Конспект урока 5 классы
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Тишлиева Мария Глебовна

Полный конспект для проведения урока в 5 классах. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 5 КЛАССОВ

(А___________Б___________В__________Г___________.)

Тема полугодия: Литература и музыка.

Тема урока 4-5: «Фольклор в музыке русских композиторов».

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности: групповой, индивидуальный.                

Цели: выявить связь между музыкой и литературой, как влияет одно на другое.

Задачи: воспитание слушательской культуры, развить способность выражать собственные мысли и чувства, приобщить к классической музыке.

Музыкальный материал для прослушивания: А. К. Лядов, программная миниатюра «Кикимора», программная сюита «Шахеразада» Н. А. Римского-Корсакова.

Хоровое пение: «Что о Крыме знаешь ты».

 муз. Л. Тимощенко, сл. И. Сотниковой.

Оборудование: компьютер, колонки.

Ход урока

Ученики заходят в класс и приветствуют учителя.

Повторение изученного материала. 

Урок № 2-3. «Фольклор в музыке русских композиторов».

Вопросы:

  1. Какого русского композитора мы проходили с вами на прошлом уроке? Ответ: Анатолия Константиновича Лядова.
  2. Учеником какого русского композитора он был? Ответ: Николая Андреевича Римского-Корсакова.
  3. В какие года творил А. К. Лядов? Ответ: 1855-1914.

Учитель: Отечественные композиторы в своем творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам, преданиям.

Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) – ученик известного русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (т.е. небольших пьес), на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики.

Среди них: картинка к русской народной сказке «Баба Яга», сказочная картинка «Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора».

Сегодня, мы с вами изучим программную миниатюру «Кикимора», А. К. Лядова, основой которой стало народное сказание, записанное фольклористом-собирателем И. Сахаровым.

Вы наверняка знаете, кто такая Кикимора. Давайте вспомним.

Ответ детей: злое болотное чудище.

Учитель: Правильно, дети. Кикимора – это злой дух, нечистая сила в женском обличье, и чаще всего, как вы успели заметить, в народных преданиях встречается Кикимора болотная – злое, коварное, привередливое существо, созданное, естественно, воображением русского народа.

Текстом И. Сахарова композитор открывает партитуру своего произведения:

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору на хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастит Кикимора… »

Физ-культ минутка.

Прослушивание музыкального материала.

Задание: выявить характер произведения, какими музыкальными приемами развития оно наполнено и как смог охарактеризовать композитор Кикимору в произведении.

Ключи:

  1. Сказочное, грозное начало переходит в плавное и спокойное повествование.
  2. Появление Кикиморы ярко выраженно в уменьшенных интонациях аккордов.
  3. Повествование переходит в тревогу, тем самым указывая на среду картины, её темноту, одиночество героя.
  4. Характер произведения достаточно переменчив.

Дети отвечают.

Учитель: Обращаясь к литературным источникам, композиторы на их основе часто создают инструментальные произведения. Эти сочинения называют программной музыкой. Они не редко имеют название литературного произведения или сопровождаются словесной программой, которая рассказывает их содержание. 

Вернемся к Н. А. Римскому-Корсакову, который сочинил симфоническую сюиту «Шахеразада» по мотивам известных арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

Дети, я уверенна, что вы знаете сюжет этой сказки. Давайте вместе вспомним.

Ответ: Султан Шахриар убивал своих жен после первой ночи, но одна из его невест обхитрила его, рассказывая интересные сказки на протяжении тысячи и одной ночи, тем самым сохранив себе жизнь.

Учитель: Верно, ребята. Вот и композитор Н. А. Римский-Корсаков написал сюиту, которая напоминает симфонию, состоящую из четырех частей, и приложил к партитуре следующую программу:

«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности своих женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи, но султанша Шахеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая ему их на протяжении тысячи и одной ночи… »

Прослушивание музыкального материала.

Задание: выявить характер произведения, какими музыкальными приемами развития оно наполнено и как смог охарактеризовать композитор восток.

Ключи:

  1. Произведение наполнено восточными интонациями.
  2. Характер произведения переходит из тревожного в повествовательный и наоборот.
  3. Мучения и переживания Шахеразады за своих подруг ярко выражены интонациями минорными, скорбными.

Хоровое пение. Песня «Что о Крыме знаешь ты», муз. Л. Тимощенко, сл. И. Сотниковой.

Рефлексия.

  1. Кто такой А. Н. Лядов? Ответ: русский композитор, ученик Н. А. Римского-Корсакова.
  2. Кто такой Н. А, Римский-Корсаков? Ответ: русский композитор.
  3. Какие произведения мы сегодня изучили? Ответ: Программная миниатюра «Кикимора», программная сюита «Шахеразада».
  4. Что такое программная музыка? Ответ: Инструментальное произведение, созданное на основе литературного сочинения.

Домашнее задание:_________________________________________________________

__________________________________________________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...