Система работы педагогического коллектива по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении Становская средняя общеобразовательная школа
рабочая программа по теме

Левендеев Виктор Иванович

Нравственное и патриотическое  воспитание  школьников  в последние годы  приобретает  особенно  актуальное значение в связи  со сложившейся  международной  и внутриполитической  обстановкой в России.

                     Давайте посмотрим вокруг себя. Сейчас основы  патриотического воспитания граждан, особенно молодёжи, разрушены. Патриотизм,  любовь к Отечеству стали для  многих пустыми, ничего не значащими  словами.  Разрушен  фундамент, на котором десятки лет строилось патриотическое воспитание, разрушены ориентиры, на которые нацеливалась молодёжь государства. А что вместо этого?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma__nravstvennogo....doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы педагогического коллектива по нравственному

  и патриотическому воспитанию обучающихся  в

Муниципальном общеобразовательном учреждении

 Становская  средняя  общеобразовательная школа

                     Нравственное и патриотическое  воспитание  школьников  в последние годы  приобретает  особенно  актуальное значение в связи  со сложившейся  международной  и внутриполитической  обстановкой в России.

                     Давайте посмотрим вокруг себя. Сейчас основы  патриотического воспитания граждан, особенно молодёжи, разрушены. Патриотизм,  любовь к Отечеству стали для  многих пустыми, ничего не значащими  словами.  Разрушен  фундамент, на котором десятки лет строилось патриотическое воспитание, разрушены ориентиры, на которые нацеливалась молодёжь государства. А что вместо этого?

                     Результат  статистических данных  показал, что  из 4 тысяч обследованных  подростков 83% предпочитают  только материальные ценности и только 14% назвали духовные. Спросите молодёжь, что такое патриотизм или кого можно считать патриотом. Большинство окажется в затруднительном положении  с ответом. Для 84% опрошенных понятия «патриотизм» вообще  не существует.  Вырастает новое поколение молодёжи на боевиках и  азиатских наркотиках. Насилие стало нормой жизни, а прежние духовные ценности осмеиваются и забываются. Слово «труд» вызывает у многих сочувствующие улыбки, ведь теперь всем известно, что очень многие молодые люди не трудятся, а живут за счёт  других, не брезгуя однако воровством и бандитизмом.  

                     Как  в этих условиях сформировать  у подрастающего поколения  гражданственность и патриотизм как духовно-нравственные и социальные ценности? Ведь очень  важно доказать учащимся, что только от них самих зависит их будущее и будущее России, и то, каким оно будет…

             Задача государства в формировании патриотизма граждан является создание идеи, идеологии,  морального фактора, России как  государства-нации-общества. Задача  состоит в том, чтобы сохранить  вековые традиции  и нравственные ценности- любовь  к Отечеству,  уважение к труду,  религиозную терпимость, толерантность,  справедливость.

            В связи с этим  педагогическим коллективом  школы   была разработана программа по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся и соответственно была поставлена  следующая цель:

 патриотическое воспитание обучающихся  и формирование у них активной гражданской позиции; и задачи:  воспитание патриотизма и гражданственности, формирование духовно-нравственных  качеств личности, формирование идеи преемственности поколений, формирование готовности к активному проявлению значимых качеств личности в различных сферах жизни нашего общества.

                      Для достижения этих целей  ежегодно  в начале  учебного года,  в сентябре, в школе составляется  и утверждается  план  по  нравственному и патриотическому  воспитанию  обучающихся.  

Работа по  патриотическому воспитанию осуществляется в четырёх направлениях. Это историко-краеведческое, эколого-краеведческое,  военно-спортивное и  художественно-фольклорное.

                       Историко-краеведческая работа, ведущаяся в нашей школе, включает в себя:

  • Научно- поисковая, исследовательская работа;
  • Индивидуальные  и коллективные работы обучающихся (сочинения, презентации,  проекты);
  • Архивная работа;
  •  Деятельность школьного музея;

                       На базе нашей школы работает музей. Прошлое, возрождённое  в его  уникальных экспозициях, собранных Даниловым М.И. при непосредственном участии директора Ланцова П.В. интересует не только учащихся, учителей школы, жителей, но  и гостей села. Педагогический коллектив уже давно заметил, что изучение прошлого по богатым коллекциям нашего музея несомненно повышает мотивацию обучающихся,  способствует  формированию устойчивого познавательного интереса к изучению родного края и  истории нашей Родины в целом. А это ли не воспитание чувства гражданственности и патриотизма?

Следующий вид работы  в данном направлении-   научно- исследовательские экспедиции школьников.  Этому виду деятельности мы уделяем особое внимание. В 2006 году обучающиеся МОУ Становская СОШ принимали участие в экспедиции под руководством Зензина Е.П. в Форпосте, где занимались исследованием Московско-Сибирского тракта, а в 2007 году наши обучающиеся создали фотохронику памятника, материалы которой можно увидеть в нашем школьном музее.  

Вторая экспедиция была организована Даниловым М.И. в 2006 году с целью сбора с сохранения информации об участниках ВОВ и тружениках тыла сёл Становка-Коновалиха-Решетино, а  также информации о жизни  и работе Героя социалистического труда, жителя Становки, Сергеева М.Д.  Участники экспедиции- школьники отлично справились с порученным заданием. На основе богатейшего материала была создана энциклопедия, которая хранится в нашем музее.

Целью третьей экспедиции школьников (лето 2007 года)  стало изучение особенностей деревянного зодчества сёл Становка-Решетино-Коновалиха.  Были выявлены наиболее ценные  в художественном  и историческом виде здания, опрошены старожилы села, установлен примерный возраст домов, особенности  деревянных украшений- карнизов, ворот и конечно же наличников- это  более старая  глухая выемчатая и более поздняя  пропильная накладная резьба. Настоящим шедевром  оказался  «дом с орлами», который стоит уже более 100 лет. Удивительно, что подобное украшение как имперские орлы  сохранилось в годы советской власти.

                 Большой вклад в исследовательскую историко-краеведческую работу внёс наш директор –Ланцов П.В. на протяжении ряда лет  работающий  в сотрудничестве с Омским государственным педагогическим университетом по проблеме «Русские старожильческие говоры Омского Прииртышья», его научный труд не раз публиковался, а собранный материал вошёл в книгу-словарь с одноимённым названием, которым пользуются филологи нашей школы.

 

                       Эколого-краеведческая работа  в нашей школе осуществляется через:

  • Систему туристических мероприятий;
  • Эколого-поисковую работу, создание  экологического отряда;
  • Общешкольные экологические мероприятия, проектную деятельность;
  • Создание Красной книги Становки;
  • Создание школьной экологической  и туристической тропы.

                         Изучение  природы родного края- важная составляющая  духовно-нравственного и патриотического воспитания. Ведь  природа своей тонкой красотой облагораживает душу человека, пробуждает в нём лучшие чувства.

                          В нашей школе учителy экологии и биологии как нельзя лучше понимают это и  стремятся привить лучшие духовно-нравственные качества  через непосредственный контакт с природой- частые экскурсии, эколого-туристические походы и научно-исследовательские экспедиции школьников. В ходе нескольких экспедиций-походов нашим школьникам  удалось  обнаружить уникальнейшие природно-экологические популяции вымирающих и очень редких на территории нашей области и России видов растений и животных, сделаны фотографии и составлена карта-схема  найденных популяций.  Затем проведены беседы с жителями села в целях сохранения данных видов, и они произвели должный эффект- теперь районы популяций, входящие на территорию покосов в основном не трогаются жителями, и растения  не только сохраняют свой ареал, но и расширяют его. По полученным результатам составляется Красная книга Становки, куда вошёл собранный материал, составлены списки редких и исчезающих растений и животных, а также списки, требующие дополнительной проверки и изучения, в основном составленные со слов учеников и жителей села. Работы очень много, и следующий весеннее-летний сезон обещает юным экологом много новых открытий.

                       Военно-спортивная работа. 

                       Огромное влияние на формирование патриотических чувств учащихся  оказывает грамотно организованная военно-спортивная работа. В нашей школе работает замечательный специалист своего дела, учитель физкультуры Жолудёв Н.А. Он проделывает огромную работу , доводит до сознания учеников суть понятия «патриотизм» и «гражданственность», воспитывает учащихся в духе здоровой борьбы.  Учащиеся всегда готовы отстоять честь школы, и, несмотря на своё малое количество( по сравнению со школами большей наполняемости)  делают это  с большим успехом, и это- факт. Огромным успехом пользуются спортивная секция, которую ведёт преподаватель.  Николай Анатольевич готовит настоящих спортсменов- честь и гордость нашей школы, настоящих патриотов.

Большой вклад в формирование патриотического воспитания школьников вносит учитель, руководитель факультатива  «Начальная военная подготовка», Козлов Александр Владимирович.  Учащиеся на его занятиях не только проходят грамотно организованный комплекс необходимых тренировок, но и получают теоретические и практические знания, например сборка и разборка оружия.

Ученики всех возрастов задействованы в этой работе,  и мы убеждены, что успешность деятельности  в данном направлении со временем будет только возрастать.

                       Художественно-фольклорная  работа предполагает следующее:

  • Работа кружков «Золотая соломка» и «Резьба по дереву», выставки работ  декоративно-прикладного характера, выполненных на основе технологий старорусских мастеров;
  • Работу школьного  фольклорного ансамбля «Родничок», репертуар которого основывается на местных песнях и частушках;
  • Помощь в организации и проведении сельских праздников и митингов.

 

                  Приобщение детей к истокам национальной культуры, традициям, обычаям своего народа- важный и необходимый компонент формирования духовно-нравственных качеств личности, патриотического воспитания.

                  Воссоздание искусства старорусских мастеров- резьба по дереву, обучение учащихся тайнам  и технологиям этого необыкновенного и старинного вида прикладного творчества- вот задачи, поставленные Козловым Александром Владимировичем. Уже более трёх лет работает Александр Владимирович в этом направлении, посвящая  учеников   в тайны прорезной, кудринской, абрамцевской и геометрической резьбы, производя на свет потрясающие работы самого высокого уровня. Работы  преподавателя и его учеников с огромным успехом встречают  на всех выставках, районных и областных.

                  Мой кружок  открыт недавно- но уже видна высокая заинтересованность ребят к такому древнему и прекрасному мастерству, как соломка, видны перспективы развития данного направления в нашей школе. Я надеюсь, что учащиеся скоро продемонстрируют  на районных выставках результаты своего труда.

Труд….. А ведь привитие любви  к труду и произведением рук своих- разве это не развитие нравственности, патриотизма?

                  Среди культуры народа важное место занимает фольклор- живая душа народа, отражающая и его менталитет, и его отличительные особенности.

Наш учитель музыки, Алексеев А.А. берёт за основу фольклорное творчество, народные песни, и самое главное, песни патриотического содержания звучат почти на каждом его уроке. Отрадно слышать, что наши ученики  поют  и знают те старые песни, на которых выросли мы и наши родители…А ведь связь поколений, понимание и восприятие через песню патриотических чувств, мечтаний и надежд, мыслей о Родине- это мощнейший стимул для формирования как духовно-нравственных качеств, так и патриотизма.

                     Хочется отметить работу нашего фольклорного ансамбля «Родничок» под руководством Жолудевой Г.С., специализирующийся на местных, становских, частушках.

                            Педагогический коллектив школы  понимает,  что важное значение  в системе  патриотического и нравственного воспитания  принадлежит уроку, успешное проведение которого  зависит от учителя  и его духовной культуры, силы убеждённости и таланта.

                            Мы считаем,  что каждый член  общества  должен быть гражданином и патриотом  своей страны, честным, правдивым,  уважать достоинство других, добросовестно относиться к труду,  бережно- к природе.

                   

                    «Самое главное  в деле воспитания-  чтобы в юном сердце  жила святыня. Чтобы Родина, её счастье и могущество, её величие и слава- чтобы  всё это стало  безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо,  как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звёзд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека.  Патриотические  убеждения,  патриотические порывы юной души- вот в чём высокая  цель воспитания.

У воспитателей  великая и почётная миссия: вдохнуть  в каждое сердце  идеалы  нравственности, сделать так,  чтобы в душе каждого человека отразился образ народа, образ Родины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»

Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения  «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...

«Патриотическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААктуальность программы.  Многие ученые определяют ведущей тенденцией развития современной педагогической науки ее обращение к своим мировоззренческим основаниям, «возвр...

Программа экологического образования и воспитания в муниципальном общеобразовательном учреждении Тимшерской средней общеобразовательной школе.

Настоящая программа определяет стратегию развития экологического образования школы и действия по её реализации. Программа носит образовательно-развивающий характер...

Положение о порядке и основаниях приема, перевода и отчисления обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска

Положениео порядке и основаниях приема, перевода и отчисления обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» горо...

Практико-значимая работа. Тема: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся в общеобразовательных организациях.

ОглавлениеВведение ___________________________________________________________3Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания учащихся_______5Глава 2. Духовно- нравственное воспитание в клас...