Доклад "ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
статья на тему

Колесникова Наталья Ивановна

Доклад на конференцию "Этнокультурное образование: опыт и перспективы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolesnikova_ni_povodimovo.doc.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Колесникова Н. И.

Республика Мордовия

Дубёнский район

с. Поводимово

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ

СИСТЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основой этнокультурного образования  является освоение родной и неродной этнокультуры, представление об их месте в отечественной и мировой культуре, овладение этнокультурными ценностями, формирование адекватной модели поведения в полиэтнической среде. Цель этнокультурного образования  - создание условий для формирования высокообразованного, гуманного человека, воспитание в личности важных качеств: широту мышления и мировоззрения, творческое воображение, гражданственность, толерантность; обучению взаимопониманию между людьми, представляющими различные культурные, этнические, лингвистические, религиозные традиции. В школьном преподавании истории возрастает интерес к локальной истории, к повседневной жизни людей, проблемам их отношений и восприятия мира, ибо фактор присутствия, т.е. ощущение, что происходившее или происходящее связано со знакомыми местами, делает учащихся своеобразными соучастниками того, о чем говорится на уроке. С этой целью на  уроках я практикую работу с рефератами. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание материала должно быть логичным и носить проблемно-поисковый характер. Тематика, над которой мы чаще всего работаем с ребятами, основывается на краеведческом материале, потому что необходимо прививать учащимся любовь к малой Родине, чувство национального самосознания и  гордости за своих земляков.

      Также в своей деятельности  я  использую экскурсионную работу. В нашей школе действует историко-краеведческий музей.   Он создавался как комплексный. В его экспозициях  отражены исторические, археологические, этнографические особенности Дубенского края и в частности села Поводимово.  Музей состоит из двух залов. Первый зал - музей материальной культуры. Здесь собрана большая экспозиция старинных вещей: вышитые женские рубахи, платки, самотканые рушники, эрзянские кофты и платья, лапти. Собрана большая коллекция старинной утвари: посуда для хранения и приготовления еды, деревянные вилы, серпа, решето для просеивания зерна и многое другое. Второй зал посвящен истории села Поводимово начиная с 17  века до наших дней.

Основной задачей нашего музея является не только сохранение ценных документальных материалов, реликвий прошлого, подлинных памятников старины, но и быть местом, где дети приобщаются к культуре своего села. С чувством глубокого уважения дети понимают, что наш народ - хранитель высокой крестьянской морали и нравственности.  Немаловажную роль играют ученические творческие работы-исследования об истории улиц, памятных мест  и т.д. Вся работа исследовательского характера проводится во внеурочное время. Активизируется исследовательская деятельность учащихся, направленная на восстановление истории небольших поселков, деревень. Большое внимание уделяется устным источникам, сохранению народных традиций и обычаев, знакомству с конкретными судьбами “близких” людей – земляков и членов семьи. Это способствует осознанию учащимися того, что корни каждого человека уходят в историческое прошлое, в традиции семьи, народа, страны. В сборе материала по местной истории, его классификации, обработке, систематизации и экспонировании в школьном музее мне оказывают помощь учащиеся и педагоги школы. Исследование краеведческое, на мой взгляд, наиболее значимо, так как оно позволяет ребенку познакомиться с важнейшими событиями Российской и всемирной истории через историю своей малой Родины, через историю своей семьи и биографические данные своих земляков. Учащиеся не только изучают историю, но и раскрывают свой творческий потенциал, открывают малоизвестные страницы родного края, историю отдельной семьи, отдельных фактов для более широкого использования.

  Реализация этнокультурной составляющей государственного стандарта общего образования удачно находит отражение и в мероприятиях, посвященных неделе истории. Так, например, во время  недели истории  мы составляем  кроссворды, в которых находят место события истории России и Мордовии, проводим викторины о родном крае, готовим мероприятия, раскрывающие обычаи и обряды наших предков.  

 Сложнее обращение к “местному” материалу непосредственно на уроке. Необходимо определить в рамках каких тем можно (или необходимо) обратиться к подобного рода материалу и с какой целью; определить методы и формы работы; так как программа перенасыщена. Так, например, в 9 классе при изучении темы “Коллективизация сельского хозяйства” используем   материал «Процесс коллективизации в селе Поводимово», при изучении темы “Великая Отечественная война» мы используем материалы музея о наших земляках, участниках Великой Отечественной войны и т.д.   Показателем результативности моей работы является достаточно высокий уровень исследовательских работ моих учеников.  В период с 2008 по 2011г. нами завоёвано 11 призовых мест районного и республиканского уровня. В целом моя педагогическая деятельность направлена на сохранение исторического и культурного  наследия нашего народа.

Сегодня, когда мы говорим о возрождении России как самобытного государства, необходимо, чтобы растущее поколение понимало, что без овладения богатейшим наследием народной культуры невозможно духовное развитие России в целом и каждой личности в отдельности. Народная культура либо живет в народе, либо становится внешним атрибутом, а это - симптом исчезновения не только культуры, но и народа: он превращает население в нечто безродное, бездуховное, среднестатистическое. Оттого сверхзадачей сегодня становится органичное введение народных традиций в образовательный процесс, чтобы родная для многих поколений культура стала неотъемлемой составляющей личностного воспитания детей с целью живого единения с историей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии как важный элемент деятельности концертмейстера в классе хореографии в учреждении дополнительного образования

Актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в работе концертмейстера...

Программа поликультурного образования В НОУ " Школа -интернат №22 ОАО "РЖД" ст. Улан -Удэ , ВСЖД 2012-2017гг. "Поликультурное образование личности как основа воспитания гражданина"

Программа направленна на освоение знаний о мире, культуре , традициях народов  малой родины, России, мира, на формирование умения жить во всем многообразии культур....

Формирование поликультурной компетенции у будущих учителей в контексте поликультурного образования

Сегодня стратегической задачей внутренней политики и идеологии современного российского государства является построение эффективного общества, основанного на духовно нравственном потенциале и поликуль...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...

Статья на тему: «Пантомима – это важный элемент в дополнительном образовании у глухих и слабослышащих детей».

laquo;Пантомима – это важный элемент дополнительного образования у глухих и слабослышащих детей». План статьи (тезисы):Понятие. Что такое пантомима?История возникновения этого вида к...

Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное

спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...