Технология "Калейдоскоп"
материал по теме

Ратникова Елена Владимировна

Благодаря технологии "Калейдоскоп" в  каждой малой группе в процессе  взаимодействия образуется эффект синергии.  Взаимодействуя в творческом союзе,  ученики находятся в соотношении взаимовлияния. Каждый из них является средством развития другого; решается проблема  понимания другого,  открытости и доверия, так как процесс совместной работы поощряет развитие эмпатии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_kaleydoskop.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Калейдоскоп»( или мозаичный класс). Этот метод получил свое название так потому, что напоминает детскую игру, с переливающимися стёклышками, - калейдоскоп. В основе этой технологии положен принцип сотрудничества и взаимозависимости. Вот как действует метод «Калейдоскоп». Весь класс   делится на малые группы. Сначала предлагается игра-жеребьевка.

Каждый участник выбирает для себя   карточку с геометрической фигурой разного цвета:  

звезда -

   круг-  

            квадрат -

             сердце -

   треугольник -

Звучит команда: собраться в группы по цвету. Участники образуют «цветные» команды, в которых объединяются разные геометрические фигуры. Например,                               . Перед  малыми группами  ставится проблема или задача.  Чтобы решить эту задачу, ведущий предлагает тексты с разными вариантами решения этой проблемы.(Участники так же могут сами нарабатывать  варианты решения задачи). Текст разбивается на пять параграфов, так что каждая группа получает один сегмент учебного материала. Например, если  участники актива должны изучить тему «Способы разрешения конфликтов», то содержание темы делится на пять частей. Группы, соответственно, получают задания:  1) сотрудничество, 2) компромисс, 2) борьба, 4)  уступка, 5) избегание. Каждая группа получает уникальную информацию, которую, как в «калейдоскопе», нужно соединить вместе.  Для успешного участия в такой  группе, каждый ученик должен уделить максимум внимания каждому выступающему. Делая так, участники начинают усваивать, что наилучших результатов можно добиться, если к каждому подходить с учетом их потребностей. После того, как вышло время и   участники  усвоили  предложенный материал, звучит команда: собраться в группы по геометрическим фигурам. Таким образом, создаются  новые группы. Например,                                 .      Новые группы  образуются из  участников предыдущих  групп, и теперь им предстоит поделиться той информацией, которую они усвоили раньше. Каждый участник обогащается новой для него информацией. В заключении ведущий обращает внимание на поставленную вначале занятия задачу, и каждый участник может ответить на поставленный вопрос, использую любую стратегию, о которой он узнал  при работе с группой.

 В каждой малой группе в процессе такого взаимодействия образуется эффект синергии.  Взаимодействуя в творческом союзе,  ученики находятся в соотношении взаимовлияния. Каждый из них является средством развития другого. В процессе  такого сотворчества соприкасаются личностные смыслы взаимодействующих участников, рождается общее поле смыслов (синергия), приводящее к образованию новых идей.

        Благодаря техники «Калейдоскоп» решается проблема  понимания другого,  открытости и доверия, так как процесс совместной работы поощряет развитие эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать другого  человека, быть толерантным к нему, сопереживать и сорадоваться вместе. Ученики развивают способность смотреть на мир с точки зрения другого человека. Когда мы развиваем умение понимать, что испытывает другой человек, то увеличивается вероятность того, что наше сердце будет открыто для его чувств. И когда наше сердце открывается другому человеку, становится практически невозможно насмехаться над ним и унижать его.

        Еще одна причина эффективности данной  технологии в том, что она ставит человека в ситуацию «оказания услуги». Участники, действовавшие так, чтобы принести пользу другим, в конце концов, начинали относиться более благосклонно к тем, кого они обучали и помогали. При таком подходе повышается самооценка участников.

Подобная работа помогает школьникам укрепить дружеские и товарищеские отношения. Ребята  в работе поддерживают друг друга, подсказывают пути решения возникающих проблем, распределяют обязанности, взаимодействуют друг с другом.