Мотивационная готовность детей 6-7 лет к обучению в школе
статья на тему

Кокоева Римма Алексеевна

Перед нашим обществом  на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки  их к обучению в школе. Изучение уровня развития психики детей является основой, как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада. Большинство отечественных и зарубежных учёных считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода – год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gotovnost_k_shkole.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивационная готовность к школе детей старшего дошкольного возраста

                                                                                                                     

      Перед нашим обществом  на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки  их к обучению в школе. Изучение уровня развития психики детей является основой, как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада. Большинство отечественных и зарубежных учёных считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода – год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.                          

По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Е.Е. Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:                                                                                            

1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.                        

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора и развития познавательных процессов.                                                  

3. Социально - психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.                                  

4. Эмоционально – волевая готовность считается сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.              С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребёнка во всех сферах.                                                        

При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту, диагностическая схема должна включать в себя диагностику, как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода, что и подчёркивает актуальность данной темы исследования.                                       Таким образом, основная цель нашей работы – сформулировать уровень мотивационной готовности дошкольника к обучению в школе.                                                                           

 В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: выявление уровня мотивационной готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребёнка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала.                                                                            

                                                                           

1.1 Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов или родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной готовности ребёнка к школе. Что же включает в себя психологическая готовность к школе? Составными компонентами психологической готовности являются личностная, волевая, интеллектуальная.

Личностная готовность.

Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности.                                                                                                                                       (Я.Л. Коломинский, А.А. Панько. 1989).

Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

     Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребёнок должен владеть планомерным и расчленённым восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребёнка остаётся образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к школе предполагает:                                                                                                            

1. дифференцированное восприятие;                                                                                                          

2. аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);                                                                                    

3. рациональны подход к действительности (ослабление роли фантазии);                                                    

                                                                       

4. логическое запоминание;                                                                                                                            

5. интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;                                    

6. овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;    

7. развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Социально-психологическая готовность к школьному обучению.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитее у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.                                                          

Под физической готовностью подразумевают общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6 -7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность, в отличии от нравственной и физической.

В отечественной психологии серьёзная проработка проблемы готовности к школьному обучению содержится в работах Л.С. Выготского; Д.Б. Эльконина (1981, 1989); Н.Г. Салминой (1988); Е.Е. Кравцовой (!991); Н.В. Нижегородцевой, В.Д.Шадрикова (1999, 2001) и др. Эти авторы считают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребёнка знаний, умений и навыков, а определённый уровень его личностного и интеллектуального развития, который  рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе.

Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил:

                                                                           

1) умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия

2) умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе;

3) умение слушать и выполнять инструкции взрослого;

4) умение работать по образцу.

     Все эти предпосылки вытекают из психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой; особенности самоконтроля.

Н.Г. Салмина в качестве основных показателей психологической готовности к школе выделяет:

1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;

2) уровень сформированности семиотической функции;

3) личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы.                        (Н.И. Гуткина, 2009)                                                                                          

В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности к школе основной упор делается на роль общения в развития ребёнка. Выделяют три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определённым образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребёнка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития.                       (Е. Кравцова, 1991).

Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков  представляют психологическую готовность к школе как структуру, состоящую из учебно–важных качеств. К ним относятся:

1) мотивы учения;

2) зрительный анализ;

3) способность принимать учебную задачу;

4) вводные навыки;

5) графические навыки;

6) произвольность регуляции деятельности;

7) обучаемость.                                                   (Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков 2001)                            

                                                                           

 Во всех исследованиях признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе.                                                                   Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.                                                                                      (Н.И. Гуткина )

 Мотивационная готовность детей к школе.

Этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя.

Внутренняя мотивация, – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не, потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Е. О Смирнова установила, что положительное значение для обучения имеет наличие у ребенка личностных форм общения со взрослым, не зависящих от конкретных ситуаций. В целом можно сказать, что, если наиболее адекватными и специфичными для учения являются познавательные мотивы, коммуникативная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения со взрослыми.        (Н.И. Гуткина 2009)

Общее эмоциональное отношение к школе специально изучалось М. Р. Гинзбургом при помощи разработанной им оригинальной методики. Им были отобраны 11 пар прилагательных, положительно и отрицательно характеризующих человека («хороший-плохой», «чистый-грязный», «быстрый-медленный» и т.п.), каждое из которых напечатано на отдельной карточке. Перед ребенком ставились две коробочки с наклеенными на них картинками: на одной – дети в школьной форме с портфелями, на другой – ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Затем следовала устная инструкция:

«Вот это – школьники, они идут в школу; а это – дошкольники, они играют. Сейчас я буду давать тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику. Кому больше подходят, в ту коробочку и положишь». Далее экспериментатор зачитывал прилагательное и передавал карточку ребенку, который помещал ее в одну из коробочек. Прилагательные предлагались в случайном порядке.

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно - игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом, и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, то есть принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

                                                                             

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

Мотивы учения.

В структуре стартовой готовности к обучению в школе мотивы учения наиболее важное качество.

По определению мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе. В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или совокупность мотивов, которые побуждают и направляют активность человека. В том случае, когда деятельность побуждается внешними факторами, например указанием взрослого, говорят о внешних мотивах поведения и деятельности.

    В жизни действует одновременно не один, а целая система мотивов, которые образуют сложные взаимосвязи. Взаимодействие мотивов может быть построено по принципу доминирования (подчинения одних мотивов другим) и взаимодополнения, когда один мотив усиливает действие другого. Может наблюдаться и борьба мотивов, когда одновременно действует несколько взаимоисключающих мотивов ( например, ученик хочет посмотреть интересную передачу по телевизору и понимает, что если досмотрит передачу до конца, о не успеет выполнить домашнее задание). Как правило, борьба мотивов сопровождается неприятными переживаниями, и в конечном итоге побеждает один из конкурирующих  мотивов. Задача взрослого в данной ситуации - усилить действие нужного мотива и ослабить конкурирующий мотив (так в рассмотренном примере взрослый может предложить ребёнку записать передач на видеомагнитофон и посмотреть её после выполнения задания).

     Для того чтобы взрослый мог правильно понять поведение и действия ребёнка и управлять ими, ему необходимо знать, какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.

     В старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и широкие социальные потребности (потребности в социальном признании, стремление к неигровым видам деятельности, потребность в самоутверждении, мотивы долженствования). К концу дошкольного возраста ребёнок исчерпывает возможности

игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника.

    Говоря о мотивах учения в структуре стартовой готовности к школе, имеются в виду те факторы внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребёнка, направленную на усвоение новых знаний, на данном этапе развития и которые могут

                                                                           

служить основой для формирования собственно учебных мотивов. Собственно учебный мотив (осознанная потребность в приобретении знаний и развитии своих способностей) формируется в процессе школьного

                                                                         

обучения и в мотивационной структуре дошкольников и начинающих школьников, как правило, отсутствует.

    Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных  мотивов. Для детей одного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу: для одного ведущим мотивом учения может оказаться стремление занять место отличника в классе, для другого – получение отличной оценки и одобрения взрослого, для третьего – интерес к новым знаниям, четвёртый воспринимает обучение в школе как новую игру, пятый ходит в школу потому, что «мама так сказала».

     В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить шесть групп мотивов:

     - социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);

     - учебно – познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

     - оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там буду получать только пятёрки»);

     - позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

     - внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);

     - игровой мотив, неадекватно перенесённый в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).  (Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., 2001)

    Оценочные и позиционные мотивы по своей  природе социальные и вместе с пониманием общественной значимости и важности учения входят в группу широких социальных мотивов. Внешний и игровой мотивы непосредственного отношения к собственно учебной деятельности не имеют, но могут оказывать влияние на поведение детей, порою существенное, в ситуации школьного обучения.  

     Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка 6 – 7 лет, каждый из них оказывает определённое влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребёнка степень выраженности и сочетание мотивов индивидуальны.

     Достаточное развитие учебно – познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывают положительное влияние на школьную успеваемость.

                                                                           

Преобладание игрового мотива, перенесённого в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.

                                                                 

                                                                                                                                                          

Список используемой литературы:

  1. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83.
  2. Венгер А.Л. хорошо ли вашему ребёнку в школе.// Популярная психология для родителей. М.,1989.
  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2009.
  4. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-25.
  5. Голикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе.// Дошкольное воспитание. 2004, №4, стр.42-48.
  6. Гуцалюк Л.Б.Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 2004г., 4, стр.11-13
  7. Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание, 1994г.,№6, стр.27-31.
  8. Дьяченко О., Варенцова Н. Основные направления работы по программе "Развитие" для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) // Дошкольное воспитание, 2004г., 10, стр. 38-46.
  9. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир.// Дошкольное воспитание, -2001, - №8, стр.61-72.
  10. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84.
  11. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 2005., 8, стр. 50-54.
  12. Коломинский Я.Л., Панько А.А. Психологическая готовность к школе. // Популярная психология для родителей. М.,1989.
  13. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М., 2001.
  14.  Попова Н.М. Шестилетние в школе и дома. М., 1988.
  15. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание. 1995г, №8, стр.25-28.
  16. Смирнова Е. Лучшая подготовка к школе – беззаботно прожитое детство. // Дошкольное воспитание. 2006, №4, стр.65-68.
  17. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. – М., 1999.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к обучению в школу

Статья будет полезна классным руководителям....

Родительский всеобуч: «Готовность детей 6-7 лет к обучению в начальной школе»

             Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу....

Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

Практический материал по диагностике старших дошкольников к обучению в школе....

Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольников

Презентация педагога дополнительного образования по теме самообразования: «Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольник...

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Мотивационная готовность к обучению в школе как условие успешности учебной деятельности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья

Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования мотивации учебной деятельности. Очевидно, что требуется глубокое, критическое рассмотрение с...

Развитие мотивационной готовности к школьному обучению

На желание пойти в школу полагаться бессмысленно, так как интерес к новой обстановке, к новым людям, новому распорядку дня проходит достаточно быстро. Следовательно, при подготовке ребенка к школе сле...