методическое пособие
методическая разработка на тему

Полещук Надежда Михайловна

методическое пособие рассказывает о том, как составить план, приведены примеры. В конце пособия помещено эссе о работе учителей в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.posobie.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы смыслового чтения

(конкретные примеры)

•        вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;

•        восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы. Это происходит потому, что мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное – это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста. Поскольку есть прямая зависимость между вероятностным прогнозированием графического шрифтового материала и частотой встречаемости его в текстах, нас в первую очередь интересуют условия, при которых одни и те же обороты речи, фразы, слова повторяются наиболее часто. Эффективное управление процессом антиципации держится на понимании стереотипности текстов.

•        упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.

•        исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.

•        сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.

•        перекодирование информации – приём работы, заключающийся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.

•        «мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

•        называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.).

•        составление списка – приём работы, заключающийся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).

•        множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

•        конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)

•        деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.

•        составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.

•        предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.

•        викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.

•        логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.

•        заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.

•        верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.

Как работать над планом. Рекомендации по особенностям применения

Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на части. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением каждой из них краткого наименования.

План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделятся на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизовать внимание. 

Правила составления плана.

  1. Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
  2. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавь каждую часть.
  4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
  5. Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.

Памятка по составлению плана.

  1. Деление содержания на смысловые части.
  1. Выделение в каждой из них главной мысли.
  2. Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана).

Составление плана.

Как составлять простой план.

  1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
  4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
  5. Запишите план.

Запомните требования к плану:

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составлять сложный план.

  1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
  4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом.

  1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
  2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
  3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
  4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Работа с текстом «Отважный пингвинёнок» Г.Снегирёва (5 класс)

1.Чтение текста учителем, учащиеся следят.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и …бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый раз искупался в холодном море.

2.Беседа с учащимися

-Понравился текст? О ком он? А кто такие пингвины, что вы о них знаете? (смотрят рисунок на доске)

Пингвин — единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Кроме того, это единственная птица, ходящая стоя. Пингвины — бескрылые водоплавающие птицы, обитающие в естественной среде лишь в землях южного полушария. Большинство пингвинов проводит половину своей жизни в океане, а другую половину на суше. В основном, большинство разновидностей пингвинов обитают в Антарктиде и в некоторых других самых холодных областях полушария.

- Чем является этот отрывок? (Текстом)/Является этот отрывок текстом?

- Докажите. Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, текст можно озаглавить, в тексте есть тема и основная мысль.)

- Связаны ли предложения в данном отрывке? (Да)

- Каким образом? (По смыслу. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, т.е. как бы цепляется за него.)

- Можно ли поменять данный порядок предложений? (Нет).

- Он строго определённый? (Да)

3.  Работа с памяткой по составлению плана

– А теперь поговорим о плане. Зачем нужно составлять план текста? (при пересказе)

– Когда вы используете план? (когда пишем изложение, пересказываем)

–На столе лежат памятки по составлению плана. Читаю, следят.

  1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
  4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
  5. Проверите, можно ли, руководствовать этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
  6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана

– К какому тексту легче составить план – разделённому на части или нет?

– Как в тексте выделяются смысловые части? (чаще по абзацам)

– Что это означает?

– По-другому такой отступ вправо от начала строки называется абзац. Автор как бы обращает внимание читателя на сообщение, которое будет новым по сравнению с предыдущим.

4. Выделение в тексте смысловых частей.

-Сколько в этом тексте абзацев? 5.

-.Итак, первый абзац.  Кого увидел автор у моря? Как мы её озаглавим? 

«Пингвин — единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Кроме того, это единственная птица, ходящая стоя. Пингвины — бескрылые водоплавающие птицы, обитающие в естественной среде лишь в землях южного полушария. Большинство пингвинов проводит половину своей жизни в океане, а другую половину на суше. В основном, большинство разновидностей пингвинов обитают в Антарктиде и в некоторых других самых холодных областях полушария.

Маленький пингвинёнок»( Прикрепляем заголовки плана.)

Второй абзац. На кого он смотрел и чем занимались остальные птенцы?  (посмотрите рисунок 1) Озаглавим «Он смотрел, как купаются взрослые пингвины»

Третий абзац.  Что он собирался сделать? Почему ему было страшно? Озаглавим «Ему страшно было бросаться в море»

Четвёртый абзац. Что он всё-таки сделал? Озаглавим «Пингвинёнок бросился вниз!» Почему после прыжка он на море смотрел удивлённо? (посмотрите на рисунок 2) Радостно крылышками машет.

-Назовите концовку текста, последний абзац.  Как автор называет пингвинёнка? Значит, озаглавим его «Отважный пингвинёнок!»

Какова  основная мысль этого текста?

-Как бы вы озаглавили этот текст («Отважный пингвинёнок»)

-Как вы думаете, легче будет по нашему плану пересказать текст?

(всё идёт по порядку)

Работа с текстом «Ловкий жонглёр»(5 класс)

1. Задание:

-Определите тему текста. Как можно озаглавить отрывок? Как развивается мысль? Составьте план текста

2.Читают самостоятельно, выполняют задание.

Руки его с истинно жонглёрской ловкостью показывали фокусы.

Поставит на ладонь полную соли солонку, круто наклонённой ладонью совершит полукруг в воздухе, и не только сама она, словно гвоздями приколоченная, не падает на пол, но даже и соль каким-то чудом не сыпется.

Да что солонка! Его слушались стулья. Стул покорно стоял минуты две на указательном пальце-и не падал. Жонглёр извивался, приплясывал, гнулся, удерживая стул от падения, а стул благодаря этим извивам не падал, стоял ножкой на указательном пальце.

Ещё была палка. Короткая толстая дубина. Он подбрасывал её и ловил, всё быстрее, быстрее, быстрее; она кружилась в воздухе, как толстенная спица.

3.Читают вслух по очереди

3. Беседа и проверка пунктов плана.

-О ком текст? Чем занимается жонглёр?  (Вешаю рисунок на доску. Кладу рисунки.)

-Как вы его озаглавили? (почему не просто жонглёр?) Прикрепляем на доску заголовок. «Ловкость жонглёра»

-Сколько частей в тексте? Как вы это узнали?

-О чём говорится в 1 и т.д.? Как озаглавили? (спросить у всех).

 Пункты плана прикрепляем на доску:

  1. Фокусы жонглёра.
  2. Фокус с солонкой.
  3. Фокус со стулом.
  4. Фокус с дубинкой

Эссе о работе в группе

Ежедневно, кроме выходных, мы проводим вместе по семь часов - с восьми утра до пяти вечера. Тридцать  пять часов в неделю. Если составить график жизни, то получится, что мы проводим друг с другом времени больше, чем с родными. Больше, чем спим. Больше, чем отдыхаем.

Мы - КОЛЛЕГИ. УЧИТЕЛЯ. Место, где мы проводим большую часть жизни, похоже на животрепещущий организм, в котором всё постоянно изменяется, шумит, кричит, бегает, требует постоянного внимания. В таком месте трудно соединиться для совместной спокойной работы, но мы всё же находим для этого время, это происходит в каком-нибудь уютном кабинете, где светло и чисто, где сама обстановка способствует общей работе. Пусть каждый из нас выполнил свою часть работы - мы соединим все части, и получится ПРОДУКТ, который в дальнейшем будет работать на КОЛЛЕКТИВ.

Первым всегда трудно: приходится проштудировать множество книг, Интернет-ресурсов, подобрать интересный материал к урокам, применить новые приёмы, затем подвести итоги и поделиться своим опытом. Но первым быть ещё и почётно, ведь каждый готов принять благодарность за свою работу.

Полещук Н.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.

Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....

Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие

Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"                 В настоящей работе рассмотре...

Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.

Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....

Методическое пособие для учителя «Контрольно-методические срезы по математике, 5 класс»

Данное пособие содержит контрольно-методические срезы (далее КМС) по традиционной программе 5 класса. Все срезы проводятся после изучения соответствующих тем. Цель пособия – помочь учителю...

Учебно-методическое пособие "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" (методическая разработка Проект "Моя спортивная страна")

Внимание! Данные комплексы являются авторскими (разделом методической разработки проекта "Моя спортивная страна"), а также были  использованы автором в ее книге «Будь здоров» готовящейся к издани...

Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".

Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....

Методическое пособие «Трафарет «Ручные швы» (демонстрационное пособие)

На уроках технологии изучаются ручные швы. Детям сложно за короткий промежуток времени овладеть   правилами пользования инструментами, правилами безопасной работы, запомнить и выполнить изуч...