Конспекты уроков в основной школе по учебному предмету "Музыка"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
1. Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Образы родной земли. Фольклор в музыке русских композиторов"
2. Конспект урока музыки в 5 классе по теме урока: "Что за прелесть эти сказки"
3. Конспект урока музыки в 5 классе по теме урока: "Путешествие в музыкальный театр.
Опера-былина "Садко" Н.А. Римского-Корсакова"
4. Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Слово о мастере. Всю жизнь мою несу Родину в душе..."
5. Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Школа: МБОУ «СОШ № 89 г. Челябинска» | Учитель музыки: Королёва Галина Леонидовна |
Дата: 29.10.24 | Руководитель практики ЧПК № 1: Шелепова Дарья Александровна |
Класс: 5 | Преподаватель фортепиано: Литвяк Анна Владимировна |
Студентки 40 группы | Преподаватель вокала: Муталиева Лейла Суймбаевна |
Попковой Анны Андреевны | Преподаватель дирижирования: Земскова Оксана Анатольевна |
Тема: «Образы родной земли. Фольклор в музыке русских композиторов»
Цель: формирование интереса к народному фольклору в русской классической музыке через музыкальные образы фольклорных персонажей.
Задачи:
- Обучающая: проследить единства связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения; познакомить с новым жанром «симфоническая миниатюра»; формировать умения размышлять о музыке; учить анализировать музыку.
- Развивающая: развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать музыкальные произведения; развивать вокально-хоровые навыки, внимание, память.
- Воспитательная: воспитывать интерес к музыке А.К. Лядова; воспитывать любовь к русской классической музыке; воспитывать музыкальную культуру детей.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы и приемы: метод межпредметных связей, словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод размышления о музыке, приём графического изображения мелодии.
Материалы, оборудование: компьютер, флешка, синтезатор, ноты, раздаточный материал.
Музыкальный репертуар: А.Н. Пахмутова «Просьба»; симфоническая миниатюра «Кикимора», А.К. Лядов.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Рефлексия
5. Итог урока
Челябинск, 2024
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организаци-онный момент | Замотивировать детей на предстоящую деятельность | Музыкальное приветствие Учитель - «Прозвенел уже звонок, начинается урок!» «Здравствуйте, ребята!» Дети – «Здравствуйте!» - Предлагаю вспомнить, у какого композитора в его симфонии звучит вот эта мелодия («Во поле берёза стояла» - собственное исполнение a`capella) Эту песню сочинил народ или композитор? - Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей. - Скажите, как называется жанр, где используются сказки, былины, сказания, предания? - Ребята, а вы знаете, что такое сказка? Сказка – это волшебный рассказ о вымышленных событиях и приключениях. В сказках всегда добро побеждает зло. - Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – легендам, преданиям, сказкам. - Это и «Снегурочка», «Садко» у Н.А. Римского- Корсакова и «Черномор» у М.И. Глинки. А вместе – сказки, былины и сказания образуют фольклор. - Так как вы думаете, будет звучать тема нашего урока? (запишите в тетрадь название темы урока) Фольклор в музыке русских композиторов Напомните, что нужно было сделать дома, какое было домашнее задание. Проверка домашнего задания, выставление оценок | Предполагаемые ответы детей: симфония № 4 П. И. Чайковского – 4 часть «Во поле берёза стояла»
«Во поле берёза стояла» - это русско-народная песня. Предполагаемые ответы детей: фольклор - устное народное творчество, сочинил народ. Предполагаемые ответы детей: Выдуманная история с хорошим и добрым концом, где добро побеждает зло. Предполагаемые ответы детей: Фольклор в музыке русских композиторов. | 8 минут | ||||||||
Организа-ция слушатель-ской деятель-ности | Воспитывать интерес к музыке А.К. Лядова Воспитывать любовь к русской классической музыке Проследить единства связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения Познакомить с новым жанром «симфоническая миниатюра» Развивать способность вслушиваться в характер музыки Учить анализировать музыку Размышлять и анализировать музыкальные произведения | - Сегодня мы с вами будем говорить о русском композиторе - Анатолии Константиновиче Лядове. Он родился в Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, и в дальнейшем стал сам прекрасным композитором и пианистом. Лядов создал несколько симфонических произведений со сказочными названиями: «Волшебное озеро», «Баба-яга». - Название ещё одного произведения, с которым мы будем знакомиться сегодня, мы узнаем, если выполним задание. Первая буква музыкального слова является буквой нашей загадки. Кларнет Инструмент Ключ Интонация Мелодия Опера Рондо Ария - Мы познакомимся с музыкальной сказочной картиной «Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора? Народное сказание о Кикиморе (эмоциональный собственный рассказ) Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной. - Найдите в тексте слова подтверждающие внешность кикиморы. - Таким образом, мы понимаем, что Кикимора – это немаловажный персонаж в русском фольклоре. - Следующее задание мы будем выполнять в парах. Прошу выполнить задание на карточках: нужно из предложенных букв составить названия инструментов и разделить их на группы. В одной группе окажутся инструменты симфонического оркестра, в другой - народного. - Мы увидели, что инструменты в симфоническом и народном оркестрах различны. И музыкальные произведения, которые они исполняют, тоже разные. Например, симфонический оркестр может исполнять симфонии, пьесы, сюиты. - Вернёмся к произведению Лядова «Кикимора». Это симфоническая миниатюра. - Вы знаете, что это такое? - Симфоническая миниатюра – это небольшое произведение для симфонического оркестра (запишите в тетрадь термин). - Анатолий Константинович Лядов явился создателем жанра симфонической миниатюры. - Послушаем произведение целиком. - Определите, как звучит произведение, какой характер? - Также будет индивидуальное задание, у некоторых ребят, я раздам листочки, и вам нужно будет изобразить образ Кикиморы, который вы услышите во время прослушивания произведения. Но будьте внимательны, не везде будет образ героини. (индивидуальное задание – нужно некоторым ребятам зарисовать, как они представляют Кикимору) После ребята показывают рисунки всему классу, все вместе разбираем, чей рисунок больше подходит по звучанию произведения для характеристики персонажа. Дети, которые рисовали, получают хорошие оценки за урок. Слушание полностью симфонической миниатюры А.К. Лядова «Кикимора» - Вернёмся к вопросам, как вы думаете, как звучит произведение, какой характер? - Музыкальная миниатюра имеет несколько лейтмотивов (главных тем в музыке). (Слушание вступления, после чего дети, под руководством, делят его на фрагменты с соответствующими лейтмотивами) - Мы прослушали начало произведения (вступление). Можно ли его разделить на несколько частей?
- Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – «У кудесника в каменных горах». Это будет первый лейтмотив. - А какая была далее музыка?
- Ещё один колоритный персонаж – это Кот-Баюн, является вторым лейтмотивом. Кот-Баюн качает в колыбельке Кикимору. Музыкальный инструмент - английский рожок (показ инструментов), исполняет тему кота, она звучит в жанре колыбельной песни.
[Английский рожок – деревянный духовой музыкальный инструмент. Он является разновидностью гобоя] - Колыбельная песня является древнейшим жанром музыкального фольклора, который имеет спокойный характер, присуще разнообразие интонаций и слов. - Она рисует нам «хрустальчатую колыбельку» - третий лейтмотив. Для создания сказочного образа в произведении композитор использовал тембр редкого инструмента – челеста (показ инструмента). - Какое у этого инструмента звучание? [Челеста – это клавишно-ударный инструмент, внешне схожий с небольшим пианино. Состоит из деревянного корпуса и стальных пластин. Нажатие клавиши заставляет молоточек ударять по пластине, вызывая её звучание] - После начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Вслушайтесь в музыку, как вы думаете, чей образ показывает нам музыка? – Разбушевалась Кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка. (Cлушание быстрой части – 4 лейтмотива, который характеризует главную особу – Кикимору) - И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. [Флейта-пикколо – деревянный духовой музыкальный инструмент. Обладает пронзительным и свистящим тембром, звучит на октаву выше обыкновенной флейты] - Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит Кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. - А пока она… спит. Давайте мы все вместе споем ей песню «Просьба». Это песня очень жалобная, затрагивает важные темы природы. |
Предполагаемые ответы детей: Кикимора Предполагаемые ответы детей: сказочный персонаж, Кикимора – чаще всего относится к отрицательным героям. Предполагаемые ответы детей: тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Предполагаемые ответы детей: нет Предполагаемые ответы детей: устрашающе поначалу, необычно. Дети: можно. Самое начало медленное, зловещее. Дети: далее музыка мягкая, напевная. Дети: музыка как – будто звенит. Предполагаемые ответы детей: Кикиморы. | 16 минут | ||||||||
Организа-ция исполни-тельской деятель-ности | Развивать вокально-хоровые навыки, внимание, память Воспитывать музыкальную культуру детей Развивать способность вслушиваться в характер музыки Размышлять и анализировать музыкальные произведения | Сегодня мы с вами познакомимся с песней А.Н. Пахмутовой «Просьба». Но для начала нам нужно подготовить артикуляционный аппарат к пению. - Для этого нам нужна ладонь, мы будем на неё дуть – представлять, как будто хотим сдуть пёрышко. Слушание песни «Просьба» А.Н. Пахмутовой (собственный показ, затем управление хором дирижерским жестом, показ звуковыстоности под музыкальный инструмент – фортепиано + под плюс песни). 1 куплет: Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась... Этот сон давнишний до сих пор мне снится: На траве кровавой вздрагивает птица. Припев: Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо! А море без рыб - не море! И земля без зверей - не земля, Не земля, не земля! Работа над интонацией, характером песни, разбор сложных непонятных слов в песне. Пение 1 куплета и припева - Давайте медленно пропоём начало куплета, здесь мы с вами шагаем близко, сначала идём наверх, затем вниз. Внимательно следите за рукой (звуковысотность). - Предлагаю обсудить текст песни, как вы думаете, о чём поётся в песне.
| Предполагаемые ответы детей: О том, как важно беречь природу, наших младших друзей – животных, птиц и природу. | 10 минут | ||||||||
Рефлексия | Развивать собственный самоанализ детей | - Кто хочет поделиться своими впечатлениями от урока? - Что интересного вы узнали? Рефлексивный прием «Светофор» - Как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке: оставьте руки на парте, кому было трудно; кто неплохо работал, те поднимите обе руки; кто доволен своей работой на уроке – похлопайте в ладоши. | Ответы детей: всё понравилось, был интересный и познавательный урок. | 3 минуты | ||||||||
Итог урока | Подведение итогов, закрепление пройденного материала | Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку: - Что вам наиболее понравилось? - С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня? - Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали? - Кто такая Кикимора? Для проверки знаний выдам вам небольшой тест на дом – необходимо будет сделать дома и принести на следующий урок. Вы замечательно работали! - Самым активным ребятам, я выставлю оценки в дневники, подойдите ко мне после урока. - На этом наш урок подошёл к концу. До новых встреч, ребята! | Предполагаемые ответы детей: - С творчеством А.К. Лядова - Симфоническая миниатюра «Кикимора» - Персонаж в русско-народных сказаниях и былинах. | 3 минуты |
Предварительный просмотр:
Школа: МБОУ «СОШ № 89 г. Челябинска» | Учитель музыки: Королёва Галина Леонидовна |
Дата: 12.11.24 | Руководитель практики ЧПК № 1: Шелепова Дарья Александровна |
Класс: 5 | Преподаватель фортепиано: Литвяк Анна Владимировна |
Студентки 40 группы | Преподаватель вокала: Муталиева Лейла Суймбаевна |
Попковой Анны Андреевны | Преподаватель дирижирования: Земскова Оксана Анатольевна |
Тема: «Что за прелесть эти сказки»
Цель: формирование знаний о взаимосвязи музыки и литературы, на примере симфонической сюиты «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова.
Задачи:
- Обучающая: закрепить и расширить полученные знания о взаимосвязи музыки и литературы; продолжить знакомство с понятием «фольклор» через творческую и исполнительскую деятельность; знакомство с биографией и творчеством великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова; формировать умения размышлять о музыке; учить анализировать музыку.
- Развивающая: развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать музыкальные произведения; развивать вокально-хоровые навыки, внимание, память; развитие творческой активности.
- Воспитательная: воспитывать любовь к русской классической музыке; воспитывать музыкальную «слушательскую» культуру.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод размышления о музыке, метод пластического интонирования.
Материалы, оборудование: компьютер, флешка, синтезатор, ноты, раздаточный материал.
Музыкальный репертуар: А.Н. Пахмутова «Просьба»; симфоническая сюита «Шехерезаде», Н.А. Римский-Корсаков, 1 часть.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Рефлексия
5. Итог урока
Челябинск, 2024
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | |||||||||
Организаци-онный момент | Замотивировать детей на предстоящую деятельность | Музыкальное приветствие Учитель - «Прозвенел уже звонок, начинается урок!» «Здравствуйте, ребята!» Дети – «Здравствуйте!» - Тема прошлого урока была: «Фольклор в музыке русских композиторов». Мы с вами говорили об устном народном творчестве – фольклоре, зародившемся глубоко в древности (сказки, легенды, предания). - Вспомните, с каким музыкальным произведением вы познакомились на прошлом уроке? - Скажите, что послужило литературной основой «Кикиморы»? - Русский композитор А. К. Лядов передал своё видение этого произведения, главных персонажей с помощью музыкальных средств выразительности. Напомните, что нужно было сделать дома, какое было домашнее задание на сегодняшний урок. Проверка домашнего задания, выставление оценок - На этом уроке мы продолжим с вами путешествие по жанрам литературы и музыки, и выявим их взаимосвязь. - Ребята, попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку? (Произношу с подсказками детей) «У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том; И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево – сказку говорит…» - Любите ли вы сказки? - Сегодня мы будем слушать, и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка является главным действующим героем. Актуализация знаний. - Давайте подумаем, как будем называться тема нашего урока, связано со сказками. - Тема нашего урока звучит: «Что за прелесть эти сказки» «Что за прелесть эти сказки!» - Ребята, кто является автором этого сказочного высказывания? В доме Пушкиных часто проходили музыкально-литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А. Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А. Пушкина нашли своё продолжение в музыке композиторов – сказочников… - Как вы думаете, каких? Назовите этих композиторов. | Ученики: симфоническая миниатюра «Кикимора» Анатолия Константиновича Лядова. Предполагаемые ответы детей: Основой стало народное сказание.
- Да! Предполагаемые ответы детей: А.С. Пушкин П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков. | 9 минут | |||||||||
Организа-ция слушатель-ской деятель-ности | Учить анализировать музыку Размышлять и анализировать музыкальные произведения Закрепить и расширить полученные знания о взаимосвязи музыки и литературы Продолжить знакомство с понятием «фольклор» через творческую и исполнительскую деятельность Знакомство с биографией и творчеством великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова | - Н.А. Римский-Корсаков был родом из музыкальной семьи, его отец хорошо играл на фортепиано, а мама и дядя любили исполнять народные песни. Музыкальные способности своего сына они заметили, когда мальчику было 2 года, а с 6 лет стали обучать игре на рояле. У маленького композитора был абсолютный слух и прекрасная музыкальная память. Но больше всего в это время он мечтал о море – играл в морские игры, рисовал и строил корабли. В 12 лет отец привёз его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Там он учился и стал гардемарином. Впоследствии на корабле «Алмаз» Римский-Корсаков совершил кругосветное плавание. Вернувшись из путешествия, он окончательно решил стать композитором. Во время путешествия композитор побывал в некоторых восточных странах и очень заинтересовался культурой и бытом этих государств. Особенно ему понравились арабские сказки под общим названием «Тысяча и одна ночь». Давайте приоткроем дверь в сказочный мир Востока, который не перестаёт удивлять во все времена. - Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? - Восточные сказки… Они не могут оставить равнодушными ни одного человека. Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и детей герои арабских сказок «Тысяча и одна ночь». «Влечёт Восток сияньем красок, Зовёт базарной суетой, С Али – Бабой, героем сказок, С Синдбадом, брошенным волной. Там Шехеразада начинает, Для Падишаха свой рассказ, Багдадаский вор там убегает, Торговцев обманув не раз. На ослике, качаясь, едет Хаджа, мудрейший Насреддин, И, вынув лампу, вызывает Седого джинна Алладин. Там поднимаясь на барханы, Стремясь пустыни перейти, Идут с востока караваны, Сходясь на Шёлковом пути. И на Востоке, средь барханов Живёт красавица одна Она зовётся Шехеразадой Она прекрасна и умна». - Восточные сказки не оставили равнодушным и Николая Андреевича Римского-Корсакова, который по их мотивам написал Симфоническую сюиту в 1888 году. С тех пор это произведение приобрело большую популярность среди слушателей. – Ребята, а вы знаете, что такое сюита как музыкальный жанр? (Сюита – жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом) - У Римского-Корсакова сюита напоминает симфонию, состоящую из 4-х частей, каждая из них имеет названия, то есть имеют программу. Такие музыкальные произведения называют программной музыкой. - Попробуем сформулировать определение программной музыки. Программная музыка - это музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания. Композитор назвал сюиту «Шехеразада» и приложил к партитуре следующую программу: «Султан Шахрияр, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи. Но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи. Побуждаемый любопытством, Шахрияр постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ». - На какие образы настраивает нас композитор? Сюита состоит из 4-х частей:
- Сегодня мы послушаем фрагмент 1 части «Море и корабль Синдбада», который начинается с показа главных героев. - Вам нужно послушать внимательно и ответить, какие инструменты вы услышали, и дать небольшую характеристику персонажам, какие они по характеру. Теперь познакомимся с кратким содержанием 1 части: «Вступление начинается темой Шахрияра – сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, исполняют медные духовые инструменты и струнно-смычковые – виолончель и контрабас). За ней следует тема Шехеразады – нежная и томная, исполненная певучей скрипкой с переливами арфы. В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы. Шехеразада рассказывает о легендарном моряке Синдбаде, который отправляется в плавание… … Далее следует образ волнующегося моря, которая основана на теме Шахрияра, только теперь она становится темой героя сказки – отважного путешественника Синдбада, сохраняя суровый характер. Здесь же слышна тема корабля Синдбада. Её музыка удивительно тонко передаёт дыхание морской стихии, рисует бесконечную череду волн с белыми «барашками» на гребнях. Но волнение моря постепенно нарастает, и теперь музыка рисует величие разбушевавшейся стихии. К концу части все успокаивается, и музыка вновь изображает картину ласкового умиротворённого моря. Тема Шахрияра светлеет, как будто владыка под влиянием прекрасных сказок смягчился и дарует Шехеразаде ещё один день жизни, чтобы услышать продолжение сказки...» Послушаем ещё раз более внимательно (по образам: Шахрияр, Шехерезада, волнующееся море, Синдбад) - Ребята, давайте представим, что мы находимся в волшебном замке султана и должны своими движениями очаровать хозяина. Будем использовать руки, руками можно передать любое настроение и характер произведения (метод пластического интонирования). - А нескольким ребятам индивидуальное задание, вам нужно внимательно прочитать все музыкальные понятия и правильно соотнести стрелочкой с пояснениями. Фольклор - Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания. Сюита - Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» Программная музыка - Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом. Что лежит в основе симфонической сюиты «Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова? Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности. - Ещё композитор передаёт в музыке образ моря, мелодия передавала звучание волн. |
Предполагаемые ответы детей: пустыня, верблюд, солнце, песок, восточные сказки… Предполагаемые ответы детей: нет. - Шахриара и Шехеразады. Предполагаемые ответы детей: сильный властный султан, могучий владыка и нежная Шехерезада, исполняемая нежной скрипкой и звучанием арфы. Дети используют движения рук для исполнения восточного танца | 15 минут | |||||||||
Организа-ция исполни-тельской деятель-ности | Развивать вокально-хоровые навыки, внимание, память Воспитывать музыкальную культуру детей Развивать способность вслушиваться в характер музыки Размышлять и анализировать музыкальные произведения | Но мы с вами в прошлый раз начали разучивать песню не про море, но также, связанную с природой и о важности бережного отношения к природе. Это песня А.Н. Пахмутовой «Просьба». Но для начала нам нужно подготовить артикуляционный аппарат к пению. - Для этого нам нужна ладонь, мы будем на неё дуть – представлять, как будто хотим сдуть пёрышко. Слушание песни «Просьба» А.Н. Пахмутовой (собственный показ, затем управление хором дирижерским жестом, фортепиано + под плюс песни). 1 куплет: Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась... Этот сон давнишний до сих пор мне снится: На траве кровавой вздрагивает птица. Припев: Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо! А море без рыб - не море! И земля без зверей - не земля, Не земля, не земля! 2 куплет: Люди-исполины, люди-великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы, Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно. И должно быть сердце - сердце человечье. Работа над интонацией, характером песни, разбор сложных непонятных слов в песне. Пение 1 куплета и припев, разбор 2 куплета Начало работы со 2 куплетом - Давайте медленно пропоём начало куплета, здесь мы с вами шагаем близко, сначала идём наверх, затем вниз (проработка проблемных моментов). - Предлагаю обсудить текст песни, как вы думаете, о чём поётся в песне.
| Предполагаемые ответы детей: О том, как важно беречь природу, наших младших друзей – животных, птиц и природу. | 10 минут | |||||||||
Рефлексия | Развивать собственный самоанализ детей | - Что интересного вы узнали на уроке? Рефлексивный прием «Светофор» - Как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке: оставьте руки на парте, кому было трудно; кто неплохо работал, те поднимите обе руки; кто доволен своей работой на уроке – похлопайте в ладоши. | Ответы детей: всё понравилось, был интересный и познавательный урок. Познакомились с симфонической сюитой «Шехерезада». | 3 минуты | |||||||||
Итог урока | Подведение итогов, закрепление пройденного материала | Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в мир восточных сказок: - Что вам наиболее понравилось? - С творчеством, какого композитора, вы познакомились сегодня? - Какое произведение вы узнали и послушали? - Что же объединило на нашем уроке музыку и литературу? Домашним заданием будет сочинить небольшую сказку Востока в тетрадях. На следующем уроке проверю. Вы замечательно работали! - Самым активным ребятам, я выставлю оценки в дневники, подойдите ко мне после урока. - На этом наш урок подошёл к концу. До новых встреч, ребята! | Предполагаемые ответы детей: - С творчеством Н.А. Римского-Корсакого. - Симфоническая сюита «Шехерезада». - Персонажи в восточных сказках, музыка уникальная, не слышала такого ранее, у музыкантов. | 3 минуты | |||||||||
Предварительный просмотр:
Школа: МБОУ «СОШ № 89 г. Челябинска» | Учитель музыки: Королёва Галина Леонидовна |
Дата: 10.12.24 | Руководитель практики ЧПК № 1: Шелепова Дарья Александровна |
Класс: 5 | Преподаватель фортепиано: Литвяк Анна Владимировна |
Студентки 40 группы | Преподаватель вокала: Муталиева Лейла Суймбаевна |
Попковой Анны Андреевны | Преподаватель дирижирования: Земскова Оксана Анатольевна |
Тема: «Путешествие в музыкальный театр. Опера-былина «Садко» Н.А. Римского-Корсакова»
Цель: определение роли и значения музыки в былинах и сказках на примере оперы-былины «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.
Задачи:
- Обучающая: познакомить с творчеством русского композитора Н.А. Римского-Корсакова на примере оперы-былины «Садко».
- Развивающая: развивать у обучающихся умение слушать и анализировать прослушанное музыкальное произведение; способствовать развитию музыкального слуха; развивать вокально-хоровые навыки, внимание, память.
- Воспитательная: воспитывать любовь и потребность в музыке, как средства общения; воспитание эстетического отношения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод размышления о музыке.
Материалы, оборудование: компьютер, флешка, синтезатор, ноты, раздаточный материал.
Музыкальный репертуар: «С чего начинается Родина» музыка В. Баснера, слова М. Матусовского; музыкальные фрагменты из оперы-былины «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация исполнительской деятельности
3. Организация слушательской деятельности
4. Рефлексия
5. Итог урока
Челябинск, 2024
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организаци-онный момент | Замотивировать детей на предстоящую деятельность | Музыкальное приветствие Учитель - «Прозвенел уже звонок, начинается урок!» «Здравствуйте, ребята!» Дети – «Здравствуйте!» - Сегодня мы продолжим наш разговор о тесной связи двух видов искусств – музыки и литературы. - Литература и музыка тесно связаны друг с другом. Сегодня мы встретимся с одним из любимых вами жанров литературы - сказкой! Назовите сказки, которые положены в основу оперных и балетных либретто. Напомните мне, что такое либретто? Это - краткое содержание оперы или балета. В переводе означает – «маленькая книжечка». | Предполагаемые ответы детей: «Щелкунчик», «Сказка о царе Салтане» | 8 минут | ||||||||
Организа-ция исполни-тельской деятель-ности | Развивать вокально-хоровые навыки, внимание, память Воспитывать любовь и потребность в музыке, как средства общения Воспитывать эстетическое отношение | Споем песню «С чего начинается Родина», которую разучивали ранее. - Перед исполнением песни нам необходимо подготовить наш голосовой аппарат к пению. (Помычим с закрытым ртом, губы трубочкой и широко улыбаемся) - Сейчас будем исполнять песню, работая над выразительностью. Управление хором дирижерским жестом, исполнение минусовки песни целиком С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять? С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, С той самой берёзки, что во поле, Под ветром склоняясь, растёт. А может она начинается С весенней запевки скворца И с этой дороги просёлочной, Которой не видно конца. С чего начинается Родина… С окошек горящих вдали, Со старой отцовской буденновки, Что где-то в шкафу мы нашли, А может она начинается Со стука вагонных колёс, И с клятвы, которую в юности Ты ей в своём сердце принёс.
|
| 15 минут | ||||||||
Организа-ция слушатель-ской деятель-ности | Познакомить с творчеством русского композитора Н.А. Римского-Корсакова на примере оперы-былины «Садко» Развивать у обучающихся умение слушать и анализировать прослушанное музыкальное произведение Способствовать развитию музыкального слуха | - Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова, русского композитора, он сочинял оперы. Вы знаете, что такое былина? Былина – это русская народная эпическая песня о богатырях. Сейчас я вам прочитаю небольшой отрывок из былины «Садко». Внимательно послушайте и ответьте на вопрос, чем занимался Садко? «Как во славном Нове-городе Был Садко, весёлый молодец Не имел он золотой казны А имел лишь гусельки яровчаты По пирам ходил-играл Садко Потешал купцов, людей посадских» - Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока. Используя фамилию / имя русского композитора, слово «опера», былина «Садко» Сейчас вернёмся к разговору о русском композиторе – Н. А. Римском-Корсакове. - Познакомимся с его биографией – некоторым ребятам в парах я раздала слова из которых необходимо составить предложения и прочитать всем факты о композиторе, даю некоторое время на выполнение (парная работа). Запишем в тетрадь факты - Его настоящая область деятельности - опера, притом сказочная, легендарная, фантастическая. Его называют величайшим среди музыкантов сказочников. Из огромного творческого наследия композитора мы остановимся на одной опере - былине - «Садко». Кто же такой Садко? Садко – герой былин новгородского цикла. Былина о Садко – отважном путешественнике-мореплавателе, певце-гусляре, торговом посланце из Великого Новгорода. - Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков. Многие слова, а так же описание декораций и сценических подробностей Римский-Корсаков заимствовал целиком из народного эпоса - различных былин, песен, заговоров, причитаний. Сейчас мы с вами послушаем увертюру к опере, я предлагаю вам подумать, как можно назвать музыкальный фрагмент? (Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан - море синее») - Правильно. Вступление называется «Океан - море синее». Сейчас послушаем ещё раз, и вам нужно будет ответить на вопросы: - Как композитор передает характер моря? - Какие инструменты симфонического оркестра помогают нам услышать «краски моря»? - Реальные персонажи оперы охарактеризованы песенными вокальными мелодиями, а фантастические образы – инструментальными темами. - Познакомимся с двумя главными героями оперы: Садко - купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель. Волхова - дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница. Знакомство их произошло на Ильмень – озере. - Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. Приходит сюда Садко. Играет он на гуслях и поёт песню, изливая в ней свою тоску. Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Начались чудеса: всколыхнулось трость-дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова - дочь царя морского. Очарованный Садко приближается к той, что краше всех. Он хочет знать, кто она, кто другие сестры-девицы. Но не отвечает на вопрос красавица, а только ласково благодарит гусляра за прекрасную грустную песню, что «долетела до глубокого дна Ильмень-озера» и покорила всех своей искренностью. В награду за песню Волхова обещает Садко, что он поймает трех рыбок, которые принесут ему богатство и славу. Рыбки на берегу Ильмень-озера превратились в слитки, теперь богат гусляр. Садко собирает дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про далекие края, чтобы знать ему, куда ему плыть. Сейчас послушаем песню Садко «Заиграйте, мои гусельки» - по просьбе Волховы Садко заводит весёлую хороводную песню. Послушайте, и ответьте, о чём поется в песне. - Позже Садко снарядил корабли, собрал дружину и отправился в путешествие. Двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платил. И вот он велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. Потребовал морской царь выкуп, и спустился Садко на дно морское, развеселил все морское дно своими песнями и отдал морской царь в жены ему царевну Волхову. Волхова помогает Садко вернуться на землю. На берегу Ильмень-озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию. Звучит фрагмент из оперы «Садко» «Колыбельная Волховы» Вопросы перед слушанием: какая песня по характеру? - Конечно же, это колыбельная Волховы. - Развеялись волшебные чары подводного царства, весь новгородский люд приветствуют смелого Садко, который проложил путь Новгороду в страны заморские. - Николай Андреевич Римский-Корсаков хотел изобразить народность в музыке, поэтому обратился к жанру «былина» и создал оперу-былину «Садко». Конечно же оперу, исполняет симфонический оркестр, а вместо гуслей используется арфа, ведь она похожа по звучанию на этот народный инструмент (гусли). | Предполагаемые ответы детей: опера-былина «Садко» Н.А. Римского-Корсакова Парная работа (ребята диктуют всему классу факты, все записывают в тетрадь) Что-то волнующее, наверное, вода или море. Динамикой. Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит на пиано, бушующее море - на форте. Самые певучие струнные смычковые - скрипки, виолончели показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана. Предполагаемые ответы детей: Садко поёт про Волхову, про прекрасную девицу, которая собирает белые цветки. Мелодия очень медленная похожая на колыбельную. | 10 минут | ||||||||
Рефлексия | Развивать собственный самоанализ детей | - Что интересного вы узнали на уроке? «Лестница успеха» - Как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке: В тетрадях нарисуйте лестницу с тремя ступеньками, на самой нижней расположите, если вы недовольны своей работой на уроке; на средней – если вы не полностью были вовлечены; и на высокой – если довольны работой на уроке, активно отвечали. | Ответы детей: всё понравилось, был интересный и познавательный урок. | 3 минуты | ||||||||
Итог урока | Подведение итогов, закрепление пройденного материала | - Итак, ребята, вспомним еще раз, какую музыку мы сегодня слушали? - Мы узнали, что некоторые оперы написаны композиторами по сказкам.
- Верно, литература и музыка взаимосвязаны между собой, так как на многие тексты литературных произведений композиторы сочинили свои музыкальные произведения! - На этом наш урок подошёл к концу. До новых встреч, ребята! | Мы слушали музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Вступление «Океан - море синее» в исполнении оркестра, «Колыбельную Волховы», «Заиграйте, мои гусельки». - Нет, не смог бы. | 4 минуты |
Предварительный просмотр:
Школа: МБОУ «СОШ № 89 г. Челябинска» | Учитель музыки: Королёва Галина Леонидовна |
Дата: 26.11.24 | Руководитель практики ЧПК № 1: Шелепова Дарья Александровна |
Класс: 5 | Преподаватель фортепиано: Литвяк Анна Владимировна |
Студентки 40 группы | Преподаватель вокала: Муталиева Лейла Суймбаевна |
Попковой Анны Андреевны | Преподаватель дирижирования: Земскова Оксана Анатольевна |
Тема: «Слово о мастере. Всю жизнь мою несу Родину в душе…»
Цель: формирование представления о художественном восприятии окружающего мира через интерес обучающихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.
Задачи:
- Обучающая: знакомство со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства на основе изучения симфонии – действа «Перезвоны» В.А. Гаврилина; осознание обучающимися значения колокольного звона в жизни человека и взаимосвязи музыкального искусства, литературы и живописи; расширение эмоционального словаря школьника.
- Развивающая: развивать эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов; формирование умений развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности и самостоятельно ставить для себя новые задачи на основе взаимосвязи музыки с другими видами искусства.
- Воспитательная: воспитание российской гражданской идентичности: уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры; воспитание эстетического отношения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод размышления о музыке.
Материалы, оборудование: компьютер, флешка, синтезатор, ноты, раздаточный материал.
Музыкальный репертуар: «С чего начинается Родина» музыка В. Баснера, слова М. Матусовского; В. А. Гаврилин симфония-действо «Перезвоны».
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация исполнительской деятельности
3. Организация слушательской деятельности
4. Рефлексия
5. Итог урока
Челябинск, 2024
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организаци-онный момент | Замотивировать детей на предстоящую деятельность | Музыкальное приветствие Учитель - «Прозвенел уже звонок, начинается урок!» «Здравствуйте, ребята!» Дети – «Здравствуйте!» Мы с вами слушали много музыкальных произведений вокальных и инструментальных. Какие - то из них анализировали, а какие - то исполняли. Ответьте, пожалуйста, на вопрос, а какие вечные темы были отражены в них? (Любовь и ненависть…, добро и зло, верность и предательство, вражда и мир, талант и бездарность и т.д.) Хорошо, молодцы. А сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, где отражается характер русского человека, его любовь и преданность Родине. Эпиграфом к нашему уроку станут слова поэтессы Галины Голуб: Колокола! Ваш звучный звон- Язык земли, Меня вскормившей. Живет в вас радость, Клич и стон, Как отголосок Жизни бывшей. Колокола! Руси венец, Червонным золотом Горящий, Ваш звон- Связующая нить Меж будущим И настоящим. А что мы называем родиной? (ответы детей) Молодцы, спасибо. А теперь обратимся к толковому словаря Ожегова.
Толковый словарь русского языка Родина - место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. Каждый человек воспринимает Родину по-своему для кого-то это бескрайние цветущие поля, для кого-то это опустевшие деревни с покосившимися, а порой полуразвалившимися домиками. Писатель и режиссёр Василий Макарович Шукшин писал «Всю жизнь мою несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько». Теперь вместе подумаем, как будет называться тема нашего урока. Это первые слова автора. «Слово о мастере. Всю жизнь мою несу Родину в душе». Запишите в тетрадях | Предполагаемые ответы детей: любовь и ненависть, добро и зло Предполагаемые ответы детей: родное место, где родился. | 9 минут | ||||||||
Организа-ция исполни-тельской деятель-ности | Воспитывать российскую гражданскую идентичность: уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры Воспитывать эстетическое отношение Развивать вокально-хоровые навыки, внимание, память | Споем песню «С чего начинается Родина», которую разучивали ранее. - Перед исполнением песни нам необходимо подготовить наш голосовой аппарат к пению. (Помычим с закрытым ртом, губы трубочкой и широко улыбаемся) - Сейчас будем исполнять песню, работая над выразительностью. Управление хором дирижерским жестом, исполнение минусовки песни целиком С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять? С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, С той самой берёзки, что во поле, Под ветром склоняясь, растёт. А может она начинается С весенней запевки скворца И с этой дороги просёлочной, Которой не видно конца. С чего начинается Родина… С окошек горящих вдали, Со старой отцовской буденновки, Что где-то в шкафу мы нашли, А может она начинается Со стука вагонных колёс, И с клятвы, которую в юности Ты ей в своём сердце принёс.
|
| 15 минут | ||||||||
Организа-ция слушатель-ской деятель-ности | Знакомство со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства на основе изучения симфонии – действа «Перезвоны» В.А. Гаврилина Осознание обучающимися значения колокольного звона в жизни человека и взаимосвязи музыкального искусства, литературы и живописи Расширение эмоционального словаря школьника Развивать эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов Формировать умения развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности и самостоятельно ставить для себя новые задачи на основе взаимосвязи музыки с другими видами искусства | В начале урока мы с вами говорили о Шукшине, который выразил свою любовь к Родине, родственным по мере ощущения был русский композитор и народный артист России - Валерий Александрович Гаврилин. Композитор был выходцем из народа, из глубинки. Человеком с непростой судьбой. Семья Валерия Гаврилина жила в городе Кадников Вологодской области. С ранних лет мальчик впитывал народный колорит. В школьные годы мальчик пел в хоре, играл в оркестре народных инструментов и занимался на фортепиано. «По прочтении Шукшина» - такой подзаголовок дал своему сочинению Валерий Гаврилин. «Все написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле, - писал Гаврилин. — Так и выстраивается «действо»: начало и конец — трудная Дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем Красота, Совесть, Надежда». Он написал замечательную программную симфонию «Перезвоны» Симфония-действо «По прочтении Василия Шукшина» «Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров — массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни. Композитор во многом отражает звуковую палитру русской деревни в период войны (Великой Отечественной). Музыка «Перезвонов» рождалась одновременно с текстом. «Перезвоны» - симфония-действо, написанная для солистов, большого хора, гобоя и ударных. «Действо» - театральное действие первоначально на церковный сюжет. В самом названии слышится характер Руси. Испокон веков вся жизнь русских людей сопровождалась звонов колоколов, больших и маленьких. Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, но есть и такая версия: «кол о кол» - удар одного кола о другой, что напоминает предшественника самого колокола – деревянное било. Сейчас я раздам индивидуальное задание некоторым ребятам – вам нужно совместить звучание колокола и его размер. (У колоколов есть свой звук - чем больше размер колокола, тем ниже тембр его голоса, а издаваемый им звон будет ярче и громче, чем у хрупкого маленького колокольчика). Сегодня мы с вами послушаем, как Гаврилин изобразил в своей симфонии – сами перезвоны колоколов. В симфонии-действо номерная структура, т.е. присваиваются номера. По замыслу композитора, артисты хора должны двигаться по сцене, выражать содержание музыки жестами и мимикой. №12, «Вечерняя музыка» слушание после вступительной беседы «Вечерняя музыка» - любование красотой мира, природы, уходящего дня, рождающее в душе светлое чувство. Здесь нет слов, это хоровой вокализ; но есть: многослойная звучащая картина Руси, перекличка птиц, звуки жизни, думы людские, песни, колокольный звон. Всё это сливается в единую звуковую палитру, находящуюся в воздухе. Посмотрим на картины: это и «Колокольный звон» Елены Острой. На первой плане, видна природа, позади находится церквушка с колоколами, от картины веет теплом. Это и картина под названием «Розовый вечер» Ворожцова, здесь изображен розовый закат, как природа готовится ко сну. Сейчас послушаем фрагмент «Вечерней музыки» как композитор передаёт любовь к Родине?
Кульминация произведения — №17, «Молитва». («Поучение Владимира Мономаха») Смысловой кульминацией всего произведения является «Молитва». Здесь композитор использует текст «Поучение Владимира Мономаха», литературного памятника 12 века. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное – эта мысль «Поучения» всегда волновала Гаврилина, и стала основной темой его творчества. На фоне колокольного звена и песнопения хора, с закрытым ртом звучит голос чтеца, каждая фраза очень глубока и проникновенна. Слушание «Молитвы» После прослушивания ответьте на вопрос: «Какие чувства вызывает музыка?» Церковные песнопения наводят на мысль о монастыре, но возможно, речь идёт о «внутренней обители», о душе человеческой, которая будит в человеке совесть и стремление к красоте. Посмотрим картину «По старой оливой» Риммы Вьюговой, на ней изображён священник, который сидит в раздумьях под оливковым деревом. Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие, вернулись как будто бы на Русь, послушали церковное звучание и посмотрели картины. Домашним заданием будет нарисовать рисунок «Перезвоны – музыкальный символ России». | Предполагаемые ответы детей: с помощью красивых голосов в унисон вокалисты как бы показывают всю красоту нашей любимой Родины. Ответы детей: | 10 минут | ||||||||
Рефлексия | Развивать собственный самоанализ детей | - Что интересного вы узнали на уроке? Рефлексивный прием «Светофор» - Как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке: оставьте руки на парте, кому было трудно; кто неплохо работал, те поднимите обе руки; кто доволен своей работой на уроке – похлопайте в ладоши. | Ответы детей: всё понравилось, был интересный и познавательный урок. | 3 минуты | ||||||||
Итог урока | Подведение итогов, закрепление пройденного материала | - Что вам наиболее понравилось? - С творчеством, какого композитора, вы познакомились сегодня? - Какое произведение вы узнали и послушали? Вы замечательно работали! - На этом наш урок подошёл к концу. До новых встреч, ребята! | Предполагаемые ответы детей: Гаврилин Симфония-действо «Перезвоны» | 3 минуты | ||||||||
Предварительный просмотр:
Школа: МБОУ «СОШ № 89 г. Челябинска» | Учитель музыки: Королёва Галина Леонидовна |
Дата: 17.12.24 | Руководитель практики ЧПК № 1: Шелепова Дарья Александровна |
Класс: 5 | Преподаватель фортепиано: Литвяк Анна Владимировна |
Студентки 40 группы | Преподаватель вокала: Муталиева Лейла Суймбаевна |
Попковой Анны Андреевны | Преподаватель дирижирования: Земскова Оксана Анатольевна |
Тема: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»
Цель: формирование представлений обучающихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.
Задачи:
- Обучающая: укрепить понимание взаимосвязи литературы и музыкального искусства; расширять эмоциональный словарь школьника, повторить признаки балетного жанра с начального звена.
- Развивающая: формировать музыкальный вкус, учить понимать художественные особенности балетного искусства, учить слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей; развивать вокально-хоровые навыки; расширить кругозор обучающихся через знакомство с новым репертуаром.
- Воспитательная: приобщать детей к сокровищам отечественной музыкальной классики; создавать эмоционально – положительную, творческую атмосферу на уроке, способствующую более полной реализации творческого потенциала обучающихся.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод размышления о музыке.
Материалы, оборудование: компьютер, флешка, синтезатор, ноты, раздаточный материал.
Музыкальный репертуар: «С чего начинается Родина» музыка В. Баснера, слова М. Матусовского; фрагменты из балета «Золушка» С.С. Прокофьева - «Сцена с часами», «Полночь»; балет П.И. Чайковского «Спящая красавица» - «Вальс цветов».
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Рефлексия
5. Итог урока
Челябинск, 2024
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | |||||||||
Организаци-онный момент | Замотивировать детей на предстоящую деятельность | Музыкальное приветствие Учитель - «Прозвенел уже звонок, начинается урок!» «Здравствуйте, ребята!» Дети – «Здравствуйте!» - Ах, это волшебное слово «театр»! Как только слышишь его, сразу представляются артисты, костюмы, декорации, исторические баталии, ожившие сказки, фантазии… А если это музыкальный театр, то к образам добавляются музыка, оркестр, дирижёр, певцы и танцы… На протяжении многих столетий театральное искусство оставалось востребовано и любимо публикой. Идя в ногу с развитием человечества, оно отражало острые проблемы бытия. На прошлом уроке вы разговаривали про оперу. Однако некоторые персонажи могут быть представлены в опере при помощи танцевальных сцен – например, Черномор в опере «Руслан и Людмила» исполняет марш. Но всё же искусство танца наиболее полно раскрывается в балетном жанре. Вы знаете, что такое балет? Балет (от фр. ballet, итал. ballare – «танцевать») – вид сценического искусства, спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Обобщим, о чём мы с вами говорили. Мы с вами сегодня оказались в музыкальном театре и познакомимся с жанром «Балет». Так как вы думаете, будет звучать тема нашего сегодняшнего урока. Запишите в тетрадях тему урока Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Предполагаемые ответы детей: Путешествие в музыкальный театр. Балет. | 9 минут | |||||||||
Организа-ция слушатель-ской деятель-ности | Так же как и в опере, в основе балета лежит определённый сюжет, выраженный в форме литературного текста – либретто. Балет базируется на классическом сценическом танце, но также его дополняют другие хореографические элементы: гимнастика, акробатика, элементы восточных единоборств, народные пляски. Помимо этого, немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры выражают разговоры и передают чувства героев. Пантомима – вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов. Отдельного внимания, как в опере, так и балете, заслуживают театральные декорации и костюмы. Они являются важнейшими элементами при создании атмосферы и формировании визуальной целостности спектакля. Выдающиеся русские художники Василий Поленов, Виктор Васнецов, Исаак Левитан, Константин Коровин, Валентин Серов, Михаил Врубель в постановках опер русских композиторов передавали своеобразие отечественной истории, картин природы, поэзию сказочных образов. Начиная с XIX века русский балет является национальной гордостью России Впервые балетный спектакль был поставлен в России в 1673 году при дворе царя Алексея Михайловича. С того момента начался славный путь развития этого вида искусства, достигшего к концу XIX – началу XX века невиданного расцвета. Балетные традиции пришли в Россию из Франции: иностранные танцовщики и балетмейстеры приглашались в Россию для постановки спектаклей и преподавания. Большое влияние на формирование русской балетной традиции оказали французы Шарль Луи Дидло и Мариус Петипа. Познакомимся с некоторыми французскими понятиями: Па-де-де (фр. pas de deux, дословно «шаг обоих») — одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете. Па-де-де состоит из выхода двух танцовщиков (антре), адажио, вариаций сольного мужского и женского танцев и совместной виртуозной коды. Па-де-де встречается практически во всех балетах классического наследия. Плие (фр. plié) — балетный термин, обозначающий сгибание одной либо обеих ног, приседание на двух либо на одной ноге. Запоминайте материал, это вам пригодится ближе к концу урока Выдающуюся роль в истории балета сыграл композитор Пётр Ильич Чайковский (показ портрета). Именно в его творчестве появилось единство музыкальной драматургии и танца, а балетный спектакль приобрёл законченность и глубину. Балеты П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» включены в репертуар ведущих театров мира и пользуются неизменным успехом у зрителей. Предлагаю поближе познакомиться с различными фрагментами из балетов. «Спящая красавица» - балет П.И. Чайковского по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро. Думаю, все знакомы с содержанием сказки, кто может кратко рассказать? Отлично, сейчас мы с вами послушаем и посмотрим фрагмент «Вальс цветов» из балета в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Вам нужно будет внимательно послушать и ответить на вопрос: «Что вы представляете при прослушивании, какой образ?» - «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского символизирует красоту природы и её богатство. Он наполнен чувственностью и нежностью, что сильно воздействует на зрителя. Также в этом произведении противопоставляются злые и добрые силы, происходит их столкновение. Идея «Вальса цветов» и всего балета — добро побеждает зло. Это гимн добру и красоте. Отлично! Сейчас перейдём к другому немаловажному русскому композитору (показ портрета) С.С. Прокофьеву. Прокофьев сочинил балет в трёх актах по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро. Вы догадались, что это – это «Золушка». «Золушка» — типично классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля. Посмотрим «Сцену с часами» - какой характер у произведения? Фея собирает Золушку на бал, но говорит, что вернуться нужно до 12, иначе колдовство исчезнет. «Полночь» — заключение сюиты из балета «Золушка» Сергея Прокофьева. Номер завершает второй акт. Здесь Золушка приходит на бал, танцует с Принцем, но близится полночь, ей возвращается её наряд, она бежит скорее по лестнице, и теряет туфельку. Принц её находит и желает найти ту самую, которую полюбил. Послушаем, какие инструменты вы услышите? В «Полночи» отсчитывает секунды ксилофон, пронзительна скачкообразная мелодия флейты-пикколо, яростны тремоло скрипок и пассажи кларнетов. Внезапно ход часов прекращается, оркестровая мощь нарастает. На примере двух балетов мы рассмотрели особенности этого жанра. Мы увидели, что классический балет прекрасен благодаря своей элегантности, аристократическому стилю и гармоничному сочетанию музыки и танца. Либретто классических балетов традиционно опирается на мифы, сказки и исторические темы. Спектакли исполняются под сопровождение классической музыки, с использованием сложных декораций и костюмов. Используется определённый стиль одежды, (включающий пачки и пуанты, купальники). Вы знаете, что это такое, (показываю картинку пачки). А вот это, - картинка с пуантами. Пачка — это тюлевая юбка, посаженная на кольца, которые держат её горизонтально над полом и открывают ноги балерины, и пришитый к юбке лиф. Пуанты — это твёрдые туфли, в которых балерина может танцевать на кончиках пальцев. Они обтянуты шёлком, каждая балерина самостоятельно обшивает пятачки исходя из своего удобства, а также ленты и резинки, чтобы туфельки сидели на ножке плотно. - Подведём итоги, балет несёт в себе глубочайшую правду человеческих чувств и переживаний, через которую раскрываются характеры героев, события народной жизни. Лучшие балетные произведения полны возвышенных мыслей, они говорят о прекрасном, воспитывают в человеке добрые чувства. - Даю вам некоторое время на выполнение заданий в паре, чтобы все по окончании урока получили оценки (вам необходимо решить тест). |
Ответы детей: Предполагаемые ответы детей: Вальс цветов, что-то легкое Предполагаемые ответы детей: музыка звучит напряжённо. Предполагаемые ответы детей: скрипки, флейты-пиколло. Предполагаемые ответы детей: да, знаем, это пачка; а это пуанты балерин. | 15 минут | ||||||||||
Организа-ция исполни-тельской деятель-ности | Мы с вами послушали балет, а сейчас представим, что мы исполнители, - вспомним песню «С чего начинается Родина». - Перед исполнением песни нам необходимо подготовить наш голосовой аппарат к пению. (Помычим с закрытым ртом, губы трубочкой и широко улыбаемся) - Вам необходимо было выучить слова песни наизусть. Управление хором дирижерским жестом, исполнение песни целиком. С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять? С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, С той самой берёзки, что во поле, Под ветром склоняясь, растёт. А может она начинается С весенней запевки скворца И с этой дороги просёлочной, Которой не видно конца. С чего начинается Родина… С окошек горящих вдали, Со старой отцовской буденновки, Что где-то в шкафу мы нашли, А может она начинается Со стука вагонных колёс, И с клятвы, которую в юности Ты ей в своём сердце принёс.
Ваше домашнее задание будет выучить текст песни наизусть. | 10 минут | |||||||||||
Рефлексия | Развивать собственный самоанализ детей | - Что интересного вы узнали на уроке? Рефлексивный прием «Светофор» - Как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке: оставьте руки на парте, кому было трудно; кто неплохо работал, те поднимите обе руки; кто доволен своей работой на уроке – похлопайте в ладоши. | Ответы детей: всё понравилось, был интересный и познавательный урок. | 3 минуты | |||||||||
Итог урока | Подведение итогов, закрепление пройденного материала | Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в театр - Что вам наиболее понравилось? - С творчеством, каких композиторов, вы познакомились сегодня? - Какое произведение вы узнали и послушали? Вы замечательно работали! - На этом наш урок подошёл к концу. До новых встреч, ребята! | Предполагаемые ответы детей: П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев. Балеты «Спящая красавица» и «Золушка» | 3 минуты | |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса
Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок?Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо бы...

Презентация "Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса"
Презентация к статье "Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса"...

Методическая разработка «Реализация технологии историзации на уроках геометрии основной школы». Элективный курс «История математики от Древних цивилизаций до наших дней».
При проведении уроков маематики крайне редко удается излагать исторические сведения. Здесь сказывается нехватка учебного времени, желание уделить больше внимания закреплению и многое другое. Поэтому я...
Урок, как основная форма организации учебного процесса в условиях дифференцированного подхода к обучению.
Урок, как основная форма организации учебного процесса в условиях дифференцированного подхода к обучению....
Презентация на тему "Современный урок в основной школе"
Презентация на тему "Современный урок в основной школе"...
конспект урока в коррекционной школе психолого-педагогической поддержке.Урок по теме"Дорога в школу".
Тема: «Дорога в школу».Цель: обеспечить усвоение правил дорожного движения, которыми можно пользоваться по дороге в школу.Задачи: 1. Обобщить правила перехода улиц ...
Игровые технологии на уроках в основной школе
Одна из важнейших проблем преподавания математики в вечерней (сменной) школе – ликвидация пробелов в знаниях учеников по различным разделам школьного курса математики. Причины этих пробелов разные: пр...
