Педагогика поддержки ребенка в современном образовании
статья по теме

Тюрина Марина Мовладиевна

Педагогика поддержки ребенка в современном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._podderzhka.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогика поддержки ребенка в современном образовании.

1 «Мозговой штурм»

  • Для чего нужна педагогика поддержки?
  • Какую позицию занимает взрослый в ситуации поддержки?
  • Что является предметом деятельности ребенка взрослого при осуществлении педагогической поддержки?

Ответы Педагогика поддержки необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.

 2. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности идет практика гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей.

Давайте обратимся к терминологии.

Под педагогикой поддержки понимается деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

А в чем же состоит суть педагогики поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности и развивать при этом потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку

Педагогика поддержки

То есть педагогическая поддержка –это

  • помочь другому обрести уверенность;
  •  подкрепить то положительное, что есть    в личности;
  •  удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.

От того, насколько вовремя мы заметим, правильно поймём и будем корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, будет зависеть успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности.

Каковы же нормы педагогики взаимодействия:

а)         любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать; 

б)         Совместность, сотрудничество, содействие .Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески , умение слушать, слышать и услышать; 

в)        уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений; Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем«Ребенок - главное» - правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

г)        ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; Соблюдение принципа конфиденциальности. Это крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик, интимно-личных бесед и консультаций. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.

д)        признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление;

е)        поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы,

ж)        умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

з)        собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Вы  знаете, нормы педагогики взаимодействия – это нормы нравственности каждого из нас.

А каковы же средства педагогической поддержки?

3. Средства педагогической поддержки ребенка делятся на 2 группы.

        

Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др.

Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка.

4.  Вся деятельность по организации педагогической поддержки в школе строится поэтапно и включена в следующую структуру, которая имеет свое назначение, содержание и последовательность действий: диагностика, реализация и итоги, т.е. мониторинг.

Диагностический этап, который направлен на выявление потенциала ребенка как основы разрешения его социально - педагогических проблем. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности педагога по оказанию поддержки.

Обратите внимание на экран. Здесь предоставлена диагностическая таблица по разным направлениям.

Здесь нам необходима и учебная, и психологическая диагностика и диагностика здоровья.

Реализационный этап – это включение ребенка в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем. В качестве основной задачи этого этапа является поиск новых форм, методов и технологий работы с детьми

5. Методы педагогической поддержки

Хочу обратить внимание на методы педагогической поддержки на реализационном этапе.

1.Методы педагогической поддержки здоровья:

  • Методы положительного эмоционального настроя (радостная перспектива, поощрения и похвала, самонаблюдение за своими эмоциями)
  • Методы поддержки физического здоровья ребенка (физические упражнения и занятия спортом, «постепенность», массаж и самомассаж)
  • Методы поддержки психического здоровья ребенка (устранение плохих привычек, выработка положительных черт характера, релаксация)

2. Методы развития духовно-нравственных и гражданских чувств:

  • Методы, связанные с поддержкой нравственной сферы ребенка (увлечение «добрым»делом, традиция, личный пример)
  • Методы укрепления чувств ответственности (доверие, просьба, беседа – размышление, лекции, поручения)
  • Методы укрепления воли ребенка (напоминание, сомнения, достижение согласия с самим собой)

3. Методы педагогической поддержки развития способностей:

  • Методы развития аналитико – рефлексивных способностей (наблюдение, коллективный анализ деятельности, рефлексии)
  • Метод поддержки развития интеллектуальных способностей («мозговой штурм», «деловая игра», психотренинг)
  • Методы поддержки развития организаторских способностей (творческое выполнение задач, игры, поручения, упражнения)

3. Методы педагогической поддержки развития способностей:

  • Методы поддержки развития организаторских способностей (творческое выполнение задач, игры, поручения, упражнения)
  • Методы поддержки развития коммуникативных способностей (создание воспитывающих ситуаций, коммуникативный тренинг, творческий поиск)

4. Методы развития самостоятельной личности:

  • Метод поощрения
  • Метод «ролевой игры»
  • Метод самодиагностики
  • Метод самооценки
  • Метод самоорганизации
  • Метод самореализации
  • Метод самоконтроля
  • Метод самопрогнозирования

Итоговый этап – это анализ и оценка результата практической деятельности.

Реализация педагогики поддержки способствует тому, что учащиеся активно принимают участие в различных интернет-конкурсах, в которых даются результаты формирования различных компетенций.

Сравнивая результаты школьного мониторинга с независимой экспертизой мы можем увидеть, что расхождения несущественны.

В заключении я хочу сказать, что вовремя полученная поддержка освобождает ребенка от множества нерешенных проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит — полноценно жить и учиться.

Памятка

«Этапы, основные направления и способы осуществления

педагогической поддержки ребёнка

в решении личностно значимой для него проблемы»

Этапы педагогической поддержки

Содержание деятельности

I. Сигнальный

1. Определение проблем ребёнка:

Обращение родителей к педагогу или администрации школы;

Тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе;

Попытка ребёнка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.

2. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребёнка и совместному с учащимися поиску путей и способов её решения.

3. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др.

II.Контактно-созидательный

Определение  эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению.

Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребёнка к беседе, устранение психологических барьеров.

Поиск и установление первоначального контакта с учеником.

III. Диагностический

Организация доверительной беседы с учащимся.

Диагностика («раскодирование») проблемы ребёнка.

Определение причин возникновения проблемы.

IV. Проектный

Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод её в конструктивное русло.

Ребёнок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы.

Ребёнок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы.

V. Деятельностный

1. Осуществление ребёнком плана намеченных действий по решению проблемы.

2. Педагогическая поддержка усилий ребёнка.

VI. Результативно-аналитический

совместное обсуждение с ребёнком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности.

Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения.

Осмысление ребёнком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар “Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании”

Одним из ценностных оснований в профессиональной деятельности классного руководителя является принятие любого ребенка, помощь ему и защита. Проведение данного практического семинара возможно в рамках ...

Педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного обучения

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направ...

Педагогика поддержки ребенка в условиях детского дома

В данной статье рассмотрены идеи О.Газмана и практическое воплощение их в жизнь на примере работы в условиях детского дома....

Преемственность в обучении как основа педагогической поддержки ребёнка в современном образовании

Мною разработана программа " Преемственность обучения и воспитания", которая помогает преодалеть трудности ребёнку, их родителям и учителям....

Доклад для педсовета «Педагогика поддержки ребёнка в современном образовании. Тактика «защиты»»

Доклад для педсовета «Педагогика поддержки ребёнка в современном образовании. Тактика «защиты»»...

Выступление на педсовете "Педагогика поддержки ребенка в современном образовании"

Результат проектной работы творческих групп воспитателей на заданную тему. Презентация к выступлению....