Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся
статья на тему

Шанкиева Галина Хулхачиевна

Проектная деятельность учащихся в урочное и внеурочное время по истории - есть один из эффективных способов развития познавательных интересов,

самостоятельному и критическому мышлению обучающихся, умению детей сотрудничать и работать в команде.

В ходе работы над проектом развиваются  УУД. Для развития познавательного интереса проектирование предполагает различные методические приемы: дискуссии,

ролевые и деловые игры, моделирование и т.д.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_proektnaya_deyatelnost.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

  Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся

  Сегодня  проектная технология прочно вошла в жизнь школы.

  Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. 

      Как отмечает Е.С. Полат, проектный метод позволяет:

- научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

- принимать самостоятельные аргументированные решения;

- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

   Таким образом, проектирование предполагает особые методические приёмы в работе преподавателя, широкое использование дискуссий, ролевых и деловых игр, моделирования. Всё это подразумевает перенесение акцента с пассивных на интерактивные методы преподавания, предполагает изменение системы работы преподавателя.

       Проектная деятельность школьников начинается уже в курсе «История и культура родного края».

 Особый акцент делаю на том, что имеет непосредственное значение для каждого обучающегося. В данном случае – это проект   «Генеалогическое древо».

При прохождении темы «Жилища, народов населяющих п.Ачинеры» возни -кает проблема- сохранение уникальной культуры быта как  калмыцкого , так и русского народов.

Цель проекта - создание уголков калмыцкого  и русского быта ( калмыцкая кибитка, русская изба, домашняя утварь и т.д.) в школьном музее.

 В 9-11 классах считаю перспективной проектную и исследовательскую деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Реализуя проект, учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности (умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения  на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности и др.)

  За определённое время (от одного урока до 2-3-х месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую либо иную задачи. За последнее время реализованы несколько учебных проектов с использованием интерактивной доски. Среди них «Революция и судьба русской культуры», «Культура в эпоху перемен» и другие. 

    При организации проектной деятельности учащихся  широко применяю технологию работы в группах.

Для развития самостоятельности и творческой активности учеников при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого. Такие уроки  провожу при изучении однородного исторического материала,  например, по теме «Политические партии в России в начале XX века», «Боевые действия на восточном фронте в ходе Первой мировой войны (1914г., 1915 г., 1916г.)». Так  изучаем  вопросы культуры, группы исследуют отдельные её направления: литературу, живопись, скульптуру и т.п.   заранее готовлю листы с заданиями для каждой группы, которые затем выполняют эти задания (на уроке, вне его) с помощью компьютерного учебника и готовят выступление по результатам проделанной работы

   В 10 классе  в учебной игре  «Устный диафильм» (в форме презентации) обучающимся  предлагается представить себя авторами диафильма и по ходу рассказа учителя составить его план, записав содержание или название картинок для его кадров.  Пример, по теме «Движение народников» учитель готовит сюжетно-образный рассказ. О самой игре учитель сообщает на уроке: «Представьте, что каждому из вас необходимо создать диафильм под названием «Хождение в народ». Я сейчас постараюсь рассказать, как это происходило, а вам нужно, внимательно слушая мой рассказ, составить перечень кадров, то есть либо записать название картинок, которые вы помещаете в кадрах, либо текст, который вы собираетесь под ними записать. Суть в том, чтобы потом вы могли бы по вашим записям восстановить и рассказать, как вы видите каждый кадр вашего диафильма».

Применение проектного подхода имеет особое значение в изучении культурно-исторического материала. Учебный проект для ученика- способ создать нечто интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить знания и умения и показать публично достигнутый результат. Данный способ применим к изучению повседневной культуры общества, так как позволяет реконструировать на исторической основе проявление бытовой и ментально-нравственной сфер общества.

 Тема: Приметы и суеверия в жизни  русских и калмыков.(10 кл)

Проблема-  сохранение суеверности  российского  человека.

Цель – выявить и раскрыть   все языческие суеверия, которые были связаны с одеждой, вещами и повседневным бытом. Убедить доверять не приметам, а своему интеллекту.

    Надо признать, что  таким образом проводить изучение всего учебного курса невозможно. Оптимальным может быть включение отдельных проектных действий на уроке, а затем полноценное использование проектирования  во внеклассной работе.

В текущем учебном году проектная деятельность полностью была посвящена теме 70-й годовщине Великой Победы.

  В школе реализуется проект по созданию веб-сайта «Мы помним, мы гордимся!». Для этого  наметили основные страницы, распределили между учащимися задания по наполнению той или иной страницы, а общей объединяющей работой будет создание главной страницы.

   Обучающитеся 5-6 классов работают над проектом «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

    Конечный продукт проекта -  альбом, включающий детские творческие работы: сочинения, рисунки, фоторассказы о своих родственниках, прошедших Великую Отечественную войну.

Список литературы

1.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – Москва. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...

Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"

Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности  в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций».

Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций»....

Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся

Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности.  Одной из приоритетных задач современного образования является создание не...

Доклад: "Проектная деятельность во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихся"

Проектная деятельность во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихсяА.О. ВласоваЮ.Ю. ТюринаМуниципальное образовательное учреждение«Тираспольская средняя школа №11&r...