Главные вкладки

    Построение процесса обучения на основе инновационных технологий.
    статья по теме

    Гейдарова Наталья Владимировна

    Итоговый практико-значимый проект

    «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий»

    по курсу инвариантного академического учебного модуля

    «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики.»

    Целью данного проекта является раскрытие понятия «педагогические инновации», «инновационные педагогические технологии», описание различных типов инновационных педагогических технологий, их применения в образовательном процессе.<?xml:namespace prefix = o /??>

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_po_kursu_obrazovanie_i_obshchestv40.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Академия социального управления»

    Дополнительное профессиональное образование

    Итоговый практико-значимый проект

    «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий»

    по курсу инвариантного академического учебного модуля

    «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики.»

                                                            

    Научный руководитель проекта:

    Ефимова Елена Валерьевна

    к.п.н., доцент

                                                                                     Слушатель:  

                                                                                     Гейдарова Наталья Владимировна 

                                                            МБОУ СОШ №9 г.Пушкино

    Московской области

                                                     

    2011

    Содержание

    1. Введение.

    2. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме.

    2.1 Педагогические инновации.

    2.2 Современные инновационные технологии в педагогике.

    3. Глава 2. Практические подходы к проблеме.

    3.1 Интерактивные технологии обучения.

    3.2 Технологии проектного обучения.

    3.3 Компьютерные технологии.

    3.4 Инновационные технологии в обучении иностранному языку.

    4.Заключение.

    5.Список литературы.  

    Введение

    В современную эпоху стремительных перемен специалистам приходится отказываться от привычных представлений о том деле, которым они занимаются, постоянно совершенствоваться в каких-то новых областях. Научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека. Многое изменилось и в отечественной педагогической системе последнего десятилетия.

     В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

     В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

    Целью данного проекта является раскрытие понятия «педагогические инновации», «инновационные педагогические технологии», описание различных типов инновационных педагогических технологий, их применения в образовательном процессе.

    Глава 1. Теоретические подходы к проблеме

    1.1 Педагогические инновации.

    В настоящее время много внимания уделяется инновационным образовательным технологиям. Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

    Объектами инновации являются следующие проблемы: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого на уроке; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т.д. Внедрение более продуманных методов использования активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания – постоянные области разработки инновационных идей.

    Анализ большого количества общих и частных инновационных проектов по критерию соответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке (отбор по принципу «известно - неизвестно»), а также использования в педагогической практике (отбор по принципу «было – не было») позволил отнести к общим педагогическим инновациям:

    1. не новую, но постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею и практическую технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающую систему педагогической науки и педагогической практики;

    2. гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий;

    3. основанные на новых идеях подходы к организации и управлению педагогическими процессами;

    4. технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.

    1.2 Современные инновационные технологии в педагогике.

    Сегодня в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

    1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении

    Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ.

    2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета

    Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

    3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.

    Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

    4. Мониторинг интеллектуального развития.

    Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

    5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

    Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

    6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ.

     Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

    7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы

    Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

    Глава 2. Практические подходы к проблеме

    2.1 Интерактивные технологии обучения.

    Приведем примеры некоторых форм и методов технологий интерактивного обучения.

    1. Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение.
    2. Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения.
    3. Учебная дискуссия — один из методов проблемного обучения.
    4. "Мозговой штурм" ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы.
    5. Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в школе.
    6. Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами.
    7. Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность.

    1.  Технологии проектного обучения.

    Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

    Типология проектов может быть представлена следующим образом.
    Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначения методов исследования и проведения эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
    Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся в логике «дизайн-петли»: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования. Выработка первоначальных идей. Их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, экспедиция репортаж и пр.)
    Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношениях в определенных ситуациях, литературные персонажи в определенных условиях и т.п. обязательно намечаются проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно отметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта. Но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью («Поиск напитка бодрости», «Суд над инерцией», «Опыты Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
    Информационные проекты - это тип проектов, призванных научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция). Пример - проекты учащихся профильных классов, социальный проект «Зажги свою звезду!» «Молодежь ЗА…»
    Практико-ориентированные проекты - это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Например, социальный проект «Зажги свою звезду!». Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

    2.3 Компьютерные технологии.

    Компьютерные технологии обучения — это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили технологические направления, в которых компьютер является:

    • средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

    • средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;

    • средством для определения уровня знаний и контроля усвоения учебного материала;

    • универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;

    • средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;

    • одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.

    Опыт применения ИКТ в школах показал, что:

    а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

    б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

    в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

    2.4 Инновационные технологии в обучении иностранному языку.

    Поскольку я работаю учителем английского языка, хотелось бы затронуть вопрос применения инновационных технологий при обучении иностранному языку. В «век мульти культурного диалога» особенно важным является развитие многоязычной и поликультурной языковой личности. Языковая личность в области иностранных языков – это показатель способности человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации, способность реализовать себя в рамках диалога культур. Другими словами, это формирование умения в познании собственной культуры и культуры других народов. Ссылаясь на определение Ю.Н. Караулова, языковая личность – есть многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений и готовностей к осуществлению языковых поступков разной степени сложности: поступков, которые классифицируются, с одной стороны по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение), а с другой – по уровням языка (фонетика, грамматика, лексика). Успешное формирование автономной языковой личности непосредственно связано со становлением учебной компетенции обучаемого, т.е. способности управления своей учебной деятельностью....

    Современные инновационные технологии обучения, на наш взгляд, являются наиболее актуальными способами решения поставленной задачи. В практике преподавания иностранных языков на современном этапе обучения используются следующие технологии: 1) проектные технологии; 2) информационные технологии; 3) технологии языковых портфелей; 4) модульно-блочные технологии.

    При использовании проектной технологии обучения ИЯ в новой образовательной парадигме становится процессом самостоятельного автономного овладения системой учебной познавательной деятельности. Проектное задание, которое даётся на группу обучаемых, непосредственно связывает овладения определённым предметным знанием с реальным использованием этого знания. Комплексный интегративный характер проектной работы позволяет студенту выстраивать единую картину мира, собирая для этого ранее полученные знания и навыки и приобретая новые. При этом ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым, личностно-мотивированным.

    Компьютерные технологии – это единый образовательный процесс, основанный на междисциплинарном нетрадиционном содержании, формах и средствах обучения. Здесь на передний план выступает информатизация образования, суть которой в том, что для обучаемого становится доступной большая по объёму информация, представленная в базовых данных, компьютерных программах, различной справочной литературе. Информационные технологии в обучении создают принципиально новую ситуацию в плане формирования автономности обучаемого в процессе изучения ИЯ. С возможностью выхода в Интернет усилилась мотивационная основа языковой учебной деятельности, как например, при установлении прямых контактов с корреспондентом. В 1990-х гг. в Германии начали практиковать обучение в парах американцев и немцев, изучающих английских язык. На занятиях в условиях мультимедиа - образовательных технологий студенты получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью, составляют сценарии, пишут статьи, проводят телемосты.

    Языковой портфель рассматривается в современной концепции обучения, как важнейший инструмент формирования автономности обучаемого. В основу идеи разработки языкового портфеля заложено соотнесение российской системы требований к уровням владения иностранным языком с общеевропейскими системами, что является шагом, ведущим к созданию единого общеевропейского образовательного пространства. Оценка различных уровней владения ИЯ осуществляется через механизм лингводидактического тестирования. Суть этого аспекта новой идеологии в изучении иностранных языков состоит в переориентации учебного процесса с преподавателя на обучаемого, который в полной мере осознаёт ответственность за результаты собственной деятельности. Это постепенно формирует у него навыки самостоятельного, автономного от учителя, овладения приёмами способами труда, с целью непрерывного языкового образования, которое он сможет осуществлять в течение всей своей последующей жизни. Мы имеем в виду здесь совершенствование владения первым иностранным языком на более высоких уровнях и изучение второго, третьего и других иностранных языков. Большую помощь изучающим языки может оказать «Языковой портфель» для нефилологов гуманитарного профиля, разработанный на кафедре иностранных языков Владимирского государственного университета. Этот портфель составлен на основе документов Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком» и «Европейский языковой портфель» Языковой портфель содержит лингвистический компонент (знание фонетических, лексических, грамматических и стилистических закономерностей изучаемого языка), социокультурный компонент (страноведческие реалии, национальные традиции, ритуалы, обычаи, принятые образцы и формы речевого общения), прагматический компонент (прагматические параметры высказывания, т.е. адаптация к предмету ситуации, типу адресата, условиям ситуации). Языковой портфель функционален по многим параметрам, и прежде всего, как фактор, стимулирующий автономное непрерывное изучение языков и способствующий развитию многоязычия. Технология использования системы уровней владения языками на основе использования Европейского языкового портфеля предполагает повышение статуса учащегося в образовательном процессе, осознание им личной ответственности за результаты обучения (автономности обучаемого), рост мотивации при изучении языка и культуры. Эта технология имеет инновационный характер. Обучаемым интересно определить и оценить свой качественный уровень владения ИЯ, преподавателя – выявить всё новые уровни владения ИЯ и давать им качественную оценку.
    При модульно-блочном обучении также достигается определенная «технологизация» обучения, т.к. обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя. Сущность модульного обучения состоит в том, что студент может автономно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Взаимодействие педагога и обучаемого в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе: с помощью модуля обеспечивается осознанное автономное достижение студентом определённого уровня предварительной подготовленности к каждой педагогической встрече.
    На наш взгляд, целесообразно комплексное, интегративное использование в учебном процессе по овладению межкультурным общением всех выше названных технологий обучения. Так творческие задания по проекту предполагают нахождение через Интернет информации, её креативное преломление для поставленной цели; для отработки конкретных языковых умений и навыков предлагается модуль в форме стандартизированного буклета, состоящего из учебных материалов, инструкций, контрольной проверочной работы; работы с языковым портфелем (заполнение языкового паспорта, биографии, досье) позволит осуществить мониторинг автономной учебной деятельности.

    Заключение

    Проблема организации учебного процесса с использованием современных педагогических и информационных технологий является одной из самых острых проблем в системе образования. Современная общеобразовательная школа призвана создавать условия для такого образования, которое ориентировано на воспитание человека всесторонне развитого, граждански активного, ответственного и способного к самореализации. Поэтому к содержанию деятельности современной школы,  ее структуре, процессу развития необходимо подходить с новых позиций.

    В условиях развития образовательного процесса на первый план выходит инновационное развивающее образование в разных его модификациях. Ведущей тенденцией современной развивающейся школы становиться формирование компетентности учащихся на основе их внутреннего потенциала, ориентация на общечеловеческие ценности. Но не менее значимым направлением является повышение профессиональной компетентности учителя, совершенствование его профессиональной деятельности посредством применения инновационных педагогических технологий.

    Список литературы  

    1. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010.
    2. Гальскова Н.Д., Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ, 2000.
    3. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. – М.: Академия, 2011.
    4. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2010.
    5. Русская культура и мир. – //Доклады участников II международной практической конференции. – М., 1994
    6. Сергеева В.П., Подымова Л.С. Инновации в образовательном процессе. – М.:УЦ «Перспектива», 2012.
    7. Щукин А.Н., Обучение иностранным языкам: теория и практика. – М., 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Построение процесса обучения на основе инновационных технологий

    Проектная и исследовательская деятельность с учениками....

    Практико-значимый проект "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий"

    Данная работа поможет тем, кто занимается на курсах повышения квалификации, так как в ней представленны различные технологии образовательного процесса и практическое применение их, на примере Проекта-...

    Построение процесса обучения на основе инновационных технологий

    Данный доклад был подготовлен в качестве экзаменационной работы по курсам "Образование и общество"...

    Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

    Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»...

    Построение процесса обучения на основе инновационных технологий в условиях информационного пространства как средство формирования активной познавательной деятельности

    Тема семинара: информационное образовательное пространство школы как сфера профессионального становления педагога. Тема выступления на сетевом МО: Построение процесса обучения на основе инновацио...

    Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

    Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

    Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

    Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....