Педагогические инновации и их использование в условиях перехода на новое содержание образования.
статья на тему

Камардина Наталья Игоревна

Нынешняя  концепция модернизации образования, реализация национального образовательного проекта «Наша новая школа» ставит целью повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс.

Фундаментальным положением новой философии является установка на индивидуальность в отношениях "человек-человек". Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности ученика и изменении модели отношений "учитель-ученик" в модель "человек-человек".

Новые жизненные условия  выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но также мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические инновации

и их использование в условиях перехода на новое содержание образования

Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.

                                             К. Д. Ушинский

Понятие «образование» в современном мире связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «развитие».  Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. В широком смысле создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование в своей основе уже является инновацией.

Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века.

Нынешняя  концепция модернизации образования, реализация национального образовательного проекта «Наша новая школа» ставит целью повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс.

Фундаментальным положением новой философии является установка на индивидуальность в отношениях "человек-человек". Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности ученика и изменении модели отношений "учитель-ученик" в модель "человек-человек".

Новые жизненные условия  выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но также мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Совершенствование образования в традиционной школе долгое время понималось, да и сейчас часто понимается как увеличение объема знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук (так в 1950-1960-х годах в учебном плане было 14 основных учебных дисциплин, сейчас их более 20).

Усложняются программы, ученики ориентируются на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета индивидуальности. Согласно данным госкомэпиднадзора России у 15% учащихся возникают нервно-психические отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. В Институте физиологии категорично заявляют, что более 5 часов в день ребенок работать физически не может. Согласно данным здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Низкий уровень подготовки детей к начальному обучению достигает 25 %.

У большей части школьников отсутствуют физические и интеллектуальные возможности выполнить весь объем задаваемых им домашних заданий. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция и часть учеников вообще перестает что-либо учить дома. Это порождает у школьника комплекс неполноценности к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха, вызывает неприязнь к предмету и школе.

Индекс интеллекта выпускников 9-х и 11-х классов ежегодно снижается на 1,5- 3,0 %. В результате, по официальным данным ЮНЕСКО, российская молодежь за последние 40 лет по уровню интеллектуализации переместилась среди стран - членов ООН со 2-3 на 52- 55-е места.

Ориентация на максимум усвоения во всех областях знаний опасна и для сильного ученика. Стремление отлично учиться по всем предметам приводит школьника к перегрузке и мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области. Еще Д.И. Менделеев рекомендовал не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти. Знания адресуются в основном к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности -75 % учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3 %.

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для раскрытия индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Авторитарная педагогика:

  1. регламентация деятельности, принудительности обучающих процедур;
  2. централизация контроля;
  3. ориентация на среднего ученика;
  4. шаблонное построение, однообразие;
  5. постоянное эмоциональное воздействие личности учителя;        
  6. пассивность или видимость активности учащихся;
  7. слабая речевая деятельность;
  8. недостаточная обратная связь.

Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные,  на наш взгляд, вещи, даем детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, показываем фильм. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к ученику и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и ученики: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.

Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

Инновации в образовании  направлены на создание личности, настроенной на успех.

Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.

Внутрипредметные инновации — нововведения,  реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые учебно-методические комплексы и освоение авторских методических технологий.

Общеметодические инновации — внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность.

Цели инновационной деятельности

  1. развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации;
  2. формирование творческого нешаблонного мышления;
  3. развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей;
  4. использование новейших достижений науки и практики.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна.

         В практике обычно выступают различные комбинации этих "монодидактических" систем, самыми распространенными из которых являются:

  1. традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой;
  2. современное традиционное обучение, использующее работу с книгой в сочетании с техническими средствами;
  3. групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
  4. программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка. Деятельность педагога заключается в поддержке,основывающейся на трех принципах деятельности Ша́лвы Алекса́ндровича Амонашвили:

  • любить ребенка;
  • очеловечить среду, в которой он живет;
  • прожить в ребенке свое детство.

Инновационные методы - методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения.

Метод портфолио  — современная образовательная технология, в основе которой используется метод оценивания результатов образовательной деятельности.

Проблемное обучение — технология, заключающаяся в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя при оптимальной самостоятельности обучающихся и под общим направляющим руководством преподавателя.

Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Различают практико-ориентированные и творческие проекты.

Игровые технологии. По характеру игровой методики выделяют предметные, сюжетные, ролевые, деловые игры. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение связывается с игровым результатом.

Разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровье сберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Результаты качественного образования – это не просто грамотность, приближенная к той или иной профессии. Это сочетание образованности и поведенческой культуры, формирование способности самостоятельно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Именно из этого исходят сейчас современные представления о фундаментальности образования.

Пожелания учителю:

  1. Пусть учитель будет метеорологом, предвидящим погоду в классе.
  2. Пусть изменчивый характер носит методика преподавания Вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.
  3. Пусть Ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогические инновации и их использование в условиях перехода на новое содержание образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2»

Слайд 2

ОБРАЗОВАНИЕ

Слайд 3

повышение качества образования; внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс. ЦЕЛИ

Слайд 4

В 1950-1960-х годах в учебном плане было 14 основных учебных дисциплин, сейчас их более 20.

Слайд 5

У 15% учащихся возникают нервно-психические отклонения, вызванные увеличением школьных нагрузок. Более 5 часов в день ребенок работать физически не может.

Слайд 6

Здоровых детей среди первоклассников 20%. Низкий уровень подготовки у 25 %: ограниченный словарный запас; недоразвитая моторика руки; неадекватные эмоции; орфоэпические дефекты.

Слайд 7

Индекс интеллекта выпускников 9-х и 11-х классов ежегодно снижается на 1,5- 3,0 %. В результате, по официальным данным ЮНЕСКО, российская молодежь за последние 40 лет по уровню интеллектуализации переместилась среди стран - членов ООН со 2-3 на 52-55-е места.

Слайд 8

регламентация деятельности; централизация контроля; ориентация на среднего ученика; шаблонное построение, однообразие; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя; пассивность или видимость активности учащихся; слабая речевая деятельность; недостаточная обратная связь. АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Слайд 9

Слайд 10

Педагогическая инновация - изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющее целью повышение их эффективности. Внутрипредметные инновации - нововведения, реализуемые внутри предмета. Общеметодические инновации - внедрение нетрадиционных технологий, универсальных по своей природе.

Слайд 11

Цели инновационной деятельности развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации; формирование творческого нешаблонного мышления; развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей; использование новейших достижений науки и практики.

Слайд 12

Комбинации "монодидактических" систем классно-урочная система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой; современное традиционное обучение, использующее работу с книгой в сочетании с техническими средствами; групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора; программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Слайд 13

Слайд 14

Метод портфолио Портфолио — современная образовательная технология, в основе которой используется метод оценивания результатов образовательной деятельности. В основе - технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности, определения траектории индивидуального развития личности.

Слайд 15

Проблемное обучение Проблемное обучение — технология, заключающаяся в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя при оптимальной самостоятельности обучающихся и под общим направляющим руководством преподавателя.

Слайд 16

Метод проектов Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Различают практико-ориентированные и творческие проекты.

Слайд 17

Игровые технологии При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение связывается с игровым результатом.

Слайд 18

Разноуровневое обучение У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

Слайд 19

Обучение в сотрудничестве Работа в парах, группах. Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Слайд 20

Информационно-коммуникационные технологии Использование интегрированных курсов, дистанционное обучение, доступ в Интернет.

Слайд 21

Здоровье сберегающие технологии Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

Обновление содержания математического образования в условиях перехода на ФГОС общего образования

Министерство образования и науки РФ утвердило новый Федеральный государственный стандарт основного общего образования приказом от 17.12.2010г.  № 1897. 2012/2013 учебный год для МБОУ «Но...

Мастер-класс по теме "Личностно-ориентированный подход к образованию в условиях перехода на новые образовательные стандарты".

Мастер-класс поможет разобраться в таких вопросах, как:актуальность ЛОО в условях ФГОС;основные принципы ЛОО;педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода;алгоритм проектирова...

Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.  «…дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая с...

Доклад на тему: «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ»

  Личностно-ориентированный подход, как современная ориентация в педагогической деятельности, стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогов осваивает ...

Планирование и организация образовательной деятельности обучающихся в условиях перехода на новое содержание технологического образования.

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своём содержании общие принципы...

Диалектика как условие перехода к новому качеству образования (из опыта работы учителя биологии и географии)

Знание законов формальной и диалектической логики -  универсальное средство  в организации учебной деятельности на уроке и важное условие для понимания предмета и одновременного  развит...