Главные вкладки

    Статья по теме:
    Педагогическая мастерская на уроках литературы

    Потехина Ксения Алексеевна

    Описание работы по инновационной технологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskaya_masterskaya_na_urokakh_literatury.docx29.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогическая мастерская на уроках литературы

    Педагогическая мастерская – это тип занятия, основанный на особых отношениях, особых целях. Это образовательная технология. Педагог, ведущий занятие a форме мастерской организует «встречу потребности со своим мотивом». Художником движет замысел. Учитель не должен быть ментором, вещающим с кафедры.

    Что дает построение одного или двух занятий в теме по типу мастерской для обучения литературе? Мастерские обучают ставить вопросы и понимать, что спросить важнее, чем ответить; обучают пониманию, что ответы могут быть разные с разных точек зрения; организуют современное прочтение классики (писателей-классиков интересуют те же вопросы, что и нас); актуализируют прочитанный текст, делают его нужным для читателя (он разговаривает с героями); интегрируют все имеющиеся у ученика знания, побуждая делать это не насильственно; разрозненность заданий сначала может вызвать недоумение, а потом работает на соединение того, что иначе бы не соединилось, т.е. побуждает к самостоятельному открытию; формируют познавательные запросы для дальнейшего обучения; организуют, стимулируют и усиливают общение по важнейшим научным, эстетическим, этическим, социальным, психологическим проблемам; носят воспитывающий характер обучения (мастерская позволяет обходиться без насильственного обучения).

    Первый этап мастерской – индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Условия задания: оно всегда опирается на личный опыт учащегося и иногда парадоксально связано со смыслом дальнейшей деятельности. Например, в мастерской по философской лирике Ф.И. Тютчева «Вопросы или ответы» предлагается задание: Представьте, что перед вами великий мудрец. Вы можете его спросить, о чём захотите – самом важном для себя. Запишите, какие два вопроса будут первыми.

    Второй этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Оно имеет два этапа: деконструкция и реконструкция. Разберём нечто на детали, а потом используем как строительный материал. Например, предлагаем обучающимся восстановить «рассыпанное» стихотворение.

    Третий этап – социализация, т.е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). Каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и осваивает все возможные открытия.

    Четвёртый этап – промежуточная рефлексия. Связан с появлением у участников работы потребности в новом или дополнительном знании  - информационный запрос.

    Пятый этап – обращение к новой информации, её обработка. Это могут быть словарные статьи, работы критиков, фрагменты произведений, высказываний.

    Шестой этап – исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. Может создать новое произведение – это индивидуальная или групповая работа.

    Седьмой этап – итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются. Важно, чтобы услышаны были все.

    Последний этап – рефлексия. Педагог обдумывает для неё вопросы к каждой мастерской свои  и предлагает обучающимся, часто на выбор из двух-четырёх. Например: что я открыл сегодня – в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял? Что было трудно? Рефлексия может быть эмоциональная и логическая.

    Законы мастерской

    • Ценностно-смысловое равенство всех участников.
    • Право каждого на ошибку.
    • Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний.
    • Предоставление свободы в рамках принятых правил.
    • Значительный элемент неопределённости.
    • Диалог – главный принцип сотрудничества.
    • Организация и перестройка реального пространства.
    • Решительное ограничение практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер формулирует задание и не отвечает на вопросы

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Блинова Е. Как сделать хорошую мастерскую. Урок 4. Мотивация и целеполагание в мастерской. Индуктор. http://www.nojournal.ru/content/elena-blinova-kak-sdelat-masterskuyu-urok-4-prodolzhenie/
    2. Еремина Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Т.Я. Еремина. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.: ил.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".

    Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской  деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...

    Использование технологии педагогических мастерских на уроке литературы.

    Среди новых образовательных технологий в последнее время особое распространение получила технология мастерских. Цель мастерской: предоставить учащимся психологические средства, позв...

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

    СОДЕРЖАНИЕ    Введение 1.      Обоснование выбора технологии «Педагогическая мастерская»2.      Обоснование выбора тем ...

    Научно- исследовательская работа на тему: Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как совместный процесс творчества учителя и ученика

    В научно-исследовательской работе представлена теория по теме «Технология педагогических мастерских», а также её практическое применение. Технология педагогических мастерских предполагает учёт индивид...

    Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

    В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

    Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.

    Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...

    Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.

    Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...