Планирование по русскому языку 5 класс
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему

Абакумова Ирина Александровна

учебник Бунеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5rus.buneev.docx56.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Республика Башкортостан

                                                       г. Белорецк

                   Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

                             Средняя общеобразовательная школа № 21

«Согласовано»______            Заместитель директора           «Утверждаю»_________

Руководитель МО                   по УР___/Юрочкина И.А.       Директор МОБУ СОШ №21

________/Тутикова И.Н.         «___»__________2014г.           Кривоус В.Л.

Протокол №___                                                                            Приказ №____

от «__»________2014г.                                                                 от «___»_______2014г.

                                                   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                     По ____русскому  языку__5______

                                      (указать предмет, класс, модуль)

Ступень обучения (класс) ___основное общее_____

    (начальное общее, основное общее, среднее  общее образование с указанием классов)

Количество часов_102_;    в неделю _3_  часа       Уровень_базовый_

Учитель_Абакумова И.А._

 Программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных заведений «Русский язык», утверждённой Министерством образования РФ

Количество  сочинений 6:

                  изложений 4:

                  диктантов 9:  

Пояснительная записка  к рабочей программе по русскому языку в 5 классе  по образовательной программе «Школа2100»

Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы «Образовательная программа «Школа 2100»

под редакцией Р.Н.Бунеева, Л.Ю.Комиссаровой, Е.В.Бунеевой, И.В.Текучевой, под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева «Программа по русскому языку для основной школы. 5-9 классы» в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и входит в состав УМК. Программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю)

Календарно-тематическое планирование ориентировано на учебник по русскому языку для 5 кл. Авторы: Р.Н.Бунеев, Л.Ю.Комиссарова, Е.В.Бунеева, И.В.Текучева, 2009г. Согласно действующему учебному плану в 5 классе по русскому языку предполагается всего часов: в год 204, из них на развитие речи 15, из них контрольных 8, в неделю 6 часов.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей основной школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что

школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и

умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.

Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологическиетенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования,

изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития;

принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.

Пронина.) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».

.Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

– Формирование у учащихся языковой интуиции.

– Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе

осуществления следующих направлений.

– Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении. Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.

– Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного

запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

– Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

– Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета Русский язык имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы4. .Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе5. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5-й класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием.

.На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения,

которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы6.

.Структура курса русского языка в 5–9-м классах

Курс подразделяется на две части:

1) 5–7-й классы;

2) 8–9-й классы.

В центр первой части «Слово в языке и речи» (5–7-й классы) поставлено слово. Во введении в этот курс (5-й класс) содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.

Основная часть курса 5–7-й кл. содержит следующие темы:

– слова со значением «предмет»;

– слова со значением «действие» или «состояние»;

– слова со значением «количество»;

– слова со значением «признак»;

– слова со значением «признак признака»;

– слова со значением «признак действия»;

– слова со значением «дополнительное действие».

Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком. Материал по орфографии и пунктуации дается в связи с изучаемыми темами. В 8–9-м классах изучается курс синтаксиса русского языка. Материал излагается линейно и линейно-ступенчато.

Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные

понятия – языковая система и ее реализация в речи. Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно.

В 5–9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

       

Содержание программы

5-й класс (_____ ч)

Роль языка в жизни общества. Красота, выразительность и эстетические

возможности русской речи

Слово в языке и речи – 1ч.

(повторение и углубление курса начальной школы

Слово и его звуковая оболочка-2ч.

Звуки языка, гласные и согласные звуки.

Ударные и безударные гласные.

Согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные).

Обозначение звуков на письме. Алфавит.

Двойная роль букв е, ё, ю, я. Обозначение _________мягкости согласных на письме.

Слог, слогоделение. Ударение.

Орфограмма – 4ч.( тест2, к/д 1, изложение1) Опознавательные признаки орфограмм.

Условия выбора орфограммы. Орфографический словарь.

Нормы произношения звуков речи.3ч. (тест1, сочинение1, диктант1)

Орфоэпический словарь.

Буквы ё, о после шипящих в корне слова.

Вклад В.К. Тредиаковского в развитие отечественной фонетики и орфоэпии

(ознакомление).

Слово и его лексическое значение.-16 ч.( диктант1, тест4)

Лексика. Лексическое значение слова.

Основные способы толкования лексического значения слова: объяснение в толковом словаре, синонимия, антонимия; через значение морфем, составляющих слово. Толковый словарь. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

Многозначные слова и омонимы.

Вклад В.И. Даля в развитие русской лексикологии и лексикографики (ознакомление).

Синонимы. Словарь синонимов. Синонимы стилистически нейтральные и стилистически

окрашенные (наблюдение).

Антонимы. Словарь антонимов.

Морфемика. Словообразование.

Морфема – значимая часть слова.

Основа как носитель лексического значения слова.

Корень слова как основной носитель лексического значения слова. Чередование гласных и

согласных в корне.

Правописание безударных гласных в корне: 1) проверяемых ударением; 2) не

проверяемых ударением. Правописание корней с чередованием гласных а и о (-лаг- –

-лож-, -раст- (-ращ-) – -рос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-).

Значения приставок и суффиксов как составляющих компонентов лексического значения

слова. Правописание гласных и согласных в приставках.

Значение приставок пре- и при-. Буквы е и и в приставках пре- и при-.

Буквы з, с на конце приставок.

Буквы ы, и после приставок на согласные.

Значения суффиксов.

Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, сложение).

Правописание сложных слов.

Сложносокращенные слова. Правописание сложносокращенных слов.

Грамматическое значение слова.- 3ч. (тест1)

Окончание как одно из средств выражения грамматического значения слова. Форма слова.

Морфологические признаки слов.

Часть речи как группа слов, имеющих:

1) одно и то же общее грамматическое значение;

2) одни и те же морфологические и синтаксические признаки.

Знаменательные и служебные части речи, функции служебных слов.

Междометия.

Вклад М.В. Ломоносовав развитие отечественной науки о языке (ознакомление).

Слово в предложении- 16ч.(изложение1, к/д 1, тест3)

Номинативная функция слова и словосочетания, коммуникативная функция предложения.

Интонация, смысловая роль интонации. Сочинительная связь между словами. Подчинительная связь между словами. Словосочетание. Главное и зависимое слово. Функция словосочетания. Слово как член предложения. Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Односоставные и двусоставные предложения (ознакомление).

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Предложение распространенное и нераспространенное. Понятие смыслового отрезка, требующего пунктуационного оформления. Однородные члены предложения. Интонация перечисления. Знаки препинания при однородных членах предложения. Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Двоеточие после обобщающего слова перед

однородными членами. Обращение как смысловой отрезок предложения. Интонация при обращениях. Знаки препинания в предложении с обращениями. Вводные слова как смысловой отрезок предложения, их функция (ознакомление). Основные группы вводных слов (ознакомление). Интонация при вводных словах. Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложения.

Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложение (ознакомление).

Интонация как средство связи частей сложного предложения, смысловая функция интонации.

Запятая между частями сложного предложения.

Слово в тексте-4ч. (изложение1, сочинение1, тест1)

Развитие речи -

Текст и его признаки. Тема. Основная мысль. Развитие мысли в тексте. Заголовок. Ключевые слова. Деление текста на абзацы. Простой план текста.

Типы речи – повествование, описание, рассуждение и их основные особенности.

Текст-описание. Подробное изложение текста-описания. Сочинение-описание пейзажа по личным наблюдениям. Сочинение-описание пейзажа по картине.

Текст-повествование.

Подробное изложение текста-повествования.

Разговорный и книжные стили речи. Слово как носитель стилистических значений. Слова нейтральные и стилистически окрашенные.

Научный стиль речи (задачи речи, сфера употребления, характерные языковые средства).

Учебно-научный текст. Изучающее и ознакомительное чтение.

Монологическая и диалогическая речь. Оформление диалога на письме.

Знаменательные (самостоятельные) слова – 24 ч.( сочинение1, к/д2, изложение1, тест4)

Слова со значением «предмет»

Имя существительное в языке и речи.

Имя существительное как часть речи. Лексическое значение имен существительных.

Общее грамматическое значение имени существительного.

Понимание «предмета» в широком и узком значении. Грамматическое понятие «предмет».

Опредмеченный признак, действие.

Способы образования имен существительных (морфологические и сложение). Гласные в

суффиксах имен существительных -ек-, -ик-. Буквы ч, щ в суффиксе имен

существительных -чик- (-щик-). Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных.

Морфологические признаки имен существительных.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Имена существительные собственные/нарицательные, одушевленные/неодушевленные.

Большая буква в именах собственных; выделение имен собственных кавычками.

Род имен существительных. Существительные общего рода. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Существительные, имеющие форму только единственного числа. Падеж. Именительный падеж единственного числа как начальная, словарная форма имени. Косвенные падежи. Склонение имен существительных. Типы склонения. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.

Буквы е, и в падежных окончаниях имен существительных. Особенности склонения имен

существительных на -ия, -ий, -ие.

Сочетательные возможности имен существительных.

Лексическая сочетаемость имен существительных.

Грамматическая сочетаемость имен существительных.

Определительные отношения «предмет + его признак»: «имя существительное + имя

прилагательное», «имя существительное + имя существительное» (корзина с яблоками).

Роль имени существительного в предложении.

Имя существительное в качестве подлежащего.

Имя существительное в качестве дополнения. Дополнение прямое и косвенное. Имя существительное в качестве определения (ознакомление). Имя существительное в качестве обстоятельства.

Имя существительное в качестве сказуемого. Составное именное сказуемое (ознакомление).

Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационное оформление предложений с именем существительным в качестве сказуемого.

Текст. Текстообразующая роль имен существительных.

Указательные слова-местоимения

Местоимения – существительные – 8ч. (Сочинение1, к\д1)

Местоимение в языке и речи.

Местоимение как часть речи.

Разряды местоимений (ознакомление).

Морфологические признаки местоимений, указывающих на предмет (местоимений-

существительных).

Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Лицо местоимений. Род личных местоимений. Число личных местоимений. Возвратное местоимение себя. Склонение возвратного местоимения.

Вопросительно-относительные местоимения кто, что. Склонение местоимений кто, что.

Неопределенные местоимения кто-то, некто, что-то, нечто,что-нибудь и др. Склонение

неопределенных местоимений. Правописание не в неопределенных местоимениях. Дефис

в неопределенных местоимениях. Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего. Склонение отрицательных

местоимений. Слитное и раздельное написание не, ни в отрицательных местоимениях. Различение на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.

Роль меcтоимений-существительных в предложении.

Местоимения в тексте.

Слова со значением

«действие или состояние предмета»

Глагол в языке и речи – 19 ч.(сочинение2, к\д1, тест5)

Глагол как часть речи.

Лексическое значение глаголов.

Общее грамматическое значение глагола. Основные способы словообразования глаголов.

Морфологические признаки глагола. Постоянные и непостоянные признаки.

Неопределенная форма глагола. Переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.

Вид глагола. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-). Буквы е и и в

корнях с чередованием. Буквы а и о в корне -кас- – -кос-. Лексическое значение глаголов

разных видов. Способы образования видовых пар: суффиксальный, приставочный.

Спряжение. I и II спряжение. Разноспрягаемые глаголы.

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола.

Наклонение. Способы образования форм наклонения.

Раздельное написание частицы бы(б) с глаголом в условном наклонении. Буквы ь и и в

глаголах повелительного наклонения.

Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число.

Прошедшее время глагола. Род.

Способы образования форм времени. Основа настоящего/будущего времени. Правописание гласных перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени.

Безличные глаголы.

Глагол в предложении.

Роль глагола в предложении. Простое и составное глагольное сказуемое (ознакомление).

Глагол в тексте.

Глагол в художественном тексте.

Развитие речи.

Взаимодействие типов речи.

Подробное изложение художественного текста-повествования с элементами описания.

Сочинение-рассказ о случае из жизни.

Текст-рассуждение.

Сочинение-рассуждение.

Повторение пройденного в 5-м классе.

Результаты 5-го года обучения – 5 ч. (тест 3, к\д1)

Учащиеся должны уметь:

по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;

толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;

по морфологии: различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученныхчастей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;

производить морфологический разбор изученных частей речи;

по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены, вводные слова и обращения; различать простое и сложное предложение;

производить синтаксический разбор предложения;

по связной речи: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными

приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном

тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, -повествований, -рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.

Требования к знаниям учащихся

  • Аргументированно доказывать принадлежность слова к именам существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по  совокупности признаков;
  • употреблять одни и те же имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
  • согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, употребляющимися только в единственном или только во множественном числе, с несклоняемыми существительными и со сложносокращенными словами; соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях (по списку);
  • использовать в речи существительные для связи соседних предложений и частей целого текста; аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
  • соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;
  • различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;
  • согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным;
  • употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже (по списку словосочетаний);
  • правильно выбирать форму глагола для выражения разной формы категоричности при понуждении к действию;
  • соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте; употреблять глаголы-синонимы для связи предложений и частей целого текста;
  • строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи;
  • аргументированно доказывать принадлежность слова к именам прилагательным и отличать имя прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
  • различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом синтаксической функции слова;
  • анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;
  • употреблять относительные прилагательные в значении качественных; различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных; правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения;
  • согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездарность);
  • согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня);
  • аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным;
  •  отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи со значением количества;
  • употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний; соблюдать нормы склонения сложных и составных числительных;
  • правильно строить словосочетания, обозначающие признаки (Девятое мая; 9 Мая);
  • правильно употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;
  • правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка перечней, классификаций и т.д.);
  • доказывать принадлежность слова к наречию4 отличать имя состояния от наречия;
  • определять синтаксическую роль наречия и имени состояния в предложении;
  • различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова;
  • различать синонимичные и антонимичные значения наречий;
  • употреблять наречия со значением оценки;
  • использовать наречия как средство организации текста;
  • опознавать местоимениями правильно соотносить их со знаменательными частями речи (существительными, прилагательными, числительными, наречиями); правильно образовывать формы местоимений (ср.: ей, к ней, благодаря ей и др.);
  • использовать местоимение в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания;
  • устранять при помощи местоимений неоправданные повторы слов в тексте, употреблять местоимения для связи частей высказывания;
  • пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами (не допускать неуместного «яканья», не говорить о человеке, не назвав его имени, в третьем лице; не пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежливости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой вежливости Вы, и др.);
  • использовать многозначность некоторых местоимений и их способность употребляться в переносном значении как средство выразительности.

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа:  102 часов в год.

Количество часов в неделю: 3 ч.

Количество диктантов: 9

сочинений:  6

изложений: 4

«Согласовано»__________

Заместитель директора по УВР_______________

«___»_________2014г.

                                                        г. Белорецк

                   Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

                             Средняя общеобразовательная школа № 21

                                      КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ

                                                   ПЛАНИРОВАНИЕ

                                 По __русскому языку______________

Класс__5___

Учитель_Абакумова И.А.__

Количество часов: всего_102_ часов;    в неделю_3__ часа

Программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных заведений «Русский язык», утверждённой Министерством образования РФ

Календарно-тематическое планирование

урока

Содержание тем/разделов

Кол-во часов

Дата проведения

Дата фактич.

проведения

Примечание

1

Язык как средство общения. Нужно ли изучать родной язык?

1

1

Слово и его звуковая оболочка

2

3

Звуки языка. Гласные и согласные звуки. В.К.Тредиаковский – исследователь рус.произношения.

Р.Р План текста

2

4

Звук и буква. Двойная роль букв е,ё, ю,я Звук и слог.

Р.Р Научный текст

1

5

Орфограмма. Опознавательный признак орфограммы. Проверяем. Согл. в корне слова Проверяемые, непроверяемые и непроизносимые Согл. в корне слова.

1

6

Р.Р Описание. Подробное изложение текста-описания

1

7

Условия выбора орфограммы. Употребление  ь для обозначения мягкости согл. звуков на письме. Разделительный Ъ и Ь

1

8

Нормы произношения звуков речи. Буквы о,ё после шипящих в корне слова.

1

9

Диктант (вводный)

1

2

Слово и его лексическое значение

10

Анализ диктанта.

Лексика. Лексич.зн-е слова. Многозначность слова. Прямое и переносное зн-е слова

1

11

Многознач. слова и омонимы

1

12

Синонимы.словарь синонимов

1

13-14

Антонимы. Словарь антонимов

Р\Р Сочинение-описание пейзажа  по картине Левитана «Золотая осень»

2

15

Морфема-значимая часть слова.

Проверяемые  непроверяемые безударные гл в корне слова

1

16

Буквы а-о в корне – лаг- - лож-

1

17

Буквы а-о в корне – раст—(-ращ-)- рос-

1

18

Буквы а-о в корне – гар—гор-

1

19

Буквы а-о в корне – зар – зор-

1

20

Значение приставок. Гл и согл. в приставках, кроме приставок на –з-(-с-)

1

21

Буквы е,и в приставках пре-, при-

1

22

Буквы з, с на конце приставок.

1

23

Буквы ы,и после приставок

1

24

Значение суффиксов

1

Приставочный и суффикс. способы образования

25

Сложные и сложносокращенные слова, образование и правописание

1

26

Контрольный диктант по теме « Слово и его лексич.зн-е»

1

3

Грамматическое значение слова

27

Анализ диктанта.

Окончание. Форма слова

1

28

Морфологические признаки слов (самостоят. частей речи)

1

29

Служебные части речи

1

4

Слово в предложении

30

Слово в словосочетании и предложении Слово как член пред-я. Главные чл.П

1

31

Второстепенные чл.П. Определение

1

32

Дополнение

1

33

Обстоятельство. Виды обстоятельств (ознакомление)

1

34

Роль знаков препинания в письмен. речи. Однород. чл.П – смысловые отрезки, их признаки.

Знаки препинания в П с однород.чл

1

35

Предложения с обобщающим словом при однород. чл.

Знаки препинания в П, содержащих обобщающ. слова перед однородными

1

36

Обращение – смысловой отрезок, его признаки. Распространен. и нераспростран.обращения.

Знаки препинания в П с обращениями

1

37

Вводные слова – смысловые отрезки, их признаки. Значение вводных слов.

Знаки препинан. в П с обращениями

1

38

Синтаксич. разбор простого П

1

39

СП. Части СП – смысловые отрезки

1

40

Р.Р Подробное  изложение  текста-повествование

1

41

Синтаксич. разбор  частей СП. Знаки препинания и ихроль в письменной речи (завершение, выделение, разделение)- обобщение

1

42

Средства связи частей СП. Сочинит. связь между частями СП. ССП (ознакомление).

1

43

Бессоюзная связь между частями СП. БСП (ознакомление)

1

44

Подчинит. связь между частями СП. СПП (ознакомление)

1

45

Контрольный диктант …

1

5

Слово в тексте

46

Анализ диктанта

Худож. Научный текст1

1

47

Р.Р. Подробное изложение худож.текста-описания

1

48

Р.Р.Монологич. и диалог. речь.

Знаки препинания при оформлении диалога на письме

1

49

Р.Р. Составление родословной

1

6

Знаменательные (самостоятельные) слова. Слова со значением «предмет»

Имя существительное

50

Лексич. зн-е имени сущ. Имя сущ. как часть речи

1

51

Способы образования имен сущ.

1

52

Гл в суффиксах имен сущ.- ек, -ик

1

53

Буквы Ч и Щ в суф. имен сущ. –чик, (-щик-)

1

54

Буквы  О, Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях сущ.

1

55

Имена сущ. собственные и нарицательные. Большая буква и кавычки в именах собственных

1

56

Имена сущ. одуш.и неодуш. Род имен сущ. Имена сущ. общего рода.

1

57

Число имен сущ. Нормы образования и употребления форм имен сущ. Имена сущ,которые имеют форму только множест.числа

1

58

Имена сущ. , которые имеют форму только ед. числа

1

59

Р.Р Сочинение по картине И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»

1

60

Контрольный диктант по теме « Имя сущ.»

1

61

Падеж. Склонение имен сущ.

1

62

Разносклоняемые имена сущ.

1

63

Несклоняемые имена сущ. Род несклоняемых имен сущ.

1

64

Буквы Е,И в падежных окончаниях  имен сущ. Правописание сущ.на –ия, -ие,-ий.

1

65

Имя сущ. как член п.

Имя сущ. в роли подлежащего.

Однород.  подлежащие и знаки препинания при них

1

66

Имя сущ. в роли дополнения.

Прямое и косвенное дополнение

1

67

Имя сущ. в роли определения (ознакомление)

1

68

Имя сущ. в роли обстоятельства.

Различение дополнений и обстоятельств, выраженных именами сущ.

1

69

Имя сущ. в роли сказуемого (ознакомление). Составное именное сказуемое.

1

70

Тире между подлежащим и сказуемым

1

71

Диктант по теме «Имя сущ.»

1

72

Анализ к/д морфологич. Разбор имени сущ.

1

73

Р.Р подробное изложение текста-повествования в элементами описания

1

Указательные слова-местоимения

7

Местоимения-сущ. в языке и речи

74

Разряды местоимений. Местоимения-сущ-е.

Личные местоимения-сущ. Возвратное местоим. «СЕБЯ»

1

75

Вопросит. Местоимения-сущ. КТО и ЧТО

1

76

Неопределен. местоим.-сущ. Слитное написание приставки НЕ в неопределен.местоим.-сущ. Дефисное написание неопредел.местоим.-сущ

1

77

Отрицат.местоим.-сущ Различение на письме приставок НЕ и НИ в отрицат.местоим.-сущ

1

78

Раздельное написание НЕ и НИ в отрицат.местоим.-сущ Морфологич. разбор местоимен-сущ.

1

79

Контрольный диктант по теме «Местоимения»

1

80

Анализ к\д

Местоимен.-сущ. в тексте

1

81

Р.Р Сочинение-повествование с использованием местоим-сущ.

1

Слова со значением «действие или состояние предмета»

8

Глагол в языке и речи

82

Лексическое значение глагола. Глагол как часть речи. Морфологич. Признаки глагола

1

83

Р.Р Сочинение по картине В.Поленова «Московский дворик»

1

84

Способы образования глаголов. Глаголы переходные и непереходные

1

85

Возвратные глаголы.

Р.Р Исправление неправильно построенных П с возвратными глаголами

1

86

Вид глагола. Видовые пары глаголов

1

87

Гласные в суффиксах глаголова –ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)

1

88-89

Буквы Е, И в корнях с чередованием

2

90

Буквы А, О в корне  -кас, -кос-

1

91

Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы

1

92

Правописание Гл в безударных личных окончаниях глаголов

1

93

Наклонение глагола. Изъявит.наклонение  глагола. Условное наклонение.

1

94

Повелит. наклонение. Правописание глаголов в форме повелит.наклонения

1

95

Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо, число

1

96

Прошедшее время глагола. Род. Гласные  буквы перед суффиксом –Л- в глаголах прошедшего времени

1

97

Безличные глаголы. Глагол как член П. Сказуемое. Личные и безличные глаголы в роли сказуемого

1

98

Простое глагольное  и составное глагольное сказуемое (ознакомление) Морфологич.разбор глагола

1

99

Р.Р Сочинение-рассуждение (учебно-научный текст) «Богатство и выразительность глаголов в рус.яз.»

1

100

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

9

Повторение

101

Анализ к/р. Повторение синтаксиса и пунктуации

1

102

Повторение морфологии

1

Учебно-методическое обеспечение

1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева Русский язык. 5 класс, учебник   2-х частях М.,БАЛАСС, 2009

2. Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова. Русский язык 5 класс. Методические рекомендации для  читателя. М.,БАЛАСС, 2006

3. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 5 класс, М.,БАЛАСС, 2009

4. Е.С.Барова. М.Р.Богданова. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку 5 класс в 2-х частях. М.,БАЛАСС, 2006

5. С.А.Романова. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. М. Школьная  пресса, 2002

6. Т.В.Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку, 5 класс. М.  Экзамен, 2006

7. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка, 5 класс.  Киров, 2002

8. КИМ. Русский язык, 5 класс, авт.-сост.Н.В.Егорова, М.Вако, 2010

9. И.Б.Голуб Русский язык 5 класс. Карточки-задания в 2-х частях, М, Владос, 2003

10.Стандарт основного общего образования по русскому языку. 2004г.

Здоровьесберегающие технологии:

Работая над материалом программы по русскому языку в целях воспитания здорового  подрастающего поколения, целесообразно использовать на уроках здоровьесберегающие технологии, а именно:

  1. Физкультминутки.
  2. Индивидуальный подход к каждому ученику в соответствии с его знаниями и возможностями.
  3. При работе над сочинением использовать темы о спорте, полезном времяпрепровождении  и др.
  4. Для изложений использовать тексты о здоровом образе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса. Составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 класс (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.) в соответствии с ФГОС ООО

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 классы (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Т...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе, 136 ч. ( "Русский язык. 7 класс: учебник" Авторы: Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.)

Календарно-тематическое планирование  (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. «Русский язык. 7 класс»)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе, 204 ч. ("Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.". Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын.)

Календарно-тематическое планирование в 6 класс (170 ч. ) Учебник "Русский язык, 6 класс" (Л.М.Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын) (204 ч.)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе, 170 ч. ("Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)

Календарно-тематический план по русскому языку, 5 класс, 170 часов (Учебник "Русский язык", 5 класс. Авторы: . Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. ("Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений". Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. (Учебник "Русский язык, 9 класс". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)...