Конспект урока музыки "Оркестр калмыцких народных инструментов"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Конспект урока "Оркестр калмыцких народных инструментов" разработан для обучающихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_muzyki.docx20.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 5 классе

«Оркестр калмыцких народных инструментов».

Приветствие воспитанников. Знакомство. Сообщение цели учебного занятия.

(Слайд№1)

     - Здравствуйте, уважаемые ребята! У нас сегодня необычный урок. Я хочу пригласить вас в чудесную страну музыки. Чтобы поближе познакомиться давайте поиграем в игру " Вопрос- ответ": я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать «да» или «нет». Но секрет этой игры в том, что все вопросы музыкальные:

  • Любите ли вы музыку?
  • Детские песни?
  • Эстрадные?
  • А народные песни?
  • Весёлая музыка вам нравится?
  • А грустная?
  • Вы любите петь?
  • А играть на музыкальных инструментах?
  • А какие русские народные инструменты вы знаете?

А сегодня мы познакомимся с оркестром калмыцких народных инструментов.

(Слайд№2) Но прежде я вам расскажу историю возникновения оркестра. Оркестр от греческого слова " orchestra" - название круглой площадки перед сценой, где размещался хор, который сопровождал любые представления.        

         Сегодня оркестр - коллектив музыкантов ( 12 и более), играющих на различных музыкальных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение.

         В XIX веке у некоторых нойонов существовали домашние оркестры. (Слайды №4,5) Оркестр духовых и ударных инструментов употреблялся в хурулах в богослужении.( Слайд№6) Народные инструменты хранят в себе многие таинства.

         В течении длительного времени совершенствовалось и развивалось народное творчество. С ним тесно связана история и судьба музыкальных инструментов. На формирование калмыцких музыкальных инструментов оказали влияние особенности быта, нравов народа. В старой дореволюционной Калмыкии наблюдалось определенное разделение в использовании тех или иных инструментов.

         (Слайд №7) Условно можно выделить 2 группы инструментов в зависимости от места и характера их использования: 1) храмовые – бишкюры, гангдны, бюря и др., 2) инструменты массовые – домбра, товшур и др. Использование храмовых инструментов вне религиозных мероприятий не допускалось.

         Калмыцкие народные инструменты делятся на три группы: ударные – это наиболее древние инструменты, инструменты незапамятных времен, духовые и струнные. (Слайд №8)

        В группу струнных инструментов входят: домбра, товшур, ятха, хучир, хур (хуур). (Слайд №9)

            (Слайд №10) Двухструнная домбра. Она может заставить человека плясать, загрустить. Сделана она просто. Состоит из корпуса грушевидной или треугольной формы, переходящего в длинную шейку с грифом. Именно домбра зажигала богатырей «Джангара»:

«Снова наполнилась воинами бумбулва (дворец)

И богатырские снова пошли торжества.

Так, говорят, происходят у Джангара пиры:

Должен пропеть запевала Дуун Герел

Звонкие шастры-сказанья древней поры,

Чтобы напев серебряным блеском горел,

Юный Цеден играет на звонкой домбре…»

(В исполнении Б. Манджураковой звучат калмыцкие наигрыши.)

             (Слайд №11) Инструментом благородных ханш считался хур. Искусствоведы сравнивают ее звучание со звучанием скрипки. Моринхур ( от морин – лошадь, хур – струна, голос), - двухструнный смычковый народный музыкальный инструмент. Корпус деревянный, трапециевидный, дека (иногда и дно) из кожи. Длинная шейка без ладов заканчивается в форме лошадиной или верблюжьей головы, деки часто расписаны национальным орнаментом. Струны из конского волоса, опираются на плоскую подставку и при игре не касаются шейки. Строй квартовый, тембр мягкий. На хуре исполняются мелодии национального героического эпоса «Джангар». Хур служит для сопровождения протяжных песен.

(Звучит мелодия на морн хуре)  

      (Слайд №12) Разновидностью хура являлась ятха. Многострунный, исконно калмыцкий инструмент.  Корпус деревянный, долбленный, изготовленный из кедра, сосны, тутового или абрикосового дерева.  Форма корпуса напоминает перевернутое корыто с большим выступом для упора. На концах корпуса есть утолщения в виде валиков.  Количество струн 5-8. Раньше струны были жильные, позднее ,в XIX веке, —латунные. 

Струны натягивались при помощи деревянных колков. Под струнами — передвижные подставки из бараньих лодыжек.  От передвижения подставки зависит высота звучания струны. Таким образом, при изменении положения костяной подставки меняется настройка ятхи. Ятхи напоминали русские гусли. Звучание ятхи в сочетании с дудой-бишкюр было сказочным.

(Видео. Исполнение родных напевов на ятхе)

          (Слайд №13). Щипковый инструмент товшур – один из стариннейших калмыцких народных инструментов. На товшуре исполнялись народные танцы. Инструментальное вступление к повествованию «Джангара» исполнялось также на товшуре. И старики, и молодежь доверяли товшуру свои мысли и чувства.

Корпус товшура долбленый, овальной формы. Изготовлялся из цельного куска сосны, кедра, акации, ивы, тутового или абрикосового дерева. Верхняя открытая сторона корпуса затягивалась мембраной из бараньей или телячьей кожи, в которой имелись четыре-пять резонаторных отверстий.

Длинная шейка заканчивалась головкой в виде коробки. Струны разной толщины из конского волоса, крученые: крепились вверху к двум деревянным колкам: внизу – к кожаному ремешку, прикрепленному к корпусу.

Игра на товшуре двухголосная, во время исполнения указательным пальцем правой руки обе струны звучат одновременно. Звучание товшура глуховатое, негромкое. Рассчитано было на исполнение в кибитке.

            Если оркестр состоит из калмыцких нар. инструментов(домбра. хучир, йочин ,товшур), --Это? Оркестр калмыцких народных инструментов.(Слайд№14) Если из русских нар. ин-тов(балалайка. домра,гусли,баяны)-Это? оркестр русских нар. ин-в.

(Слайд№15) -Как вы думаете, зачем в оркестре столько инструментов? (чтобы было громко)

- У каждого инструмента свой неповторимый тембр, это как краски в изобразительном искусстве. Чем больше красок, тем живописнее полотно. Чем больше инструментов, тем ярче выразительнее звучание оркестра.

Каждый инструмент имеет свой строй.

Взгляните как много разных инструментов, интересно, как им удается играть так согласованно?

-Как вы думаете, кто в оркестре самый главный? (Музыкант, который стоит перед оркестром, отдельно)

(Слайд№16) Правильно, самый главный музыкант в оркестре и называется особо - дирижер.

(Видео. Концертная пьеса для морн хура с оркестром «Мандлсн нарн» звучит в исполнении национального оркестра Калмыкии)

... Ребята, оркестровая музыка более эффективно влияет на чувства людей. Оркестры способствуют развитию патриотических чувств, поэтому оркестровая музыка чаще звучит при большом скоплении людей на улице. площадях, в театре. Ученик читает отрывок из стихотворения И. Убушаева «Стань звездой!»

Где чайки летают,

И плещется море,

Там ярко пылают

Каспийские зори.

Гитары вздыхают,

И плачут свирели

Оркестры играют,

Аккорды и трели

( Проводится музыкальная угадайка "Какой вид оркестра звучит").

  • ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ - 5 МИН

Рефлексия

Вопросы:

  • Закончилось наше занятие. Как ваше настроение?
  • С какими народными инструментами вы сегодня познакомились?
  • Чем созвучны эти 2 произведения? (любовь к Родине ,народное)
  • Что объединяет нас ,представителей самых разных родов?( родная земля, родина)
  • Как вы оцениваете свою работу на занятии?

Мне было приятно с вами работать. Я очень довольны совместным творчеством на занятии.