Учебное исследование от замысла к результату. Из опыта работы
статья по теме

Выступление на Районной конференции учителей истории, обществознания, предметов НРК и обучающихся 9- 11 (12) классов «О прошлом и будущем – вместе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnoe_issledovanie_ot_zamysla_k_rezultatu.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное исследование: от замысла к результату

Алексахина Е.Л.учитель истории МБОУ СОШ №1

        Приобщение учащихся к творческой исследовательской деятельности сегодня является одной из главных целей образовательного процесса. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

        Учащийся- это не определенный возраст, а жизненная позиция. Исследование- универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Исследовательская деятельность учащихся- образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование.

        Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста- руководителя исследовательской работы.

        Ребенок- исследователь по своей природе, исследовательский поиск- неотъемлемое природное свойство. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых сведений о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность- естественное состояние; он настроен на познание мира, он хочет его познать. Эта природная активность ребенка составляет суть его исследовательского поведения, важнейшего источника получения детьми знаний о мире и важнейшего условия их саморазвития.

        В процессе исследовательской деятельности реализуются этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

        Исследование с точки зрения обучающегося- это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности- найденный способ решения проблемы.

        Учитель из всезнающего оракула превращается в организатора необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся. Меняется стиль общения с учениками, способы и методы взаимодействия. Стандартная позиционная схема «учитель»- «ученик» эволюционизирует от объектно-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

        Представим схематически возможные варианты взаимоотношений учитель- ученик. Два крайних положения на концах отрезка, обозначающих два диаметрально противоположных стиля взаимоотношений. Один  – предполагает крайне высокую степень свободы у ученика в его действиях, мышлении, принятии решений,  и крайнюю степень его собственной ответственности за результат учебного процесса. Такую позицию учителя называют попустительской.

        На  противоположном конце – позиция жесткого управления каждым шагом, каждым действием ученика с полной его безответственностью и полным отсутствием личной заинтересованности в результатах учения. Вся ответственность в этом случае возлагается на учителя. Назовем ее гиперопекой или авторитарной.

        Все промежуточные положения, обозначаемые внутренними точками отрезка, - это сочетание в той или иной степени ответственности и самостоятельности ученика, и разделение  управляющей роли с учителем.

Рис.1 Степень самостоятельности ученика и жесткости управления со стороны учителя

        Условия для сотрудничества возникают при гибком сочетании самостоятельности и ответственности ученика с управлением со стороны учителя – область в середине треугольника.

        Учитель – координатор и вдохновитель исследователей в их поисковой деятельности:

- управляет процессом овладения способами получения знаний о природе и обществе, их закономерностях, об отношениях природы и общества, человека и общества.

- управляет развитием умений практически использовать полученные знания и формировать мировоззрение школьников.

- изменяет характер взаимоотношений между учителем и учеником: становиться на точку зрения ученика, имитирует его рассуждения, предвидит возможные трудности в его деятельности, понимает, как ученик воспринимает определенную ситуацию, объясняет, почему ученик действует так, а не иначе.

        Объект деятельности учителя – поисковая деятельность учащихся, а не сам поиск!

- необходимо понимать что, зачем и как собирается делать ученик.

- целенаправленно влиять на поисковую деятельность, преобразовывать её, углублять, развивать.

- нельзя навязывать ученику своё мнение.

- строить своё управление не как прямое воздействие, а как передачу ученику тех «оснований», на которых в результате активной деятельности мог бы самостоятельно выводить решения.

        Что дает исследовательская деятельность учителю?

- удовлетворение от самой деятельности, моральное удовлетворение, интерес к работе;

- возможность совершенствовать методику преподавания, педагогическое мастерство; познакомиться с новыми методами в работе; возможность творить;

- возможность заинтересовать тем, что интересно самому; найти единомышленников.

        Что дает исследовательская деятельность ученикам?

- активизацию мыслительной деятельности; развивать познавательную и социальную активность; заинтересованность в обучении; возможность осознанно получать знания и использовать их;

- умение работать над проблемой; навыки сбора и обработки информации; умения и навыки исследовательской деятельности; научиться применять знания в дальнейшей исследовательской деятельности;

- возможность проявить способности, творчески проявиться, возможность определиться в интересах, самоопределение; самоутверждение; самореализация, самооценка (понять свои ошибки), познать себя;

- сотрудничать с учителем, обсуждать, предлагать свою точку зрения;

- радость сопереживания, общения, познания.

        Руководитель в процессе исследовательской работы может эффективно обучать, развивать и воспитывать, а учащийся самообучаться, саморазвиваться и самовоспитываться.

        Результатом работы ученика может являться как объективно, так и субъективно новая информация, т.е. не обязательно, добиться научно-значимых результатов, хотя это желательно. Главное – самостоятельно пройти путь изучения сложной темы и получить ответ даже уже известный другим людям.

        Проблема формирования проектной компетентности учащихся решается через формирование новой профессиональной компетентности учителя. Как нельзя научиться плавать, читая только книжки, без воды и без реального «бултыхания» в воде, переживания ощущений в собственном теле, так нельзя только чтением теории и описаний успешных примеров практики, сразу овладеть проектной технологией и начаться обучать  своих учеников.

        В процессе исследовательской деятельности формируются ключевые компетенции:

-  ценностно-смысловая компетенция;

-  общекультурная компетенция;

-  учебно-познавательная;

-  информационная;

-  коммуникативная;

-  социально-трудовая;

-  личностная компетенция – самосовершенствование.

       Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.

        У каждого ребенка есть способности и таланты. Не надо спорить с утверждением, что все дети талантливы. Так оно и есть. Просто кого-то из них не растормошили, не доучили, не доразвили. А это обидно. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно они могли проявить свои дарования- это умное руководство со стороны взрослых.

        В качестве заключения: невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе «Профессия», человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а задача учителя- мотивировать учащихся на творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, и большие открытия.

        Несомненно, прав был академик А.Н.Колмогоров, утверждая, что «не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Литература:

  1. ж. Школьные технологии. - 2006. - № 4.
  2.  ж. Школьные технологии. - 2006. - № 5.
  3.  ж. Практика административной работы в школе. – 2004.- № 5.

Интернет-ресурсы:

http://vio.uchim.info/Vio_88/cd_site/articles/art_2_9.htm 

http://schools.keldysh.ru/courses/conf/15.doc 

http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/issledovatelskaya-deyatelnost-kak-sredstvo 

Условия для сотрудничества

авторитарная позиция

попустительская позиция

Максимальная
самостоятельность ученика

а

в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Изучаем историю играя" (описание опыта работы)

Данное учебно-методическое пособие включает в себя теоретическую часть, раскрывающую роль и значение дидактических игр в процессе обучения, а также практическую часть, содержащую методические разработ...

"Использование электронных учебных пособий, тренажеров, тестов для контроля учебной деятельности на уроках английского языка" / из опыта работы

Перед Вами первый выпуск Интерактивного журнала с методическими находками учителя "The First Step to Succes". Тема выпуска №1 "Использование электронных учебных пособий,тренажёров, тестов для контроля...

Статья Акоповой Л.В. МАОУ СОШ № 71 г.Краснодар "Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков учащихся" (из опыта работы)

У ученика необходимо формировать учебно-интеллектуальные умения и навыки. Учить его учиться, добиваться успеха. Ведь только с успехом, который приносит удовлетворение от сделанного, приходит желание и...

Мониторинг как средство управления качеством образовательных результатов (из опыта работы педагогов МБОУ СОШ№3 г. Азова Ростовской области)

Статья посвящена мониторингу качества обученности учащихся, осваивающих учебные программы по стандартам второго поколения в основной школе. В статье описаны все виды мониторинга в МБОУ СОШ№3 города Аз...

Оценивание метапредметных результатов (из опыта работы)

Представлена таблица показателей сформированности УУД в начальных классах....

Использование деятельностных техник, приемов (интерактивных) для стимулирования познавательной деятельности учащихся с выходом на результат (из опыта работы).

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательн...