Социально-коммуникативные технологии
занимательные факты по теме

Главной  целью  школы, отвечающей требованиям настоящего времени, является успешная социализация выпускника в обществе: умение оценивать себя и свои способности адекватно, нести ответственность за осуществление выбора траектории собственного развития, умение строить общение, сделать его более эффективным, для того, чтобы  помочь в решении поставленных задач и достижении целей. Здесь  на первое место  выходят социально-коммуникативные компетенции школьников.

         «Общение, наряду с деятельностью, направленной на познание и преобразование мира, является одной из основных форм социальной активности человека. Содержание категории многообразно: этот сложный процесс взаимодействия между людьми - не только вид деятельности, но и условие и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным и личным опытом, чувствами, настроением»[1,с89] - так описывают социально-коммуникативную компетенцию теоретики контекстного обучения А.А.Вербицкий и О.Г.Ларионова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya_dlya_dissertacii.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Главной  целью  школы, отвечающей требованиям настоящего времени, является успешная социализация выпускника в обществе: умение оценивать себя и свои способности адекватно, нести ответственность за осуществление выбора траектории собственного развития, умение строить общение, сделать его более эффективным, для того, чтобы  помочь в решении поставленных задач и достижении целей. Здесь  на первое место  выходят социально-коммуникативные компетенции школьников.

        «Общение, наряду с деятельностью, направленной на познание и преобразование мира, является одной из основных форм социальной активности человека. Содержание категории многообразно: этот сложный процесс взаимодействия между людьми - не только вид деятельности, но и условие и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным и личным опытом, чувствами, настроением»[1,с89] - так описывают социально-коммуникативную компетенцию теоретики контекстного обучения А.А.Вербицкий и О.Г.Ларионова.

В центре педагогики всегда находится человек со своими особенностями, интересами, способностями. Преподаватель в учебном процессе должен учитывать требования времени и нормы отношений между людьми в обществе,  и поэтому, проблема формирования коммуникативных компетенций обучающихся является актуальной. В том числе для преподавателя математики. Правда,  бытует мнение, что развитие речи, умение общаться, это забота словесников. Однако при работе над ошибками по математическим определениям и терминам попадаем в зону переноса, которая объединяет работу  учителя-словесника и учителя-математика.

Говорят, что работа учителя-математика и учителя-словесника не имеет ничего общего.  Некоторые считают, что вот здесь за этим барьером, начинается чистая математика, а до этого барьера господствует одна лишь лингвистика. Такой подход является наивным и вредным для учительства.

Каждый раз работа со школьниками по обучению математике начинается с формирования умений перевода языка цифр на русский язык,  где ярко определяется дефицит словарного запаса и неумение формулировать и высказывать свои мысли. Школьники плохо умеют слушать и слышать друг друга, не могут конструктивно строить диалоги и вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения. Названные проблемы не новые для педагогов, но концепция урока не меняется.

Становится  совершенно очевидным, что нужно целенаправленно и последовательно работать над изменением содержания обучения математике, в котором будет место работе над коммуникативными умениями и навыками

Процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-6 классов  школы будет эффективным, если:
   - система основного общего образования будет ориентирована на   реализацию компетентностного подхода.

    -  обучать учащихся диалогическому общению на уроке как особому типу человеческих отношений, как способу жизнедеятельности;

    - обеспечивать переход от выявления учениками своего уровня сформированности коммуникативной компетенции к формированию индивидуальной траектории языкового образования (через самооценку, анализ, проектирование собственных результатов, рефлексию).

Понятие  диалогичности общения по определению А.В. Мудрика

 [3,с 203] предполагает, что в быту и жизнедеятельности, наряду с обменом ценностями, происходит продуцирование ценностей, от которых зависит поле интеллектуально-морального напряжения учащихся и характер свойственных человеку межличностных отношений, который определяет эффективность диалога. Принцип диалогичности социального воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей, и в большей мере их развитие осуществляется в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых.

В процессе обучения речевой деятельности (слушанию, чтению, говорению, письму) предусматривается формирование коммуникативной компетенции, которая характеризует знания, умения и навыки учащихся, необходимые для речемыслительного процесса: понимания, порождения и воспроизведения речи.

 Важно во время обучения школьникам понять, что деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчинёнными, начальником или коллегами, каждый,  так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления, но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. От того,  какое   содержание в них человек вкладывает, в какой степени  их учитывает в общении, он может,  как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

В соответствии с целевой коммуникативной установкой   проведены   исследования  в двух пятых и в двух шестых классах обычной школы. В анкете участвовали 72 ребенка, по 36 детей из параллели классов, в которой предложены вопросы по методике коммуникативных умений Н.И. Дереклеевой.[2]

        Получены следующие результаты в сравнительной таблице:

В  диаграмме отражены некоторые аспекты коммуникативных умений, которые «скорее легко» даются младшим подросткам, чем «…тяжело».

           Анализ исследования показывает, что учащиеся 5-х классов испытывают трудности в последовательном изложении материала, теряют нить рассуждений. Им трудно внимательно слушать длинные выступления, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, сделать при этом самостоятельный вывод.

Учащиеся затрудняются и в таких вопросах как правильное ведение дискуссии  не могут обходиться без объяснений и поддержки учителей.

Ответы шестиклассников мало,  чем отличаются от ответов пятиклашек, расхождение есть лишь   по некоторым пунктам исследования коммуникативных умений.

Так, например, они более уверены в том, что могут последовательно излагать материал, вести дискуссию, более терпеливы при длинных выступлениях, не любят говорить о своей неуверенности учителю.

Факты говорят о том, что учащиеся испытывают определенный дискомфорт в учебных занятиях, который напрямую связан с их коммуникативной компетенцией. 

Главное для действий учителя-исследователя  состоит в изучении возрастных особенностей детей, характера их умственной деятельности в  создании благоприятных  условий  для проникновения в существо логических операций и в оснащении надежным инструментарием, способами учения. Поэтому знания психологии личности позволяют определить, насколько эффективными могут быть отношения с конкретным человеком.

В-пятых и шестых классах  подростковый  тип общения характеризуется преобладанием у них эмоциональной подвижности над способностью торможения; чрезвычайно сильна тяга к разнообразной деятельности. Отсюда–неусидчивость и утомляемость от длинных выступлений. Нужда в поддержке учителя тоже объясняется особенностями возраста.

Общение школьников подросткового возраста  со сверстниками протекает главным образом в процессе игры, совместных занятий, совместной деятельности. Подросток ожидает от партнеров общности увлечений и практических интересов, помощи в различных ситуациях. Даже от наиболее близких сверстников, которые подростки (4-5 классы) считают своими друзьями, они в большинстве случаев ждут помощи. Но в 6 классе уже значительная часть подростков  ожидает от партнеров по общению понимания.

Из таблицы видно, что шестиклассники неохотно рассказывают учителю о своей неуверенности и не просят поддержки и объяснений учителя, потому что подростки рассматривают взрослых как возможных партнеров по свободному общению, они воспринимают взрослых как источник организации и обеспечения их жизни.

У подростков последовательно от 4-го к 6-му классу сокращается количество вопросов, обращенных к учителям и родителям.

Результаты анкет понятны, но что с этим необходимо делать?

Процесс общения всегда двусторонний, поэтому причина затруднений в выработке коммуникативных умений напрямую зависит от коммуникативных умений взрослых, в данном случае поговорим об учителе.

Анализ результатов анкеты в беседах с учителями (в опросе участвовало 33 педагога)  показывает, что педагоги тоже достаточно критично оценивают результаты анкет учеников, но давайте обратимся

к результатам  анкеты для учителей, направленной на изучение  их методического репертуара.

Методический репертуар учителя

Использую достаточно часто

Использую время от времени

Использую редко

Не использую никогда

1.Учебная беседа

98%

2%

0

0

2.Учебная дискуссия

20%

60%

15%

5%

3.Парная работа

15%

53%

8%

24%

4.Групповая работа

39%

40%

7%

14%

5.Реферативная работа

12%

23

43

22%

6.Исследовательская и экспериментальная

4%

10%

56%

30%

7.Различные  формы работы у доски

47%

38%

10%

5%

8.Максимальное развитие речи у учащихся на уроке

(рассказ по цепочке, диалоги и т.д.)

34%

21%

14%

11%

9.Речь учителя на уроке.

69%

23%

9%

0

10.Речь учащихся на уроке.

46%

39%

15%

0

Таким образом,  мы видим связь коммуникативных умений ученика с коммуникативным поведением педагога, его умением разумно распределять учебное время. Педагоги, жалуясь на  неумение учащихся выражать свои мысли, подчеркивают неумение учителя организовать урок таким образом, чтобы воспитывать пытливость ума, его  критичность, развивать  максимально способности учеников. Кроме того, сами боятся публичных выступлений и скорее всего не научены этому.

Мою мысль подтверждают данные таблицы:

Сделать мне это…

Скорее

легко

Скорее тяжело

Говорить перед аудиторией

65,2%

34,8 %

Излагать мысли последовательно и не потерять нить рассуждений

82,6 %

17,4 %

Сделать сообщение на педсовете или педчтениях

43,5%

56,5 %

Сделать самоанализ профессиональной деятельности

65,2%

34,8%

Рассказать педагогам  о своей неуверенности в выполнении педагогического  задания

60,9%

39,1%

Увлечь коллег  своим опытом

39,1%

60,9%

Учитывать мнение коллег в ходе

дискуссии

95,7%

4,3 %

Не обращаться к коллегам за разъяснением и уточнением

65,2 %

34,8%

Внимательно и заинтересованно слушать своих коллег

95%

5%

Во время дискуссии терпеливо ждать возможности ответить

78%

22%

Считаться с мнением других

100%

0%

Сообща работать в группе

86%

14 %

Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное

61%%

39%

Вести корректно дискуссию или беседу во время работы

61%

39%

Итак, как изменить ситуацию?

Школьнику жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. Если у ребенка не возникает доверия к окружающему миру, его развитие искажается. Поэтому надо  пытаться  создать условия для сотрудничества учителя и ученика. Формулировать  ценности совместной работы: “Мы учимся все делать вместе: советоваться, помогать друг другу, спорить друг с другом и находить общее решение”. Задания подбирать, требующие прямого обращения детей друг к другу. Умеющий учиться – это  тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний, умений, навыков: с книгой, кинофильмом, с лектором, с любым умелым и знающим человеком. Умение сотрудничать с учителем – вот тот начальный уровень диалогичности общения, который должен быть достигнут школьниками.

Коммуникативные компетенции формируются на основе общеучебных умений и навыков, а также предметных учебных умений, навыков и способов деятельности. Наиболее полно решить выявленные проблемы и сформировать коммуникативную компетенцию позволяет проектная технология обучения, которая:

  1. позволяет организовывать деятельность, направленную на решение конкретной проблемы, завершающуюся созданием продукта труда;
  2. самостоятельно приобретать недостающие знания из различных источников;
  3. пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  4. развивать исследовательские умения;
  5. повышать самооценку, избавляться от некоторых комплексов;
  6. использовать компьютер как инструмент для творчества.

В ходе выполнения проекта его участники (как ученики, так и учителя) постоянно вступают во взаимодействие:

  • «человек-человек» (при составлении плана решения проблемы, выбора оптимальных путей решения проблемы, защиты результатов своего труда);
  • «человек – компьютер» (оформление результатов своей познавательной и практической деятельности);
  • «человек - компьютер-человек» (получения недостающей информации и взаимодействия с другими участниками проекта с использованием возможностей локальной и глобальной компьютерных сетей).

Кроме того, активное включение учащихся в проектную деятельность, результатом которой является создание информационного продукта – компьютерной презентации, способствует возможности самовыражения, и положительной мотивации учащихся к выполнению самостоятельной работы и использованию компьютера.

Для воспитания привычки “спрашивания” у учителя, необходимо использовать в работе с пятыми, шестыми классами задания, переворачивающие традиционную форму вопрос - ответ, которая существует между учителем и учащимися. Можно подыскать   задания, в которых  вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечать. Например, игра в  « Угадайку».

Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии - совместная, групповая работа.  Организовывая   такую деятельность учащихся, формируем у детей эмоциональную   и содержательную поддержку, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у “лидеров” неприятные черты характера.

У каждого есть  возможность при такой работе утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах. Каждый ребенок при выполнении задания в группе имеет опыт выполнения  учительских функций, которые составляют основу умения учиться. Это функции контроля, оценки, постановки задач или целеполагание, планирование действий на пути решения поставленной задачи. При этом учитель мотивационными средствами вовлекает детей в содержание обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей. Сотрудничество в группе равных помогает каждому посмотреть на себя со “стороны”, соотнести свое мнение и свои действия с действиями других, с общими результатами. Работая в группе,  мы обеспечиваем  переход от выявления учениками своего уровня сформированности коммуникативной компетенции к формированию индивидуальной траектории языкового образования .

Ответственность перед собой – качество личности, которое как чувство ответственности за себя может присутствовать только у взрослого человека. Однако предпосылки такой ответственности закладываются именно к концу пятого класса, и ребенок нуждается в помощи педагога для их развития. При этом обычной педагогической ошибкой является отождествление чувства ответственности с дисциплиной. Основное отличие этих качеств заключается в том, что ответственность является результатом личной инициативы ребенка и следствием принятого им решения. Выбор мнения в группе, выступление от группы помогают почувствовать ответственность. А это способствует осознанию учеником себя свободной личностью, свободной и ответственной.

При оценке работы группы необходимо  подчеркивать  человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать нужно всегда лишь общую работу группы (удалость поработать в группе или не получилось сотрудничества).

Родителям тоже желательно заботиться о повышении своей речевой культуры. Искусство говорить не приходит само собой. Значит, необходимо расширять свою речевую практику с помощью специальных упражнений. Это нужно и нам самим, но еще больше детям. «Как аукнется - так и откликнется»- гласит народная мудрость. Замкнутый круг: неумение читать приводит к неумению решать задачи, а неумение решать задачи не развивало умение читать, особенно условия задач.

Итак, говоря о социально-коммуникативных компетенциях школьников, мы заявляем, что  нам нужно подрастающее поколение, которое будет не только отражателем бытия, но и его строителем. Поэтому необходимо  формировать  эти компетенции, работать над  созданием условий формирования компетентного выпускника всем предметникам, менять  концепцию урока и его содержание.

Л.Н.Горецкая

Учитель математики МОУ «СОШ №24» г. Братска

Приложение 1.

Литература:

1.Вербицкий А.А.,Ларионова О.Г. Гуманизация и компетентность: контексты интеграции  - М: МГОПУ, 2006-172 с.

2.Дереклеева Н.И.Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: игровые упражнения.. - М.: 5 за знания,2005-192 с. - (Методическая библиотека)

3.Ларионова О.Г. Подготовка учителя математики в условиях контекстного обучения. – М.: МГОПУ, 2006- 172с

4.Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие.-М: Педагогическое общество России.,2001.-301с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Социально - коммуникативная готовность ребенка к школе"

Очень часто родители, акцентируя свое внимание на интеллектуальном развитии ребенка, нередко упускают из виду социальную готовность ребенка к школе. А ведь умение общаться, осознание себя в роли учени...

Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально – коммуникативных задач.

В нашей дошкольной организации мы осуществляем интеграцию детей с особыми потребностями, принадлежащих к таким категориям, как дети с тяжёлым нарушением речи, с ЗПР, с РДА, с синдромом Дауна и ...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Трудовая деятельность в уголке природы» (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Трудовая деятельность в уголке природы» (для детей старшего дошкольного возраста).Цель: закреплять трудовые умения и навыки по посадке растений и у...

ДОКЛАД «Социально-коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как средство социальной адаптации»

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Основная задача в работе с умственно отсталыми д...