Методическая разработка к уроку музыки во 2-м классе "Расскажи сказку. Колыбельные. Мама."
методическая разработка по музыке

Федорова Ольга Николаевна

Технологическая карта

Ф.И.О. учителя: Федоровой О.Н.

ГБОУ СОШ №, район 464 Пушкинский р-он

Предмет: музыка

УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Класс: 2

Тема урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» 

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Образовательные технологии, методы, приемы: классно – урочная технология;  технология педагогического общения; игровая, информационная и  диалоговая технологии; метод анализа муз. произведений,  вокально-хоровая деятельность, метод слушания, использование компьютерных программ; использование здоровьесберегающих технологий: вокалотерапия, позволяющие ребенку  снять нервное напряжение, создать атмосферу радости.

Оборудование: компьютер, доска, фортепиано.

Музыкальный материал:

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский

пьеса из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка»

пьесу «Сказочка» С.С.Прокофьев

«Спят усталые игрушки» А. Островского

пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома»

«Колыбельная Медведицы» Е. Крылатов

 

Методическое обеспечение: компьютер, учебник Музыка 1 кл. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,  Т.С. Шмагина.

Организация пространства: классическая обстановка класса, располагающая к беседе, слушательской деятельности, пению. Достаточно  места для проведения подвижных игр-инсценировок. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта к уроку24.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Ф.И.О. учителя: Федоровой О.Н.

ГБОУ СОШ №, район 464 Пушкинский р-он

Предмет: музыка

УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Класс: 2

Тема урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» 

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Образовательные технологии, методы, приемы: классно – урочная технология;  технология педагогического общения; игровая, информационная и  диалоговая технологии; метод анализа муз. произведений,  вокально-хоровая деятельность, метод слушания, использование компьютерных программ; использование здоровьесберегающих технологий: вокалотерапия, позволяющие ребенку  снять нервное напряжение, создать атмосферу радости.

Оборудование: компьютер, доска, фортепиано.

Музыкальный материал:

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский

пьеса из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка»

пьесу «Сказочка» С.С.Прокофьев

«Спят усталые игрушки» А. Островского

пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома»

«Колыбельная Медведицы» Е. Крылатов

Методическое обеспечение: компьютер, учебник Музыка 1 кл. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,  Т.С. Шмагина.

Организация пространства: классическая обстановка класса, располагающая к беседе, слушательской деятельности, пению. Достаточно  места для проведения подвижных игр-инсценировок.  

Тема года

(тема раздела)

Музыка и ты

Тема урока

Музыкальные портреты

Цель

Цель урока для учащихся

Познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен.

Цель урока для учителя

Познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен

Задачи

- познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

- вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

- воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с колыбельными песнями.

Планируемые результаты

Узнают: о значении музыкальных терминов: мелодия, аккопонимент, вступление, о сказочных образах в музыке.

Научатся: Называть изученные произведения и их авторов. Находить сходство и различие музыкальных сказок. Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш). Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.

Личностные: Осуществляют логические операции (ассоциативно-образное мышление); имеет позитивную самооценку своих музыкально-творческих способностей; проявляют этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные: Понимают и принимают учебную задачу; используют речь для регуляции своего действия; предвидят возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Позновательные: ориентируются в разнообразии способов решения поставленных задач.

Коммуникативные: ставят вопросы; учитывают настроение других людей, их эмоциональные восприятие музыки.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне)

- Вход в класс под музыку.

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

- Музыкальное приветствие.

- Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

- Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.

- Кто композитор этого марша?

- О чем мы говорили на прошлом уроке?

- Какие бывают марши? Где звучат марши?

- Приведите пример веселого марша и грустного марша.

- Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

(Четкий шаг, четкий ритм)

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский

- о маршах

Военные, празднично-торжественные, спортивные, траурные, свадебные, детские.

«Похороны куклы», «Шествие кузнечика»

-

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя

Регулятивные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

2.Постановка учебной задачи (формулирование темы урока и целеполагание)

Предлагает открыть учебник на с. 30-31 и описать иллюстрацию.

- Тянется нить из клубка, плетется узор, начинается неспешный рассказ.

- Во время С.С. Прокофьева и иП.И. Чайковского дети любили, когда им рассказывали сказки. Главными рассказчицами были няни.

- Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

- Кто пел колыбельную?

- О чем обычно поется в колыбельных?

- Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

- Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева.

- По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

Рассматривают иллюстрацию, рассказывают, что видят мальчика и его няню, сидящую за вязанием.

Регулятивные: Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

3. .«Открытие» учащимися новых знаний

- У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе - Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

- В сказках происходят разные чудесные события.

- Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

« Нянина сказка» П.И.Чайковский - слушание.

- Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

- Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.

- Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

«Сказочка» С.С. Прокофьев - слушание.

Вслушайтесь в звуки вступления. Что они изображают?

Почему музыка вступления звучит монотонно?

Зачем композитор повторяет в нем одинаковые интонации и ритмы?

Предлагает поднятием руки отметить появление главной темы пьесы.

-Какие регистры использует Прокофьев при повторении этой мелодии?

Выделяют среднюю часть пьесы с ее резкими звучностями, упругими ритмами и скачками.

- Какие события могут происходить в сказке в этот момент

-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

- Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

Домашнее задание:

- Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.

- Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?

(Учитель играет на фортепиано мелодию)

- Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.

- А что же такое колыбельная? (Слайд)

- Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных

Слушают пьесу «Нянина сказка»

Отмечают, что няня в пьесе начинает рассказывать сказку сразу, и предполагают, что этой сказкой она хочет испугать маленького воспитанника

Слушают пьесу «Сказочка» С.С.Прокофьев

Слушают и анализируют вступление.

Выделяют среднюю часть пьесы.

Вступают в коллективную беседу.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи.

Позновательные:

4. Закрепление*

- Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?

О чем рассказали в своих сказках П.Чайковский и С.Прокофьев?

Одинаковые эти сказки?

Чья сказка вам понравилась больше? Почему?

- Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

«Спят усталые игрушки» - слушание

- Узнали ли вы ее?

- Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение?

- Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?

- Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти инструменты?

- Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

- Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви.

- А какую вы знаете песню о маме?

Исполняют песню о маме

Ответы детей

«Спят усталые игрушки» - слушание

Исполняют песню о маме

Регулятивные: оценивать правильность выполненного действия.

Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Предметные: исполнять музыкальное произведение.

Познавательные: обобщение изученного материала.

Личностные: формировать способность к самооценке

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

5.Включение нового знания в систему знаний и повторений.

- Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней?

«Мама» П.И.Чайковский - слушание

- Как звучит музыка?

- Какими красками нарисован образ мамы?

- почему в средней части пьесы появляются взволнованные, растревоженные звуки?

- Что хотел сказать композитор этой музыкой?

- Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?

- Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить?

- Как нужно исполнять эту песню?

«Колыбельная Медведицы» - исполнение (с солистами)

Ответы детей

 «Колыбельная Медведицы» - исполнение (с солистами)

К: Учить преобразовывать информацию из одной формы в другую

П: Стремяться к приобретению новых знаний и навыков

Р: Контролировать свою деятельность по предложенному учителем плану и собственному исполнительскому плану

Принимать и сохранять учебную задачу

6.Включение новых знаний в систему знаний и повторение*

 - А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне

Ответы детей

Регулятивные: планировать работу в соответствии с поставленной задачей, прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

Личностные: формировать интерес к обучению,

оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные: строить монологическое высказывание,

владеть диалогической формой речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Предметные: выражать свое отношение к музыкально-творческой деятельности.

Познавательные: анализ музыкального произведения

7.Подведение итогов по теме урока (личностные результаты)

ИТОГ УРОКА:

- Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

- Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

- Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. "Песня матери - главная песня в мире; начало всех человеческих песен". 

- Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

- Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?

Отвечают на вопросы

Регулятивные: оценивать правильность выполненного действия.

Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, Коммуникативные: сотрудничество в группе.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.

Развивать эстетические чувства, чувство прекрасного.

8.Рефлексия (осознание учащимися своей учебной деятельности - самооценка и взаимооценка)

- Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.

Презентация песни «Колыбельная Медведицы»

- Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!

Отвечают на вопросы

.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

самооценка, контроль и коррекция.

Личностные: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку музыки на тему: "Мифы и сказки о музыке"

План-конспект к уроку музыки в 5 классе на тему:  "Мифы и сказки о музыке"...

Методическая разработка открытого урока – представления «Следственный эксперимент» ( по сказке «Три поросёнка») в 6 – 8 классах общеобразовательной школы

Методическая разработкаоткрытого урока – представления«Следственный эксперимент»( по сказке «Три поросёнка»)в 6 – 8 классах общеобразовательной школы...

Методическая разработка интегрированного урока (физическая культура и музыка) в 5-м классе с использованием музыки к балету "Весна Священная" Игоря Стравинского.

В интегрированном уроке  (физическая культура и музыка) в 5-м классе используется идея сюжета и музыка балета "Весна Священная" Игоря Стравинского. Учащиеся совместно с учителем придумы...

Методическая разработка цикла уроков музыки с использованием современных педагогических технологий

4 класс раздел в концертном зале. Уроки:Урок №1: музыкальные инструменты.Урок №2: вариации на тему рококо.Урок №3: игра музыкальный эрудит....

Методическая разработка Интегрированный урок по физической культуре и музыке в 5 классе Тема: «Языческое племя на охоте» (Давыдкова Наталья Викторовна учитель физической культуры Смирнова Екатерина Анатольевна учитель музыки)

В интегрированном уроке  (физическая культура и музыка) в 5-м классе используется идея сюжета и музыка балета "Весна Священная" Игоря Стравинского. Учащиеся совместно с учителем придумы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока музыки в 8 классе на тему: «Песни, опаленные войной»

Данный урок имеет нравственно – патриотическую направленность. Знакомит учащихся с известными военными песнями. Он содержит новые интересные материалы о песнях. Формирует у учащихся чувство патр...