Программа "Проектная деятельность в школе"
рабочая программа (5, 7, 9 класс)

Пыжова Елена Игоревна

Программа разработана и составлена с учетом требования ФГОС. Содержит поурочное планирование, примерные тема проектных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_shkole.docx43.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №50

ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТО                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                                                                                        Директор

ГБОУ СОШ №50                                                                                                ГБОУ СОШ №50

Протокол № __________                                                                                        

от «____» _______________ 2019 г.                                                                        ________________ М.И. Зомитева

Приказ № _______

                                                                                                                от «____» _______________ 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу: «Проектная деятельность» (5, 7, 9 классы).

Автор-составитель: Пыжова Е.И., учитель русского языка и литературы.

г. Санкт-Петербург

2019 год

Содержание

Пояснительная записка

3

Цели и задачи курса «Проектная деятельность»

5

Специфика курса

6

Особенность программы

8

Место курса проектная деятельность в школьной программе

10

Методы и технологии

11

Требования к ЗУНам по окончанию реализации программы

12

Личностные и метапредметные результаты

13

Содержание программы

16

Тематическое планирование

19

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

21

Перечень тем проектно-исследовательской работы для учащихся 5-9 классов для прикрепления к педагогу

23

Пояснительная записка

        Настоящая программа «Проектной деятельности в школе» разработана на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования и преемственна по отношению к начальному общему образованию.

        В соответствии с ФГОС устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования среди которых:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;

- формирование социальных компетенций, правосознания, способности ставить цели и строить жизненные планы;

- реализация способности использования в учебной, познавательной и социальной практике межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- реализация возможности самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

- построение индивидуальной образовательной траектории;

- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений;

- овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;

-  формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- формирование умения  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий и т.д.

        Таким образом, мы можем говорить о том, что ФГОС направлены на формирование у обучающихся общеучебных способностей, умений и навыков как основы учебной деятельности.

        Превратить ученика в субъект учебной деятельности призвана проектная и исследовательская деятельность как таковая. Проектная и исследовательская деятельность ориентирована на использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач, которые могут носить как теоретический так и практический характер. Это делает возможным участие учеников в работе над получением конкретного результата, способствует выработке умения работать в условиях ограниченного времени, развить навыки создания и защиты презентаций, работы в команде.

        Проектная и исследовательская работа проводится учениками 5-9 классов ГБОУ СОШ № 50 под руководством педагога. Руководитель проектно-исследовательской работы несет ответственность за его реализацию в ходе учебного процесса.

        Как показывает практика, учащиеся, окончив начальную школу, теряют интерес к обучению, мотивация к получению новых знаний ослабевает. Зачастую, ученика не устраивает объяснение, что программа, которую он сейчас осваивает, может пригодится ему в будущем, то есть через несколько  лет. Проектная и исследовательская деятельность позволит применить полученные знания, умения и навыки на практике во время освоения школьной программы и реализовать творческий потенциал конкретного ученика.

Участие в проектной и исследовательской деятельности способствует формированию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества.

Цели и задачи курса «Проектная деятельность в школе».

        Проектная и исследовательская деятельность сегодня неотъемлемая часть учебной деятельности.

Цель курса «Проектная деятельность» – создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, которые будут способствовать развитию индивидуальности учащихся, их творческой самореализации, преодолению фрагментарности изучаемых предметов, рассмотрению изучаемого школьного курса предметов как единого целого, а также позволит ученикам применить полученные знания на практике, накопить практический опыт, развить коммуникативные, управленческие и исследовательские навыки, в том числе и умение формулировать собственные теоретические представления на основе самостоятельно изученного теоретического материала.

        Задачи программы:

        - познакомить учащихся с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД);

        - сформировать опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД);

        - сформировать навыки самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД);

        - сформировать опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД);

        - сформировать навыки самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД);

- сформировать представление об исследовательской деятельности как ведущем способе учебной деятельности;

        - обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

        - сформировать и развить умения и навыки исследовательского поиска;

        - развить познавательные потребности и способности, креативность;

        - развить коммуникативные навыки (партнерское общение) (коммуникативные УУД);

        - сформировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

        - сформировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;

        - воспитание целеустремленности и настойчивости;

        - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

        - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

        - формирование умения решать творческие задачи;

        - развивать ресурсную базу школы, отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включённых в проектную деятельность.

Специфика курса.

Метод проектов отличается от классических методов обучения. При этом, метод проектов направлен на многоаспектное развитие личности школьник.

В основе проектной методики – цикличность образовательного процесса. Каждый цикл мы можем рассматривать как законченный самостоятельный этап обучения, который в первую очередь направлен на решение заранее определенных задач в их неразрывности с общей целью овладения учебным предметом.

Метод проектов не является совершенно новым в педагогической практике, но при этом он занимает ведущие позиции среди педагогических технологий XXI века. Специфика проектной деятельности проявляется прежде всего в направленности на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов. При этом руководителю проекта необходимо учитывать разновозрастность детей общей группы. В связи с этим занятия составлены с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.

Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше приобретают специфические черты проектной деятельности.

Группы умений, которые формирует курс:

  1. Исследовательские (генерация идей, выбор решения поставленных задач);
  2. Социального воздействия (формирование умений сотрудничества в рамках исследовательской групповой деятельности, формирования умения оказывать помощь одногруппникам и умения принимать помощь, умение следить и корректировать ход исследовательской деятельности);
  3. Оценочные (умение адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников);
  4. Информационные (умение самостоятельного поиска необходимой информации, ее анализ и систематизация);
  5. Презентационные (умение выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, подготавливать наглядный материал для иллюстрации своих достижений и результатов работы, умение построения выступления);
  6. Рефлексивные (умение выявлять новые знания и навыки, полученные в ходе выполнения конкретных задач, умение определять, чему следует учиться далее);
  7. Управленческие (умение проектировать процесс, планировать время и распределять ресурсы, умение принимать решения, распределять обязанности в групповой работе).

Этапы проектной деятельности:

  1. Постановка проблемы (ведущую роль в постановке проблемы может определять как ученик, так и учитель, при этом учитель служит не «генератором», а лишь направляет ученика).
  2. Тема проекта (отображает основную идею. Тема формируется исходя из анализа возникшей проблемы).
  3. Цель проекта (определяется исходя из выбора наиболее актуальной проблемы в соответствии с озвученной темой).
  4. Задачи проекта (теоретические – изучить, найти, собрать информацию; моделирующие и исследовательские – смоделировать ситуацию или провести исследование; практические – определить значимость проекта; презентационные – защита проекта).
  5. Гипотеза (выдвигается исходя из целей проекта).
  6. План работы (включает в себя прежде всего знакомство детей с методами проектно-исследовательской деятельности, которые помогут учащимся перейти непосредственно к практической реализации проекта).
  7. Продукт проекта (логическое завершение проекта: доклад, статья, книга и проч.).
  8. Выводы (подведение итогов: смогли ли добиться поставленных целей).

Особенности программы.

        Особенностью программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

        В этом качестве программа призвана обеспечить реализацию следующих принципов:

        - непрерывность и преемственность курса школьной программы и дополнительного образования как единого целостного образовательного процесса;

        - индивидуализации и социализации конкретного ребенка в системе внеурочной деятельности;

        - системность учебно-воспитательного процесса;

        - раскрытие интеллектуального потенциала школьника и поддержка одаренных детей.

        Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

        В свою очередь проектная и исследовательская деятельность служит логическим продолжением урока и предусматривает вовлеченность каждого ученика в процесс выявления и систематизации данных. Личные качества, формируемые в результате проектной и исследовательской деятельности, ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

        Результат проектной и исследовательской деятельности – личный и общественно значимый продукт: доклад, статья, макет, презентация, конференция, комплексная работа, и т.д.

        В данной связи в целях логического завершения деятельности предлагается внести в учебный план школы проведение итоговой научной конференции учащихся для презентации результатов проведенного исследования.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями ФГБОУ СОШ № 50. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии ФГБОУ СОШ № 50 или на конференции, проводимой в ФГБОУ СОШ № 50.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

        По форме проекты могут быть индивидуальными (т.е. выполнены конкретным учеником единолично) или групповыми (т.е. выполненные группой учащихся).

        Выполнение проекта можно условно разделить на три значимые части: разработка проекта, практическая реализация и защита.

Место курса «Проектная деятельность в школе» в учебном плане ФГОБУ СОШ № 50

Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность». В соответствии с учебным планом ФГБОУ СОШ № 50 на проектную деятельность в 5, 7, 9 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением взрослых.

Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях, библиотеках, в актовом зале.

Проектная деятельность включает: проведение научных исследований, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, конференция.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики: уровневая дифференциация, проблемное обучение, поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

- с уроками русского языка и литературы: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений, исследование произведений;

- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов, сопоставление предметов изобразительного искусства с литературными произведениями;

- с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов;

- с уроками обществознания: исследование общественных явлений.

Требования к ЗУНам по окончанию реализации программы.

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

- основные источники информации;

- правила оформления списка использованной литературы;

- правила классификации и сравнения,

- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)

- правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся должны уметь:

- выделять объект исследования;

- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

- работать в группе;

- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Личностные и метапредметные результаты

Личностные

У школьников будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Школьник научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Школьник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Школьник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Содержание программы

№ п/п

Наименование тем.

Количество часов.

Введение (1ч)

1

Проект. Проектная деятельность.

1

Теоретический блок (с элементами практики) (13 ч)

Способы мыслительной деятельности (7 ч)

2

Тема учебного проекта.

1

3

Этапы работы над учебным проектом. Составление индивидуального плана.

1

4

Проблема как основа проектной деятельность.

1

5

К вопросу определения проблематики исследования.

1

6

Учимся задавать вопросы.

1

7

Учимся выдвигать гипотезы

1

8

Источники информации

1

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (6 ч)

8

Выдвижение гипотезы проектной работы.

1

9

Цели и задачи исследования

1

10

Методы исследования. Мыслительные операции

1

11

Сбор материала для исследования

1

12

Анализ и синтез. Суждения. Умозаключения. Выводы

1

13

Обобщение полученных данных.

1

Практический блок (18ч)

Мы исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (6ч)

14

Планирование работы

1

15

Обучение Анкетированию, социальному опросу, интервьюированию

1

16-17

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

18-19

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление теоретического материала.

2

Юный оратор (8ч)

20

Особенности ораторского искусства. Личность оратора.

1

21-22

Подготовка речи. Ее структура и композиция.

2

23-24

Техника речи. Постановка голоса. Дыхание.

2

25

Постановка на публике. Выразительные средства речи.

1

26-27

Отработка индивидуальной речи.

2

28-31

Экскурсии в соответствии с темами выбранных исследовательских проектов (4ч)

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (3ч)

32-34

Подготовка к защите. Предзащита проектов.

3

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература для учителя:

Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2

Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.

Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.

Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.

Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

Литература для обучающихся:

Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.

А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет- ресурсы:

* Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com 

* Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 

* А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem_ 

* Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ 

* Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/ 

Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 

«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 

Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty 

Оборудование и кадровое обеспечение программы

компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.

Перечень тем проектно-исследовательской работы для учащихся 5-9 классов

  1. класс.
  1. Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» в современном кинематографе (мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
  2. Образ дракона в детской литературе.
  3. Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».
  4. Сказочное и мифологическое в повестях Н.В. Гоголя.
  5. Образ волка и лисы в народных сказках и в баснях Крылова.
  6. 12 месяцев (этимология названий месяцев).
  7. Звукопись в лирике русских поэтов.
  8. Имена собственные учащихся 5 класса.
  9. Интересные способы словообразования.
  10. Осенние (зимние и др.) слова в лирике А. Пушкина.
  11. Утерянные буквы русского алфавита.
  12. Архетип матери в русских народных сказках.
  13. Женские образы русских народных сказок.
  14. Образ Иванушки в русских народных сказках.
  15. Сказ Бажова «Каменный цветок» и русская волшебная сказка.
  16. Мои ровесники в литературных произведениях.
  17. Родная природа в лирике Сергея Есенина.
  18. Родная природа в русской поэзии XX века.
  19. Роза в произведениях литературы.

7 класс.

  1. Географические знания в романе А. Беляева «Остров погибших кораблей».
  2. Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести «Тарас Бульба»).
  3. Вольный мир Запорожской Сечи в произведении Гоголя «Тарас Бульба».
  4. Образ Петербурга в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
  5. Изображение степи в произведениях Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и А.П. Чехова «Степь».
  6. Кавказ в жизни и творческой судьбе М. Ю. Лермонтова.
  7. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
  8. Лицей во времена А. Пушкина и в наши дни.
  9. Национальные особенности, отраженные в сказках «Снегурочка» братьев Гримм и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
  10. Интертекстуальность авторских сказок (сказки по выбору учащихся).
  11. Образы цветов в творчестве А. Пушкина.
  12. Святочные гадания и баллада В.А. Жуковского «Светлана».
  13. Символика цвета в произведениях Гаршина.
  14. Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны.
  15. Алгоритм создания лингвистической сказки.
  16. Буква Ё в русском языке.
  17. Вопросы экологии языка в современном мире.
  18. Имеют ли значения предлоги?
  19. Искусственные языки.
  20. Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).

9 класс

  1. Военная тема лирики Владимира Высоцкого.
  2. Любовная тема лирики Владимира Высоцкого.
  3. Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова.
  4. История создания поэмы «Мертвые души».
  5. Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.
  6. Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в постановках русских театров.
  7. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в контексте русской литературы XIX века (на примере пьесы Е.П. Ростопчиной «Возврат Чацкого», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и пьесы А.Н. Островского «Доходное место»).
  8. Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.
  9. От «Портрета» Н.В. Гоголя к «Портрету Дориана Грея» О. Уайльда.
  10. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
  11. Русская дуэль. Дуэль в творчестве и жизни А.С. Пушкина.
  12. Любовь в повести И. С. Тургенева «Ася».
  13. Влияние нецензурной и обсценной лексики на человека.
  14. Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы).
  15. Королевство кривых зеркал Виталия Губарева.
  16. Ростовщик и ростовщичество в русской и зарубежной литературе (Н.В. Гоголь, О. де Бальзак).
  17. Русские писатели-лауреаты нобелевской премии.
  18. Создание словаря топонимов и лексического комментария к «Слову…».
  19. Сопоставление поэтических переводов «Слова…».
  20. Активные латинские и греческие словообразовательные элементы.
  21. Англицизмы в русском языке
  22. Античный и библейский ономастикон в публичной речи.
  23. Невербальные средства общения.
  24. Откуда родом русский язык?
  25. Российские учёные-лингвисты. По страницам учебника.
  26. Символика жёлтого цвета в произведениях А.А. Ахматовой.
  27. Средства речевой выразительности в заголовках СМИ.
  28. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
  29. Этимология названий месяцев в календарях разных народов.

Темы по выбору:

  1. История меценатства в России.
  2. Права и обязанности граждан России.
  3. Права человека от рождения.
  4. Правовой статус ребенка.
  5. Мои права. Мои обязанности. (Изучая Конституцию РФ).
  6. Подросток и его права.
  7. Подросток как гражданин.
  8. Преступность несовершеннолетних.
  9. Проблема выбора жизненного пути.
  10. Формирование менталитета русского народа.
  11. Роль диаспор в политической, экономической и культурной жизни государства.
  12. Подростковая преступность в Санкт-Петербурге.
  13. Образ России в отечественном/зарубежном кинематографе.
  14. Образование: право и обязанность? Историко-юридический аспект.
  15. Отклоняющееся поведение.
  16. Терроризм в современном мире.
  17. Терроризм, как фактор укрепления авторитарного государства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация проектной и исследовательской деятельности в школе"

Презентация  об организации проектной и исследовательской деятельности в школе....

Исследовательская деятельность в школе

Исследовательская работа в школе предоставляет возможность ученикам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности, повышает мотивацию изучения предмета, позволяет принимать самостояте...

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

Ассоциированные школы ЮНЕСКО. Проектная деятельность в школе

Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» (ПАШ) был инициирован ЮНЕСКО в 1953 году. Российская сеть ассоциированных школ сформировалась чуть позднее, в 1957 году, что не помешало ей органи...

Культура проектно-исследовательской деятельности в школе. «Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования»

Проектно-исследовательская деятельность - один из аспектов ежедневной деятельности учителя или совместный способ учения,направленный на творческую реализацию ученика и учителя?Цель: ознакомл...

Методическая разработка мастер-класса «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной деятельности на основе ИКТ»

Мастер-класс «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной дея­тельности на основе ИКТ» – второй мастер-класс в цикле мастер-классов «Проектная д...