Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания
учебно-методический материал на тему

Овечкина Антонина Ивановна

Выступление на методическом семинаре в рамках муниципального конкурса «Учитель года»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа с.Логиновка

Краснокутского района Саратовской области

Выступление на методическом семинаре в рамках муниципального конкурса «Учитель года»

Тема

«Технология развития критического мышления

 на     уроках истории и обществознания»

Овечкина Антонина Ивановна

учитель истории и обществознания (первая категория)

2018 год

                       ВВЕДЕНИЕ

(слайд 1)         Актуальность опыта

В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях. 

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни». 

В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедрилась технология развития критического мышления  (РКМ). 

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников. 

Цель данной работы: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания. 

Задачи: 

1. Раскрыть сущность технологии развития критического мышления. 
2. Проиллюстрировать на примере конкретных уроков возможность использования технологии развития критического мышления для работы с текстом. 

(слайд 2)

УЧЕНИК ШКОЛЫ XXI в :

•        умеет самостоятельно приобретать знания;

•        применять их на практике для решения разнообразных проблем;

•        работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

•        самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

•        быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

ИДЕАЛ

ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ XXI в :

•        Подвержен мощному потоку «ненужной» информации, которая ему интересна!!!

•        Зачастую инфантилен.

•        Предпочитает избежать активной мыслительной деятельности.

•        Не может самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.

•        Ему трудно быть коммуникабельным, контактным. Он не умеет дружить.

Низкая мотивация к обучению в школе

•(слайд 3)        

•        Как учить детей без принуждения?

•        Как сделать предмет простым для понимания?

•        Как пробудить интерес к обучению?

(слайд 4)

Данная технология в российском образовании появилась в 1997г. Её авторы американские педагоги:  Дженни Стил, Керт Мередис, Чарльз Темплом, Скотт Уолтер. Основоположники:  С.Уолтер, Жан Пиаже, Лев Выгодский, Д. Эльконни, В.Шаталов, Ш.Амонашвили, А.Амотюшкин,М.Муханов.

(слайд 5)

Последователи в России: С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская

(слайд 6)

Последователи в Краснокутском районе: Катунов Игорь-он показывал мастер класс для РМО учителей истории и обществознания. Апалькова Анна Чеславовна-я присутствовала на районном открытом уроке по ОРКСЭ, где она поделилась своим опытом.

Также и учителя нашей школы используют технологии РКМ.

(Слайд 7)

Приёмы  критического мышления разнообразны (ТРКМ)

(перечислить со слайда)

Цель ТРКМ:

обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

«Мы не учим их; Мы создаем условия, в которых они учатся» С.Паперт

(слайд 8)

Кластер («гроздь», « пучок», «созвездие»)

Это способ позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий:

  • 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «центром» идеи, темы.
  • 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
  • 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
  • Кластер («гроздь», « пучок», «созвездие»)
  • Красный флаг
  • Марсово поле
  • Народное  собрание
  • Граждане
  • Право вето
  • 2 консула
  • Народный трибун
  • Управление в Римской республике
  • Законы и война
  • Сенат
  • Форум
  • Огромная власть
  • 5 класс – история Древнего Рима

Памятка для работы с кластером

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум.
  • Дать волю воображению и интуиции.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться построить как можно больше связей.
  • Не следовать по заранее определенному плану.

(слайд 9)

Последствия глобализации: положительные, отрицательные.

(слайд 10)

«Концептуальная таблица»

полезена, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты, свойства, по которым это сравнение происходит .

Линии сравнения

Юго-Запад Руси (Галицко-Волынское княжество)

Северо-Запад (Новгород)

Северо-Восток (Владимиро-Суздальское княжество)

Вопросы

1.Климат и геостратегическое положение

2.Занятия и экономическое развитие

3.Социально-политическое развитие

4. Князья-правители

5. Политические модели правления

(слайд 11)

Сюжетная таблица

  • Суть работы с этой таблицей – читая текст ученик делает пометки, создавая «скелет» текста: (Н.: «Русско-японская война 1904-1905гг») таблица заполняется сразу, по ходу работы с текстом
  • КТО? - Генерал А.М. Стессель
  • ЧТО? - Падение Порт-Артура
  • КОГДА? -  20.12.1904г
  • ГДЕ?  - Ляодунский п-ов
  • ПОЧЕМУ? -  Предательство, трусость

(слайд 12)

Сводная таблица «Плюс. Минус. Интересно»

«+» (факты носят положительный характер)

Введены пенсии колхозникам, паспорта. Возросли темпы роста с/х. продукции. Быстрые темпы развития тяжёлой промышленности. Запуск первого в мире иск. спутника Земли. Искусств. материалы, тепловозы, электровозы

 «-» (отрицательное значение)

 Кризис в освоении целинны – эрозия почв

Продовольственный кризис

Предприятия лёгкой пром. отставали в развитии

Реформа управления народным хозяйством

Экономический курс Маленкова – интенсивный путь

Экономический курс Хрущева – экстенсивный путь

Социальная политика направлена на улучшение жизни народа

«!» (мне это интересно)

Потеря кадров механизаторов и др.

Упадок личного хозяйства

«Кукурузная» эпопея

(слайд 13)

Инсерт

При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу:

В первоначальные записи вносятся изменения, дополнения ручкой с ц в е т н ы м стержнем.

« V » Уже знал

«+» новое (требует записи в тетрадь)

 «-» Думал иначе

 «?» Есть вопросы, не понял

Из практики (5 кл.):

Результат: продуктивное чтение текста

Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления».

(слайд 14)

Достаточно взглянуть на эту таблицу, чтобы понять сущность этого приема.

Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется в следующих обучающих ситуациях.

· Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов».

· Для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», то есть вероятность, что вопросы будут необдуманными и скороспелыми. Если же после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые интересуют учащихся.

· Для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.

Часто учащиеся задают вопросы, не учитывая времени, которое займет ответ на них. Учителя такие вопросы могут назвать неуместными и несвоевременными. Описанный прием как раз и развивает умение оценивать уместность той или иной формулировки, хотя бы по временному параметру.

Проиллюстрируем этот прием на примере фрагмента урока по истории средних веков "Возникновение средневековых городов". На стадии рефлексии после изучения текста параграфа учащимся дается задание составить 3-4 тонких и толстых вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. В тетради запишем

Толстые ?

Как успехи в сельском хозяйстве и ремесле повлияли на возникновение городов?
В чем различие между городом и деревней?
Как был защищен средневековый город?
С чем связан быстрый рост городов в Европе в Х-Х1 вв?

Тонкие ? 

Когда в Европе стало быстро увеличиваться количество городов?
Кто были первыми жителями городов?
Перечислите крупнейшие города средневековой Европы.
Были ли средневековые города центрами торговли?

(слайд 15)

ЭССЕ

Напомним, что эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Создателем эссе считается М.Монтень ("Опыты" 1580г.). В настоящее время эссе часто называют "потоком сознания, перенесенного на бумагу". Долгое время этот жанр не использовался в школьном обучении, теперь же учителя активно практикуют письменные задания в форме эссе. Если это работа на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5,10, 15, 20 минут (это время, отведенное на "свободное письмо"). В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления.


Модель написания эссе:

  1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.
  2. Работа над черновиком.
  3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена.
  4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.

Публикация. Чтение на аудиторию

(слайд 16)

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.

Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.).

Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

***

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии – определение направлений для дальнейшего развития…

Белая шляпа

Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.

Желтая шляпа

Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Северо-Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что…».

Черная шляпа

Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта химическая реакция осталась для нас непонятной, потому что мы мало решали задачи, связанные с ней».

Красная шляпа

Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал “Поединка” вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».

Зеленая шляпа

Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».

Синяя шляпа

Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

(слайд 17)

Что дает ТРКМ обучающимся

  • повышение эффективности восприятия информации
  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • умение критически мыслить;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования учеников;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

(слайд 18)

Что дает ТРКМ учителю

  • умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

(слайд 19)

                 Заключение
       В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на предметах гуманитарного характера, таких, как история, обществознание, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, очень актуальна технология критического мышления. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Подводя итоги всему выше сказанному, остановимся на главных выводах:
 

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Алгоритм урока в режиме данной технологии состоит из трёх основных этапов: вызов, осмысление и рефлексия. 

Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. 
Тексты бывают трёх типов - повествование, описание, рассуждение. И подразделяются на следующие стили: разговорный, научный, деловой, публицистический и художественный. Приёмы ТРКМ применимы ко всем типам и стилям. 

Для работы с текстом применяют разнообразные приёмы. Среди них: инсерт, кластер, синквейн, фишбоун, сводные таблицы, и т.д. 

Приём инсерт помогает ученикам читать текст более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала. 

Кластер - способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. 

Для формирования навыков работы с источниками используется приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения. 
Синквейн часто используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. 

Мой опыт работы может использоваться в каждой школе, в каждом коллективе. Он доступен по форме и средствам воплощения. Надеюсь, мои знания, мой опыт поможет моим коллегам расширить свои педагогические возможности. 


Мной была использована литература:


1. Валеева Н.Г. Жанрово – стилистические характеристики научных текстов //www.trpub.ru/valeeva-har-text.html.
 
2. Дулама Мария Элиза. Кластеры как форма организации мышления. //lib. 1september/ru htm 
3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003. 
4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г. 
5. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к. 
6. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г. 
7. Клустер Д Статья «Что такое критическое мышление?» газета «Русский язык» №29, 2002 г //www pedagogical.freenet.kz/technology/krit1/htm 
8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро» СПб.2006 г. 
9. Муштавинская И.В. ТРКМ: научно – методическое осмысление.// Методист. 2002, №2 
10. Муштавинская И.В. Школа с видом на город.// Преподавание истории в школе.2003, №4 
11. Низовская И. Критическое мышление это…Газета «Библиотека в школе» №16, 2003г. //lib. 1september/ru htm 
12. Нетрадиционные уроки по истории России 20 века. Автор - составитель Корнева Т.А. Издательство «Учитель». Волгоград. 2009г. 
13. Осовецкая Н. Новый образовательный стандарт. //Журнал народное образование №7. 2008г. 
14. Плигин А. Чему и как учить – классика и современность. // Журнал народное образование №8. 2008 г. 
15. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб, Издательство «Питер», 2000 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование критического мышления на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания МОУ – сош с.Логиновка Краснокутского района Саратовской области Овечкина Антонина Ивановна

Слайд 2

Ученики школы XXI в: Выпускники школы XXI в: Идеал Низкая мотивация обучения в школе

Слайд 4

Технология развития критического мышления (ТРКМ) Л.Выгодский Д.Эльконни В.Шаталов Ш.Амонашвили А.Амотюшкин

Слайд 5

Последователи в России: С.И. Заир-Бек И.В. Муштавинска я

Слайд 6

Котунов И.В. Апалькова А.Ч. Последователи в Краснокутском районе

Слайд 7

при «Вводный вопрос» З-Х-У (знаю-хочу узнать-узнал) кластер Корзина идей Ромашка вопросов Мозговой штурм Толстые и тонкие вопросы Верные и неверные утверждения Чтение с остановкой Данетка Дерево предсказаний Приёмы к ритического мышления

Слайд 8

Кластер («гроздь», «Пучок», «созвездие»). Марсово поле Красный флаг Народное собрание 2 консула Народный трибун сенат форум Управление в Римской республике Законы и война Огромная власть Граждане Право вето 5 класс - история

Слайд 9

Последствия глобализации положительные отрицательные 8 класс - обществознание

Слайд 10

Линии сравнения Юго – Запад Руси ( Галицко – Волынское княжество) Северо – Запад (Новгород) Северо – Восток ( Владимиро – Суздальское княжество) 1. Климат и геостратегическое положение 2. Занятия и экономическое развитие 3. Социально – политическое развитие 4. Князья - правители 5. Политические модели правления

Слайд 11

Сюжетная таблица 8 класс. Русско-японская война 1904-1905гг. КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ? ПОЧЕМУ? Генерал А.М. Стессель Падение Порт - Артура 20.12. 1904г. Ляодунский п-ов Предательство, трусость

Слайд 12

Сводная таблица «Плюс. Минус. Интересно» 9 класс - история «+» (факты носят положительный характер) «-» (отрицательное значение) «!» (мне это интересно) Введены пенсии колхозникам, паспорта Возросли темпы роста с/х продукции Быстрые темпы развития тяжёлой промышленности Запуск первого в мире иск.спутника Земли Искусст . Материалы, тепловозы, электровозы Потеря кадров механизаторов и др. Упадок личного хозяйства «Кукурузная» эпопея Кризис в освоении целины – эрозия почв Продовольственный кризис Предприятия лёгкой промышленности отставали в развитии Реформа управления народным хозяйством Экономический курс Маленькова – интенсивный путь. Экономический курс – Хрущёва – экстенсивный путь. Социальная политика направлена на улучшение жизни народа

Слайд 13

И НТЕРСЕТ « V » – уже знал «+» – новое «-» думал иначе «?» – не понял, есть вопросы.

Слайд 14

Толстые и тонкие вопросы Толстые Дайте объяснение, почему….. Почему вы думаете, что…. -почему вы считаете, что…. В чём разница…. Предположите, что будет, если … Тонкие Кто ….. Что ….. Когда…… Может …. Согласны ли вы …

Слайд 15

Эссе, сочинение-рассуждение Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю.

Слайд 16

Что даёт технология развития критического мышления ученику

Слайд 17

Что даёт технология развития критического мышления учителю

Слайд 18

Формирование критического мышления на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания МОУ – сош с.Логиновка Краснокутского района Саратовской области Овечкина Антонина Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Одной из важных современных образовательных технологий, применяемых в школе, на мой взгляд, является технология развития критического мышления. Мышления, опровергающего устоявшиеся представления...

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать...

Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления

Сергей  Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...

"Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания».

Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания». Презентация по приемам работы над развитием критического мышления....

Выступление на ГМО учителей истории г. Губкина "Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания"

Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»

Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...