Развитие познавательных УУД в работе с таблицами по русскому языку
статья

Красинская  Ирина Фёдоровна

Таблицы наиболее распространненныё и традиционный вид работы пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. В работе стаблицами применяются многии УУД.Схемы-таблицы учат извлекать нужную информацию и использовать её. Задача учителя -научить детей извлекать полноценную и многоуровневую информацию из наглядных пособий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных УУД в работе с таблицами по русскому языку

Термин УУД в широком значении означает «умение учиться». Последовательная работа по формированию и развитию у детей УУД или «умения учиться» ведет к повышению эффективности образования в общем, к более гибкому и прочному усвоению знаний учащимися.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение  проблемы . В работе с таблицами применяются логические универсальные действия:

  •  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия и строить логически обоснованные рассуждения.;
  •  синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-классификация, группировка по заданным основаниям;

  •  подведение под понятие, выведение следствий;
  •  установление причинно-следственных связей;
  •  построение логической цепи рассуждений;
  •  доказательство;
  •  владение смысловым чтением-самостоятельно вычитывать информацию.
  •  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Современный ребёнок окружен информацией, которая предлагается ему в виде «клиповых» структур. Компьютер, например, знакомит школьников с разнообразными формами организации материала: в виде схем, таблиц, отдельных блоков. Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуется сложные дополнительные приспособления).  Схемы-таблицы также учат извлекать нужную информацию и перерабатывать её.                                    Задача учителя - научить детей извлекать полноценную информацию из наглядных пособий. Таблица содержит многоуровневую информацию. Поэтому работа должна быть организована как по «горизонтали», где считывается информация о тематике, так и по «вертикали», где представлены конкретные сведения о содержании. Таким образом, схема-таблица представляет собой графически структурированную информацию по правописанию (если мы говорим о таблицах по русскому языку.) Такие учебные средства наглядности значительно облегчают восприятие большого по объёму теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию при чём не механическому, а осмысленному и прочному. Происходит это потому, что

  • блоковая подача информации даёт более точное представление об объёме языкового материала, что и обеспечивает формирование способности ориентироваться в языке.
  •  Кроме того схемы демонстрируют логические связи между явлениями языка, попадающего под действия орфографического (пунктуационного) правила.
  •  Также схемы помогают сформировать у учащихся правильный способ действия при орфографическом (пунктуационном) анализе, поскольку предлагают своеобразный алгоритм  (чёткую последовательность)  учебных действий.

Читаем схему, (пример «Чередование корней») 

  •  Внимательно рассмотрите схему. Объясните, на сколько групп делится весь материал. Как вы определили границы каждой группы?
  •  Ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами. Подкрепите примерами каждую группу.
  •  Какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?
  •  Изучите фрагменты схемы, где изложена информация, которую надо запомнить. Попробуйте по памяти записать эту информацию, затем проверьте себя, оцените работу.

-Подготовьте рассказ о....

  •  Подберите из художественной литературы текст, содержащий данные орфограммы.

Задания

  1.  Работа над ошибками.
  2.  Придумайте свои примеры на каждое чередование.
  3.  Выборочно-распределительный диктант : Покл..ниться, обл..жение, разг..реться, д..лина. г..ристая(местность), нач..нать, з..ревать, выр..щенный. Какие слова не подходят к нашей схеме? Почему? Какое орфографическое правило применить к ним?

Схема «Слитное и раздельное написание НЕ со словами»

  1.  Преобразуйте таблицу в схему. Должен получиться алгоритм. 1 Слова, которые не употребляются без НЕ. 2 Слитно/раздельно 3 Есть/нет зависимых слова. 4 Условия для сущ, прил, нар / прич. 5 краткие формы. 6 Другие части

речи, слитно/раздельно.

  1.  Запомнить и записать в виде таблицы. Или прочитать учебник и попробовать самому составить таблицу.

Схема «Правописание Н и НН»

1 Выборочно-классификационный диктант, суть которого в том, что, воспринимая на слух тот или иной языковой пример, ученик сначала решает, с какой из четырёх групп слов оно соотносится, а потом записывает пример или номер предложения в соответствующую графу таблицы: Льняной, священный, поражённый, организована(работа), старинный и т. д.

Причастие        Полуслепая таблица

                    УЩ,  ЮЩ

                 ….

                               …

                ИМ, ЫМ

Можно использовать как домашнее задание. Восстановите таблицу, добавьте свои примеры.

Схемы-таблицы могут быть использованы на каждом этапе изучения конкретного урока: этап знакомства с правилом и соответствующей схемой, этап формирования и закрепления соответствующих навыков и умений. Оказывает помощь в повторительных и обобщающих уроках, особенно в старших классах.                                                                     Использование данной методики при изучении русского языка, несомненно, даёт определённые результаты.

Во-первых, значительно увеличивается объём изучаемого на уроке материала, формируется навык самостоятельной работы, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.

Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.                               По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила.

Использование схем позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Схемы помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование схем необходимо начинать при обучении детей младшего школьного возраста.

Литература:                                                                                                          1«Схемы-таблицы по орфографии и пунктуации:        методические

рекомендации к комплекту наглядных пособий» С.И. Львова и Львов. 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...

Модульная технология обучения как средство развития познавательной и личностной сферы учащихся на уроках русского языка

В статье отражены особенности применения модульной технологии обучения на уроках русского языка с использованием модульных карт, компьютерных средств для развития личностной и познавательной сферы уче...

Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы

материал содержит обобщение опыта работы по проблеме "Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы"...

Развитие познавательной деятельности детей с ОВЗ на уроках русского языка

Материал данной статьи может быть использован как учителями, обучающих детей с ОВЗ, так и учителями общеобразовательных школ....

Авторская концепция "Развитие познавательного интереса и активности учащихся на уроках русского языка"

Одна из важнейших проблем сегодня  – поднять активность учащихся на уроке, воспитать у них интерес и любовь к русскому языку, приучить их к самостоятельному мышлению.      ...

Презентация к авторской концепции "Развитие познавательного интереса и активности учащихся на уроках русского языка"

Основные пути, позволяющие развивать познавательную активностьучащихся}элементы занимательности на уроках}творческая работа}разнообразные формы проведения уроков}дидактический материал}индивидуа...

Развитие познавательных и творческих интересов учащихся на уроках русского языка и литературы

Современный ребенок. Он ищет себя, меняет инте­ресы, отличается самостоятельностью и независимостью. По каждо­му вопросу у него может быть свое мнение. Его суждения, выводы удивляют своей зрел...