Проектная и исследовательская деятельность в школе – осознанная необходимость. Статья в сборнике "Шамовские чтения"
статья (5 класс) по теме
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека
организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую
перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и,
осуществив его, достичь цели. Многочисленные исследования, проведенные как в
нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в
политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и
овладевшие навыками проектно-исследовательской деятельности. Школьные
стандарты нового поколения ориентированы не только на достижение предметных
образовательных результатов, но и на формирование личности учащегося, овладение
им универсальными, метапредметными способами учебной деятельности,
обеспечивающими успешность в учебно-познавательной деятельности на всех этапах
его образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornike.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЯТЫЕ ВСЕРОССИЙСКИЕ ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
НАУЧНОЙШКОЛЫ Т.И. ШАМОВОЙ
Сборник статей
2013
Проектная и исследовательская деятельность в школе – осознанная
необходимость
Якимович Раиса Алексеевна, учитель химии, руководитель секции естественных наук
НОУ ГБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 879, г. Москва, email:
sch879@sinergi.ru
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека
организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую
перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и,
осуществив его, достичь цели. Многочисленные исследования, проведенные как в
нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в
политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и
овладевшие навыками проектно-исследовательской деятельности. Школьные
стандарты нового поколения ориентированы не только на достижение предметных
образовательных результатов, но и на формирование личности учащегося, овладение
им универсальными, метапредметными способами учебной деятельности,
обеспечивающими успешность в учебно-познавательной деятельности на всех этапах
его образования.
Сегодня необходимо искать пути эффективного формирования и развития
универсальных учебных действий. Одним из них является переход от
репродуктивных методов обучения к исследовательским. Они обеспечивают
эффективное формирование знаний и умений, способности самостоятельно,
творчески осваивать новые способы деятельности, активизировать обучение, передать
учащимся инициативу в организации познавательной деятельности, побуждают к
развитию познавательной активности, создают условия для реализации и
совершенствования личности. В процессе исследовательской работы идет воспитание
творческой личности, способной свободно применять знания в своей деятельности.
Так развитию исследовательских умений учащихся в основной школе способствуют
исследовательский метод и метод проектов (Г.Б. Голуб, В.В. Гузеева, Е.П. Полат, А.И.
Савенков, М.Н. Скаткин, И.Д. Чечиль и др.)
Организация исследовательской деятельности обучающихся в школе требует
грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач
организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения,
организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-
педагогических. В нашей школе эти задачи решались через организацию
деятельности педагогов в ГЭП «Учебно-методическое и управленческое
сопровождение компетентностно-ориентированного образования учащихся». Наличие
инициативной группы педагогов-единомышленников во главе с научным
консультантом, доктором педагогических наук, профессором кафедры управления
образовательными системами МПГУ С.Г. Воровщиковым помогло самим педагогам
достичь определённого уровня научно-методической подготовки владения
исследовательским методом.
Содержание и формы исследовательской деятельности учащихся в нашей школе
варьируются по ступеням общего среднего образования: в 1-4-х классах это мини-
проекты, над которыми учащиеся работают и которые защищают во внеклассной
учебной деятельности в форме ролевых игр; учащиеся 5-7-х классов вовлекаются в
проектно-исследовательскую деятельность на обобщающих уроках, во внеурочной
учебной деятельности; учебная деятельность учащихся 8-9-х классов осуществляется
как частично исследовательская деятельность на уроках и в рамках научного
общества учащихся; на этапе 10-11-е классы создается ситуация научно-
исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся
В основе организации проектной деятельности учащихся школы лежит метод
учебного проекта. Этот способ организации самостоятельной деятельности учащихся,
направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе
проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные,
исследовательские, поисковые и прочие подходы активно используется педагогами
школы. Для учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в
группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность,
позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания,
принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими
учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный
способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное
значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и
воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности
старшеклассника: анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка
ведущей проблемы, постановка задач; целеполагание и планирование деятельности;
самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения
проблемы в рамках проекта); презентации (самопредъявление, формирование
имиджа) деятельности и ее результатов; готовить материал для проведения
презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный
продукт проектирования; поиска необходимой информации, ее систематизации и
структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного
поля); применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и
нестандартных ситуациях; выбора, освоения и использования технологии адекватной
проблемной ситуации и конечному продукту проектирования; проведения
исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).
Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему
огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в
собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Сформированность у
школьников исследовательских умений позволяет обеспечить конкурентоспособность
выпускников при поступлении в вузы, способствует успешному вузовскому
обучению, помогает реализовать их жизненные цели.
Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует
формированию мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени,
отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает
интерес учащихся к предмету.
В течение нескольких лет мною ведется работа по организации проектно-
исследовательской деятельности учащихся.
Очень важным считаю подготовительный этап. В начале учебного года на уроках я
знакомлю учеников с проектами прошлых лет, возможными новыми темами
проектов, приветствую тех, кто приходит со своими вопросами и проблемами,
требующими исследования и ответа. Нередко при изучении какой-либо темы на уроке
появляются проблемные вопросы, и учащиеся, проявляющие повышенный интерес к
предмету, настолько увлекаются этой проблемой, что это позволяет им переходить к
выполнениям индивидуальных проектов, которые носят исследовательский характер.
Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды
проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные.
Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное
время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения
нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление.
Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но
и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения
проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.
Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно
сделать выводы: работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и
способствует повышению интереса к химии, уроки проходят более оживлённо,
увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена, появился
стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания,
результат проделанной работы.
Очень важен этап оценки проекта: представление результатов на уроке, на
заседании НОУ, участие в различных конкурсах исследовательских и проектных
работ. Очень приятно, что ребята не только учатся выполнять работы, но и успешно
их представляют.
Список литературы
1. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.
//Народное образование. – 2000. – № 7. – С 151-157
2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования
мировоззрения //Народное образование. – 1999. – № 10
3. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М.: Народное образование,
2001. – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация проектной и исследовательской деятельности в школе"
Презентация об организации проектной и исследовательской деятельности в школе....
Сократовские Чтения по теме "Проектная и исследовательская деятельность как средство и условие развития одаренности в практике обучения иностранным языкам".
В этой статье рассматривается теория и практика по теме "Исследовательская деятельность в школе"....
Статья "Проектно-исследовательская деятельность в школе"
В статье представлен мониторинг работы школьного научного общества....
Статья "Проектная и исследовательская деятельность в школе."
Опыт МБОУ СОШ №1 в использовании метода проектов в учебно-воспитательной деятельности...
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в школе
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях....
Культура проектно-исследовательской деятельности в школе. «Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования»
Проектно-исследовательская деятельность - один из аспектов ежедневной деятельности учителя или совместный способ учения,направленный на творческую реализацию ученика и учителя?Цель: ознакомл...
Статья «Как организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Использование проектно-исследовательской технологии обучения носит развивающий, деятельностный характер. Анализ работы в данном направлении позволил сделать вывод, что приобщение учащихся к иссл...