, нарисовать картину природы.
  6. Изготовить поделку, маску.
  7. Разработать цели творческой работы.

Выделим следующие типы творческих работ

  1. Сочинение (стихи и сказки задачи, очерки).
  2. Педагогическое произведение (проведенные в роли учителя урок, составленный кроссворд, компьютерная программа, придуманная игра, викторина).
  3. Художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, выставка).
  4. Техническое произведение (поделка, модель).
  5. Зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательные выступления, соревнования).
  6. Методологическое произведение (проверочное задание для учеников или тест).

Эвристические формы занятий включает в себя соответствующие методы обучения. Рассмотрим особенности некоторых эвристических методов обучения.

Метод «вживания». Посредством чувственно образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри. Помогает применение словесных описаний типа: «Представь себе то, что ты растение, которые стоит перед тобой, голова – это цветок, туловище – стебель, руки – листья, ноги – корни».

Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукты ученика, который может затем быть выражен им в устной форме, в письменной, в знаковой, в двигательной, музыкальной или рисуночной форме.

Метод символического видения. Он заключается в нахождении или построение учеником связи между объектом и его символы. После выяснения характера отношений символа и его объекты, например, свет – символ добра, спираль – символ бесконечности, голубь – символ мира, блин – символ масленицы.

 Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Конечная цель эвристического обучения - творческая самореализация ученика. Эвристическое обучение можно применить практически к любому школьному предмету, главное – дать доступно для ребенка отрытое задание. К примеру, на уроке физики можно предложить ученику сконструировать прибор хотя бы на бумаге, на уроке обществознания - придумать общество будущего, на уроке физкультуры - составить свой комплекс упражнений, на уроке музыки - сочинить песню и так далее.

Метод образного видения выражается в образной или символической форме. Такой метод развивает у учеников образные походы к познанию.

Метод придумывания. Создание нового, не известного ранее. Например: «Придумайте необычные названия своим произведениям – стихам, рассказам, песням, рисункам».

Метод «Если бы …». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понимать устройство реального мира.

«Мозговой штурм» (Л.Ф. Осборн). Основная задача метода – сбор как можно большего числа идей. Работа происходит в группах по определённым правилам. Полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Оцениваются сделанные критические замечания, отбрасываются только те идеи, которые не были отвергнуты замечаниями и контр идеями.

Метод эвристических вопросов. Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Как? Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения.

Конечно, эвристическое обучение не может полностью заменить традиционное, но использовать его как дополнение к традиционным методам для развития творческих способностей ребенка можно. Используя различные подходы, выбирая формы и методы преподавания уроков музыки я, естественно, ставлю перед собой цель - формирование у учащихся эстетического отношения к жизни: труду, природе, искусству, личному поведению. В процессе эстетического воспитания на уроках музыки я стараюсь сформировать такие качества личности как:

  1. Стремление иметь определенную начитанность;
  2. Владение культурой речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли;
  3. Стремление к творчеству;
  4. Расширение интеллектуальных знаний и практических умений;
  5. Умение увидеть и услышать необычное в обычном;
  6. Желание развивать свои способности.

Для этого я использую раздаточный материал, иллюстрации, плакаты, наглядные пособия. Все это делает урок красочным и запоминающимся для ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция в преподавании уроков музыки

Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, ...

" ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».

Урок технологии – это урок практической направленности и  включение эвристических методов  в практическую деятельность повышает качество усвоения учащимися изучаемого материала. Эврист...

Интегрированный подход в преподавании уроков музыки для развития креативного мышления школьников

Музыка в общеобразовательной школе — «…это не только отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации ш...

Об эвристических методах на уроках литературы (2021г.)

Эвристическое обучение – это обучение через открытия, через собственное проникновение ученика в глубины природы или культуры. Использование эвристических методов на уроках литературы способствуе...

Эвристический метод на уроках физики.

Как давно в педагогике используется эвристический метод? Оказывается, что очень давно. В Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практиковавшуюся Сократом, когда учитель приводит учен...

Эвристические методы на уроках английского языка как инструмент интеллектуального развития обучающихся.

В данной статье рассматриваютя принципы м методы эвристического обучения на уроках английского языка,...