Технология применения фонопедического метода развития голоса по В.Емельянову.
методическая разработка по музыке

Технология Фонопедического метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_fonopedicheskogo_metoda.docx144.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технология применения
фонопедического метода развития голоса.

(
Фонопедический метод В.В.Емельянова)

Актуальность.

Голосовой аппарат – это живой музыкальный инструмент, поэтому в нём возможно развитие явлений утомления, особенно на начальных этапах. Подбор вокального репертуара должен основываться на соблюдении трёх компонентов: технической, физической и психологической готовности учащихся.

«На первых порах для детей это забава, но позднее - более серьёзная работа.» Фонопедический метод развития голоса Виктора Вадимовича Емельянова.

Термин «фонопедический» подчеркивает оздоровительную и профилактическую функции метода, это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод приоритетного решения координационных и тренировочных задач. Основной тезис В. Емельянова «…единственное, что может делать педагог в вокально-педагогическом взаимодействии – это организовать процессы самонаблюдения, самоанализа и самоимитации ученика. Самоанализ, самонаблюдение – это смещение внимания с акустических каналов восприятия своего голоса на неакустические: ощущение вибрации, давления и работающих мышц, превращение их в «регулировочный образ» своего голоса – это представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим (прямая, отраженная, внутренняя, костная волны), вибро, баро и проприорецепции и опережающее в сознании певца голосообразующее действие».

  Показатели певческого голосообразования:

1. Целесообразное использование режимов работы гортани или регистров.

2. Голосообразующий (фонационный) выдох, многократно превышающий по длительности и интенсивности речевой и жизнеобеспечивающий.

3. Певческое вибрато и произвольное управление его параметрами: частотой и амплитудой.

4. Специфическая певческая акустика ротоглоточных полостей, специфическая артикуляция, существенно отличающаяся от речевой.

 

Фонопедические упражнения являются вспомогательными по отношению к вокальной работе, они стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании.

Цель – расширить диапазон голоса учащихся.

Задачи:

  • расширить диапазон голоса;
  • увеличить силу звучания и яркости;
  • усилить насыщенность звука, полетность;
  • освободить, раскрепостить певческое звучание и певческий процесс в целом;
  • обеспечить тренаж соответствующих мыщц при помощи упражнений.

Основные приемы фонопедического метода В.Емельянова для детей:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Шумовые звуки артикуляционного аппарата (глухие и звонкие согласные).

3. Осознание озвученности  вдоха и выдоха.

4. Сигналы доречевой коммуникации – в основе голосовой активности человека лежат так называемые голосовые сигналы доречевой коммуникации, заложенные в человеке генетически, эволюционно.

5. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций.

Метод В.В. Емельянова предлагает 6 циклов упражнений:
1. Артикуляционная гимнастика. 2. Интонационно-фонетические упражнения. 3. Голосовые сигналы доречевой коммуникации. 4. Фонопедические программы в нефальцетном режиме. 5. Фонопедические программы на переходе из нефальцетного в фальцетный режим. 6. Фонопедические программы в фальцетном режиме.

1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Она состоит из упражнений, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.

Разработка мягкого неба.

1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.

2) Произносить гласные звуки с позевыванием.

Разработка нижней челюсти.

1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.

Разработка щёк

1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.

2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание).

4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

Разработка губ.

1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.

4)«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

5)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

Разработка языка.

1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

2) «Печем пироги» (а) «Месим тесто» – размять язык зубами,

б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку, в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.

3) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.

4) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.

5) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.

6) «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.

7) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.

8 ) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

9) «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко.

10) «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, затем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые.

11) «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

12) «Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.

13) «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.

14) «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

15) «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД.

16) «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.

17) «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.

18) «Поймаем звук Л» – во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.

2.ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).

Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдо-фразы.

Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»).

Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, - «штро - бас». Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.

Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных, способствующее расширению диапазона:
Методика исходит из наличия в необработанном голосе двух регистров. Резкий переход из регистра в регистр – регистровый порог. Он состоит в резком скачкообразном изменении тембра голоса с непроизвольный повышением тона. Регистровый порог сопровождается характерным звуком, именуемым в практике «миксом», «переломом», «срывом». Целью упражнения является активизация голосового и артикуляционного аппарата в речевом режиме. Тесситура упражнений не ниже фа малой и не выше ми – бемоль первой октав. ( «А – О – У»,А – Э – И»). Средством активизации фонационного выдоха является широко используемое в обыденной жизни движение выдувания воздуха через сомкнутые в трубочку губы, как при задувании свечи. Временно отключается мускулатура грудной клетки и брюшного пресса. Цель упражнения – тренаж мышц гортани в певческом режиме.

Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.

Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.

Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.

З. ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

1-4 упражнения - Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее)

5  упражнение - «Волна».

6  упражнение - «От шепота до крика».

7  упражнение - «А!!!»

8  упражнение - «Крик - вой».

9  упражнение - Соединение упражнений «Волна» и «Крик - вой» на одном движении.

10  упражнение - «Крик - вой - свист».

11 упражнение - «Волна с криком чаек» (В одном движении упражнения № 9 и 10).

Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.

Внимание! Данные упражнения предназначены для разрабатывания правильного звукоизвлечения, способствуют рассасыванию певческих узелков, восстановлению смыкания связок.

1.Представили, будто полоскаем горло, только голову вверх не закидываем, а медленно поворачиваем слева-направо, производя звуки "полоскания горла" до тех пор, пока хватает дыхания.
2.Глубоко взяли дыхание ртом, медленно выдыхая, мычим, при этом одновременно легонько стукаем указательными пальцами по ноздрям.
3.То же самое, что и второе упражнение, только вместо постукивания пальцами по ноздрям, стучим по носо-губным (мимическим) морщинкам.

4.Легонько стучим пальцами по верхней губе, произнося при этом "бы-бы-бы-бы-бы", пока хватит дыхания.
5.Легонько стучим пальцем по нижней губе, произнося при этом "вы-вы-вы-вы-вы" или "зэ-зэ-зэ-зэ".
6.Глубоко взять дыхание ртом. Кулачком стучим по груди, от одного плеча к другому, произнося нараспев "А -а-а-а-О-о-о-о-У-у-у-у". Не спешим, экономим дыхание.


Следующий этап:

1. Очень полезны хроматические распевки. Мычим распевочку (c,#c,d,#d,e,f,#f,g и назад - g,#f,f,e,#d,d,#c,c) толчками на выдохе выделяя каждую нотку в подвижном темпе. Диапазон не большой, сперва - квинта (постепенно увеличиваем) в низком регистре с удобной тесситурой.

2. Начинаем известную хроматическую распевочку. Увеличиваем размер распевки до октавы (ни в коем случае не напрягаем связки!) После мычания попевки, поём её с открытым ртом, на " А! А! А!" в том же духе, что и мычали: перед каждой ноткой берём дыхание, голосоподача - активная.


3.По звукам трезвучия исполняем стаккатто на слоги "Ма-ми-мо-ми-ма", далее на полтона повышаем и т.д.


4.На одной ноте исполняем слоги "Гра-грэ-гри-гро-гру", затем "Да-дэ-ди-до-ду" и т.д.


5.Очень полезно чередование слогов "Лё" и "ля". На стаккатто, на одном дыхании поём на слог "лё" подряд ноты диапазона квинты (c,d,e,f,g), быстро берём дыхание и продолжаем на слог "Ля" (g,a,h,c,d) и вниз сперва подобным образом (сперва на "Ля" квинту вниз, затем повторяясь на ноте"g" переходим на "лё".

Не забывайте перед каждым занятием делать очень полезное упражнение «Полоскание горла», и начинать распевки с закрытым ртом.

 Литература

  1. Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки / В.В. Емельянов. Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 2003. 377 с.

  1. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В.В. Емельянов. СПб.: Лань, 2007. 144 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фонопедический метод развития голоса-как один из способов развития вокального музицирования младших и средних школьников"

В. Емельянов, фонопедия, развитие голоса, музицирование, постановка голоса, вокальное музицирование, пение, упражнения, попевки....

"Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова (вокально-хоровая работа)"

Метод В.В.Емельянова включают в свою работу многии учителя музыки Белгородчины. Хотя многии моменты спорные, но автор (удивительный педагог и учёный) поражает и заряжает своей энергией. Его опыт надо ...

фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова

Емельянов Виктор Вадимович является автором фонопедической методики развития голоса(кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Униве...

Мастер-класс "Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса" В.В.Емельянова

Мастер-класс для музыкальных руководителей на тему "Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса" В.В.Емельянова...

Фонопедический метод развития голоса.

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и  эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых...

Презентация "Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова

Ознакомление музыкальных руководителей, воспитателей дошкольных групп с уникальной методикой развития голоса, фонопедическими упражнениями, артикуляционной гимнастикой....

Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова

Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова...