Разработки уроков музыки в 6 и 7 классах "Авторская песня" и "Религиозная и светская музыка"
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Манило Вера Владимировна

Разработки уроков музыки в 6 и 7 классах "Авторская песня" и "Религиозная и светская музыка"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект урока (45 минут)

Авторская песня: прошлое и настоящее

ФИО Манило Вера Владимировна

Место работы МБОУ СОШ №7 им. Д.М. Карбышева

Должность Учитель музыки

Предмет Музыка

Класс 6 класс

Тема и номер урока в теме «Авторская песня: прошлое и настоящее»

Базовый учебник Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 6 класс.

Цель урока:

Познакомить учащихся с жанром авторской песни,  прививать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, развивать слушательскую культуру. Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни. Определить грани воздействия авторской песни на человека. Сформировать представление и значимость идей авторской песни: дружба, единство, братство. Расширить представления учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем.

Задачи:

Образовательные: познакомить с жанром авторская песня, раскрыть такие понятия как ваганты, барды.

Воспитательные: содействовать в ходе урока способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Развивающие: развитие познавательного интереса  учащихся; умение выделять главное, существенное; развитие творческой активности.

Проблема урока:

Актуальна ли сегодня авторская песня?

Музыкальный материал:

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» О. Митяева; «Из вагантов» Д. Тухманова; «Солнышко лесное» Ю. Визбора; «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы; «А иначе зачем на земле этой вечной живу» Б. Окуджавы; «Песня о друге» В. Высоцкого; (Гимн России – в начале урока)

 

Тип, форма урока: открытый тип урока, групповая форма урока

УМК  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 6 класс.

Организационный процесс: (4 минуты)

Приветствие. Исполнение Гимна РФ.

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам  открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Перекличка учителем ребят под музыку «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» О. Митяева

Мотивирование к учебной деятельности: (3 минуты)

На столе учителя лежит гитара и рюкзак. Дети должны догадаться по данным предметам : о каком музыкальном жанре пойдёт речь на уроке.

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите, рядом со мной находятся следующие предметы: гитара и рюкзак. Подумайте: какие песни вам приходят в голову, глядя на эти вещи? (ответы)

- какой жанр может связывать путешественников и музыку? (ответы)

-  Знаете ли вы примеры таких песен? (ответы)

Формулировка темы и проблемы урока: (5 минут)

Подводка учащихся к самостоятельной формулировке темы урока, проблемы урока и способов её решения.

- Как вы думаете: кто сочиняет эти песни?  (ответы)

- А как вы думаете, музыку и стихи сочиняют разные авторы? (ответы)        

- А всегда ли это музыканты- профессионалы? (ответы)

- А может сам автор быть исполнителем своей песни? (ответы)

- А как называют такие песни, когда автор слов, музыки, исполнитель - один и тот же человек? (Авторские песни)

- О чем пойдет речь на уроке?(Об авторских песнях)

- Тема урока «Авторская песня – прошлое и настоящее»

- подумайте: Что вы хотели бы узнать об авторских песнях? (ответы)

Изучение нового материала: (10 минут)

- Ваганты – творческие люди в Средние века в Западной Европе, способные к сочинительству и к исполнению песен, реже – прозаических произведений. Это

шутники, актеры, певцы, рассказчики, акробаты, студенты, монахи, философы.

- Также ваганты преподавали и учились в университетах, писали стихи на латыни. Песни вагантов основывались на традициях церковных песенных и речевых жанров, на опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии.

- До нашего времени дошли стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов 12-13 вв.

Работа с учебником:

- Ребята, найдите название песни, которая прославляет академию и преподавателей-профессоров и уже несколько лет и является Международным студенческим гимном?

(«Гаудеамус»).

-А какая песня рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра?

 «Из вагантов» (песенка студента) Д. Тухманов.

- Найдите в тексте учебника автора этой песни? (Давид Тухманов)

(слушание песни Д. Тухманова «Из вагантов»)

- А что общего в этих песнях? (Ответы)

- Жизнерадостный характер этих песен.

- А чем отличаются? Исполнением. «Гаудеамус» - хоровая песня, обращенная к широкой аудитории, а вторая – сольная.

Физкульт-минутка: (2 минуты)

Детям предлагается игра «Двигайся – замри!» под специально подобранную ритмичную быструю музыку. По желанию и возможностям педагог участвует в игре. «Физкульт- минутка» позволяет детям ненадолго расслабиться, переключиться и с новыми силами вновь включиться в процесс!

Продолжение изучения нового материала: (10 минут)

Самостоятельная работа:

- Ребята, а сейчас предлагаю поделиться на группы по ряду парт:

1 группа выписывает авторов-исполнителей.

2 группа готовят сообщение об авторской песне

3 группа ищет ответ на вопрос:

- В чем ценность авторской песни?

Заслушивание ответов, которые подготовила каждая группа.

  1. Авторы-исполнители: Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Владимир Высоцкий, Александр Макаревич и другие.
  2. Песня – городской фольклор, который называют бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Раньше их называли студенческими и туристскими, потому что сочиняли их в основном студенты, а распевали в студенческих общежитиях и в туристских походах. Зародилась в середине 20 века. Авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви, воспевали дружбу. В этих песнях было много шуток, юмора, даже сатиры.
  3. Ценность авторской песни в искренности и доверии, с которыми она звучит и которые вызывает у слушателей. Доступность для исполнения. Это настоящая поэзия и музыка.

Дополнительные сведения:

 Валерий Грушин – исполнитель бардовской песни. Трагически погиб в 22 года, спасая из речки тонущих детей. И в честь него на берегу реки Волга ежегодно проводится фестиваль авторской песни.

(исполнение песни Ю. Визбор «Солнышко лесное»)

Всем нашим встречам
Разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым
Подернулись угли костра.
Вот и окончилось все,
Расставаться пора.
Источник text-pesni.com

Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?

Крылья сложили палатки,
Их кончен полет.
Крылья расправил
Искатель разлук самолет.
И потихонечку
Пятится трап от крыла,
Вот уж действительно
Пропасть меж нами легла.

Припев:


Не утешайте меня,
Мне слова не нужны.
Мне б отыскать тот ручей
У янтарной сосны.
Вдруг сквозь туман
Там краснеет кусочек огня,
Вдруг у огня ожидают,
Представьте, меня!

Припев:


Закрепление новой темы: (3 минуты)

Организация игры «Угадай мелодию»

- Ребята, давайте прослушаем следующие песни и попытаемся вспомнить их названия. Подсказка: эти песни вы слушали и пели в течение урока.

1 «Солнышко лесное».

2 «Как здорово…»

3 «Из вагантов»

Дополнительные вопросы:

  1. Кто такие ваганты?
  2. Откуда пришла авторская песня?
  3. Кто такие авторы-исполнители?
  4. Назовите исполнителей авторских песен?

Проверка на закрепление нового материала: (4 минуты)

- На листах написаны фамилии бардов: необходимо соединить автора-исполнителя с его песней. Внимание, один автор сегодня не упоминался, догадайтесь и выделите: какой именно.

- Соедините название песни с автором.

автор

песня

Давид Тухманов,

Юрий Визбор,

Владимир Высоцкий

Олег Митяев

  1. «Как здорово…»
  2. «Солнышко лесное»
  3. «Гимнастика»
  4. «Из Вагантов»

Рефлексия учебной деятельности на уроке: (3 минуты)

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых полученных знаний, постановка дальнейших целей. Учитель помогает детям самим подвести итог.

- Какую цель мы ставили в начале урока? (Ответы)

- Ребята, как вы думаете, мы достигли цели урока? (Ответы)

-О ком из авторов хотели бы узнать больше и рассказать другим? (Ответы)

Домашнее задание: (1 минута)

- Устно подготовьте биографию понравившегося автора-исполнителя и выпишите 3-4 песни этого автора. Также на выбор можно подготовить презентацию на оценку.



Предварительный просмотр:

План-конспект урока (45 минут)

Религиозная и светская музыка

ФИО Манило Вера Владимировна

Место работы МБОУ СОШ №7 им. Д.М. Карбышева

Должность Учитель музыки

Предмет Музыка

Класс 7 класс

Тема и номер урока в теме «Религиозная и светская музыка»

Базовый учебник Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 6 класс.

Цель урока: закрепить с обучающимися ранее изученный материал по теме: «Светская и религиозная музыка на примерах знакомых уже произведений».

Задачи:

Образовательные: приобщение к духовно-нравственным ценностям музыки религиозной традиции и светской музыки;

Воспитательные: обобщение и систематизация представлений семиклассников об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки, осознание её социальных функций;

Развивающие: формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение в устной и письменной форме, осуществлять поиск новой информации в Интернете, справочниках и оценивать её качество.

Проблема урока:

Актуальна ли сегодня религиозная и светская музыка?

Музыкальный материал:

 «Месса Си минор» И. С. Баха; «Токката и фуга Ре минор»  И. С. Баха; (Гимн России – в начале урока); Хор Святого Фомы «Предрождественский Бах», «Соната для фортепиано №1 До мажор, K. 279» (Мюнхен, Лето 1774 г.) В. А. Моцарта; песня без слов №30. Ля-мажор: «Весенняя песня». Ф. Мендельсона; Алеманда Французской сюиты До - минор И. С. Баха; «Ода музыке» сл. и муз.  Вячеслава Горского


Тип, форма урока: урок повторения пройденного материала, урок углублённых знаний, групповая форма урока

УМК  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 7 класс

Организационный процесс: (4 минуты)

Приветствие учителем школьников. Исполнение Гимна РФ.

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам  открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Перекличка учителем ребят.

Мотивирование к учебной деятельности: (3 минуты)

Звучит фрагмент с прошлого урока «Месса Си минор»  И. С. Баха. 

Дети должны догадаться по прослушанному материалу: кто автор данного произведения.

- Здравствуйте, ребята!

- Прослушайте фрагмент данного произведения и  вспомните: о каких жанрах музыки мы говорили на прошлом уроке? (ответы)

- К кому жанру по вашему мнению относится данный фрагмент музыки. Аргументируйте свой ответ: (ответы)

-  Каких еще  композиторов данного жанра вы знаете? (ответы)

Формулировка темы и проблемы урока: (4 минут)

Учащиеся вспоминают тему урока, вновь проговаривают проблемы урока и способы её решения.

- Кроме жанра религиозной музыки о каком жанре мы еще говорили  на прошлом уроке ? (ответы)

- Есть  ли среди вас ребята, которые любят  и слушают такую музыку ? (ответы)        

- На прошлом уроке мы с вами прослушали произведения таких известных композиторов как Л.В.Бетховен, И.С.Бах ,Ф.Шопен, как вы считаете: способствует ли такая музыка духовному обогащению человека? (ответы)

Повтор ранее изученного материала: (12 минут)

- Итак, ребята давайте послушаем первое произведение .

Звучит фрагмент «Знаменного распева» из реп. И.С. Баха

 - А теперь подумайте: когда мы поговорим о жанре религиозной музыки, какую именно музыку мы подразумеваем? (ответы)

- Правильно религиозная музыка всегда связана с музыкой богослужения, это музыка церкви. Ребята ,а в Западной Европе церковь как  называется?(Собор)

- Ребята постарайтесь вспомнить: как в старину называлась такая  музыка? (Знаменный распев). И почему такое странное название? (ответы).

- Правильно, потому что это название родилось от слова «знак». Но что странного в этом пении в древней Руси, чем оно отличается от теперешнего нашего времени,  и как  прозвучал «Знаменный распев»? А отличается такое пение, ребята, тем, что исполнение было в стиле «акапелла». Ребята, что такое «акапелла»? (ответы)

- Правильно! Это пение без инструментального сопровождения. Пение было очень красивое в древней Руси, которое пришло к нам из Византии. В нем были слышны мужские голоса   в  одноголосье, а одноголосье – это пение в  унисон.

Итак, вспоминаем, что на смену  музыки «Знаменного распева» из Европы к нам пришло другое исполнение. Кто скажет: какое это пение? (ответы)

- Правильно, это исполнение  многоголосьем., пение  которое разделялось на многие голоса, как и писал И.С. Бах. Менялась фактура и менялась насыщенность сочинений. И склад музыки разделился на 2 вида изложения: Гомофония и Полифония

Напомню, что Гомофония - это многоголосное исполнение, где один голос главный, а полифония - это также многоголосное исполнение, где все голоса равны.

Все эти сложные произведения писал один композитор о котором вы уже очень много раз слышали и мы о нём упоминали в разных темах. Кто это, ребята? (ответы)

- Это Иоганн Себастьян Бах. Из какой страны этот прекрасный композитор? (ответы)

-Правильно, Германия.  А вы знаете, что И. С. Бах был придворным органистом , и  никто в 18 веке лучше него не знал орган. Всю жизнь И. Себастьян проработал в соборе. Он писал духовную музыку. Ребята, орган - это клавишно-духовой инструмент. На  органе не одна клавиатура, а много, а так как  в  органе есть трубы ,то звук  мы услышим только после того как теплый воздух пройдет через все трубы в органе. Бах писал полифоническую музыку ,а вершина этой полифонической музыки - это «Токката Ре-минор и  фуга», которую мы сейчас послушаем.

Звучит фрагмент «Токката и фуга Ре минор»  И. С. Баха. 

Ребята, молитва в Германии в 18 веке называлась хорал, а у нас молитва и по сей день так и называется. И люди приходят в церкви, чтобы послушать молитвы. Давайте послушаем:  как в провославном храме звучит молитва, она исполняется акапелла. Обратите внимание, если в «Знаменном распеве» только мужские голоса, то в нашей провославной молитве уже смешанные голоса, и присутствуют солисты. В нашей провославной церкви нет оркестра, никаких музыкальных инструментов, и исполняют молитвы стоя.

Послушаем хоралл в Германии - смешанный хор, который звучит в унисон, где нет разделения на голоса, и хор звучит под сопровождение инструментов.

Звучит фрагмент смешанного хора из Германии. Хор Святого Фомы «Предрождественский Бах».

Физкульт-минутка: (2 минуты)

Детям предлагается игра «Двигайся – замри!» под специально подобранную ритмичную быструю музыку. По желанию и возможностям педагог участвует в игре. «Физкульт- минутка» позволяет детям ненадолго расслабиться, переключиться и с новыми силами вновь включиться в процесс!

Изучение нового материала: (12 минут)

- Ребята, а теперь давайте обратимся к светской музыке. Светская музыка опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Одна из разновидностей светской музыки – камерная музыка, которая начала развиваться с XVI века. (от лат. Camera комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную светскую музыку.

- С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов. В творчестве венских композиторов-классиков — Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. — сформировались классические виды инструментального ансамбля - соната, трио, квартет и др.

Прослушивание фрагмента «Сонаты для фортепиано №1 До мажор, K. 279» (Мюнхен, Лето 1774 г.) В. А. Моцарта        

- Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камер-музыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах.
- Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф. Шуберта, фортепианные песни без слов Ф. Мендельсона, каприсы Н. Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф. Шопена, романсы М. Глинки, пьесы П. Чайковского и многое другое.

Прослушивание фрагмента песни без слов №30. Ля-мажор: «Весенняя песня».

Ф. Мендельсона

- И. С. Бах писал не только духовную музыку, но он и не отставал от моды в свое время, когда уже были балы и появляется сюита, которую тоже писал И. С. Бах.  (французское происхождение). Сюита - это несколько танцев и в основе контраст ,а контраст- это противоположность, на которой и строилась сюитная танцевальная музыка.

- Мы с вами, когда более подробно проходили тему «Сюиты», говорили об этих танцах.

Это также выражение светской музыки.  Алеманда (англ) - Изначально низкий танец эпохи Возрождения, стандартная составляющая сюиты. Это музыка, под которую происходило  торжественное шествие, под эту музыку также проходили в зал.

Прослушивание фрагмента Алеманды Французской сюиты До - минор И. С. Баха.        

Проверка на закрепление нового материала: (4 минуты)

- Ребята, мы с вами поняли:  какая музыка звучала при дворах знатных вельмож и в домашней обстановке? (Ответы- Камерная музыка). 

- С какого века активизируется светская концертная жизнь и становится свободной от влияния церкви? (Ответы: С середины 18 века)

- Увеличивается количество оркестров, ансамблей и сольных концертов. Ребята, а какие классические виды инструментального ансамбля были созданы венскими композиторами? (Ответы: соната, трио, квартет).

 - Когда появилась светская музыка и чем отличалась  от церковной музыки? (Ответы: светская музыка появилась в 16 веке и не зависела от церкви, исполнялась инструментально или вокально в небольших помещениях, но постепенно стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах).

Рефлексия учебной деятельности на уроке: (3 минуты)

-  Для чего нужна нам и человечеству духовная и светская музыка? Музыка, как друг человека, приходит к нам в разные минуты жизни, счастливые и горестные. Каждое направление музыкальной культуры имеет своё предназначение, она вдохновляет нас, делает добрее и сильнее, учит любить, любить красоту и беречь её, быть внимательными и заботливыми. Произведения, прослушанные на уроке, были написаны (рождены) любовью и верой. Композиторы передавая нам свои чувства, делились своими мыслями: болью и радостью, любовью и предательством, и у каждого из них была своя вера, но объединяла их любовь к музыке.

- Ребята, в знак любви и уважения к такой музыке я предлагаю вам спеть песню «Ода музыке»!

Исполнение песни «Ода музыке» сл. и муз.  Вячеслава Горского

Домашнее задание: (1 минута)

- Ребята, послушайте примеры светской и религиозной музыки дома, выберите понравившийся жанр и напишите сочинение по выбору на тему:

1) «Какое впечатление на меня произвела светская музыка»

2) «Какое впечатление на меня произвела светская музыка»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"

Данный урок - урок в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского. Тема "Музыка и литература".Опера Н.А. Римского - Корсакова "Золотой петушок"....

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"

Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...

Разработка урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этике" на тему: "Православные храмы города Рассказово"

Разработка урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этике" на тему: "Православные храмы города Рассказово"...

Методическая разработка урока в 5 классе "Благовещение" по теме чемтверти "Музыка и живопись".

Разработка урока в 5 классе, в основе которого "Аве, Мария!" И.С.Баха - Ш.Ф.Гуно. В основе мотологии урока - системно-деятельностный подход....

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....

Методическая разработка урока английского языка в 5 классе "Культура в музыке"

Методическая разработка урока английского языка в 5 классе "Культура в музыке"...