Компетентностный подход в преподавании русского языка как необходимое условие успешного обучения в профильной школе
статья на тему
Конспект статьи "Компетентностный подход в преподавании русского языка
как необходимое условие успешного обучения в профильной школе "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в преподавании русского языка
как необходимое условие успешного обучения в профильной школе
№п.п | План статьи | Содержание |
1. | Современные подходы к оценива-нию качества школь-ного образования 2.Компетентностный подход в методике преподавания
3.Сущность понятия «коммуникативная компетенция» 4.Предпрофильное и профильное обуче-ние школьников русскому языку 5.Программа «Комплексно-моду-льная система работы «Компетент-ностный подход в преподавании русс-кого языка»:
5.1.Требования к содержанию пред-профильной подгов-ки обучающихся средствами русско-го языка 5.2.Пути реализации компетенностного подхода при подго-товке к ЕГЭ 6.Некоторые резу-льтаты внедрения компетентностного подхода в образова-тельный процесс школы | Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии «компетентности» обучающихся. Международная программа оценки знаний и умения учащихся (Program for International Student Assessment – сокращенно PISA) проводится уже много лет. Российские школьники впервые участвовали в ней в 2000 г. Полученные ими оценки оказались для всех полнейшей неожиданностью. Из 32 стран-участниц наши учащиеся оказались далеко не на первом месте. Исследование зафиксировало, что более половины наших учащихся не владеют базовыми знаниями и навыками по русскому языку, не понимают смысл заданных в письменной форме вопросов, дают на них нелепые ответы. При анализе исследований PISA было установлено, что российские выпускники не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию; не владеют навыками целостного, творческого анализа, целеполагания, постановки гипотез. Отсюда следует, что компетентностный и личностно-деятельностный подход является приоритетным в воспитательных и развивающих целях обучения. Современный этап развития методики преподавания предполагает новый подход – компетентностный – к определению целей обучения. Это подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях; это направленность обучения на развитие комплекса качеств обучающихся, необходимых для формирования социальной мобильности ученика, которая проявляется в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях (т.е. коммуникативная компетенция). Коммуникативная компетенция включает в себя овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности. Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта ребёнка, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком, соотнесение своих знаний и будущей профессиональной деятельности.
Необходимость перехода на профильное обучение, определенная Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», ставит задачу перед современной школой в создании системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учётом реальных потребностей рынка труда. Предпрофильное и профильное обучение – это требование времени, общества. Оно становится промежуточным звеном между общеобразовательным уровнем и профессиональным образованием. Основная задача предпрофильного и профильного обучения – как можно раньше научить взрослеющего человека ориентироваться в своих интересах, способностях; создать условия для обучения в соответствии с его намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение – это и средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и особенности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами в отношении продолжения образования. Предпрофильное обучение должно сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующего способностям и интересам, сформировать готовность школьников прикладывать усилия для получения качественного образования т. е. высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю. Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. Прежде всего необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию. В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. По словам К. Д Ушинского, «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка …». Однако необходимость одновременно работать с обучающимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, сформированности умений и навыков, умению учиться, ставит учителя в сложные условия, требует усиления практической направленности изучаемого в школе учебного материала, усвоение которого не только направлено на решение учеником конкретных практических задач, но и осуществляется именно в ходе практической деятельности. От учителя требуется не только умение доходчиво рассказать, поработать самому, но и так смоделировать задания, чтобы обучающиеся сами искали ответы на поставленные учителем вопросы. Практика показывает, что знания, самостоятельно добытые обучающимися, более прочные, чем при пассивном восприятии. Очень ценна произвольная активность личности в добывании знаний, именно она дает высокое качество за счет осознанности и самостоятельности. Следовательно, в настоящее время должна получить распространение педагогика сотрудничества: учитель и ученик осознаются полноправными участниками образовательного процесса в рамках профилизации обучения русскому языку. Совершенно очевидно, что в таких условиях необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности обучающихся и строить процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить усвоение изучаемого материала, формирование прочных умений и навыков для всех учащихся, не тормозя при этом рост сильных школьников и поднимая средних и слабых до уровня сильных. Автором статьи предлагается программа «Комплексно-модульная система работы «Компетентностный подход в преподавании русского языка», которая поможет развить аналитические и творческие способности обучающихся как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств в предпрофильном и профильном обучении. Система состоит из двух ступеней (предпрофильной и профильной), которые взаимосвязаны между собой, но могут применяться и как отдельные курсы: Первая ступень – повышение общей грамотности обучающихся (предпрофильная подготовка). I. «Система работы над ошибками по русскому языку как основа формирования языковой и лингвистической компетенции у школьников». Комплексная работа по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся с помощью дифференцированного подхода. Вторая ступень – профильная подготовка обучающихся. II. «Система работы с текстами как основа формирования компетентной личности в языкознании у школьников». Комплексная подготовка к написанию творческой части единого государственного экзамена с помощью текстов и заданий проблемно-творческого характера. Предпрофильная подготовка должна начаться с ликвидации пробелов в знаниях по русскому языку и формирования орфографической зоркости обучающихся с помощью разработанной нами программы «Система работы над ошибками по русскому языку как основа формирования языковой и лингвистической компетенции у школьников 5–9 классов». Материал имеет практическую направленность, что позволит учителю организовать продуманную дифференцированную работу по русскому языку не только на уроках, но и во внеурочное время с обучающимися разного уровня подготовленности. Дифференцированные виды работы помогут учителям в процессе объяснения нового материала, формирования умений и навыков, закрепления и систематизации знаний, умений и навыков, при анализе контрольных, организации самостоятельной работы (в том числе и домашних заданий), в работе над ошибками и т. п. Карточки-тренажёры I уровня можно использовать на этапе объяснения нового материала, II-го – во время отработки навыка правописания, III-го – на этапе обобщения и систематизации программного материала. В системе специальных заданий, используемых при дифференцированном подходе, обязательным является создание условий, которые обеспечивали бы наиболее целесообразный и эффективный характер деятельности каждого обучающегося. Для сильных обучающихся подобраны задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого; для слабых - задания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, оказывающие школьникам оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приёмам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний. Но коммуникативная компетенция – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы на разных ее этапах (сформированность этих умений и навыков проверяется уровнями «В» и «С» ЕГЭ). Ориентация на формирование образовательных компетенций в рамках личностно-деятельного подхода позволит сделать образование практико и жизненно ориентированным, с сохранением лучшего, что есть в российском образовании: его фундаментальности и универсальности. Какие же пути реализации компетентностного подхода намечены? Какие способы решения этой проблемы предлагает Государственный стандарт образования и ЕГЭ по русскому языку? Вот ряд вопросов, волнующий сейчас учителей-словесников. Актуальность этих вопросов обусловлена необходимостью развития речи школьников, формирования языковой и коммуникативной компетенций обучающихся в процессе работы по обогащению грамматического строя их речи, развитию коммуникативных умений и навыков в области построения и языкового оформления сочинения. Показательно, что умение аргументировать собственные высказывания оказывается недостаточно сформированным у наших выпускников в 11 классе. Большие затруднения при подготовке к экзамену и в процессе написания самой экзаменационной работы вызывает как творческая часть работы (написание подробного изложения и сочинения-рассуждения), так и выполнение заданий, связанных с языковым разбором. Третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования выпускника. Цель - разработать дидактический материал, направленный на формирование языковой и коммуникативной компетенции выпускников. Формирование этих компетенций будет результативным, если использовать в качестве оптимальной дидактической единицы задания и тексты проблемно-творческого характера. Итак, профильную подготовка обучающихся средствами русского языка осуществляется с помощью программы «Система работы с текстами как основа формирования компетентной личности в языкознании у школьников 8-11 классов». Эта программа предполагает систему поэтапной работы с текстами как на уроках, так и во внеурочное время. Дидактический материал может быть использован на уроках русского языка учителями и для самостоятельной работы обучающихся. Система поэтапной работы с текстами I этап. Обучение работе с деловыми бумагами, формирующими коммуникативную компетенцию. II этап. Предтекстовый этап, направленный на подготовку восприятия текста (работа по текстам с заданиями уровня А, В). III этап. Знакомство с критериями оценивания части С и работа по критериям К1 – К9, готовящая обучающихся к самостоятельному анализу текста. IV этап. Формирование информационной компетенции с помощью заданий, направленных на анализ сочинений-рецензий. V этап. Подготовка к написанию сочинений. VI этап. Сопоставительный анализ текстов, написание сочинений-рассуждений по модели и без неё. VII этап. Развитие языковой и коммуникативной компетенции с помощью рассуждений проблемно-творческого характера. VIII этап. Самостоятельное составление плана-вопросника к текстам для написания части С. IX этап. Работа с текстами по заданиям уровня А, В, С на закрепление навыков анализа текста и написания сочинения-рассуждения по алгоритму. X этап. Выполнение контрольных работ по текстам с заданиями уровня А, В. Филологическое образование в современных условиях обеспечивает функциональную грамотность и социальную адаптацию школьников, обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере познания, профессионально-трудового выбора, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, способы реализации выбранного жизненного пути. В результате реализации компетентностного подхода необходимы следующие изменения в воспитательно-образовательном процессе современной школы: содержание образования: «знаю что» - «знаю как» форма образования: обучение – учебная деятельность позиция ученика: объект обучения – субъект учебной деятельности позиция учителя: транслятор – организатор деятельности; наставник – сотрудник; судья – эксперт. Компетентностный подход к системе учебных занятий по русскому языку и литературе призван способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовным, нравственным ценностям народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию толерантности. |
Литература
1. Архарова, Д. И., Долинина, Т. А., Чудинов, А. П. Русский язык. Единый государственный экзамен. [Текст] : Анализ текста и написание рецензии / Архарова, Д. И., Долинина, Т. А., Чудинов, А. П. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
2. Бабурина, М. А., Губернская, Т. В. Русский язык. 8 класс. [Текст] : Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / Бабурина, М. А., Губернская, Т. В. – М. : Эксмо, 2008. – 80 с. – (АВС. Все уровни ЕГЭ)
3. Бисеров, А. Ю, Соколова, Н. В. Русский язык. [Текст] : Реальные варианты: Единый государственный экзамен 2007–2008 / авт-сост.. Бисеров, А. Ю, Соколова, Н. В. – М. : Аст: Астрель, 2007.
4. Власенков, А. И, Рыбченкова, Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. [Текст] : Учебник для 10–11 кл. / Власенков, А. И, Рыбченкова, Л. М. – М. : Просвещение, 2007. – 350 с.
5. Губернская, Т. В. Русский язык. 6 класс. [Текст] : Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / Губернская, Т. В. – М. : Эксмо, 2008. – 96 с. – (АВС. Все уровни ЕГЭ)
6. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к ЕГЭ. – 2007. Русский язык. [Текст] – М. : Федеральный центр тестирования, 2007. – 230 с.
7. Золотарёва, И. В., Дмитриева, Л. П., Егорова, Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. [Текст] / Золотарёва, И. В., Дмитриева, Л. П., Егорова, Н. В. – М. : ВАКО, 2005. – 336 с.
8. Капинос, В. И., Пучкова, Л. И., Цыбулько, И. П. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. [Текст] / Капинос, В. И., Пучкова, Л. И., Цыбулько, И. П. – М. : Интеллект – Центр, 2005. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/31/picture-28621.jpg)
Компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом
.В докладе говорится о ,что в языковом образовании выявляется ряд проблем.Сейчас в России мы столкнулись с процессом внутренней и внешней миграции, с появлеием целой волны детей"новых сооте...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/22/picture-186813-1393055967.jpg)
Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка
Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка (презентация из опыта работы)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/08/picture-264155-1370701801.jpg)
Формирование общеучебных умений и навыков - необходимое условие успешности обучения
Публикую одно из своих выступлений на методическом совещании...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/30/picture-489504-1412055314.jpg)
Педагогический совет "Учебная мотивация как необходимое условие успешности обучения"
Материал содержит сценарий педагогического совета, презентацию, советы молодым педагогам, раздаточный материал и варианты похвалы ученика...
Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения
Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-104234-1510480244.jpg)
«Метапредметный подход в преподавании математики как необходимое условие развития мышления школьников»
Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика? Ответ на этот вопрос даёт великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Гол...