Неизвестный Свиридов «О России петь — что стремиться в храм…»
план-конспект урока по музыке (8 класс)

8 класс

Урок 24.

Дата

 Модуль №7 «Духовная музыка».

Тема урока: Неизвестный Свиридов «О России петь — что стремиться в храм…»

 

Эпиграф урока:

О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!

И. Северянин

«Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. В этом ее основная миссия»

Г.В. Свиридов

Цель:

создание условий для понимания исторической духовности русской культуры; обеспечить установление учащимися межпредметных связей

.

Планируемые результаты:

 

Предметные:  освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению и  система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

метапредметные
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

Личностные: этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.                                                                   

Вид урока: Сообщение и усвоение новых знаний.

Оборудование:                                                                                                                                                       компьютер с колонками, учебник Г.П. Сергеевой, Е. Д .Критской "Музыка" для 8 класса, портрет Г.В.Свиридова, раздаточный материал.                                                                      

Музыкальный материал:                                                                                                                                Г.В.Свиридов «Запевка» на стихи И.Северянина, «Крым , я тобою горжусь»                                                         

Музыкальный словарь: духовная музыка, молитва,икона,фреска

 

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие
  2. II. Изучение нового материала.                                                                                                                            .Беседа по теме урока

В декабре 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения Г.В.Свиридова. Время озаряет имя Георгия Васильевича. Мы понимаем, что его музыка созвучна нашему времени. Воспоминания, видеоматериалы, конкурсы-фестивали, а также произведения композитора наполняются новым светом чистоты, правды и глубокой любовью к Родине. Итак, что же это за музыка, которая для соотечественников и для зарубежных слушателей со временем более отчетливее олицетворяет Россию, ее историю и современность?

Темы свиридовского творчества так или иначе связаны с широко трактуемой темой Родины, которая освещает и подчиняет себе все другие:

  • Россия и ее история;
  • природа;
  • обычаи;
  • судьба личная и народная;
  • искусство и его этическая роль;
  • а так же тема революции - грандиозного трагического перелома,;
  • тема поэта и его предназначения. Поэта как голоса и совести своего народа, как наиболее совершенное и высокое выражение черт национального характера.

Нетрудно заметить, что эти темы всегда были в центре внимания русских классиков, писателей, художников, композиторов.

В 50-е годы в творчестве композитора сложились все основные черты стиля композитора, которые затем лишь варьировались, по- существу оставаясь устойчивыми и неизменными. Основные черты эволюции схематично можно представить так: от многотемности – к сосредоточенности на одной главной идеи; от многожанровости – к двум любимым жанрам: хоровому и камерно-вокальному; от разностильности- ко все более цельному национальному стилю. Свиридов продолжает и развивает заветы русских классиков, прежде всего Глинки и кучкистов. По прошествии лет мы все больше убеждаемся, что Г.Свиридов вслед за ними отстаивает искусство высокой этической пробы с его культом добра и красоты, высокой простоты и ясности. Обратимся к отзывам французских музыкантов.
«Редко музыка так глубоко уходила корнями в родную землю и национальную культуру. Свиридов- духовный наследник Мусоргского, и его музыка-песнь любви вечной России.

Простота и естественность музыки Свиридова вырастает из опоры на национальные традиции. Ещё Б.В. Асафьев говорил о простоте как «первокачестве классического русского стиля, в особенности в его монументально-пластических проявлениях: ибо тут сходятся и новгородские и владимиро-ростовско-суздальские соборы и фрески, и Лев Толстой… и Глинка с Бородиным, и Репин, Суриков… и философия эпической красоты русского подвига».

Ощущение русской национальной природы музыки Г.В.Свиридова возникает из множества слагаемых. Вспомним о них.

Почти не цитируя фольклорных мелодий, композитор свободно растворяет в своей музыке интонации крестьянской и городской песенности, знаменного распева и духовного стиха, революционных и массовых песен.

Важнейшую выразительную нагрузку несет мелодия. Г. В.Свиридов возвращает мелодии главенствующую роль. Даже гармония во многом диктуется мелодией. Это так называемая резонирующая гармония, включающая и как бы продлевающая звучание всех тонов мелодии. Отсюда ее необычное строение, часто кварто-секундовое в своей основе. Гармония играет не функциональную роль: в ней ощущение огромных пространств, звучащих далей, колокольных звонов…

Такую же колористическую роль играет и оркестр – прозрачный, раскинутый по разным регистрам, часто включающий необычные инструменты. У Свиридова немного симфонических сочинений, а между тем, он создал свой оркестровый стиль, в котором удивительным образом сочетается ощущение вокального хорового звучания с чисто инструментальными наигрышами и звонами. Это оркестр, который может быть глубоким и мощным, лирическим и почти аскетически строгим, прозрачным и сверкающим, звенящим. В качестве примера можно вспомнить хоровое произведение «Поет зима, аукает» из поэмы памяти С. Есенина.

Но особенно много нового композитор внес в сферу хоровой звукописи. Он довел до совершенства звучание хора, которому оказались подвластны самые тонкие, дотоле неизвестные приемы и оттенки. Вспомним, например, тончайшую звукопись хора «Любовь святая» из муз. драмы А. Толстого «Царь Федор Иоаннович».

Не случайно частое сравнение Г.В. Свиридова с М.П. Мусоргским «… действительно, из современных композиторов Свиридов единственный кто сосредоточил свое внимание почти исключительно на вокальной музыке, кто так тесно связан с поэтическим словом… И также как Мусоргский, он в каждом новом произведении постоянно искал выразительность интонации, правду музыкального «произнесения» слова [5].

Само обращение Свиридова к вокальной музыке есть следствие его глубокой национальной «укорененности». Как известно, вся древняя профессиональная музыка и музыка народная была связана со словом, пелась. Песня в широком значении этого понятия стала основой стиля Свиридова . Вокальное произведение – это всегда проблема слова и музыки. Г.В. Свиридов превосходно знал русскую и зарубежную поэзию. Он первым ввел в музыку поэзию Б. Пастернака, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, по-новому услышал С.Есенина и Блока, «распел» Маяковского, глазами русского художника увидел Исаакяна, Бернса и Шекспира. Есть у него и круг поэтов, к которым он обращался чаще всего. Это Есенин, Блок, Пушкин. Каждый из них по-своему был близок и дорог Свиридову, прежде всего, своим неповторимым чувством Родины и национальной истории. Композитор как бы собирает у разных поэтов то, что созвучно его мыслям и чувствам, создавая широкую панораму России.

В песнях, романсах, отдельных частях крупных хоровых сочинений Свиридов пользуется простыми традиционными формами: двух и трехчастными, особенно куплетными, которые, однако, творчески развивает. Благодаря постоянной, пронизывающей все произведение вариативности его формы становятся сквозными, и чаще всего итогом выступает последний раздел или куплет.

Композиция кантатно-ораториальных сочинений, а также поэм занимают совершенно особое место в творчестве композитора. Эта музыка новаторская, гибкая, каждый раз иная, но имеющая прочные народно-национальные традиции, например, хоровая миниатюра «О, родина, счастливый и неисходный час!» из поэмы «Отчалившая Русь» на сл. Есенина.

Возвращаемся к эпиграфу. Прекрасны и волнующи слова, обращенные к Родине И. Северянина:

О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Они выражают видение не только поэта, но и великого нашего современника, композитора Г.В.Свиридова, все творчество которого – музыкальное приношение России.

III. Закрепление нового материала. Работа с классом по вопросам:

 IV. Вокально-хоровая работа:

«Крым , я тобою горжусь»                                                        

Сначала вспомним мелодию этой песни (повторение по фразам) - равномерный ритм,.                                                                                                      Исполнение песни с сопровождением,  внимательно следя за дирижерскими жестами.  (включаю запись - «минус», учащиеся  поют). 

V. Подведение итога урока. Оценивание работы учащихся.                                                            

VI.  Домашнее задание:   Творческое письменное задание (сочинение – миниатюра)

«Творческое наследие Г.Свиридова- важная страница духовной музыки России»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_urok_24_sviridov.docx23.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

8 класс

Урок 24.

Дата

 Модуль №7 «Духовная музыка».

Тема урока: Неизвестный Свиридов «О России петь — что стремиться в храм…» 

Эпиграф урока:

О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!

И. Северянин

«Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. В этом ее основная миссия»

Г.В. Свиридов

Цель: 

создание условий для понимания исторической духовности русской культуры; обеспечить установление учащимися межпредметных связей

.

Планируемые результаты:

Предметные:  освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению и  система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

метапредметные
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

Личностныеэтические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.                                                                    

Вид урока: Сообщение и усвоение новых знаний.

Оборудование:                                                                                                                                                       компьютер с колонками, учебник Г.П. Сергеевой, Е. Д .Критской "Музыка" для 8 класса, портрет Г.В.Свиридова, раздаточный материал.                                                                      

Музыкальный материал:                                                                                                                                Г.В.Свиридов «Запевка» на стихи И.Северянина, «Крым , я тобою горжусь»                                                        

Музыкальный словарь: духовная музыка, молитва,икона,фреска

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие
  2. II. Изучение нового материала.                                                                                                                            .Беседа по теме урока

В декабре 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения Г.В.Свиридова. Время озаряет имя Георгия Васильевича. Мы понимаем, что его музыка созвучна нашему времени. Воспоминания, видеоматериалы, конкурсы-фестивали, а также произведения композитора наполняются новым светом чистоты, правды и глубокой любовью к Родине. Итак, что же это за музыка, которая для соотечественников и для зарубежных слушателей со временем более отчетливее олицетворяет Россию, ее историю и современность?

Темы свиридовского творчества так или иначе связаны с широко трактуемой темой Родины, которая освещает и подчиняет себе все другие:

  • Россия и ее история;
  • природа;
  • обычаи;
  • судьба личная и народная;
  • искусство и его этическая роль;
  • а так же тема революции - грандиозного трагического перелома,;
  • тема поэта и его предназначения. Поэта как голоса и совести своего народа, как наиболее совершенное и высокое выражение черт национального характера.

Нетрудно заметить, что эти темы всегда были в центре внимания русских классиков, писателей, художников, композиторов.

В 50-е годы в творчестве композитора сложились все основные черты стиля композитора, которые затем лишь варьировались, по- существу оставаясь устойчивыми и неизменными. Основные черты эволюции схематично можно представить так: от многотемности – к сосредоточенности на одной главной идеи; от многожанровости – к двум любимым жанрам: хоровому и камерно-вокальному; от разностильности- ко все более цельному национальному стилю. Свиридов продолжает и развивает заветы русских классиков, прежде всего Глинки и кучкистов. По прошествии лет мы все больше убеждаемся, что Г.Свиридов вслед за ними отстаивает искусство высокой этической пробы с его культом добра и красоты, высокой простоты и ясности. Обратимся к отзывам французских музыкантов.
«Редко музыка так глубоко уходила корнями в родную землю и национальную культуру. Свиридов- духовный наследник Мусоргского, и его музыка-песнь любви вечной России.

Простота и естественность музыки Свиридова вырастает из опоры на национальные традиции. Ещё Б.В. Асафьев говорил о простоте как «первокачестве классического русского стиля, в особенности в его монументально-пластических проявлениях: ибо тут сходятся и новгородские и владимиро-ростовско-суздальские соборы и фрески, и Лев Толстой… и Глинка с Бородиным, и Репин, Суриков… и философия эпической красоты русского подвига».

Ощущение русской национальной природы музыки Г.В.Свиридова возникает из множества слагаемых. Вспомним о них.

Почти не цитируя фольклорных мелодий, композитор свободно растворяет в своей музыке интонации крестьянской и городской песенности, знаменного распева и духовного стиха, революционных и массовых песен.

Важнейшую выразительную нагрузку несет мелодия. Г. В.Свиридов возвращает мелодии главенствующую роль. Даже гармония во многом диктуется мелодией. Это так называемая резонирующая гармония, включающая и как бы продлевающая звучание всех тонов мелодии. Отсюда ее необычное строение, часто кварто-секундовое в своей основе. Гармония играет не функциональную роль: в ней ощущение огромных пространств, звучащих далей, колокольных звонов…

Такую же колористическую роль играет и оркестр – прозрачный, раскинутый по разным регистрам, часто включающий необычные инструменты. У Свиридова немного симфонических сочинений, а между тем, он создал свой оркестровый стиль, в котором удивительным образом сочетается ощущение вокального хорового звучания с чисто инструментальными наигрышами и звонами. Это оркестр, который может быть глубоким и мощным, лирическим и почти аскетически строгим, прозрачным и сверкающим, звенящим. В качестве примера можно вспомнить хоровое произведение «Поет зима, аукает» из поэмы памяти С. Есенина.

Но особенно много нового композитор внес в сферу хоровой звукописи. Он довел до совершенства звучание хора, которому оказались подвластны самые тонкие, дотоле неизвестные приемы и оттенки. Вспомним, например, тончайшую звукопись хора «Любовь святая» из муз. драмы А. Толстого «Царь Федор Иоаннович».

Не случайно частое сравнение Г.В. Свиридова с М.П. Мусоргским «… действительно, из современных композиторов Свиридов единственный кто сосредоточил свое внимание почти исключительно на вокальной музыке, кто так тесно связан с поэтическим словом… И также как Мусоргский, он в каждом новом произведении постоянно искал выразительность интонации, правду музыкального «произнесения» слова [5].

Само обращение Свиридова к вокальной музыке есть следствие его глубокой национальной «укорененности». Как известно, вся древняя профессиональная музыка и музыка народная была связана со словом, пелась. Песня в широком значении этого понятия стала основой стиля Свиридова . Вокальное произведение – это всегда проблема слова и музыки. Г.В. Свиридов превосходно знал русскую и зарубежную поэзию. Он первым ввел в музыку поэзию Б. Пастернака, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, по-новому услышал С.Есенина и Блока, «распел» Маяковского, глазами русского художника увидел Исаакяна, Бернса и Шекспира. Есть у него и круг поэтов, к которым он обращался чаще всего. Это Есенин, Блок, Пушкин. Каждый из них по-своему был близок и дорог Свиридову, прежде всего, своим неповторимым чувством Родины и национальной истории. Композитор как бы собирает у разных поэтов то, что созвучно его мыслям и чувствам, создавая широкую панораму России.

В песнях, романсах, отдельных частях крупных хоровых сочинений Свиридов пользуется простыми традиционными формами: двух и трехчастными, особенно куплетными, которые, однако, творчески развивает. Благодаря постоянной, пронизывающей все произведение вариативности его формы становятся сквозными, и чаще всего итогом выступает последний раздел или куплет.

Композиция кантатно-ораториальных сочинений, а также поэм занимают совершенно особое место в творчестве композитора. Эта музыка новаторская, гибкая, каждый раз иная, но имеющая прочные народно-национальные традиции, например, хоровая миниатюра «О, родина, счастливый и неисходный час!» из поэмы «Отчалившая Русь» на сл. Есенина.

Возвращаемся к эпиграфу. Прекрасны и волнующи слова, обращенные к Родине И. Северянина:

О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Они выражают видение не только поэта, но и великого нашего современника, композитора Г.В.Свиридова, все творчество которого – музыкальное приношение России.

III. Закрепление нового материала. Работа с классом по вопросам:

 IV. Вокально-хоровая работа: 

«Крым , я тобою горжусь»                                                        

Сначала вспомним мелодию этой песни (повторение по фразам) - равномерный ритм,.                                                                                                      Исполнение песни с сопровождением,  внимательно следя за дирижерскими жестами.  (включаю запись - «минус», учащиеся  поют).  

V. Подведение итога урока. Оценивание работы учащихся.                                                            

VI.  Домашнее задание:   Творческое письменное задание (сочинение – миниатюра)

«Творческое наследие Г.Свиридова- важная страница духовной музыки России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О России петь - что стремиться в храм.

Дневнейшая песнь материнства....

Урок развития речи в 8 классе. Тема: «О России петь, что стремиться в храм».

Цели урока: Развивать устную и письменную речь учащихся.  Углубить знания о типах речи. Формирование умения комплексно анализировать текст.  Закрепление умения конструировать однос...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "О РОССИИ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ..." ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "О РОССИИ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ..." ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА  МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ...

урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...

О России петь что стремиться в Храм

интегрированный урок музыки и светской этики...

Конспект урока "«О России петь - что стремиться в храм. Радуйся, Мария!» 3 класс

Конспект урока "«О России петь - что стремиться в храм. Радуйся, Мария!» 3 класс...

Литературно-музыкальная композиция "О России петь-что стремиться в храм"

Мероприятие рассчитано на определённую возрастную категрию, используется моими учениками в виде выступления агитационной бригады для младших школьников. Содержание воспринимается слушателями серьёзно,...