Роль наглядных пособий в развитии родной и иноязычной речи детей
презентация к уроку
Презентация знакомит с видами работ по развитию речи и основным демонстрационным и раздаточным материалом, необходимым для этого.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря - это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Задачи словарной работы 1.Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новых значений слов, уже имеющихся в лексиконе 2. Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием) 3. Активизация словаря. 2 категории слов : а) пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи), б) активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно употребляет в своей речи) 4. Устранение в речи детей нелитературных слов (просторечные, диалектные, жаргонные)
Содержание словарной работы в ДО 1. Б ытовой словарь : названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи 2. Природоведческий словарь : название явлений неживой природы, растений, животных 3. Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, национальные праздники) 4. Эмоционально-оценочная лексика : слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой), фразеологические сочетания, синонимы 5. Слова, обозначающие время, пространство, количество.
ПРИНЦИПЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления связь содержания словарной работы с мыслительной деятельностью детей опора на активное и действенное познание окружающего мира использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности
ПРИНЦИПЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ (продолжение) ● раскрытие значений ● новых слов, ● уточнение и ● расширение ● значений ● уже известных ● слов через ● сопоставление , ● подбор ● синонимов , ● словотолкование ● решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, развитием связной речи
МЕТОДЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ МЕТОДЫ НАКОПЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ) а) непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; б) опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа -, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ, РАЗВИТИЕ ЕГО СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, словарные упражнения .
Группы дидактических средств комплекты наглядно-дидактического материала; - оборудование для самостоятельных игр и занятий детей; - пособия для воспитателей (учебники, методическая литература, конспекты, сборники дидактических игр и др.); - учебно-познавательные книги для детей, тетради с печатной основой.
Демонстрационный материал Крупные игрушки, полочки для показа предметов, крупные плоскостные изображения, крупные модели геометрических фигур, крупные карточки с цифрами и знаками, фланелеграф , магнитная доска, наборное полотно, измерительные приборы (часы, весы, счёты), календари, ТСО и др.
Крупные игрушки
Крупные модели геометрических фигур
Карточки с цифрами и знаками
Фланелеграф, магнитная доска, наборное полотно
Тематические карточки
Часы, календари
Раздаточный материал Мелкие игрушки, мелкие плоскостные изображения, наборы геометрических фигур в пеналах, мелкие карточки с цифрами, мелкие картинки , рабочие листы, тетради и др.
Мелкие игрушки
Плоскостные изображения
Наборы геометрических фигур
Рабочие тетради
Пособия для воспитателей
Дидактические игры
Наглядно-дидактический материал на сравнение
Лабиринты
Уголок самостоятельной деятельности
Книги для индивидуальной работы
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры . Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка .
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ Работа по формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов: 1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; 2. определение взаимосвязи между ними; 3. объединение фрагментов в единый сюжет.
РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет.
ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ Д ети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.
ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Воспитатель задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения
Примерные виды работ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ СТРАНОВЕЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь развития мелкой моторики и речи детей с ОВЗ раннего возраста.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.Источник: ht...

Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи
Закрепление навыков образования относительных прилагательных; закрепление навыков согласования прилагательных с существительными в различных падежах; развитие мышления, зрительного и та...

Презентация к мастер-классу для родителей на тему "Развитие лексико-грамматического строя речи детей у детей дошкольного возраста".
В презентации выделены основные аспекты формирования лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Приводятся примеры игр и упражнений, способствующих усвоению грамматических категори...

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»....

Презентация "Роль внеклассной работы в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей"
В данной презентации представлены некоторые аспекты внеклассной работы по русскому языку и литературе....
Коммуникативные ролевые игры на английском языке как средство развития функционального владения иноязычной речью
Данный материал посвящен коммуникативным ролевым играм на английском языке как средству развития функционального владения иноязычной речью. Уровень функционального владения иноязычной речью подра...

