Главные вкладки

    2019 г. Музыкальная гостиная "Вокальная музыка П. И. Чайковского в детском творчестве "
    классный час

    Савельева Марина Геннадьевна

    Литературно - музыкальный вечер, посвященный биографии П. И. Чайковского, обзору "Детского альбома 14 детских песен" и сборнику русских народных песен для детей.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    дополнительного образования

    «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»

    г. Железногорск  Курской области

    Сценарий

    музыкальной гостиной  

    «Вокальная музыка П. И. Чайковского в детском творчестве»

    Подготовил и провел:

    преподаватель хоровых дисциплин

    Савельева Марина Геннадьевна

    2019-2020 учебный год

    Музыкальная гостиная

    Цель: через эмоционально – осознанное отношение к вокально - песенному и инструментально - исполнительскому творчеству пробудить заинтересованность учащихся к музыкальному образованию.

    Задачи:

    1. Обучающие: обучение навыкам публичных выступлений, правильной речи, уверенному общению с аудиторией; обучение грамотному и выразительному художественному исполнению вокальных произведений.
    2. Развивающие: развивать индивидуальные вокальные и творческие способности детей на основе исполняемых произведений, прививать основы художественного вкуса; использовать различные приемы вокального исполнения на сцене; развитие интереса к классической вокальной музыке и музыкальному творчеству.
    3. Воспитательные: воспитывать нравственное и эстетическое чувство подрастающего поколения на вокальных певческих традициях русской музыкальной культуры.

    Оборудование: музыкальный инструмент — концертный рояль, проектор, экран, звукотехническое оборудование, портативное электронное средство с возможностью воспроизводить различные информационные носители — ноутбук.

    Образовательные технологии: технология личностно – ориентированного обучения (максимальное развитие индивидуальных познавательных и исполнительских способностей ребенка), игровые (применение ЗУН на практике, воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности), развивающие (расширение кругозора, развитие познавательной деятельности), здоровьесберегающие (чередование мыслительной деятельности с динамическими концертными номерами).

    Целевая аудитория: учащиеся 1 — 6 классов.

    Слайд № 1. Чайковский - великий русский  композитор, педагог, дирижер и активный общественный деятель, публицист. Великий лирик, непревзойденный мастер отображения душевного мира человека, он был также великим певцом родной природы. Творчество Чайковского заслужило признание, любовь и популярность во всем мире и оказало огромное влияние на последующее развитие русской и мировой музыки.

    Слайд № 2. Петр Ильич родился 25 апреля 1840 года в г. Воткинске (республика Удмуртия) в семье горного инженера, директора металлургического завода. Детство его протекало затем в Волопаевске. Предки отца происходили из украинских казаков, дед матери был обрусевшим французом. Как отмечал сам композитор, его предки по обеим линиям «не выказывали музыкальных способностей». Но в семье родителей будущего композитора музыку любили. Его мать играла на фортепиано, в доме стоял механический орган – ОРКЕСТРИОНА, в исполнении которого маленький Петр впервые услышал произведение «Дон Жуан» Моцарта, в дальнейшем  особенное впечатление произведет на него и опера «Дон Жуан», поэтому в доме нередко проходили любительские концерты, музыкальные вечера. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он «вырос в глуши, с детства самого раннего проникся «неизъяснимой» (удивительной)! красотой характеристических черт русской народной музыки» (то есть черты различных характеров русской народной музыки)!, что позднее нашло отражение в его творчестве.

    Слайд № 3. фотография в раннем детстве. Вот таким был Петр маленьким ребенком. Понятливость и впечатлительность отличали маленького Чайковского, который по собственному настоянию стал учиться наравне со своими братьями и сестрой. С раннего возраста мальчика тянуло к фортепиано, за которым он проводил свой досуг. Первые уроки на фортепиано начались в пять лет, а через 3 года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Отец называл его общим любимцем, жемчужиной семьи.

    Слайд № 4. По исполнению 10 лет, как это часто бывало во многих семьях, родители посчитали занятия музыкой всего лишь увлечением, и для получения хорошего образования Петр был определен в Петербургское училище правоведения. А по его окончании служил в Министерстве Юстиции.

    Слайд № 5. В училище преподавалась музыка для желающих. Именно здесь начались серьезные занятия в музыкальных классах Петербургского Русского музыкального общества. Чайковский посещает симфонические концерты, знакомится с произведениями русских и западных композиторов. Особенное впечатление на него производят оперы «Иван Сусанин» и «Дон Жуан». В это время у него меняется круг общения, его увлекает творчество Пушкина, часто бывает на поэтических вечерах.

    Слайд № 6. В 1859 году Чайковский, заканчивая училище правоведения, получает чин титулярного советника. Ему уже 19 лет. Начинается служба в Министерстве юстиции, которая тяготит его, так как все яснее становится, что его призвание - музыка. Он писал: «Я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, я променяю службу на музыку».

    Слов на ветер он не бросил и спустя  3 года (когда ему исполнилось 22 года), в 1862 году, Чайковский все - таки поступает в Петербургскую консерваторию, где занимается у известных педагогов А. Рубинштейна и Н. Зарембы, сыгравших большую роль в воспитании молодого композитора.

    Отказавшись от службы в Министерстве юстиции, Чайковский целиком посвящает себя музыке, очень много сочиняет.

    Слайд № 7. В 1868 году (ему уже 28 лет) Чайковский успешно заканчивает Петербургскую консерваторию зрелым серьезным произведением «Кантатой для хора и оркестра». В это время, в Москве Н. Рубинштейн открывает Московскую консерваторию и Петра Ильича приглашает на должность профессора. Чайковский  начинает педагогическую работу, где ведет композицию, гармонию, теорию музыки, инструментовку. На основе опыта педагогической работы Чайковским было написано «Руководство к практическому изучению гармонии», (изданное в 1872 году).

    Слайд № 8. С 1885 года становится директором Московского отделения Русского музыкального общества. В Москве Чайковский оказывается в центре музыкальной жизни. Он знакомится с рядом выдающихся музыкантов, артистов, поэтов. Знакомство с драматургом Островским, поэтом Плещеевым, дружба с Н. Рубинштейном, музыкальным критиком Кашкиным, встречи с Л. Толстым - все это сыграло положительную роль в утверждении  Чайковского как музыканта.

     Жизнь Чайковского в дальнейшем – это его творчество. Музыка не была для него барским развлечением на досуге. Как только он отдался композиторскому творчеству, оно стало для него  делом всей его жизни. Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился мировой славы.

    Слайд № 9. Внимание на слайд! Рабочий кабинет, это же и гостиная, куда он приглашал своих друзей для прослушивания новых произведений, устраивал домашние концерты, на которых он делится новыми пенями и романсами. Стиль, в котором творил Чайковский, невероятно нравился царю Александру III, а также Мусоргскому, Римскому – Корсакову, Бородину и многим другим его коллегам.

    Слайд № 10. Его творчество охватывает каждую область музыкального искусства. Чайковский, вобрав в себя лучшие достижения европейской и русской музыкальной культуры, опираясь на русское народное творчество и городской романс XIX века, создал классические образцы русского национального музыкального искусства: лирическое оперное творчество (10 опер), русский классический балет (3 балета),  симфоническое творчество (6 симфоний и 9 программных симфонических произведений), в  инструментальном творчестве сочинения для фортепиано с оркестром, скрипичные концерты, музыка к драматическим спектаклям являются большим вкладом в мировую камерно-инструментальную музыку.

    Слайд № 11. Вместе с тем он с большим вниманием относился к законам сцены, добивался тщательной обрисовки бытового или исторического сюжета, считая, что оперу надо «не только слушать, но и смотреть». 

    Вот некоторые из них:

    Слайд № 11. (отрывок) Опера «Евгений Онегин»

    Слайд № 12. (отрывок) Опера «Пиковая дама»

    Слайд № 13. (отрывок) Балет «Щелкунчик»

    Слайд № 14. (отрывок) Балет «Лебединое озеро»

    Слайд № 15. (отрывок) Симфония № 5 Большой симфонический оркестр

    Слайд № 16. На счету у Петра Ильича более 100 романсов и песен в камерно – вокальном искусстве. Он был первым русским композитором, который прикоснулся к детскому творчеству. О каждом жанре можно говорить часами, но мы остановимся на самом близком и хорошо нам понятном детском творчестве.

    Композитор очень любил детей, хотя своих у него не было, общался с ними, познавал внутренний мир ребенка. Поэтому, много музыкальных произведений было посвящено детям.  По ним можно хорошо себе представить, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления были в их памяти. Создав для детей альбом фортепианных пьес - «Детский альбом классической музыки для детей» - Чайковский посвятил его своему племяннику Володе Давыдову, который тоже страстно любил музыку и обещал стать музыкантом. 

    Слайд № 17. заставка - слайд для р.н.п. «Камаринская»

    Р. н. .п. «Камаринская» исполняет Митина Милана

    (фортепиано)

    Слайд № 18. Далее композитор отправляет ребенка в увлекательное путешествие сначала по России, затем по Европе. Нетрудно усмотреть в этом автобиографический мотив, ведь композитор тоже много путешествовал и по России и загранице. Внутри сборника «Детских песен» можно выявить несколько мини-циклов,- рядом стоящие песни, объединенные общностью содержания.

    Чайковский глубоко национальный композитор. Музыка его интонационно близка русской народной песне. Сам композитор писал: «Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приемов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой … русской народной музыки…  Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова». Сохранился сборник русских народных песен для детей. ПОКАЗАТЬ СБОРНИК Р Н П который есть у меня…

    Исполняются р. н. песни


    Слайд № 19( заставка)

    1. Р. Н.П. «Весной» исполняет Котова Ульяна

    Слайд № 20 (заставка)  

                2. Р. Н. П. «Вниз по матушке, по Волге» исполняет Женя Худенцова  

    Слайд № 21 (заставка)

                3. Р. Н. П. «Журавель» исполняет Калашникова Полина

    Слайд № 22. Мысль о сочинении сборника «Детских песен» зародилась у Чайковского в 1881 г в период его дружбы с Карлом Альбрехтом, который к тому времени уже имел своих поклонников в детской аудитории, и который  прислал Петру Ильичу свой сборник. Вскоре он получил в подарок книгу стихов Александра Плещеева «Подснежник», где были зарифмованы рассказы о детской жизни. На томике была надпись: «Петру Ильичу Чайковскому в знак уважения и благодарности за его прекрасную музыку на мои плохие стихи». Это свидетельствует о самокритичности и скромности поэта, т. к. самого Чайковского привлекали его стихотворения – из 16 песен сборника 14 на слова Плещеева. Чайковский был певцом родной природы – вот главное в его музыке, и жил и творил он по принципу писателя Чернышевского, который говорил: «Прекрасное – есть жизнь!». Детские песни смело можно собрать  в единый цикл «Времена года» по принципу  одного из музыкальных шедевров Петра Ильича - фортепианного цикла  «Времена года». 

    Слайд № 23 (заставка) 1. «Зима» исполняет Шкодкина Софья

    Слайд № 24 (заставка) 2. «Весна» исполняет Воронина Настя

    Слайд № 25 (заставка) 3. «Осень» исполняет Судьина Полина

    Слайд № 26. Сборник «Детский альбом 16 легких детских песен» был написан в достаточно короткое время. Композитор работал  с 16 октября по 3 ноября 1883 года в Каминке – любимом имении своей родной сестры Александры Ильиничны и в окружении любимых племянников, которые и стали своеобразными виновниками создания этого сборника. В письме своей меценатке Надежде Филаретовне Фомен Чайковский отмечал: «Я пишу теперь сборник детских песен, о чем уже давно помышлял. Работа эта очень увлекает меня и, кажется, что песенки эти выходят очень удачно». Его брат Николай Илич Чайковский вспоминал: «… Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Чайковский уже был к тому времени автором нескольких романсов на стихи Плещеева. Детям, конечно же, Чайковский романсов не писал, но выделить детские песни в стиле романса мы можем.

    Слайд № 27 (заставка)

           1. Отрывок из произведения «Цветок» исполняет Шмелева Влада

    Слайд № 28 (заставка)  

           2. «Весенняя песня» исполняет Матвеенко Катя

    Слайд № 29 (заставка)

           3. «На берегу» исполняет Колесникова Катя

    Слайд № 30 (заставка)

    4. «Колыбельная песнь в бурю» исполняет Сафонова Алла

    Слайд № 31. Подобно Глинке Чайковский воспринял песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского. 

    Музыка Чайковского вдохновляет и современных композиторов, которые умеют провести тонкую грань между инструментальным и вокальным жанрами. Переложения  фортепианной пьесы «Старинная французская песенка» для детского голоса (впоследствии ее тема была использована в опере «Орлеанская дева») и фортепианного романса «Сладкая греза» для хора отличают простота и доступность при высоком профессионально-художественном мастерстве современных авторов.

    «Старинная французская песенка»

    исполняет Шафоростова Женя

    Слайд № 32(заставка)

    Хрисаниди «Сладкая греза»

    исполняет вокальный анс амбль «Улыбка»

    Слайд № 33. Последние годы Чайковский жил в с. Майданово близ Клина - под Москвой. Сюда приезжали друзья и ученики композитора. Просматривались новинки в музыке, разгорались споры. Вдали от Москвы и Петербурга, особенно проявилась черта Чайковского - это умение работать, по 14 часов в сутки. Он работал, считая что «Вдохновенье - гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призывают». Петр Ильич находился всегда в разъездах по России и за границей, выступал как дирижер, исполняя главным образом свои произведения. В настоящее время в г. Клин находится дом-музей Чайковского. Там бережно хранятся книги, рукописи, адреса, обстановка, в которой жил композитор, все то, что может нам рассказать о талантливейшем русском композиторе второй половины XIX века.

    Слайд № 34. Последним произведением Чайковского была Шестая симфония, которой он дирижировал в Петербурге 16 октября 1893 года, а 25 октября его не стало. Заболел холерой, болезнь протекала очень тяжело.

    Слайд № 35. Его именем названы: СЛАЙД №35 - муз шк г. Снежинск, Слайд № 36 – муз училище в Симферополе, Слайд № 37- Московская консерватория; Слайд № 38 - Киевская консерватория; Слайд № 39 - Концертный зал в Москве; Слайд № 40 - каждые 4 года проходит Международный конкурс им П. И. Чайковского.

    Слайд № 41.  - оставить в конце.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект музыкальной гостиной "Природа в музыке. П.И.Чайковский "Времена года".

    Данная разработка может быть использована при ознакомлении с творчеством русского композитора П.И.Чайковского в системе общего и дополнительного музыкального образования. Альбом "Времена года" П.И.Чай...

    «Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

    Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...

    ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

    Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...

    2019 г. Презентация к музыкальной гостиной "Вокальная музыка П. И. Чайковского в детском творчестве " Часть 1

    Презентация к музыкальной гостиной "Вокальная музыка П. И. Чайковского в детском творчестве " Часть 1...

    2019 г Презентация к музыкальной гостиной "Вокальная музыка П. И. Чайковского в детском творчестве " часть 2

    презентация к музыкальной гостиной "Вокальная музыка П. И. Чайковского в детском творчестве " часть 2...

    2020 г. Сценарий музыкальной гостиной «Место вокальной музыки Н. А. Римского — Корсакова в детском творчестве»

    Музыкально - литературный вечер, посвященный вокальному творчеству Н. А. Римского - Корсакова...

    Презентация к музыкальной гостиной "Место вокальной музыки Н. А. Римского - Корсакова в детском творчестве"

    Музыкально - литературный вечер, посвященный творчеству Н. А. Римского - Корсакова...