Компетентностный подход в преподавании русского языка как необходимое условие успешного обучения в профильной школе
статья на тему

Ибрагимова Ирина Игоревна

Конспект статьи "Компетентностный подход в преподавании русского языка

как необходимое условие успешного обучения в профильной школе "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podhod_v_prepodavanii_russkogo_yazyka.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в преподавании русского языка

как необходимое условие успешного обучения в профильной школе

№п.п

План статьи

Содержание

1.

Современные  подходы к оценива-нию качества школь-ного образования

2.Компетентностный подход в методике преподавания

     

3.Сущность понятия «коммуникативная компетенция»

4.Предпрофильное и профильное обуче-ние школьников русскому языку

5.Программа «Комплексно-моду-льная система работы «Компетент-ностный подход в преподавании русс-кого языка»:

 

5.1.Требования к содержанию пред-профильной подгов-ки обучающихся средствами  русско-го языка

5.2.Пути реализации компетенностного подхода при подго-товке к ЕГЭ

6.Некоторые резу-льтаты внедрения компетентностного подхода в образова-тельный процесс школы

     Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии «компетентности» обучающихся.

   Международная программа оценки знаний и умения учащихся (Program for International Student Assessment – сокращенно PISA) проводится уже много лет. Российские школьники впервые участвовали в ней в 2000 г. Полученные ими оценки оказались для всех полнейшей неожиданностью. Из 32 стран-участниц наши учащиеся оказались далеко не на первом месте. Исследование зафиксировало, что более половины наших учащихся не владеют базовыми знаниями и навыками по русскому языку, не понимают смысл заданных в письменной форме вопросов, дают на них нелепые ответы.

   При анализе исследований PISA было установлено, что российские выпускники не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию; не владеют навыками целостного, творческого анализа, целеполагания, постановки гипотез.

    Отсюда следует, что компетентностный и личностно-деятельностный подход является приоритетным в воспитательных и развивающих целях обучения.

    Современный этап развития методики преподавания предполагает новый подход – компетентностный – к определению целей обучения. Это подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях; это направленность обучения на развитие комплекса качеств обучающихся, необходимых для формирования социальной мобильности ученика, которая проявляется в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях (т.е. коммуникативная компетенция).

      Коммуникативная компетенция включает в себя овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

      Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта ребёнка, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком, соотнесение своих знаний и будущей профессиональной деятельности.

 

Необходимость перехода на профильное обучение, определенная Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»,  ставит задачу перед современной школой в создании системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учётом реальных потребностей рынка труда.

   Предпрофильное и профильное обучение – это требование времени, общества. Оно становится промежуточным звеном между общеобразовательным уровнем и профессиональным образованием.

   Основная задача предпрофильного и профильного обучения – как можно раньше научить взрослеющего человека ориентироваться в своих интересах, способностях; создать условия для обучения в соответствии с его намерениями в отношении продолжения образования.

  Профильное обучение – это и средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и особенности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами в отношении продолжения образования.

 Предпрофильное обучение должно сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующего способностям и интересам, сформировать готовность школьников прикладывать усилия для получения качественного образования т. е. высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю.

  Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. Прежде всего необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.

  В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. По словам К. Д Ушинского, «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка …».

     Однако необходимость одновременно работать с обучающимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, сформированности умений и навыков, умению учиться, ставит учителя в сложные условия, требует усиления практической направленности изучаемого в школе учебного материала, усвоение которого не только направлено на решение учеником конкретных практических задач, но и осуществляется именно в ходе практической деятельности. От учителя требуется не только умение доходчиво рассказать, поработать самому, но и так смоделировать задания, чтобы обучающиеся сами искали ответы на поставленные учителем вопросы. Практика показывает, что знания, самостоятельно добытые обучающимися, более прочные, чем при пассивном восприятии. Очень ценна произвольная активность личности в добывании знаний, именно она дает высокое качество за счет осознанности и самостоятельности.

      Следовательно, в настоящее время должна получить распространение педагогика сотрудничества: учитель и ученик осознаются полноправными участниками образовательного процесса в рамках профилизации обучения русскому языку.

       Совершенно очевидно, что в таких условиях необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности обучающихся и строить процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить усвоение изучаемого материала, формирование  прочных умений и навыков для всех учащихся, не тормозя при этом рост сильных школьников и поднимая средних и слабых до уровня сильных.

    Автором статьи  предлагается  программа «Комплексно-модульная система работы «Компетентностный подход в преподавании русского языка», которая поможет развить аналитические и творческие способности обучающихся как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств в предпрофильном и профильном обучении. Система состоит из двух ступеней (предпрофильной и профильной), которые взаимосвязаны между собой, но могут применяться и как отдельные курсы:

    Первая ступень – повышение общей грамотности обучающихся (предпрофильная подготовка).

I. «Система работы над ошибками по русскому языку как основа формирования языковой и лингвистической компетенции у школьников». Комплексная работа по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся с помощью дифференцированного подхода.

   Вторая ступень – профильная подготовка обучающихся.

II. «Система работы с текстами как основа формирования компетентной личности в языкознании у школьников». Комплексная подготовка к написанию творческой части единого государственного экзамена с помощью текстов и заданий проблемно-творческого характера.  

   Предпрофильная подготовка должна начаться с ликвидации пробелов в знаниях по русскому языку и формирования орфографической зоркости обучающихся с помощью разработанной нами программы «Система работы над ошибками по русскому языку как основа формирования языковой и лингвистической компетенции у школьников 5–9 классов».

 Материал имеет практическую направленность, что позволит учителю организовать продуманную дифференцированную работу по русскому языку не только на уроках, но и во внеурочное время с обучающимися разного уровня подготовленности.

    Дифференцированные виды работы помогут учителям в процессе объяснения нового материала, формирования умений и навыков, закрепления и систематизации знаний, умений и навыков, при анализе контрольных, организации самостоятельной работы (в том числе и домашних заданий), в работе над ошибками и т. п.

    Карточки-тренажёры I уровня можно использовать на этапе объяснения нового материала, II-го – во время отработки навыка правописания, III-го – на этапе обобщения и систематизации программного материала.

В системе специальных заданий, используемых при дифференцированном подходе, обязательным является создание условий, которые обеспечивали бы наиболее целесообразный и эффективный характер деятельности каждого обучающегося.

      Для сильных обучающихся подобраны задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого; для слабых - задания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, оказывающие школьникам оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приёмам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.

    Но коммуникативная компетенция – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы на разных ее этапах (сформированность этих умений и навыков проверяется уровнями «В» и «С» ЕГЭ).

Ориентация на формирование образовательных компетенций в рамках личностно-деятельного подхода позволит сделать образование практико и жизненно ориентированным, с сохранением лучшего, что есть в российском образовании: его фундаментальности и универсальности.

    Какие же пути реализации компетентностного подхода намечены? Какие способы решения этой проблемы предлагает Государственный стандарт образования и ЕГЭ по русскому языку? Вот ряд вопросов, волнующий сейчас учителей-словесников.

Актуальность этих вопросов обусловлена необходимостью развития речи школьников, формирования языковой и коммуникативной компетенций обучающихся в процессе работы по обогащению грамматического строя их речи, развитию коммуникативных умений и навыков в области построения и языкового оформления сочинения. Показательно, что умение аргументировать собственные высказывания оказывается недостаточно сформированным у наших выпускников в 11 классе.

    Большие затруднения при подготовке к экзамену и в процессе написания самой экзаменационной работы вызывает как творческая часть работы (написание подробного изложения и сочинения-рассуждения), так и выполнение заданий, связанных с языковым разбором.

      Третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования выпускника.

     Цель - разработать дидактический материал, направленный на формирование языковой и коммуникативной компетенции выпускников.

Формирование этих компетенций будет результативным, если использовать в качестве оптимальной дидактической единицы задания и тексты проблемно-творческого характера.

      Итак, профильную подготовка обучающихся средствами русского языка  осуществляется с помощью программы «Система работы с текстами как основа формирования компетентной личности в языкознании у школьников 8-11 классов».

      Эта программа предполагает систему поэтапной работы с текстами как на уроках, так и во внеурочное время.

      Дидактический материал может быть использован на уроках русского языка учителями и для самостоятельной работы обучающихся.

Система поэтапной работы с текстами

I этап. Обучение работе с деловыми бумагами, формирующими коммуникативную компетенцию.

II этап. Предтекстовый этап, направленный на подготовку восприятия текста (работа по текстам с заданиями уровня А, В).

III этап. Знакомство с критериями оценивания части С и работа по критериям К1 – К9, готовящая обучающихся к самостоятельному анализу текста.

IV этап. Формирование информационной компетенции с помощью заданий, направленных на анализ сочинений-рецензий.

V этап. Подготовка к написанию сочинений.

VI этап. Сопоставительный анализ текстов, написание сочинений-рассуждений по модели и без неё.

VII этап. Развитие языковой и коммуникативной компетенции с помощью рассуждений проблемно-творческого характера.

VIII этап. Самостоятельное составление плана-вопросника к текстам для написания части С.

IX этап. Работа с текстами по заданиям уровня А, В, С на закрепление навыков анализа текста и написания сочинения-рассуждения по алгоритму.

X этап. Выполнение контрольных работ по текстам с заданиями уровня А, В.

    Филологическое образование в современных условиях обеспечивает функциональную грамотность и социальную адаптацию школьников, обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере познания, профессионально-трудового выбора, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, способы реализации выбранного жизненного пути.

     В результате реализации компетентностного подхода необходимы следующие изменения в воспитательно-образовательном процессе современной школы:

содержание образования: «знаю что» - «знаю как»

форма образования: обучение – учебная деятельность

позиция ученика: объект обучения – субъект учебной деятельности

позиция учителя: транслятор – организатор деятельности; наставник – сотрудник; судья – эксперт.

Компетентностный подход к системе учебных занятий по русскому языку и литературе призван способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовным, нравственным ценностям народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию толерантности.

Литература

1. Архарова, Д. И., Долинина, Т. А., Чудинов, А. П. Русский язык. Единый государственный экзамен. [Текст] : Анализ текста и написание рецензии / Архарова, Д. И., Долинина, Т. А., Чудинов, А. П. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

2. Бабурина, М. А., Губернская, Т. В. Русский язык. 8 класс. [Текст] : Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / Бабурина, М. А., Губернская, Т. В. – М. : Эксмо, 2008. – 80 с. – (АВС. Все уровни ЕГЭ)

3. Бисеров, А. Ю, Соколова, Н. В. Русский язык. [Текст] : Реальные варианты: Единый государственный экзамен 2007–2008 / авт-сост.. Бисеров, А. Ю, Соколова, Н. В. – М. : Аст: Астрель, 2007.

4. Власенков, А. И, Рыбченкова, Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. [Текст] : Учебник для 10–11 кл. / Власенков, А. И, Рыбченкова, Л. М. – М. : Просвещение, 2007. – 350 с.

5. Губернская, Т. В. Русский язык. 6 класс. [Текст] : Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / Губернская, Т. В. – М. : Эксмо, 2008. – 96 с. – (АВС. Все уровни ЕГЭ)

6. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к ЕГЭ. – 2007. Русский язык. [Текст] – М. : Федеральный центр тестирования, 2007. – 230 с.

7. Золотарёва, И. В., Дмитриева, Л. П., Егорова, Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. [Текст] / Золотарёва, И. В., Дмитриева, Л. П., Егорова, Н. В. – М. : ВАКО, 2005. – 336 с.

8. Капинос, В. И., Пучкова, Л. И., Цыбулько, И. П. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. [Текст] / Капинос, В. И., Пучкова, Л. И., Цыбулько, И. П. – М. : Интеллект – Центр, 2005. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом

.В докладе говорится о ,что в  языковом образовании выявляется ряд проблем.Сейчас в России мы столкнулись с процессом внутренней и внешней миграции, с появлеием целой волны детей"новых сооте...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В   ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка

Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка (презентация из опыта работы)...

Формирование общеучебных умений и навыков - необходимое условие успешности обучения

Публикую одно из своих выступлений на методическом совещании...

Педагогический совет "Учебная мотивация как необходимое условие успешности обучения"

Материал содержит сценарий педагогического совета, презентацию, советы молодым педагогам, раздаточный материал и варианты похвалы ученика...

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения...

«Метапредметный подход в преподавании математики как необходимое условие развития мышления школьников»

Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика? Ответ на этот вопрос даёт великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Гол...