Музыкальный слух и его влияние на воображение и фантазию детей
методическая разработка по музыке

Дидук Юлия Владимировна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальный слух и его влияние на воображение и фантазию детей

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

 Дидук Ю.В.,

Сыркашева О.Н.,

преподаватели по классу фортепиано

 

 

 

Музыкальные способности, включая музыкальный слух, у каждого человека проявляются в свое время, но чаще всего активное развитие музыкального слуха и других музыкальных способностей характерно для детей раннего возраста, что лишний раз подтверждает пример известных личностей — композиторов и музыкантов, поражающих своими умениями и талантами окружающих начиная с раннего детства.

Можно найти малышу учителя музыки, который начнет обучать его музыкальной грамоте, начиная с простых вещей:

  • нот;
  • ключей;
  • гамм;
  • этюдов и пр.

Все это безусловно полезно для дальнейшего музыкального развития малыша, но в дошкольном возрасте никак не будет ассоциироваться у него с настоящей музыкой. Ведь в понимании детей дошкольного возраста музыка — это детские песенки и мелодии из мультфильмов.

Начиная обучаться музыкальной грамоте и игре на одном из музыкальных инструментов, ребенок не понимает, какое отношение все эти занятия имеют к той настоящей музыке, которая его трогает, которая ему нравится и запоминается. Не удивительно, что подобного рода занятия быстро наскучат малышу, он потеряет у ним интерес, а значит, и мотивацию продолжать.

Таких малышей еще рано приучать к нотам и ключам. Куда более правильным будет сосредоточить внимание на развитии в них музыкальности. Имея в дошкольном возрасте некую базу на основе многочисленных музыкальных впечатлений, малыш со временем, когда придет время обучаться в музыкальной школе, лучше справится с заданиями педагогов, связанными с прослушиванием и пониманием мелодий.

Дети, еще будучи в утробе матери, уже положительным образом реагируют на классические мелодии известных авторов. Именно поэтому так часто даже после рождения малыши отдают предпочтение классической музыке: их вкусы в некотором роде сформированы еще на этапе развития в мамином животе.

Со временем малыши начинают обращать внимание на музыку из фильмов, мультиков, вслушиваются в треки на радио и выделяют любимые мелодии. Именно в этот период для детей дошкольного возраста становится ясным: музыка занимает не последнее место в их жизни. Она помогает поднимать настроение, оставаться решительным и смелым, по-другому смотреть на привычные вещи.

Естественно, что связь малыша с музыкой будет крепче, если у него будет достаточно развит музыкальный слух. Как в этом случае могут помочь взрослые? Об этом ниже.

Занятия для развития слуха

На развитие слуха у ребят в дошкольном возрасте можно повлиять с помощью специальных занятий. В первую очередь нужно сделать так, чтобы музыка в жизни ребенка занимала значительное место. Если раньше малыш слышал мелодии только в качестве колыбельных перед сном, то теперь, в младшем или старшем дошкольном возрасте, когда он может слышать и воспринимать, музыка должна быть с ним рядом в самых разных ситуациях.

Например, если малыш в хорошем настроении и настроен на игру, ему можно предложить послушать забавные и веселые мелодии с четко выраженным ритмом. Когда кроха грустит или хандрит, можно включать ему нежные и грустные мелодии. Важно, чтобы в дошкольном возрасте дети научились различать музыку по настроению, ассоциировать ее с собственными переживаниями и событиями в жизни.

Начинать прослушивать разные мелодии можно с самого раннего детства, как только кроха научится воспринимать их на слух. Развитие годовалого ребенка уже позволяет уловить ритм во время хлопанья в ладоши или притоптывания.

Уже в младшем дошкольном возрасте можно научить ребенка выделять самые сильные, самые громкие, самые тихие, низкие или высокие ноты в музыке, предлагая для каждого отдельного случая свой вариант опознавательного действия: сильные ноты — топнуть, высокие — поднять руки вверх, низкие — присесть на корточки, тихие — приложить палец к губам и так далее.

С малышами, которые уже освоили азы речи, можно начинать заниматься, стимулируя у них развитие музыкального слуха с помощью разных музыкальных инструментов:

  • детского бубна;
  • металлофона;
  • губной гармошки;
  • трещоток;
  • дудочки.

Ребенку нужно будет предложить сначала прослушать, а потом и самостоятельноизвлечь из инструментов звуки, после чего определить их тип: высокие, низкие, громкие, тихие. Также определять типы звуков можно, вслушиваясь в пение птиц, лай собак, журчание воды и пр.

Со временем малышей дошкольного возраста можно начинать учить тому, как различать звуки по длительности. Совершенно лишним будет перегружать их головки информацией о размерах и нотах. Гораздо эффективнее будет показать, какую длительность имеет нота, с помощью обычного карандаша. Слушая звук, ребенок должен будет рисовать линию на бумаге, останавливаясь, как только она умолкнет. Так, например, звук от колокольчика может быть длинным и протяжным, тогда как от дудочки или барабана совсем коротким.

С детками старшего дошкольного возраста, развитие которых позволяет им считать до десяти, рисование линий на бумаге для определения продолжительности звука можно заменить счетом.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный слух и его влияние на воображение и фантазию детей

Музыкальный слух, также как чувство ритма и память, - важнейший компонент природных способностей, на котором строится музыкальное воспитание. Трудно переоценить значение развитого слуха для музыканта, поэтому неудивительно, что с самых первых шагов юных музыкантов ведущие педагоги уделяют большое внимание его развитию.

Музыкальный слух представляет собой своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства и обладающее бесконечным разнообразием индивидуальных качеств. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и другие виды слуха). Следовательно, он совершенно необходим для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Слух диалектично связан с общей музыкальностью, выражающейся в высокой степени эмоциональной восприимчивости музыкальных явлений, в силе и яркости вызванных ими образных представлений и переживаний. Иными словами, слух, как вид музыкального восприятия, влияет на образное мышление.

Проблемы развития слуха

Говоря о музыкальном слухе, о его значении в деятельности музыканта, нельзя не остановиться на тех проблемах, которые возникают при его развитии. Начальное обучение - едва ли не самый ответственный и трудный этап в работе педагога, это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. С самых первых занятий надо начать развивать музыкальное, художественное и слуховое восприятие. Образцами могут служить альбомы для детей таких выдающихся композиторов, как Шуман, Чайковский, Гречанинов, Прокофьев, Шостакович, Свиридов и многие другие.

На самом первом этапе обучения обычно появляются проблемы, связанные с недостаточным развитием музыкального слуха. Эти проблемы очень емкие, связаны со многими аспектами, вытекающими из сложности этого явления, и чтобы говорить о них, необходимо подробно разобрать каждый вид слуха. Приведенные ниже методы актуальны не только в работе с учащимися детской музыкальной школы, но и на последующих этапах обучения.

Остановимся подробно на каждом из видов музыкального слуха.

  1. Звуковысотный слух - это слух, ориентированный на высоту звука.

В связи с этим различают абсолютный слух и относительный.

Абсолютный - это способность узнать и воспроизвести высоту звука, не сравнивая их с другими, высота которых известна. Бывает активный (человек может воспроизвести любой заданный звук) и пассивный (только слышит);

Это редкая и ценная музыкальная способность. Абсолютный слух позволяет мгновенно слышать музыкальное качество любого звука и тональности, легко осознавать модуляции, свободно сольфеджировать и стенографировать музыкальные диктанты, ускоряет развитие гармонического слуха, увеличивает объем музыкальной памяти, облегчает овладение нотной грамотой и обучение музыке. В сочетании с интервальным, функциональным и другими компонентами музыкального слуха и развитым музыкальным мышлением абсолютный слух способствует достижению высоких творческих результатов. Мы живем в век мелодических и контрапунктических сложностей, и я не думаю, чтобы так называемый острый слух или высокоразвитое чувство абсолютной высоты звука имели очень много общего с подлинными музыкальными способностями».

Таким образом, абсолютный слух не является необходимым для музыканта параметром - например, для пианистов важнее иметь хорошо развитый относительный слух. Относительный слух - это способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д., отталкиваясь от опорного звука, некой тоновой настройки.

Звуковысотный слух развивается в процессе регулярных занятий музыкой на любом инструменте, а также на уроках сольфеджио и пения. Известный педагог-пианист Г. Цыпин в книге «Обучение игре на фортепиано» отмечает следующие методы:

- интонирование голосом отдельных звуков, сыгранных педагогом, а тж. небольших гармонических последовательностей, интервалов, входящих в комплекс тренировочных упражнений начинающих музыкантов;

- подбор по слуху и транспонирование мелодий известных песен и разучиваемых произведений (это также позволяет детям запомнить и соотнести звуки и расположение клавиш на инструменте);

- сольфеджирование разучиваемых произведений;

- пропевание одного из голосов в полифоническом произведении с одновременным исполнением остальных на фортепиано;

- определение на слух интервалов и аккордов.

Понятие фразы тесно связано с понятием мелодии. Передача в музыке настроения и художественного образа связана с мелодическим слухом. Он обеспечивает целостное восприятие мелодии.

Мелодический слух включает в себя интервальный и ладовый слух (по соотношению между соседними звуками или отношению к устойчивым звукам лада соответственно). Ладовая функциональность звука составляет его истинную музыкальную сущность. Согласно главному положению этой системы внутри лада каждый звук обладает своим характером, обусловленным его сопряжением с тоникой. Осознание ладового своеобразия мелодических ступеней положено в основу воспитания слуха.

Развитие мелодического слуха в практической работе музыкантов-педагогов связано с осмыслением и прочувствованием интервалов и умением мыслить горизонтально, ощущая мелодию как нечто целое. Этот вид слуха легко и естественно развивается у вокалистов, струнников, духовиков. При обучении на фортепиано методисты рекомендуют «вокализацию» исполняемых мелодических линий.

Для развития этого вида слуха можно также порекомендовать учебно-методическое пособие «Малыш за роялем» Лещинской. В первой части этого пособия предлагается большое количество народных и детских песен, расположенных в порядке увеличения сложности. Они запоминаются ребенком и подбираются по слуху от разных клавиш или пропеваются. Мелодии даны с поэтическим текстом, что облегчает запоминание и ощущение метроритма и строения мелодии. Некоторые даются с аккомпанементом, чтобы ученик распознал мелодию и повторил ее. Данные песни удобны для детского диапазона и просты для запоминания.

На более позднем этапе обучения приобретают важное значение и другие виды музыкальной выразительности. Фактура фортепианной литературы такова, что требуется умение слышать ее многопластовость, многослойность. Поэтому важное значение для учащегося-пианиста приобретает развитие полифонического слуха. Воспитание этого вида слуха связано прежде всего с умением слышать в звуковой ткани движение одновременно двух и более голосов, их своеобразие и индивидуальность.

Развитию полифонического слуха будут способствовать такие методы, как:

- поочередное проигрывание каждого голоса полифонического произведения;

- проигрывание голосов по парам - сопрано и бас, бас и тенор и т.д.;

- пропевание одного из голосов с одновременным проигрыванием остальных;

- исполнение полифонического произведения вокальным ансамблем;

- рельефное исполнение одного из голосов при намеренном затушевывании других.

Полифонический слух важен не только в полифонических произведениях, но и в романтических пьесах со сложной, многослойной фактурой. Например, «Времена года» Чайковского часто встречаются в репертуаре школьников старших классов. Фактура этих пьес изобилует сложными подголосками, перекличками, тематическими проведениями.

  1. Гармонический слух - звуковысотный слух музыкальный воспитание.

Исследователь Б.М. Теплов в работе «Психология музыкальных способностей» определяет гармонический слух как музыкальный слух, ориентированный на созвучия.

Необходимо добавить, что он развивается на основе ладового слуха, причем, в силу особенностей инструмента, у пианистов легче, чем у кого-либо другого. Единственный путь обучения навыкам подобного различения - ощущение качественных своеобразий этих аккордов. Поэтому развитие гармонического слуха связано с продолжительным периодом многократного вслушивания в звучание различных аккордов, выявления на слух их эмоционального своеобразия в звучании, а также с такими приемами, как:

- гармонический анализ произведения и вслушивание в звуковые структуры по ходу его исполнения в замедленном темпе;

- последовательноепропевание аккордов в мелодическом изложении;

- варьирование фактуры произведения с сохранением его гармонической основы;

- подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям (в книге Л. Баренбойма «Путь к музыке» предлагается присочинить простейший аккомпанемент к небольшим несложным мелодиям, причем с самого первого этапа обучения);

- транспонирование популярных несложных пьес в другие тональности.

Для начинающих пианистов можно порекомендовать упражнения из сборника «Малыш за роялем» Лещинской. Для развития гармонического слуха ученика автор предлагает мелодии с неправильной гармонизацией. Задача ученика - выбрать правильную гармонию, что способствует воспитанию гармонического чувства.

  1. Темброво-динамический слух

Большое значение для учащегося-пианиста имеет развитие темброво-динамического слуха. Б.М. Теплов говорил о том, что тембр и динамика - это тот материал, которым прежде всего творит исполнитель.

В педагогической практике для развития этого вида слуха чаще всего вызывают в воображении звучание различных инструментов симфонического оркестра и прибегают к их имитации. Г. Цыпин сказал: «При таком подходе ученик в погоне за недосягаемым очень много достигает». В развитии тембрового вида слуха большую роль играет также описание слуховых ощущений в терминах и понятиях других видов ощущений. Звук может быть не только громкий и тихий, но и сочный, мягкий, нежный, благородный, густой и т.п. Игра в зоне первой октавы начинающих пианистов ограничивает восприятие тембрового богатства фортепиано, поэтому желательно, чтобы в репертуар уже с первых шагов включались произведения, охватывающие различные регистры инструмента.

  1. Внутренний слух

«Физический слух - это ничто; духовный слух, если можно так выразиться,-- вот что действительно имеет значение». И. Гофман

Помимо рассмотренных выше видов музыкального слуха, нельзя не остановиться на несколько другой его области - способности к внутреннему прослушиванию. Способность внутреннего слушания во время игры имеет огромное значение - чем оно отчетливее, чем большие мелодические отрезки и аккордовые комплексы способен охватить музыкант, тем благоприятнее условия для исполнительской деятельности. Это умение также позволяет музыканту работать над произведением без инструмента, улучшая качество игры за счет улучшения качества и содержания своих слуховых представлений.

Про советского пианиста Григория Гинзбурга рассказывали, что он любил заниматься без рояля. Он проигрывал про себя программу своего концерта в медленном темпе, слыша своим внутренним слухом в мельчайших подробностях всю музыкальную ткань в деталях и в целом.

Людвиг Ван Бетховен, Берджих Сметана - известные музыканты, который творили, полностью лишенные слуха. На позднем этапе жизни они продолжали писать музыку, руководствуясь только внутреннимслышанием.

Развитию внутреннего слуха способствуют транспонирование, подбор по слуху, сочинение музыки, импровизация, а также такие методы как внутреннее проигрывание перед выступлением на сцене, исполнение аккомпанемента с одновременным внутренним пропеванием мелодии (и наоборот).

Создание четкого слухового образа музыкального произведения до начала исполнения - показатель профессионального мастерства музыканта, поэтому развитие внутреннего слуха является важнейшей задачей развития учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха и его роль в музыкальном образовании детей

Целью настоящей работы является  рассмотрение вопроса о том, какую роль в воспитании юных музыкантов играет музыкальный слух. В исследовании представлена подробная классификация видов и фор...

Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению.

Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению. Музыкальный слух – способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельност...

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ, КАК ГЛАВНОГО РЕГУЛЯТОРА ПЕВЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА (методическая разработка)

Развитие музыкального слуха и  музыкальности детей вообще. Часто из-за нерационального использования «механической» музыки у них снижается музыкальный слух, восприятие, память. Как этого из...

Советы родителям: как развить воображение и фантазию у ребенка

Реальный критерий ума человека - это способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности (науке, производстве, бизнес...

Художественное воображение и фантазии учащихся на уроках изобразительного искусства. Их роль в художественном творчестве.

Художественно-эстетическое воспитание современного человека невозможно без осознания серьезной роли навыков абстрактного восприятия действительности. Зачастую именно фан...

Как развить воображение и фантазию

Обучение. Фантазии и воображениеТак что такое фантазия? Чем она отличается от воображения? Есть ли в них необходимость? Можно ли вообще развить воображение и фантазию?Можно охарактеризовать эти поняти...

Как развить воображение и фантазию

Обучение. Фантазии и воображениеТак что такое фантазия? Чем она отличается от воображения? Есть ли в них необходимость? Можно ли вообще развить воображение и фантазию?Можно охарактеризовать эти поняти...