Главные вкладки

    КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ УРОВНЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
    статья по теме

    Очканова Татьяна Сергеевна

    авторы Никонова Н.О. учитель математики, Очканова Т.С. учитель информатики

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка

                                              Автор – Михалева Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ № 2 города Армавира Краснодарского края

     Управление процессом развития продуктивного творческого мышления тесно связано с формированием творческой личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. Решению этой задачи способствует интенсивное развитие общих (интеллектуальных) и специальных (лингвистических) компетенций учащихся, развитие инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников в процессе учебной деятельности.

      Как часто нам приходится наблюдать зажатость, скованность детей, которая с возрастом усиливается. А ведь эти особенности наших школьников, особенности, которые находят выражение прежде всего во внешних проявлениях (неподвижные, напряжённые лица, «деревянные» губы, невнятная речь, неловкие движения), влекут за собой неспособность свободно мыслить, чувствовать, а значит – творить. Что же делать? Раскрепощать.

      Известно, что творческие возможности человека чаще всего рождаются стихийно, ими нельзя управлять напрямую. Они развиваются в совместной деятельности. Эта деятельность станет развивающей, если она окажется увлекательной для всех. Если каждый из ребят сможет реализовать в ней свои компетенции и творческие замыслы.

      Для многих учеников такой сферой реализации творческих способностей становится урок русского языка. К творческой лингвистической деятельности учащихся относится:

    1. создание нетрадиционных работ, выполнение творческих заданий;
    2. проведение исследовательской работы;
    3. самостоятельный выбор творческих форм при выполнении учебных задач;
    4. проявление творческой инициативы при самостоятельном решении лингвистических задач;
    5. профессионально ориентированная творческая  деятельность;
    6. межпредметный характер деятельности по русскому языку.

       Учителя словесности накопили достаточный арсенал средств, использование которых помогает реализовать развивающие возможности русского языка как учебного предмета. Это и проблемные языковые задачи, и текст в качестве единицы обучения, и лингвистические загадки, и грамматико-алгоритмические упражнения, обучающие схемы и опорные конспекты, творческие речевые задачи и упражнения. Все эти виды деятельности помогут нашим детям проявить себя и, конечно же, повысят интерес к урокам русского языка.

       Остановимся на некоторых аспектах уроков. Так, например, изучение темы «Возвратные глаголы» начинаю с анализа глаголов одевается и одевает. Ребята отмечают разницу в значении глаголов и их написании и в процессе работы самостоятельно формулируют определение возвратных глаголов.

       При отработке  правописания –тся и –ться в глаголах предлагаю сравнить пары слов:

           Теплица – теплиться; курица – куриться; водица – водиться; охотница – охотиться.

        Ребята ставят вопросы, определяют значение слова, часть речи, находят «похожие» морфемы, орфоэпическое сходство и самостоятельно делают вывод.

       Большой интерес вызывают у детей творческие задания, включающие элементы исследовательской работы. Например, при изучении темы «Подчинительные союзы» можно предложить учащимся проследить за вариантами союза если в сказках А.С.Пушкина и в «Хамелеоне» А.П.Чехова. Вот какие примеры были выписаны: «Коль ты старый человек..», «Кабы я была царица..», «Ежели каждый будет кусаться..» и другие.

       Среди творческих заданий, которые любят мои ученики, экскурсы в этимологию слов и сочинение лингвистических сказок, подготовка материалов для словарно-орфографических диктантов, подбор предложений для синтаксического разбора, поиск нестандартных лингвистических задач – загадок, задач – шуток (например, сколько предложений составите вы из такой вот формы – «теперьяподнимитетоже»?) и так далее.

       Учителям-словесникам известно, что даже если орфографическое или пунктуационное правило не представляет особой сложности для учеников, это ещё не гарантирует его прочного запоминания. Но правило запоминается надолго, если школьникам дать возможность самим найти его формулировку. При объяснении-исследовании ученик, свободный от гнёта готового научного определения, способен творить, совершать свои небольшие лингвистические открытия.

       Предложите ребятам проанализировать написание мягкого знака в следующих словах: читаешь, улыбаешься, думаешь; режь, спрячь; течь, жечь, печь. Я уверена: они непременно создадут своё правило: «В глаголах после шипящих всегда пишем ь». Такое правило легко запоминается, надо уметь определять только два признака: «глагол» и «шипящий».

      Обдумывая закономерности правописания мягкого знака в числительных на –дцать и -сот, один мой ученик предложил такую формулировку: «На конце числительного мягкий согласный – пишем ь на конце слова (девятнадцать), на конце слова твёрдый – ь в середине (пятьсот)».  Пусть немного запутанное, но своё собственное правило!

       Объяснение-исследование – это сотрудничество ученика и учителя. Оно раскрепощает учеников, делает их полноправными участниками урока, приучает их мыслить творчески, создавать своё, делать маленькие открытия.

       Современный урок включает разные виды деятельности, и каждый из них по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивая их самостоятельность, их творческую мысль, а главное – воспитывает интерес к изучению русского языка.    

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тесты по информатике и ИКТ для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся при изучении темы «Создание табличной базы данных. Отбор и сортировка данных»

    Представленные тестовые задания содержат 6 вариантов по 5 заданий в каждом. Задания отражают вопросы, которые изучаются в базовом курсе информатики и ИКТ УМК Макаровой Н.В., что позволяет использовать...

    Контрольная работа по русскому языку как один из возможных вариантов оценки учебных информационно-коммуникативных умений учащихся 8 класса

    Контрольная работа по русскому языку как один из возможных вариантов оценки учебных информационно-коммуникативных умений учащихся 8 класса...

    Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

    Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

    "Повышение эффективности и качества обучения на основе новых подходов в модернизации российского образования»

    Качество обучения является одной из важнейших проблем современного образования.Это в полной мере касается и школьного физкультурного образования. Поэтому данная проблема была рассмотрена на заседании ...

    Анкета для определения уровня знаний и умений учащихся

    Данная анкета предназначена для учащихся по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности по обучению игре на гитаре. Она позволяет выявить первоначальный у...

    Роль учителя физической культуры в повышении эффективности и качества обучения на основе новых подходов модернизации Российского образования

     Главная цель Российской образовательной политики - обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным пот...

    ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

    В статье рассмотрены особенности изучения декоративно-прикладного творчества на примере изучения народных промыслов в рамках проектной деятельности на уроках технологии, совершенствование преподавания...