Семинар "Работа с учениками над развитием слуха и слуховой памяти"
материал по музыке

Мартынова Анастасия Владимировна

Музыкальный слух

это способность различать звуки

по высоте звучания

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezent_na_seminar_30.10.2019.ppt355 КБ
Файл material_dlya_seminara_na_30.10.2019.docx15.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Музыкальный слух          

 Что же, есть музыкальный слух? В самом широком смысле этого слова – способность различать звуки по их качественным характеристикам, в первую очередь – по высоте звучания.  

 Именно эта характеристика, несомненно, составляет основу музыкального слуха. Но тут сразу можно с немалой долей уверенности заявить, что способность понимать человеческую речь автоматически свидетельствует и о наличии способности различать звуки не только по их тембру, но в том числе, и по высоте звучания.  

Различают несколько видов музыкального слуха:

Абсолютный

Относительный

 Внутренний

Интонационный

Ладовый

Гармонический

Полифонический

 Ритмический

Тембральный

 Фактурный

Для начала я предлагаю сделать хотя бы то, что все знают, но почти никто не делает (почему-то).

1. С самых первых шагов надо приучать ребёнка транспонировать все мелодии в исполняемых произведениях от самых различных нот. Сделать такую работу без включения слуха невозможно.

2. Практиковать на уроках и задавать на дом задания по подбору на слух известных песен и мелодий с последующим транспонированием.

3. В самых младших классах школы ребёнок ещё не знаком с понятиями «интервал», «тональность», «трезвучие», «ладовое наклонение», этот материал по теоретическим предметам проходится позже. Поэтому на уроках специальности именно на практике, в живом звучании все эти термины должны быть усвоены и поняты.

Не нужно блистать научными формулировками. Надо всё объяснить простыми словами, на уровне: «два звука», «три звука», «весело», «грустно», «главная нота в аккорде» и так далее. Пусть на самом примитивном уровне, но эти азы должны быть усвоены как можно раньше.

4. Три основных аккорда в ладу (Т, S, D) тоже необходимо ввести в обиход. Везде, где они встречаются в произведениях (этюдах), о них надо говорить, разъяснять отличия в звучании, учить определять их на слух.

И самое главное: многие занимаются подбором мелодий по слуху и транспонированием их в различные тональности на первых уроках, однако впоследствии перестают это делать. Программы становятся объёмнее, времени на уроках не хватает.

Думаю, что это серьёзная ошибка. Такая работа не может проводиться в качестве кратковременной «кампании» по развитию слуха. Развитие слуха должно быть постоянно в центре внимания, поскольку именно уши и голова – наши основные инструменты для работы.

Нет времени на уроке – пусть будет задание на дом с последующей проверкой. По крайней мере, любое мелодическое построение, входящее в программный репертуар, ученик должен уметь воспроизвести по слуху на инструменте.

Необыкновенно сложно (чтоб не сказать «невозможно») развить у ребёнка слух после многолетней привычки механической игры. Всё надо делать в своё время. Тем более в нашем деле, где опоздание в развитии может запросто перечеркнуть для ребёнка в будущем доступ к профессии.

I. Работа по развитию мелодического слуха

Занятия по специальности, сольфеджио и по хору, оркестру должны быть направлены на развитие мелодического, гармонического и полифонического слуха, при наличии которого учащиеся могут мысленно представлять музыкальные произведения или его часть во всех деталях. Для развития мелодического слуха применяются следующие формы работы:

Игра гамм (мажор, минор), интервалов, арпеджио.

Заучивание простейших мелодий с последующим подбором на инструменте.

Транспонирование маленьких пьесс, этюдов.

Метроритмические упражнения.

Чтение с листа

Игра в ансамбле

Запись мелодии по слуху.

Допевание, доигрывание  мелодий до тоники, досочинение фраз до предложения или периода, импровизаций мелодий, песен, интонаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью

Полученные результаты исследований указывают на недостаточный  для успешной учебной деятельности уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти младших школьников с умственной отста...

серия упражнений для развития зрительной и слуховой памяти ( 5 класс)

Данная серия упражнений способствует развитию слуховой и зрительной памяти по материалам учебника Н.Я.Виленкина "Математика 5"....

Методические рекомендации по развитию кратковременной слуховой памяти на уроках развития речи у детей с сондромом Дауна

Практическая значимость методических рекомендаций заключается в оказании помощи, в первую очередь родителям, имеющих детей с синдромом Дауна, а также педагогам, работающим с данными детьми....

Развитие зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью.

Результаты исследований указывают на недостаточный  для успешной учебной деятельности уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью....

Особенности развития зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью.

Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слухоречевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться опре­деленного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспрои...