Учебное исследование от замысла к результату. Из опыта работы
статья по теме
Выступление на Районной конференции учителей истории, обществознания, предметов НРК и обучающихся 9- 11 (12) классов «О прошлом и будущем – вместе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnoe_issledovanie_ot_zamysla_k_rezultatu.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебное исследование: от замысла к результату
Алексахина Е.Л.учитель истории МБОУ СОШ №1
Приобщение учащихся к творческой исследовательской деятельности сегодня является одной из главных целей образовательного процесса. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Учащийся- это не определенный возраст, а жизненная позиция. Исследование- универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Исследовательская деятельность учащихся- образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование.
Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста- руководителя исследовательской работы.
Ребенок- исследователь по своей природе, исследовательский поиск- неотъемлемое природное свойство. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых сведений о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность- естественное состояние; он настроен на познание мира, он хочет его познать. Эта природная активность ребенка составляет суть его исследовательского поведения, важнейшего источника получения детьми знаний о мире и важнейшего условия их саморазвития.
В процессе исследовательской деятельности реализуются этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Исследование с точки зрения обучающегося- это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности- найденный способ решения проблемы.
Учитель из всезнающего оракула превращается в организатора необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся. Меняется стиль общения с учениками, способы и методы взаимодействия. Стандартная позиционная схема «учитель»- «ученик» эволюционизирует от объектно-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.
Представим схематически возможные варианты взаимоотношений учитель- ученик. Два крайних положения на концах отрезка, обозначающих два диаметрально противоположных стиля взаимоотношений. Один – предполагает крайне высокую степень свободы у ученика в его действиях, мышлении, принятии решений, и крайнюю степень его собственной ответственности за результат учебного процесса. Такую позицию учителя называют попустительской.
На противоположном конце – позиция жесткого управления каждым шагом, каждым действием ученика с полной его безответственностью и полным отсутствием личной заинтересованности в результатах учения. Вся ответственность в этом случае возлагается на учителя. Назовем ее гиперопекой или авторитарной.
Все промежуточные положения, обозначаемые внутренними точками отрезка, - это сочетание в той или иной степени ответственности и самостоятельности ученика, и разделение управляющей роли с учителем.
Рис.1 Степень самостоятельности ученика и жесткости управления со стороны учителя
Условия для сотрудничества возникают при гибком сочетании самостоятельности и ответственности ученика с управлением со стороны учителя – область в середине треугольника.
Учитель – координатор и вдохновитель исследователей в их поисковой деятельности:
- управляет процессом овладения способами получения знаний о природе и обществе, их закономерностях, об отношениях природы и общества, человека и общества.
- управляет развитием умений практически использовать полученные знания и формировать мировоззрение школьников.
- изменяет характер взаимоотношений между учителем и учеником: становиться на точку зрения ученика, имитирует его рассуждения, предвидит возможные трудности в его деятельности, понимает, как ученик воспринимает определенную ситуацию, объясняет, почему ученик действует так, а не иначе.
Объект деятельности учителя – поисковая деятельность учащихся, а не сам поиск!
- необходимо понимать что, зачем и как собирается делать ученик.
- целенаправленно влиять на поисковую деятельность, преобразовывать её, углублять, развивать.
- нельзя навязывать ученику своё мнение.
- строить своё управление не как прямое воздействие, а как передачу ученику тех «оснований», на которых в результате активной деятельности мог бы самостоятельно выводить решения.
Что дает исследовательская деятельность учителю?
- удовлетворение от самой деятельности, моральное удовлетворение, интерес к работе;
- возможность совершенствовать методику преподавания, педагогическое мастерство; познакомиться с новыми методами в работе; возможность творить;
- возможность заинтересовать тем, что интересно самому; найти единомышленников.
Что дает исследовательская деятельность ученикам?
- активизацию мыслительной деятельности; развивать познавательную и социальную активность; заинтересованность в обучении; возможность осознанно получать знания и использовать их;
- умение работать над проблемой; навыки сбора и обработки информации; умения и навыки исследовательской деятельности; научиться применять знания в дальнейшей исследовательской деятельности;
- возможность проявить способности, творчески проявиться, возможность определиться в интересах, самоопределение; самоутверждение; самореализация, самооценка (понять свои ошибки), познать себя;
- сотрудничать с учителем, обсуждать, предлагать свою точку зрения;
- радость сопереживания, общения, познания.
Руководитель в процессе исследовательской работы может эффективно обучать, развивать и воспитывать, а учащийся самообучаться, саморазвиваться и самовоспитываться.
Результатом работы ученика может являться как объективно, так и субъективно новая информация, т.е. не обязательно, добиться научно-значимых результатов, хотя это желательно. Главное – самостоятельно пройти путь изучения сложной темы и получить ответ даже уже известный другим людям.
Проблема формирования проектной компетентности учащихся решается через формирование новой профессиональной компетентности учителя. Как нельзя научиться плавать, читая только книжки, без воды и без реального «бултыхания» в воде, переживания ощущений в собственном теле, так нельзя только чтением теории и описаний успешных примеров практики, сразу овладеть проектной технологией и начаться обучать своих учеников.
В процессе исследовательской деятельности формируются ключевые компетенции:
- ценностно-смысловая компетенция;
- общекультурная компетенция;
- учебно-познавательная;
- информационная;
- коммуникативная;
- социально-трудовая;
- личностная компетенция – самосовершенствование.
Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Не надо спорить с утверждением, что все дети талантливы. Так оно и есть. Просто кого-то из них не растормошили, не доучили, не доразвили. А это обидно. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно они могли проявить свои дарования- это умное руководство со стороны взрослых.
В качестве заключения: невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе «Профессия», человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а задача учителя- мотивировать учащихся на творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, и большие открытия.
Несомненно, прав был академик А.Н.Колмогоров, утверждая, что «не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Литература:
- ж. Школьные технологии. - 2006. - № 4.
- ж. Школьные технологии. - 2006. - № 5.
- ж. Практика административной работы в школе. – 2004.- № 5.
Интернет-ресурсы:
http://vio.uchim.info/Vio_88/cd_site/articles/art_2_9.htm
http://schools.keldysh.ru/courses/conf/15.doc
Условия для сотрудничества
авторитарная позиция
попустительская позиция
Максимальная
самостоятельность ученика
а
в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Изучаем историю играя" (описание опыта работы)
Данное учебно-методическое пособие включает в себя теоретическую часть, раскрывающую роль и значение дидактических игр в процессе обучения, а также практическую часть, содержащую методические разработ...
"Использование электронных учебных пособий, тренажеров, тестов для контроля учебной деятельности на уроках английского языка" / из опыта работы
Перед Вами первый выпуск Интерактивного журнала с методическими находками учителя "The First Step to Succes". Тема выпуска №1 "Использование электронных учебных пособий,тренажёров, тестов для контроля...
Статья Акоповой Л.В. МАОУ СОШ № 71 г.Краснодар "Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков учащихся" (из опыта работы)
У ученика необходимо формировать учебно-интеллектуальные умения и навыки. Учить его учиться, добиваться успеха. Ведь только с успехом, который приносит удовлетворение от сделанного, приходит желание и...
Мониторинг как средство управления качеством образовательных результатов (из опыта работы педагогов МБОУ СОШ№3 г. Азова Ростовской области)
Статья посвящена мониторингу качества обученности учащихся, осваивающих учебные программы по стандартам второго поколения в основной школе. В статье описаны все виды мониторинга в МБОУ СОШ№3 города Аз...
Оценивание метапредметных результатов (из опыта работы)
Представлена таблица показателей сформированности УУД в начальных классах....
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов. (Описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению современных образовательных технологий на уроках русского языка...
Использование деятельностных техник, приемов (интерактивных) для стимулирования познавательной деятельности учащихся с выходом на результат (из опыта работы).
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательн...