Главные вкладки

    Учебно-методическое пособие по теме:
    Семинар «Мониторинг эффективности воспитательного процесса»

    Волгина Наталья Александровна

    Цель семинара: повышение уровня компетентности классных руководителей в области мониторинга воспитательного процесса.

    План работы:

    1. Теоретические аспекты рассматриваемой темы.
    2. Знакомство с диагностическими методиками.
    3. Практическая часть. Диагностическая методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания.
    4. Подведение итогов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_monitoring.rar261.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар «Мониторинг воспитательного процесса»

    Слайд 1. Каждый из нас стремится определить эффективность своего труда и  процессов, с которыми связана наша профессиональная деятельность. К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу профессиональной педагогической деятельности, относится воспитательный. Слайд 2. Как же выявить эффективность процесса воспитания учащихся. Какие диагностические средства следует использовать? Каким образом анализируется и хранится полученная в ходе изучения информация?

    В процессе работы нашего семинара, мы постараемся ответить на эти вопросы.

    Цель семинара: повышение уровня компетентности классных руководителей в области мониторинга воспитательного процесса.

    Слайд 3. План работы:

    1. Теоретические аспекты рассматриваемой темы.
    2. Знакомство с диагностическими методиками.
    3. Практическая часть. Диагностическая методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания.
    4. Подведение итогов.

    Слайд 4. Эффективность воспитательного процесса — это соотнесенность полученных результатов с поставленными целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитания и образования в целом.

    Чтобы определить эффективность воспитательного процесса нужно провести диагностику или как говорят мониторинг.

    «Мониторинг» в образовании определяют как постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

    Мониторинг в воспитании – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в ОУ (и о воспитательной системе его), обеспечивающее непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.

    Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса.

    Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Поэтому классному руководителю приходится уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива.

    Слайд 5. Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи:

    •Изучение личностных качеств учащихся класса.
    •Изучение общих и специальных способностей класса.
    •Изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе.
    •Учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации  классных дел.
    •Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.

    Слайд 6. Диагностические методики позволяют:

    1. Определить уровни развития ребёнка;

    2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.

    3. Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).

    4. Проанализировать полученные факты.

    5. Установить причины изменений.

    1. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

    Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующее:

          -    особенности возраста учащихся класса;
          -    степень сформированности детского коллектива;
          -    особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;
          -    степень доверия друг другу детей и взрослых.
          Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:
    Слайд 7.
          Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
          Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
          Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющими отношения к делам класса.
          Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.
          Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы в планирование воспитательной работы в классе.
          Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.

    Слайд 8. Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания можно представить следующим образом:

    • определение цели и задач изучения;

    • подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;

    • выбор методик изучения;

    • подготовка диагностического инструментария;

    • исследование испытуемых;

    • обработка и интерпретация результатов исследования;

    • анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

    Для изучения эффективности процесса воспитания целесообразно применять такие критерии и показатели, которые в наибольшей степени отражают специфику учебного заведения и своеобразие осуществляемого в нем воспитательного процесса. Слайд 9. Например:

    Критерии

    Показатели

    1.Сформированность познавательного потенциала личности учащегося.

    1. Обученность учащихся.
    2. Развитость мышления.
    3. Познавательная активность.

    2.Сформированность нравственного потенциала личности учащегося.

    1. Нравственная направленность.

    Сформированность отношений личности выпускника к Родине, обществу, семье, школе, классному коллективу, себе, природе, учебе и труду.

    3.Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося.

    1. Коммуникабельность.

    2. Сформированность коммуникативной культуры учащегося.

    4.Сформированность эстетического потенциала личности учащегося.

    Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.

    5.Сформированность физического потенциала личности учащегося.

    1. Состояние здоровья учащихся выпускных классов.
    2. Развитость физических качеств.

    6.Сформированность общешкольного коллектива

    Удовлетворенность педагогов, учащихся, родителей жизнедеятельностью школы.

    В соответствии с критериями и показателями подбираются комплекс приемов и методов для изучения результативности воспитательной деятельности.

    Слайд 10. Основные методы диагностики – наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих методов позволяет получить информацию о личности школьника и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности личности и т.д.

    Опросники, интервью, анкеты, тесты. Цель их – не только выявление определенных качеств личности, общественного мнения и отношений учащихся к чему-либо, но и сбор содержательного материала для различных форм воспитательной работы, а также для изучения индивидуального своеобразия каждого воспитанника.

    Возможно использование специальных психологических, педагогических, этических игр для изучения и воспитания учащихся.

    Диагностика воспитательного процесса является новой отраслью педагогической науки. Однако уже накоплено значительное количество диагностических методик. Слайд 11-12. Например:

    Аспекты изучения

    I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося.

    Диагностические средства

    1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

    2. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка.  

    3. Школьный тест умственного развития (ШТУР).

    4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.  

    5. Педагогическое наблюдение.

    II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося.

    I. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности.

    2. Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности.

    3. Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся.

    4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.  

    5. Педагогическое наблюдение.

    III. Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося.

    1. Методика выявления коммуникативных склонностей.

    2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.  

    3. Педагогическое наблюдение.

    IV. Сформированность эстетического потенциала личности учащегося.

    1. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
    2. Педагогическое наблюдение.

    V. Сформированность физического потенциала личности учащегося.

    1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся.

    2. Выполнение контрольных нормативов в беге на 30 метров, шестиминутном беге, прыжках в длину с места, подтягивании (юноши), поднимании туловища (девушки).  

    3. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

    VI. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

    1. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью». 2. Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

    VII. Сформированность общешкольного коллектива.

    1. Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива (СПСК)».

    2. Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления».

    3. Методика Л.В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.

    Слайд 13. Каждый педагогический коллектив нуждается в разработке диагностического инструментария, ведь при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка, формировании коллектива учебного заведения, других результатах воспитательного процесса ставится под сомнение целесообразность всей педагогической деятельности.

    Рассмотрим более подробно выше названные методики.

    В словаре «Психология», редакторами которого являются известные ученые А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, утверждается, что при исследовании эффективности человеческой деятельности можно использовать два универсальных критерия — продуктивность деятельности и удовлетворенность как психологическое состояние.

    Слайд 14. Тогда в качестве основных критериев эффективности воспитательного процесса необходимо избрать следующие:

    1) Развитость личности ребенка;

    2) Сформированность коллективов образовательного учреждения и его структурных подразделений;

    3) Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей процессом и результатами воспитательной деятельности.

    Первые два критерия позволяют оценивать продуктивность воспитательной деятельности, а третий — психологическое состояние ее участников.

    Слайд 15. Согласно названным критериям диагностические методики  разделены на три группы:

    1. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося.
    2. Методики диагностики сформированности коллектива.
    3. Методики для исследования удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении.

    И в заключении предлагаю поработать с диагностической методикой изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания.

    Заполните анкету обратной связи. Спасибо за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

    ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАНА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД I. Контроль за методической и инновационной работойЦель: организация работы педагогического коллектива школы на п...

    «Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

    «Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

    Педсовет Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса

    О современных семьях много пишут и говорят. По данным многочисленных опросов 7,8% педагогов, к примеру, обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время, и родители...

    Презентация по теме:"Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."

    Презентация к выступлению на педсовете по теме: "Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."...

    «Мониторинг учебно-воспитательного процесса как одно из условий повышения качества образования"

    Цели: 1) практическая разработка системы мониторинга  внутришкольного контроля;          2) получение систематической информации о качестве усвое...

    Мониторинг учебно-воспитательного процесса на основе компетентного подхода

    Цель деятельности психологической службы - создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих  студенту успешно функционировать и развиваться в педагогической среде ( студен...