Приёмы развития аранжировки с функцией автоаккомпанемента на клавишном синтезаторе
статья по музыке по теме

Сироткин Александр Сергеевич

Статья затрагивает проблему статичности при создании аранжировок с автоаккомпанементом на клавишном синтезаторе. В целях динамики автором предлагаются и рассамтриваются приёмы развития аранжировки с данной функцией. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вступление

        Чуть больше тридцати лет прошло с появлением клавишного синтезатора с функцией автоаккомпанемента. Это событие  обозначило новые горизонты развития электронного инструмента, как самостоятельного и независимого. Сейчас уже весьма сложно представить современного педагога-исполнителя и аранжировщика на клавишном синтезаторе без столь значимой функции. Автоаккомпанемент проложил дорогу не только к современной музыке, её стилям и жанрам, но не оставил в стороне и классический репертуар, позволяя дополнить и оживить его различными элементами. Появилась возможность обогатить фактуру, добавить ритмическое сопровождение, почувствовать себя значимой частью инструментального ансамбля. Однако самое важное, как мне кажется кроется в вариативности использования данной функции, что делает её понятной и доступной для разновозрастных детей, а так же учащихся с различной музыкальной подготовкой.

        Слово «автоаккомпанемент» созвучно с более знакомым любому музыканту термином «аккомпанемент» и имеет единую суть  это музыкальное сопровождение. Приставку «авто» («автоматический») аккомпанемент клавишного синтезатора получил в связи с тем, что при использовании данной панели синтезатором автоматически обыгрываются аккорды нажимаемые исполнителем в левой части клавиатуры.

        Клавишный синтезатор предусматривает целый ряд образцов аккомпанемента и ритмического сопровождения, которые называются «стилями», в разнообразных музыкальных жанрах, включая поп, рок, джаз и многие другие.  Любой базовый стиль, при нехитрых манипуляциях, может измениться до неузнаваемости и сыграть на эффект развития. Данная статья представляет собой практические рекомендации, касающиеся приёмов развития аранжировки с функцией автоаккомпанемента на клавишном синтезаторе, которые могут быть полезны, как начинающим музыкантам, так и профессионалам.

Приёмы развития аранжировки

1. Смена вариаций частей (A-B-C-D)

        Если обратиться к панели автоаккомпанемента на синтезаторе, то

прежде всего в глаза бросятся четыре кнопки, обозначенные буквами «A-B-

C-D». Каждый стиль содержит четыре различных основных части или проще

говоря «вариации», от более прозрачного аккомпанемента «A», к более

насыщенному «D», что уже само по себе помогает повысить динамичность

звучания аранжировки. Иными словами меняя вариации во время исполнения

уже можно создавать собственную драматургию.

2. Поочерёдный ввод/вывод дорожек аккомпанемента

        Каждый стиль аккомпанемента состоит из восьми каналов (дорожек):

  • 1/2 – RHY1/2 (ритм)

Это дорожки  состоящие из фрагментов звуков ударных и перкуссии;

  • 3 – BASS (бас);
  • 4/5 – CHD1/2 (аккорд)

Состоит из ритмической последовательности аккордов. Обычно для

этой партии используются тембры фортепьяно или гитары;

  • 6 – PAD (фон)

Эта партия используется для инструментов с длительным звучанием, например струнных инструментов, органа, хора и т. д.;

  • 7,8 – PHR1/2 (фраза)

Эти партии используются для обыгрывания мелодии с  помощью арпеджио или для других дополнительных звуковых эффектов, которые делают аккомпанемент более интересным, подвижным и «живым».

Таким образом имея в своём распоряжении  восемь дорожек аккомпанемента можно достигнуть, как эффекта развития, внедряя их одну за одной, так и эффекта затухания, поочерёдно отключая дорожки, даже внутри одной-двух вариаций.

3. Смена тембров дорожек аккомпанемента

        Любой тембр, автоматически присвоенный восьми дорожкам стиля, при необходимости, можно самостоятельно изменить. Данная функция может помочь в достижении необходимого эффекта: стилистического, жанрового и т. д.  

4. Обогащение фактуры

        В тех случаях, когда  колорит аккомпанемента не отвечает наполненностью и яркостью, например за отсутствием «фоновой» шестой дорожки, его можно усилить, прописав аккордовые последовательности инструментами с длительным звучанием (группа струнных или духовых инструментов, хоровые или синтезированные звуки), что сделает фон аранжировки более насыщенным и плотным. Так же эффекта обогащения фактуры можно достигнуть дублированием или усилением какой либо из групп инструментов.

5. Добавление подголосков

        Подголоски можно прописать самостоятельно или совместить

собственные (авторские) с оригинальными, при их наличии. Это могут быть

не просто маленькие попевки, обогащающие фактуру, здесь возможны

элементы секвенции, имитации, что, безусловно,  придаст дополнительную

динамику развития музыкальному материалу.

6. Добавление «мультипэдов»

        Так же на развитие аранжировки или уплотнение фактуры могут сыграть «мультипэды» ("Multi pad"). Встроенные короткие мелодические и ритмические семплы, могут быть введены в качестве эффектной музыкальной вставки, а так же для обогащения ритмических дорожек аккомпанемента или дорожек исполняющих арпеджио. «Мультипэды» гармонично вольются в музыкальную палитру аранжировки, и позволят исполнителю остаться в стилистике произведения, отвечая практически любому авторскому запросу. При необходимости «мультипэды» могут быть прописаны самостоятельно.

7. Добавление эффектов голосов

        Использование эффектов электронного музыкального инструмента, так же, как и перечисленные выше приёмы, открывает широкие возможности для воплощения самых немыслимых идей и драматургических замыслов. Для добавления реалистичной акустической среды и глубины можно использовать такие цифровые эффекты, как:

  • Реверберация – акустический эффект звучания, остающегося после прекращения источника звука.
  • Хорус – акустический эффект, когда звук исполняет несколько одинаковых тембров.
  • Фильтр – изменения настроек эффекта позволяет регулировать резонанс и яркость звучания.  

В сочетании все эти эффекты разнообразят композицию и сделают её более динамичной.

        Именно на этапе работы со стилем следует выстроить структуру будущей аранжировки, её драматургию. Прорабатывая выбранный стиль,  необходимо решить насколько форма оригинала будет отличаться от вашего прочтения: все ли разделы остаются, будут ли они неизменными, будет ли добавлен авторский материал, использованы автоматические вступления (intro) и заключения (ending) данного стиля или прописаны собственные, а также какие вариации частей понадобятся (A-B-C-D) и в какой последовательности. Все перечисленные действия позволят в дальнейшем грамотно выбрать и применить приёмы необходимые для развития будущей аранжировки.

Заключение

     Ничто не может быть выстроено без фундамента. При создании аранжировки с автоаккомпанементом на клавишном синтезаторе главной опорой, этим самым фундаментом, и является аккомпанемент. Поэтому для начала, именно в его неисчерпаемых возможностях следует искать пути развития аранжировки, а  уже затем обращаться к другим вспомогательным функциям синтезатора. Помимо основной цели – написать аранжировку, необходимо поставить сверхзадачу – по-новому раскрыть музыкальное произведение за счёт средств и возможностей электронного музыкального инструмента. Иными словами обращение в сферу клавишного синтезатора, на мой взгляд, должно быть оправдано и полноценно раскрыто в аранжировке, в чём безусловно могут помочь обозначенные в статье приёмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание музыкальной композиции на клавишном синтезаторе

Создание музыкальной композиции на клавишном синтезаторе(синтезатор модели YamahaPSR1500) Работа над музыкальным произведением разных жанров и направлений является главным видом творчества ...

Статья "Использование клавишного синтезатора на уроках специального фортепиано в классах музыкальной школы"

Статья содержит краткие рекомендации по использованию синтезатора на уроках специальности из опыта работы преподавателя....

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ НА КЛАВИШНОМ СИНТЕЗАТОРЕ. выступление на методическом объединение

В связи с открытием  класса клавишного синтезатора, мне, как педагогу, пришлось столкнуться с некоторыми отличиями в принципах обучения на современном цифровом инструменте от преподавания н...

Технология группового взаимодействия на уроке ансамбля клавишных синтезаторов, на примере репетиции пьесы И.Бублик "Каникулы в Рио"

В плане-конспекте урока по классу ансамбль клавишных синтезаторов представлено приминение технологии группового взаимодействия В.К. Дьяченко....

Технология развития творческих качеств личности на уроке клавишного синтезатора, на примере создания современной композиции

В плане-конспекте открытого урока по классу синтезатора представлено развитие творческих качеств личности с применением в комплексе  личностно-ориентированной технологии....

История создания и развития клавишного синтезатора

Все мы прекрасно знаем, что пианино очень многогранно как инструмент, и синтезатор как раз является одной из его граней, которая смогла в корне поменять всю музыку, расширить её возможности до предело...

Методическое сообщение на тему: "Использование возможностей клавишного синтезатора для музыкально-творческого развития детей на уроках сольфеджио в ДШИ"

В данной работе рассматриваются некоторые функции клавишного синтезатора,которые можно широко использовать на уроках сольфеджиою...