Методические рекомендации ««Организация игрового аппарата»
методическая разработка по музыке

Балашова Лариса Михайловна

  Постановка руки - важнейший этап, очень ответственный момент, во многом обусловливающий дальнейшее продвижение ученика. Поэтому орнанизации игрового аппарата уделяется очень много времени, особенно на начальном этапе обучения. В методических рекомендациях приведен комплекс упражнений, необходимых для правильной постановки рук пианиста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

Детская школа искусств №1» г.о. Самара

Методические рекомендации

««Организация игрового аппарата»

(для обучающихся по ДПОП «Фортепиано»)

 

Автор-составитель:              

                                       преподаватель  

МБУ ДО ДШИ №1  г.о. Самара

                                                                   Балашова Лариса Михайловна

.

Самара 2024 г.

Организация игрового аппарата

Инструментально-исполнительская позиция

 

  Постановка руки - важнейший этап, очень ответственный момент, во многом обусловливающий дальнейшее продвижение ученика. Нельзя упускать из виду мышцы плеч, груди и спины. Они укрепляют и уравновешивают плечевой сустав, удерживают руку на нужном уровне. Одним из главных условий неутомляемости аппарата - ощущение «стержня» вдоль спины и устойчивой опоры в ногах.

Здесь имеет большое значение правильный выбор посадки за инструментом. Тело должно двигаться свободно во всех направлениях. Слишком глубокая посадка будет препятствовать опорной роли ног, но и на самом краю стула сидеть неудобно, ибо в таком случае большая часть тяжести тела падает на ноги. При правильной посадке стул должен находиться на такой высоте, чтобы  локоть попал в одну плоскость с клавиатурой, и можно было бы в любой момент встать со стула без помощи рук. Положение пальцев во время игры всё время меняется, в зависимости оттого, на какие клавиши - чёрные или белые - попадают пальцы, поэтому нельзя навязывать ученику какую-то, раз и навсегда определённую постановку.

Педагог должен помогать ученику находить наиболее удобные, естественные движения, а значит и правильное в данный момент положение руки, причём не считать найденное положение за данную раз и навсегда норму; при каждой новой мелодии возникает и новая задача. Главная же задача всегда остается одной - не только повторить нужное движение рукой, но «найти звук». Поиск звука всегда необходимо связывать с поиском необходимого тонуса мышц, состояния руки, мускульного ощущения от движения, с помощью которого извлекается данный звук.

Выполнение упражнений на свободу исполнительского аппарата

Предлагается  несколько упражнений, которые делаем сначала на крышке инструмента, а потом пытаемся соединить со звуком:

1. «Мостик» - для ощущения веса руки от плеча. Я беру руки ученика за кончики пальцев, и мы вместе с ним образуем «гибкий мостик», который можно увидеть в деревнях, чтобы соединить два берега небольшой речки. Его и мои плечи- это берега. Мы раскачиваем «мостик», свободными локтями, держась кончиками пальцев, а между нами представляем текущую речку.

2. «Горка- ямка или вдох-выдох». Это упражнение для гибкости запястья. Кладём руку на крышку инструмента и двигаем запястьем. Вверх -горка- вдох, вниз - ямка- выдох.

3. «Найти вишенку». Главный объект нашего внимания и контроля в этом упражнении - кончик пальца, который точно пытается мягко надавить на «ягодку», чтобы выступила «капелька сока».

Потом пытаемся соединить эти упражнения в одно, чувствуя каждый сустав руки: с берега на горку, потом в ямке нужно найти вишенку. Со временем контроль переходит на подсознательный уровень, рука сама определяет, опираясь на слух, необходимую амплитуду движений в локте и запястье. Таким образом, ощущая вес руки, направляем внимание к кончику пальца, слушаем звучание струны.


Исполнение стаккато, нон легато и портаменто

 Можно начинать обучение с трёх штрихов – стаккато, нон легато и портаменто. Прикосновение к клавишам при том или ином виде игры абсолютно разное. Учащийся начинает играть штрихи стаккато и нон легато только третьим пальцем. Можно играть по чёрным клавишам от нижнего к верхнему регистру и обратно, читая строки Пушкина: «Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет…». После игры на чёрных клавишах можно начинать играть на белых. Такие упражнения помогают полнее ощутить клавиатуру, почувствовать поддержку нижних мышц спины и поясницы, дают возможность ладони обрести эластичность и рессорность.

Очень важно следить за тем, чтобы соприкосновение «подушечки» пальца с клавишей произошло ещё до выполнения стаккато, следить  за осанкой, за качеством звука и за тем, чтобы незанятые пальцы не напрягались. Желательно играть отдельными руками сначала третьим пальцем правой, потом – левой руки.

Лучше исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между обеими руками и охватывает оба нотных стана (пьесы из сборника Милича для начинающих). Либо играть третьими пальцами обеих рук одновременно на нотах – близнецах (в унисон).

Игра двумя руками только третьими пальцами занимает довольно продолжительный период. Чем прочнее закрепится навык согласованной игры двумя руками, тем проще и легче будет впоследствии овладеть игрой другими пальцами и решать все последующие задачи.
     После закрепления первоначальных навыков игры 2-м, 3-м и 4-м пальцами можно переходить к игре 1-м и 5-м. Учитывая функции последних, лучше начинать игру не отдельно каждым из них, а одновременно, то есть с квинт. Первоначально играем квинты лишь на чёрных клавишах – стаккато, нон легато, портаменто. Затем подбираем этюды, в которых квинты играются обеими руками одновременно, попеременно то правой, то левой рукой, а также с дугообразным переносом руки из одной октавы в другую.     
         Учитывая особенности первого пальца, лучше использовать его подкладывание на элементах хроматической гаммы, то есть играть от чёрной клавиши любым пальцем к первому – на белой. Предлагаем ученикам два специальных упражнения на этот приём: «Стрекоза» и «Стрекоза и мотылёк». «Стрекоза»: до диез берём вторым пальцем, плавно переводим первый палец на ре и играем ре первым пальцем стаккато. Играем в разных октавах, перенося дугообразным движением руку. Играем в разных комбинациях пальцев, оставляя на ре всегда первый. «Стрекоза и мотылек»: к предыдущему упражнению добавляются более  удлинённые пассажи. То есть многократно повторяются движения на одних и тех же нотах одними и теми же пальцами и лишь затем происходит «перелёт» в другую октаву. Таким образом, разрабатывается подвижность первого пальца.

          В дальнейшем техническое совершенствование учащегося осуществляется на базе разучивания гамм, этюдов, других более сложных упражнений и музыкальных произведений педагогического репертуара. Каждое последующее из предлагаемых упражнений базируется на прочном усвоении предыдущего. Преемственность учебных заданий обеспечивается использованием элементов технологии модульного обучения.

В каждом индивидуальном случае рекомендуется разумно “дозировать” нагрузки (количество повторений), исходя из таких критериев, как качество звучания, свобода и естественность движения рук, наличие слухового контроля и вовлеченность внимания учащегося в учебный процесс.

      Ускоренной адаптации игрового аппарата к инструменту способствует постепенное усложнение техники координирования движений рук:

а)попеременная игра рук,

б)синхронность движений и зеркальная аппликатура при одновременной игре руками в противоположном направлении,

в)большая самостоятельность движений рук при параллельной игре в унисон, а также -способов перемещения мотивов:

а)дублирование в различных октавах,

б)диатоническое секвенцирование,

в)хроматическое секвенцирование

Для выполнения упражнений и создания правильного мышечного ощущения преподаватель помогает учащемуся.

Первое упражнение: «Подпольщик-партизан» - создает у ученика представление о первом пальце, как о подвижном и длинном. Первый палец – наш подпольщик-партизан, выполняющий важные задания, мы обязаны его беречь и охранять. Наш подпольщик живет в лесу, поэтому устроим для него шалаш. Шалаш строится из четырех пальцев (исключая первый), которые ставятся на одну плоскость – это может быть стол или рама клавиатуры. У шалаша должна быть высокая крыша – это свод (суставы кисти). Если суставы кисти не образуют свод, то подпольщик-партизан не может жить в шалаше с проваленной крышей.

     Первое задание – «Подпольщик-партизан выходит на связь»: первый палец проходит под ладонью и касается пальца педагога, находящегося у наружной стороны пясти ученика, «передает информацию», затем возвращается в исходное положение. Обязательным условием игры является «неподвижность шалаша», особенно его «крыши». Если при движении первого пальца под ладонью запястье поднимается, пропуская палец, то подпольщик может быть обнаружен – шалаш движется, значит там кто-то есть.

     Далее это упражнение переносится на клавиатуру «шалаш крепится на одной стойке: третьем пальце.

Например: третий палец находится на клавише «ре», первый же играет поочередно «до» и «ми». При этом соблюдаются условия неподвижности кисти и запястья. Движения осуществляются за счет гибкости первого пальца.

     Далее  переходим к упражнению на инструменте, которое называется «Осторожный  зайка» - каждую ноту  необходимо начинать играть вторым, третьим или четвертым пальцем, а затем беззвучно подменить его на первый. Рука не должна падать, т.е. первый палец не западает, а держит вместе со вторым, третьим или четвертым пальцем единую опору. Уже в первых упражнениях необходимо обратить внимание ученика на качество воспроизводимого звука. Звук должен быть сочным, певучим. Надо избегать как бледного звука, так и звука резкого, стучащего.

        Теперь переходим к другому упражнению на первый палец. Оно называется «Смелый зайка». Зайка смело перешагивает с клавиши на клавишу,  а  не топчется на одном месте. При подкладывании первый палец берет необходимую клавишу без вспомогательных движений кисти и запястья. Необходимо следить, чтобы первый палец после извлечения звука сразу же был подведен под играющий вслед за ним палец. Упражнение играется вверх и вниз. Обратное движение в упражнении  «Смелый зайка» - на перекладывание пальцев и пясти через первый палец. Пясть и пальцы единым  быстрым движением накрывают его.

     Введение в игру первого пальца связано у ученика с определенными трудностями, поэтому для этого пальца мы даем дополнительные упражнения. В качестве упражнений мы предлагаем следующие не сложные пьески, они более интересны и  ребенок  не скучает, работая над ними – «Часы», «Шаги», «Добрый гном», «У кота-воркота», упражнение-игра «Краб», «Серый еж».

     Во избежание скованности, зажатости с первых шагов необходимо приучать ученика к свободным широким  движениям всей руки от плеча. Движения должны быть плавными, незаторможенными при подьеме и опускании ее на клавишу. Важно, чтобы палец опускался на клавишу без предварительного ее нащупывания. Благодаря этим упражнениям, обеспечивается правильная постановка первого пальца, что крайне важно для дальнейшего развития технического аппарата ученика.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация проектной и исследовательской деятельности в школе"

Презентация  об организации проектной и исследовательской деятельности в школе....

Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"

Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....

Методические рекомендации «Организация силовой тренировки лыжников-гонщиков на нестандартном оборудовании»

Данные рекомендации предназначены для организации силовой подготовки лыжников-гонщиков на нестандартном оборудовании...

Методические рекомендации организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках истории и обществознания.

             В последнее время психологи и педагоги вместе с медикамиотмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения . Давайте п...

Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...

Методические рекомендации «Организация групповой работы на уроках истории Древнего мира»

Методические рекомендации «Организация групповой работы на уроках истории Древнего мира»...

Методический доклад «Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»

Методический доклад«Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»...